I инстанция – Шестакова Д.Г.
II инстанция – Лобова Л.В., Пильганова В.М. (докладчик), Жолудова Т.В.
Дело №88-12873/2022
Уникальный идентификатор дела 77RS0032-02-2021-015934-19
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
2 июня 2022 года город Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Матушкиной Н.В.,
судей Курчевской С.В., Бибеевой С.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Краснова Николая Сергеевича к Управлению социальной защиты населения Юго-западного административного округа г. Москвы о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», обязании присвоить звание «Ветеран труда» (номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-950/2022)
по кассационной жалобе Краснова Николая Сергеевича на решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 13 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 20 апреля 2022 года,
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Матушкиной Н.В., объяснения Краснова Николая Сергеевича и его представителя Краснову А.Н., поддержавших доводы жалобы,
судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Краснов Н.С. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Юго-Западного административного округа города Москвы (далее – УСЗН ЮЗАО г. Москвы) о признании незаконным решения от 12.08.2021 № 260700133057 об отказе учесть награждение благодарностью как ведомственного знака отличия в труде; возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда».
Исковые требования мотивированы тем, что Краснов Н.С. зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>, в период с 1987 по 2016 года работал в ФГУП НПП «Торий». Приказом № 194 от 15.06.2009 (в редакции приказа № 720 от 01.07.2020) ему была объявлена благодарность за добросовестное отношение к своим обязанностям, высокую трудовую дисциплину и в связи с 50-летней годовщиной основания предприятия, с занесением записи в трудовую книжку.
09.08.2021 он обратился в ОСЗН Черемушки УСЗН ЮЗАО г. Москвы с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда». Распоряжением от 12.08.2021 № 26070013357 в выдаче удостоверения «Ветеран труда» было отказано в связи с отсутствием у заявителя права на получение удостоверения, так как благодарность генерального директора АО НПП «Торий» не является ведомственным знаком отличия, а АО НПП «Торий» не входит в систему органов государственной власти Российской Федерации, (т. 1, л.д. 3-12).
Решением Гагаринского районного суда г. Москвы от 13 января 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 20 апреля 2022 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Краснов Н.С. выражает несогласие с судебными постановлениями, считает, что они вынесены с нарушением норм материального и процессуального права; ссылается на доводы, изложенные в исковом заявлении, настаивая на том, что имеет право на звание «Ветеран труда». Полагает, что определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении гражданину соответствующего звания имеет критерий продолжительного и добросовестного труда.
От начальника отдела СЗН района Черемушки г. Москвы Солдатенкова Д.В. поступили возражения на кассационную жалобу, в которых содержится просьба об оставлении обжалуемых судебных постановлений в силе.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения и апелляционного определения в кассационном порядке не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Краснову Н.С. приказом генерального директора АО «НПП Торий» от 15.06. 2009 № 194 в редакции приказа от 02.08.2021 № 720 была объявлена благодарность за добросовестное отношение к своим обязанностям, высокую трудовую дисциплину и в связи с 50-летней годовщиной основания предприятия (т. 1 л.д. 15, 16).
С 06.07.2014 является получателем страховой пенсии по старости, имеет трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии продолжительностью 41 год 05 месяцев 16 дней (т. 1 л.д. 19-20).
12.08.2021 Краснов Н.С. обратился в ОСЗН района Черемушки УСЗН ЮЗАО г. Москвы с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда». Оспариваемым решением № 260700133057 от 12.08.2021 ОСЗН района Черемушки в выдаче удостоверения Краснову Н.С. было отказано в связи с отсутствием у заявителя права на получение государственной услуги: не представлены государственные награды либо ведомственные знаки отличия в труде (т. 1 л.д. 18).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что основанием для выдачи удостоверения «Ветеран труда» являются не любые почетные звания, знаки, грамоты, благодарности, а только те, которые выданы от имени органов государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации. Между тем, приказ генерального директора АО «НПП Торий» об объявлении благодарности не может служить основанием для присвоения звания «Ветеран труда», так как благодарность объявлена организацией, не являющейся федеральным органом исполнительной власти; приказ генерального директора об объявлении благодарности в систему государственных наград, установленных пунктом 27 Положения о государственных наградах Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 02.03.1994 № 442 и в число почетных званий Российской Федерации, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 30.12.1995 № 1341 «Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении положений о почетных званиях Российской Федерации и описания нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации» не входят и не являются почетным званием СССР и РСФСР, поскольку не включены в перечень почетных званий СССР и РСФСР, установленный статьей 19 Общего положения об орденах, медалях и почетных званиях СССР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 03.07.1979 № 360-X.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что жалоба не подлежит удовлетворению, поскольку суды правильно применили нормы материального и процессуального права. Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и им была дана правильная оценка.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами труда являются лица: имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.Из системного толкования положений статей 1, 7 Федерального закона «О ветеранах» следует, что ветеранами труда помимо лиц, имеющих удостоверение «Ветеран труда», и лиц, начавших трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющих трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин, являются также лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
В силу части 4 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; на основании статей 10, 22 указанного Закона меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами.
Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии; согласно п. п. 2, 3.1 ст. 26.3 указанного Закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено, в частности, решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда.
В соответствии со статьей 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ; такие расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов.
Учитывая изложенное, исходя из того, что меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, у города Москвы как субъекта Российской Федерации имеется право самостоятельно определять перечень наград, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда».
В развитие приведенных положений федерального законодательства в городе Москве принято постановление Правительства Москвы от 27.06.2006 № 443-ПП «О присвоении звания «Ветеран труда», которым утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», регулирующее порядок присвоения звания «Ветеран труда».
Согласно п. 2 данного Положения звание «Ветеран труда» присваивается гражданам: награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении (подп. 2.1.); награжденным по состоянию на 30.06.2016 ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении (подп. 2.1.1); начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (подп. 2.2.).
С 01.07.2016 в Федеральный закон «О ветеранах», в постановление Правительства Москвы от 27.06.2006 № 443-ПП внесены изменения, которые предусматривают основанием для присвоения звания ветерана труда помимо награждения орденами или медалями СССР или Российской Федерации, почетными грамотами и благодарностью Президента Российской Федерации, присвоения почетных званий СССР или Российской Федерации, также награждение ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики), что также свидетельствует, что критерием для признания лица ветераном труда с последующим предоставлением государственных мер социальной поддержки является не любое достижение в труде, а особые заслуги, отличия в труде и продолжительный труд, отмеченный соответствующим ведомством, входящим в систему органов государственной власти.
Суды пришли к правильному выводу о том, что представленные сведения о награждении истца благодарностью АО «НПП Торий» не относятся к ведомственным знакам отличия за заслуги в труде, наличие которых является одним из условий для признания лица ветераном труда, и не свидетельствуют о награждении истца за продолжительный добросовестный труд руководством органов государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации либо ведомством, входящим в систему органов государственной власти. Благодарность истцу объявлена АО «НПП Торий», т.е. организацией, не являющейся федеральным органом исполнительной власти.
Учитывая, что критерием для признания лица ветераном труда с последующим предоставлением государственных мер социальной поддержки является не любое достижение в труде, а особые заслуги, отличия в труде и продолжительный труд, отмеченный соответствующим ведомством, то представленная истцом выписка из приказа генерального директора АО «НПП Торий» об объявлении благодарности не является правоустанавливающим наградным документом для присвоения звания "Ветеран труда".
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства. Исходя из установленных судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, суды правильно применили нормы материального права.
В соответствии с ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, которые были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, и им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемых судебных постановлениях, они, по существу, направлены на переоценку собранных по делу доказательств и не опровергают правильность выводов суда об установленных обстоятельствах. Выводы суда, содержащиеся в судебных постановлениях, не противоречат фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, указанных в ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении настоящего спора судом допущено не было, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
о п р е д е л и л а :
решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 13 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 20 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Краснова Николая Сергеевича – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи