ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-12886/2022 от 31.08.2022 Третьего кассационного суда общей юрисдикции

УИД 11MS0004-01-2021-003101-66

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-12886/2022

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Санкт-Петербург 31 августа 2022 г.

Третий кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Лепской К.И., рассмотрев единолично, без вызова сторон и проведения судебного заседания гражданское дело № 2-2474/2021 по исковому заявлению Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный химико-фармацевтический университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации к Ш.У.А. о взыскании задолженности по возврату мер социальной поддержки, штрафа, процентов за пользование чужими денежными средствами

по кассационной жалобе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный химико-фармацевтический университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации на решение мирового судьи Кутузовского судебного участка города Сыктывкара Республики Коми от 11 октября 2021 г. и апелляционное определение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 01 марта 2022 г.

установил:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный химико-фармацевтический университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный химико-фармацевтический университет» Министерства здравоохранения РФ) обратилось в суд с иском к Ш.У.А. о взыскании задолженности по возврату бюджетных средств выплаченных ответчику в качестве мер социальной поддержки в размере 7 500 рублей 00 копеек, штрафа в двукратном размере относительно расходов (бюджетных средств), связанных с выплатой мер социальной поддержки в размере 15 000 рублей 00 копеек, процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 14.06.2019 г. по 15.05.2021 г. в размере 2 387 рублей 13 копеек, судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 946 рублей 61 копейки, почтовых расходов в размере 514 рублей 80 копеек.

В обоснование иска истец указал, что между сторонами был заключен договор о целевом приеме. 14 июня 2019 г. на основании приказа №443ст от 28.06.2019 г. Ш.У.А. была отчислена из Университета за недобросовестное освоение образовательной программы и невыполнение учебного плана. В соответствии с частью 7 статьи 56 Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции, действующей до 01.01.2019 г., то есть до вступления в законную силу федерального закона от 03.08.2018 г. №337-Ф3), а так же исходя из требования, изложенного в пункте 7.1. Договора об образования в случае неисполнения обязательств по трудоустройству, ответчик обязан в полном объеме возместить истцу расходы, связанные с предоставлением ответчику мер социальной поддержки (стипендии) с выплатой штрафа в двукратном размере относительно указанных расходов. В период обучения Ш.У.А. оказывались меры социальной поддержки в форме назначения и выплаты государственной академической стипендии. Поскольку обязательство по трудоустройству ответчиком не исполнено, истец просил взыскать с ответчика задолженность по возврату бюджетных средств выплаченных Ш.У.А. в качестве мер социальной поддержки.

Решением мирового судьи Кутузовского судебного участка города Сыктывкара Республики Коми от 11 октября 2021 г., оставленным без изменения апелляционным определением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 01 марта 2022 г., в удовлетворении исковых требований ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный химико-фармацевтический университет» Министерства здравоохранения РФ к отказано.

В кассационной жалобе ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный химико-фармацевтический университет» Министерства здравоохранения РФ просит об отмене судебных актов, ссылаясь на нарушения нижестоящими судами норм материального и процессуального права, правил оценки доказательств. Заявитель полагает, что исковые требования подлежали удовлетворению. В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель ссылается на доводы, приводимые в апелляционной жалобе.

На основании с части 10 статьи 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания.

На основании части 1 статьи 3796 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.

Судами установлено и подтверждено материалами дела, что 21 марта 2014 г. между государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Санкт- Петербургская химико-фармацевтическая академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации в дальнейшем переименованным в федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт- Петербургская государственная химико - фармацевтическая академия» Министерства здравоохранения (ФГБОУ ВО СПХФА Минздрава России, а со 2 марта 2018 г. переименованного в федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный химико - фармацевтический университет» Министерства здравоохранения (ФГБОУ ВО СПХФУ Минздрава России), и Министерством образования Республики Коми в дальнейшем переименованным в Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми был заключен договор 39252Ш4 о целевом приеме для подготовки специалистов с высшим образованием на бюджетной основе.

Согласно п. 1.1.-1.2. Договора, Исполнитель обязуется организовать целевой прием граждан, заключивших договор о целевом обучении с Заказчиком, в рамках квоты целевого приема для получения высшего образования в объеме установленных на очередной год контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а Заказчик обязуется организовать учебную и производственную практики гражданина, заключившего Договор о целевом обучении, в соответствии с учебными планами Исполнителя. Исполнитель выделяет для Заказчика пять мест для целевого приема граждан, заключивших Договор о целевом обучении с Заказчиком, в рамках квоты целевого приема для получения высшего образования на бюджетной основе по специальности ХЗ.05.01 «Фармация»- 5 мест. Министерство также обязалось, согласно п.2.2.3, выдать гражданам Договор о целевом обучении и до 20 июня 2014 г. (дата начала приема документов) представить Исполнителю списки граждан, с указанием фамилий, имен, отчеств и населенных пунктов их проживания, направляемых для участия в конкурсе на целевые места. Организовать прохождение гражданами, заключившими Договор о целевом обучении и принятыми на целевые места по конкурсу, проводимому в рамках квоты целевого приема, учебной и производственной практики в соответствии с учебными планами Исполнителя. Университет обязался организовать целевой прием граждан, заключивших Договор о целевом обучении с Заказчиком, в рамках квоты целевого приема в количестве 5 человек по направлению подготовки 33.05.01 «Фармация» - 5 человек, принимать на целевые места граждан, заключивших Договор о целевом обучении, и прошедших конкурс, проводимый в рамках квоты целевого приема в соответствии с порядком приема, установленным в соответствии с частью 8 статьи 55 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерацию, уменьшить количество выделенных целевых мест, запрашиваемых Заказчиком, в случае не обеспечения конкурса Заказчиком на предоставленную квоту мест для целевого приема в соответствии с порядком приема, заключить Договоры с гражданами, зачисленными на целевые места, о предоставлении Исполнителем образовательных услуг в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов по соответствующим направлениям подготовки и специальностям, обеспечивать необходимые условия для подготовки граждан, заключивших Договор о целевом обучении и обучающихся по образовательным программам высшего образования, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, с учетом новейших достижений науки, техники и технологии.

Также установлено, что 30 июня 2014 г. на основании Договора о целевом приеме и Договора о целевом обучении между Министерством образования Республики Коми и Ш.У.А. был заключен договор о целевом обучении, согласно которому Ш.У.А. обязалась освоить образовательную программу 33.05.01 «Фармация» по очной форме обучения, также она обязалась успешно пройти государственную итоговую аттестацию по указанной образовательной программе и заключить трудовой договор (контракт) с организацией, а Организация обязуется предоставить гражданину меры социальной поддержки и организовать прохождение практики в соответствии с учебным планом.

Согласно п.3 Организация обязалась выплачивать стипендию из средств республиканского бюджета Республики Коми в размере и на условиях, определенных постановлением Правительства Республики Коми от 24.10.2007 № 248. организовать прохождение гражданином практики в соответствии с учебным планом, обеспечить в соответствии с полученной квалификацией трудоустройство гражданина на предприятиях (организациях) Республики Коми, в случае неисполнения обязательств по трудоустройству гражданина в течение б месяцев выплатить гражданину компенсацию в двукратном размере расходов, связанных с предоставлением ему мер социальной поддержки, уведомить гражданина об изменении местонахождения, банковских реквизитов (при их наличии) или иных сведений, имеющих значение для исполнения настоящего договора, в течение 10 календарных дней со дня возникновения указанных изменений.

Согласно п.5 Договора на гражданина была возложена обязанность осваивать образовательную программу 33.05.01 Фармация, представлять по требованию Организации информацию о результатах прохождения промежуточных аттестаций в соответствии с учебным планом и выполнении обязанностей, предусмотренных уставом и правилами внутреннего распорядка обучающихся, проходить практику, организованную Организацией, в соответствии с учебным планом, соблюдать нормативные акты организации, в которой организовано прохождение практики в соответствии с учебным планом, заключить с организацией трудовой договор (контракт) не позднее, чем через 6 месяцев со дня получения соответствующего документа об образовании и о квалификации; возместить Организации в течение 6 месяцев расходы, связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки, а также выплатить штраф в двукратном размере расходов, связанных с предоставлением ему мер социальной поддержки, в случае неисполнения обязательств по трудоустройству, предусмотренных настоящим договором; уведомить Организацию об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), паспортных данных, банковских реквизитов (при их наличии) и иных сведений, имеющих значение для исполнения настоящего договора, в течение 10 календарных дней со дня возникновения указанных изменений.

29 августа 2014 г. на основании двух вышеуказанных договоров (Договора о целевом приеме и Договора о целевом обучении) между Университетом студентом - Ш.У.А. и её представителем- К.И.В. был заключен договор об образовании №2014- 01Ц/25 по обучению за счет бюджетных ассигнований в рамках целевого приема.

Согласно договору, Университет предоставляет образовательные услуги в рамках целевого приема по обучению Студента за счет бюджетных ассигнований Федерального бюджета, а Студент проходит обучение по основной образовательной программе высшего образования, на фармацевтическом факультете, по специальности 33.05.01 «Фармация».

Данным договором на Студента возложена обязанность при поступлении в Академию и в процессе обучения представлять все необходимые документы; посещать занятия указанные в учебном расписании и выполнять задания по подготовке к занятиям, даваемые педагогами- работниками Исполнителя; соблюдать требования Устава Исполнителя, Правил внутреннего распорядка и иных локальных нормативных актов, учебную дисциплину и общепринятые нормы поведения, в частности, проявлять уважение к научно-педагогическому, техническому, административно-хозяйственному, учебно-вспомогательному и иному персоналу Исполнителя и другим обучающимся посягать на их честь и достоинство; бережно относиться к имуществу Исполнителя и возмещать ущерб, причиненный указанному имуществу, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 7.1 Договора в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Сторонами обязательств по настоящему Договору они несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации и локальными нормативными актами Исполнителя.

Из материалов дела следует, что приказом ректора университета №376ст от 31 июля 2014 г. Ш.У.А. с 01 сентября 2014 г. была зачислена в число студентов Университета, в пределах квоты целевого за счет бюджетных ассигнований на 1 курс фармацевтического факультета.

14 июня 2019 г. на основании приказа №443ст от 28.06.2019 г. Ш.У.А. была отчислена из Университета за недобросовестное освоение образовательной программы и невыполнения учебного плана.

В силу подпункта 26 пункта 1 подпунктов 5, 7 пункта 2 статьи 34 и пункта 1 статьи 36 Закона об образовании обучающимся за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности предоставляются меры социальной поддержки и стимулирования, в том числе в виде получения стипендий, которой признается денежная выплата, назначаемая обучающимся в целях стимулирования и (или) поддержки освоения ими соответствующих образовательных программ.

Студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, назначается государственная академическая стипендия в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (пункт 3 статьи 36 Закона об образовании).

В силу части 8 статьи 36 Закона об образовании государственная академическая студентам выплачиваются в размерах, определяемых образовательным учреждением с учетом мнения совета обучающихся и выборного органа первичной профсоюзной организации (при его наличии) в пределах средств, выделяемых учреждению на стипендиальное обеспечение обучающихся (стипендиальный фонд). Стипендиальный фонд включает в себя средства на выплату стипендий, выплачиваемых за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Установлено, что Истцом выплачивалась Ответчику государственная академическая стипендия за период с сентября 2014 г. по январь 2015 г., за данный период выплачено 7500 руб. |

Выплата государственной академической стипендии студентам регулируется пунктом 1 части 2 и частью 3 статьи 36 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в силу которой студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, назначается государственная академическая стипендия и (или) государственная социальная стипендия в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.

Из пункта 5 Порядка назначения государственной академической стипендии и (или) государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, выплаты стипендий слушателям подготовительных отделений федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, утвержденного приказом Минобрнауки России от 27.12.2016 № 1663, следует, что государственная академическая стипендия, по общему правилу, назначается студентам в зависимости от успехов в учебе на основании результатов промежуточной аттестации в соответствии с календарным учебным графиком с первого числа месяца, следующего за месяцем ее окончания, не реже двух раз в год.

Студент, которому назначается государственная академическая стипендия, должен соответствовать следующим требованиям: отсутствие по итогам промежуточной аттестации оценки «удовлетворительно»; отсутствие академической задолженности.

В период с начала учебного года по месяц окончания первой промежуточной аттестации в соответствии с календарным учебным графиком государственная академическая стипендия выплачивается всем студентам первого курса, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований мировой судья, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что в данном случае выплаченная Ответчику государственная академическая стипендия является расходами на его обучение и возмещению не подлежит, Университетом выплачивалась стипендия за счет средств субсидий федерального бюджета, а не средств университета.

Также суды нижестоящих инстанций исходили из того, что стипендия данного вида назначается всем студентам, отвечающим установленным требованиям, при этом ее выплата не ставится в зависимость от того, направлен ли студент на обучение работодателем и получает ли от последнего иную стипендию.

Порядок заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом - обучении, а также их типовые формы были утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2013 № 1076 «О порядке заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении», утратившим силу 29.03.2019 г. (далее - Постановление).

Согласно подпунктам «д», «е» пункта 5 типовой формы договора о целевом обучении, утвержденной Постановлением, гражданин обязан заключить с организацией, указанной в подпункте «в» пункта 3 настоящего договора, трудовой договор (контракт) со дня получения соответствующего документа об образовании и о квалификации, в случае неисполнения обязательств по трудоустройству, предусмотренных настоящим договором, возместить организации расходы, связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки, а также выплатить штраф в двукратном размере расходов, связанных с предоставлением ему мер социальной поддержки.

Судами принято во внимание, что в период обучения с сентября 2014 г. по август 2015 г. Ш.У.А. получала стипендию из средств республиканского бюджета Республики Коми, на основании подпункта «а» пункта 3 Договора.

Ответчик отчислен в связи с наличием академической задолженности, то есть до получения документа об образовании, с которым законодатель связывает трудоустройство гражданина.

При этом, судами установлено, что согласно условиям договора №2014-01Ц/25 от 29.08.2014 г. условие о возврате стипендии не предусмотрено, обязательств по трудоустройству ответчик перед истцом не имеет и данное обязательство данным договором не предусмотрено. Более того, ответственность сторон по договору не конкретизирована.

Согласно п. 8, 9, 10 ст. 36 Закона № 273-ФЗ «Об образовании»; п. 1 постановления Правительства РФ № 88 конкретный размер стипендии учебное заведение определяет самостоятельно, однако он не может быть меньше установленных нормативов, которые могут быть проиндексированы с учетом уровня инфляции.

Согласно п. 1, 5 ст. 99 Закона № 273-ФЗ «Об образовании» финансовое обеспечение оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

Частью 3 статьи 56 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», регулирующей целевой прием на обучение и условия договора о целевом приеме и целевом обучении предусматривалось, что целевой прием проводится в рамках установленной квоты на основе договора о целевом приеме, заключаемого соответствующей организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с заключившими договор о целевом обучении с гражданином федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, государственным (муниципальным) учреждением, унитарным предприятием, государственной корпорацией, государственной компанией или хозяйственным обществом, в уставном капитале которого присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

По смыслу положений части 4 данной статьи договор о целевом обучении заключается между органом или организацией, указанными в части 3 той же статьи, и гражданином, принятым на целевые места по конкурсу, проводимому в рамках квоты целевого приема.

Частью 7 той же статьи предусматривалось, что гражданин, не исполнивший обязательства по трудоустройству, за исключением случаев, установленных договором о целевом обучении, обязан возместить в полном объеме органу или организации, указанным в части 3 настоящей статьи, расходы, связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки, а также выплатить штраф в двукратном размере относительно указанных расходов. Орган или организация, указанные в части 3 настоящей статьи, в случае неисполнения обязательства по трудоустройству гражданина выплачивает ему компенсацию в двукратном размере расходов, связанных с предоставлением ему мер социальной поддержки.

Таким образом, разрешая спор судами установлено, что отношения, урегулированные данными положениями законодательства, возникли между Ш.У.А. и министерством здравоохранения Республики Коми, которое направило ответчика на обучение и заключило соответствующий договор о целевом приеме с образовательной организацией, а также заключило 30.06.2014 г. договор о целевом обучении с ответчиком, также содержащий в пункте 1.1 сведения о том, что его обучение осуществляется в рамках исполнения государственного контракта между министерством и ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный химико-фармацевтический университет» Министерства здравоохранения РФ.

Давая оценку собранным по делу доказательствам, суды пришли к выводу, что право требовать применения к ответчику санкций, предусмотренных частью 7 статьи 56 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», могло бы принадлежать только министерству здравоохранения Республики Коми, а не ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный химико-фармацевтический университет» Министерства здравоохранения РФ, которое в данном случае не является организацией, указанной в части 3 вышеназванной статьи, т.е. организацией, заключившей договор о целевом приеме.

Выводы суда первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным судами фактическим обстоятельствам дела и нормам материального и процессуального права. Оснований для признания их неправильными суд кассационной инстанции не усматривает.

Несогласие с данной судами оценкой доказательств, и установленными судом обстоятельствами, не могут служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.

Изложенные в кассационной жалобе доводы основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права, повторяют доводы, которые были предметом судебного исследования, данным доводам в судебных постановлениях дана соответствующая оценка, указаны мотивы и сделаны выводы, по которым данные доводы судом не приняты, в связи с чем отсутствует необходимость в приведении в кассационном определении таких мотивов.

Кассационная жалоба не содержит указания на судебную ошибку, а иная точка зрения относительно того, как должно быть разрешено дело, не свидетельствует о незаконности решения.

Решение суда соответствует требованиям части 4 статьи 67, а также положениям части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Апелляционное определение постановлено в пределах полномочий суда апелляционной инстанции, предусмотренных статьями 3271 и 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также соответствует требованиям статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Предусмотренных статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных постановлений не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции

определил:

решение мирового судьи Кутузовского судебного участка города Сыктывкара Республики Коми от 11 октября 2021 г. и апелляционное определение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 01 марта 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный химико-фармацевтический университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации - без удовлетворения.

Судья К.И. Лепская