ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-13541/2021 от 04.08.2021 Третьего кассационного суда общей юрисдикции

Т Р Е Т И Й К А С С А Ц И О Н Н Ы Й С У Д

О Б Щ Е Й Ю Р И С Д И К Ц И И

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело № 88-13541/2021

Санкт-Петербург 04 августа 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Стешовиковой И.Г.,

судей Белинской С.В., Рогачевой В.В.,

с участием прокурора Власовой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Псковского городского суда Псковской области от 11 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 30 марта 2021 года по делу № 2-126/2021 по иску ФИО1 к Комитету по региональному контролю и надзору Псковской области о восстановлении на государственной гражданской службе,

заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Стешовиковой И.Г., объяснения истицы ФИО1, заключение прокурора Власовой О.Н.,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Комитету по региональному контролю и надзору Псковской области о восстановлении на работе.

В обоснование указала, что работала в Комитете по строительству и жилищному надзору Псковской области в должности консультанта инспекции государственного жилищного надзора; сДД.ММ.ГГГГ по настоящее время находится в декретном отпуске и в отпуске по уходу за ребенком.

Согласно Указу губернатора Псковской области от 30.04.2019 №37-УГ «О внесении изменений в структуру органов исполнительной власти Псковской области и структуру Аппарата Администрации Псковской области» полномочия Комитета по строительству и жилищному надзору ФИО2<адрес> переданы Комитету по региональному контролю и надзору ФИО2<адрес>.

Все сотрудники ликвидированного Комитета переведены в новый Комитет без изменений функциональных обязанностей, однако ФИО1 уволена приказом Комитета по строительному и жилищному надзору Администрации ФИО2<адрес>ДД.ММ.ГГГГл/с по основанию, предусмотренному п. 8.3 ч.1 ст.37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в связи с упразднением государственного органа.

Решением Псковского городского суда от 14 июля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 30 марта 2021 года, исковые требования ФИО1 к Комитету по региональному контролю и надзору ФИО2<адрес> о восстановлении на государственной гражданской службе удовлетворены.

Приказ Комитета по строительному и жилищному надзору Администрации ФИО2<адрес>ДД.ММ.ГГГГл/с об увольнении ФИО1 признан незаконным, ФИО1 восстановлена в должности консультанта инспекции государственного жилищного надзора Комитета по строительному и жилищному надзору Администрации ФИО2<адрес>.

Решение суда исполнено, однако приказом Комитета по строительному и жилищному надзору от ДД.ММ.ГГГГФИО1 вновь уволена по тому же самому основанию. Должность истца в Комитете по региональному контролю и надзору ФИО2<адрес> восстановить отказались. Полагая свои права и законные интересы нарушенными, истец просила восстановить на работе с ДД.ММ.ГГГГ.

В кассационной жалобе заявитель просит об отмене постановленных судебных актов, ссылается на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, что повлекло за собой вынесение судом неправомерных судебных актов.

Истица ФИО1 в суде кассационной инстанции поддержала доводы кассационной жалобы.

Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшего, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии с ч.1 ст.379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что в настоящем деле такого характера нарушения существенные нарушения норм материального права допущены судами первой и апелляционной инстанций.

С ДД.ММ.ГГГГФИО1 проходила государственную гражданскую службы и замещала старшую должность государственной гражданской службы ФИО2<адрес> - консультанта инспекции государственного жилищного надзора Государственного комитета ФИО2<адрес> по строительному и жилищному надзору (категории «специалисты»). С ФИО1 заключен служебный контракт, что подтверждается записями в ее трудовой книжке (л.д.7-11).

ФИО2<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-УГ «О внесении изменений в структуру органов исполнительной власти ФИО2<адрес> и структуру Аппарата Администрации ФИО2<адрес>» Комитет по строительному и жилищному надзору Администрации ФИО2<адрес> упразднен и его полномочия переданы Комитету по региональному контролю и надзору ФИО2<адрес>.

ФИО1 уволена по пункту 8.3 части 1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Решением ФИО2 городского суда ФИО2<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ приказ об увольнении признан незаконным, ФИО1 восстановлена в прежней должности.

15.07.2020 ФИО1 восстановлена в должности консультанта инспекции государственного жилищного надзора Комитета по строительному и жилищному надзору Администрации ФИО2<адрес>.

В тот же день (ДД.ММ.ГГГГ) Комитетом по строительному и жилищному надзору ФИО2<адрес> в адрес консультанта инспекции государственного жилищного надзора Комитета по строительству и жилищному надзору ФИО2<адрес>ФИО1 направлено сообщение (предупреждение) о предстоящем увольнении в связи с упразднением государственного органа.

16.07.2020 председатель ликвидационной комиссии Комитета по строительному и жилищному надзору Администрации ФИО2<адрес>ФИО6 просил председателя Комитета по региональному контролю и надзору ФИО2<адрес>, которому переданы полномочия ликвидируемого органа, организовать предложение ФИО1 вакантных должностей гражданской службы с учетом категории и группы ранее замещаемой ею должности, уровня квалификации, специальности, направления подготовки.

С учетом отсутствия вакантных должностей в Комитете, в соответствии с п. 2, 3, 4 Правил осуществлен поиск подходящих вакансий в других органах государственной власти ФИО2<адрес>.

Письмом Комитета по региональному контролю и надзору ФИО2<адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО1 сообщено об отсутствии в Комитете вакантных должностей, в связи с чем на основании информации полученной от органов государственной власти области и с помощью единой информационной системы управления кадровым составом государственной гражданской службы РФ, истцу предложены для рассмотрения вакантные должности государственной гражданской службы в <адрес>.

Из предложенных семи вакантных должностей государственной гражданской службы в ФИО1 выбрала две вакансии: консультант Комитета по финансам ФИО2<адрес> и ведущий специалист отдела общественных проектов Управления общественных проектов и молодежной политики Администрации ФИО2<адрес>, в связи с чем в указанные органы направлены письма с просьбами рассмотреть возможность трудоустройства ФИО1

Исходя из содержания письма Администрации ФИО2<адрес> от 12.09.2020 по итогам собеседования начальника Управления общественных проектов и молодежной политики Администрации ФИО2<адрес>ФИО7 с государственным служащим области ФИО1, претендующей на замещение вакантной должности ведущего специалиста отдела мониторинга региональных проектов Управления проектной деятельности Администрации ФИО2<адрес>, кандидатура ФИО1 отклонена для назначения на указанную вакантную должность.

Согласно письму Комитета по финансам ФИО2<адрес> №ФН/11-1918 от 26.08.2020 рассмотрение кандидатуры государственного гражданского служащего ФИО1, претендующей на замещение вакантной должности государственной гражданской службы в Комитете по финансам ФИО2<адрес> (консультант по кадрам при руководстве), не представилось возможным, поскольку приказом от ДД.ММ.ГГГГ установлено проведение конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы консультант при руководстве (по кадровым вопросам); прием документов на участие в конкурсе до ДД.ММ.ГГГГ. При этом ФИО1 было предложено принять участие в конкурсе на общих основаниях.

По результатам проведения собеседования кандидатура ФИО1 отклонена Управлением общественных проектов и молодежной политики Администрации ФИО2<адрес>.

Проведение собеседования с ФИО1 в Комитете по финансам ФИО2<адрес> не представилось возможным, поскольку приказом от 04.08.2020 на избранную истцом вакантную должность был объявлен конкурс, но ей было предложено участвовать в конкурсе на общих основаниях.

Приказом Комитета по строительству и жилищному надзору ФИО2<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1 прекращен служебный контракт по основанию, предусмотренному п. 8.3 ч.1 ст.37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в тот же день ФИО1 получила трудовую книжку.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к выводу о соблюдении представителем нанимателя процедуры увольнения, поскольку истцу были предложены все имеющиеся вакантные должности государственной гражданской службы в городе Пскове.

В настоящее время Комитет по строительному и жилищному надзору ФИО2<адрес> исключен из Единого государственного реестра юридических лиц, в связи с чем восстановление ФИО1 на прежней должности невозможно. Трудоустройство же истца в Комитет по региональному контролю и надзору ФИО2<адрес> не возможно ввиду отсутствия вакантных должностей.

Судебная коллегия апелляционной инстанции согласилась с указанными выводами суда первой инстанции.

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также - гражданский служащий), регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации".

В силу пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.

Статьей 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ урегулированы отношения, связанные с гражданской службой, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа.

Согласно части 1 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом: 1) уровня его квалификации, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки; 2) уровня его профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы.

О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (часть 2 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).

Преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, который имеет более высокую квалификацию, специальность, направление подготовки, соответствующие области и виду его профессиональной служебной деятельности, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности (часть 4 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ).

Часть 5 статьи 31Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ предусматривала, что представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В силу части 6 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 названного федерального закона.

По смыслу приведенных нормативных положений, в случае сокращения должностей гражданской службы или упразднения государственного органа гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в этом государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, законом обеспечивается возможность продолжения гражданской службы в этом же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа. В этих целях представитель нанимателя государственного органа обязан в период после предупреждения гражданского служащего о предстоящем увольнении в связи сокращением замещаемой им должности государственной гражданской службы предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Освобождение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и увольнение его с гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднением государственного органа допускается только в случае отказа гражданского служащего от предложенной ему для замещения иной должности государственной гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.

Обязанность представителя нанимателя государственного органа по предложению всех имеющихся вакантных должностей гражданскому служащему при увольнении с гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа императивно установлена частью 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ (в редакции федеральных законов от 5 апреля 2013 г.№ 57-ФЗ, 2 июля 2013 г. №185-ФЗ и 30 июня 2016 г. №224-ФЗ). Данная обязанность не предполагает наличие у представителя нанимателя права выбора, кому из гражданских служащих, замещающих сокращаемые должности гражданской службы или должности гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предложить имеющиеся вакантные должности. Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан предлагать всем гражданским служащим, замещающим сокращаемые должности гражданской службы или должности гражданской службы в упраздняемом государственном органе все имеющиеся вакантные должности с учетом категории и группы замещаемых гражданскими служащими должностей гражданской службы, уровня их квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки. В противном случае будет нарушен один из принципов государственной гражданской службы, предусматривающий равный доступ граждан к государственной гражданской службе и равные условия ее прохождения (пункт 3 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ). Если на одну вакантную должность гражданской службы претендуют несколько гражданских служащих, представитель нанимателя в этом случае с учетом положений части 4 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ (о преимущественном праве на замещение должности гражданской службы) обязан решить вопрос о том, кого из них перевести на эту должность.

Таким образом, представитель нанимателя государственного органа вправе расторгнуть служебный контракт с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе, на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ (в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе) или с гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, на основании пункта 8.3 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ (в случае упразднения государственного органа) при условии исполнения им обязанности по предложению этому гражданскому служащему всех имеющихся в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантных должностей с учетом квалификационных требований к предоставляемой для замещения должности, предусмотренных частью 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ. Неисполнение представителем нанимателя такой обязанности в случае спора о законности увольнения гражданского служащего с гражданской службы по названным основаниям влечет признание судом увольнения незаконным.

Между тем при разрешении спора суд первой и апелляционной инстанций не приняли во внимание, что на основании изданного Губернатором Псковской области Указа от 30.04.2019 года «О внесение изменений в структуру органов исполнительной власти Псковской области и структуру Аппарата Администрации Псковской области» и передачи полномочий Комитета по строительству и жилищному надзору Псковской области были переданы Комитету по региональному контролю и надзору псковской области, и все сотрудники ликвидированного комитета переведены в Комитет по региональному контролю и надзору Псковской области без изменения функциональных обязанностей.

ФИО1 в указанный период времени находилась в декретном отпуске и в отпуске по уходу за ребенком. На период нахождения истицы в указанном отпуске занимаемая ею должность временно была замещена другим сотрудников. Данный сотрудник был переведен в Комитет по региональному контролю и надзору ФИО2<адрес> с теми же функциональными обязанностями.

Между тем, при выходе из отпуска по уходу за ребенком занимаемая ранее истицей должность не была её предложена.

Исходя из положений частей 4,5,6 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ представитель нанимателя при проведении мероприятий по сокращению должностей гражданской службы в государственном органе или при упразднении государственного органа обязан предложить всем гражданским служащим, должности которых подлежат сокращению, или гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, а в случае, если на одну вакантную должность претендуют несколько гражданских служащих, представитель нанимателя обязан решить вопрос с учетом положений части 4 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ (о преимущественном праве на замещение должности гражданской службы) о том, кого из них перевести на эту должность. Освобождение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и увольнение его с гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднением государственного органа допускается только в случае отказа гражданского служащего от предложенной ему для замещения иной должности государственной гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.

Вопрос о наличии у ФИО1 преимущественного права на замещение должности государственной гражданской службы не разрешался представителем нанимателя при увольнении истицы.

Между тем, указанные положения закона не были учтены судами при разрешении спора, учитывая, что на момент увольнения истица имела малолетнего ребенка.

Исходя из изложенного решение Псковского городского суда Псковской области от 11 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Псковской области от 30 марта 2021 года нельзя признать законными, они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 390.14 ГПК РФ является основанием для отмены обжалуемых судебных актов.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального и процессуального права и установленными по делу обстоятельствами.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Псковского городского суда Псковской области от 11 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 30 марта 2021 года отменить. Направить гражданское дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи: