ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-13922/2021 от 01.09.2021 Третьего кассационного суда общей юрисдикции

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88 – 13922/2021

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 1 сентября 2021 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:

Председательствующего Белинской С.В.

судей Ирышковой Т.В., Рогачевой В.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 2 сентября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 12 января 2021 г. по делу № 2-2357/2020 по иску ФИО1 к Калининградской областной таможне о признании незаконным решения о не включении периода службы в выслугу лет и понуждении включить период службы в выслугу лет.

Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Ирышковой Т.В., судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к Калининградской областной таможне о признании незаконным решения о не включении периода службы в выслугу лет и понуждении включить период службы в выслугу лет.

В обоснование иска указано, что в периоды с 07 февраля 1995 г. по 12 сентября 2002 г. и с 10 октября 2002 г. по 30 сентября 2006 г. истец проходил службу в таможенных органах Российской Федерации, уволен по окончанию срока службы, предусмотренного контрактом. Выслуга лет для назначения пенсии по состоянию на 30 сентября 2006 г. составляла: календарная – 13 лет 2 месяца 21 день; льготная – 0 лет 8 месяцев 2 дня; общая – 13 лет 10 месяцев 23 дня.

Со 2 апреля 2007 г. по 22 апреля 2013 г. он проходил службу в уголовно-исполнительной системе Калининградской области и выслуга лет на день увольнения составляла: календарная – 9 лет 11 месяцев 23 дня; льготная – 12 лет 10 месяцев 18 дней; в УИС – 6 лет 00 месяцев 20 дней.

На его заявление о назначении пенсии из Калининградской областной таможни поступил ответ от 18 ноября 2019 г. об отказе во включении в выслугу лет для назначения пенсии периода службы в органах ФСИН России. Такой отказ он считает противоречащим действующему законодательству.

Истец просил признать незаконным и отменить решение Калининградской областной таможни о не включении в выслугу лет для назначения пенсии периода его службы в органах ФСИН России и обязать Калининградскую областную таможню повторно рассмотреть вопрос о включении в выслугу лет для назначения пенсии периода его службы в органах ФСИН России.

Решением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 2 сентября 2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 12 января 2021 г., исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения.

В кассационной жалобе ФИО1 просит отменить вышеуказанные судебные постановления и вынести новый судебный акт.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении слушания дела не просили.

Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.

В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции таких оснований при принятии обжалуемых судебных постановлений не усматривает.

Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО1 проходил службу в таможенных органах Российской Федерации в периоды с 07 февраля 1995 г. по 12 сентября 2002 г. и с 10 октября 2002 г. по 30 сентября 2006 г., уволен по окончанию срока службы, предусмотренного контрактом. Выслуга лет для назначения пенсии на момент увольнения составила: календарная – 13 лет 2 месяца 21 день; льготная – 0 лет 8 месяцев 2 дня; общая – 13 лет 10 месяцев 23 дня.

Впоследствии службу в таможенных органах Российской Федерации истец не проходил.

В период со 2 апреля 2007 г. по 22 апреля 2013 г. ФИО1 проходил службу в уголовно-исполнительной системе Калининградской области и выслуга лет на день увольнения составила: календарная – 9 лет 11 месяцев 23 дня; льготная – 12 лет 10 месяцев 18 дней; в УИС – 6 лет 00 месяцев 20 дней.

28 октября 2019 г. истец обратился в Калининградскую областную таможню с заявлением о назначении ему пенсии за выслугу лет с зачетом службы в органах ФСИН России в льготном исчислении.

Письмом от 18 ноября 2019 г. ответчик уведомил ФИО1 об отсутствии законных оснований для включения в выслугу лет для назначения пенсии периода службы в органах ФСИН России.

Суд первой инстанции, разрешая спор и отказывая ФИО1 в удовлетворении иска, признал установленным, что право на пенсию за выслугу лет имеют лица, проходившие службу в таможенных органах и имеющие на день увольнения со службы выслугу 20 лет и более. Учитывая, что при увольнении из таможенных органов у истца отсутствовало право на оформление пенсии, а службу в органах ФСИН России он проходил уже после увольнения из таможенных органов, суд пришел к выводу о том, что право на пенсию за выслугу лет в таможенных органах ФИО1 не приобрел. Кроме того, суд указал, что Калининградская областная таможня не обладает полномочиями по оформлению и назначению пенсий сотрудникам, соответственно, является ненадлежащим ответчиком по данному спору.

Суд апелляционной инстанции признал решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций об отказе в удовлетворении иска ФИО1

Пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов регулируется Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», Законом Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.1998 г. № 103 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу (работавшим) в таможенных органах Российской Федерации, и их семьям», постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшим либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации».

В силу п.1 ст. 50 ФЗ РФ от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей.

Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах определяется Правительством Российской Федерации.

Пунктом «а» статьи 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей» (в редакции на момент увольнения истца из таможенных органов) установлено, что право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.

Постановлением Правительства РФ «О порядке исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу (работавшим) в таможенных органах Российской Федерации, и их семьям» от 02 февраля 1998 № 103 утверждено «Положение об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации», которое определяет порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий лицам, проходившим службу в таможенных органах и организациях Государственного таможенного комитета Российской Федерации и имеющим специальные звания, а также лицам, работавшим в таможенных органах Российской Федерации в должностях, по которым предусмотрены специальные (персональные) звания, и уволенным из таможенных органов с правом на получение пенсии, с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации

Пунктом 2 Положения предусмотрено время службы (работы), которое засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов, и подлежит исчислению в соответствии с Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации».

С учетом приведенных нормативных положений, исчисление выслуги лет для назначения пенсий лицам, проходившим службу в таможенных органах, производится на момент увольнения указанных лиц из таможенных органов.

Поскольку на момент увольнения из таможенных органов выслуга истца составляла менее 20 лет, суды нижестоящих инстанций пришли к верному выводу, что право на назначение пенсии истец не приобрёл, а последующая служба ФИО1 в органах ФСИН России не может являться основанием для перерасчета выслуги лет истца, имевшей место в предшествующий период в таможенных органах.

Также судебная коллегия соглашается с выводом судом, что Калининградская областная таможня в силу Положения о Калининградской областной таможне, утвержденного Приказом ФТС России от 10 января 2013 г. № 6, не обладает полномочиями по оформлению и назначению пенсий сотрудникам, указанный вопрос находится в компетенции Федеральной таможенной службы России.

Доводы заявителя жалобы о незаконности постановленных по делу судебных актов основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, а потому не являются основанием для их отмены.

Каких –либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра вступивших в силу и правильных по существу судебных постановлений, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.

При таких обстоятельствах не имеется предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.

Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 2 сентября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 12 января 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи