ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело№88-14072/2021
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
кассационного суда общей юрисдикции
8 июля 2021 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Непопалова Г.Г.
судей Бросовой Н.В., Балакиревой Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Барышского городского суда Ульяновской области от 27 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 2 марта 2021 года по гражданскому делу № 2-580/2021 по иску Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области к ФИО1 о возложении обязанности оформить жилое помещение, построенное на средства социальной выплаты в общую долевую собственность на всех членов семьи, указанных в свидетельстве о предоставлении социальной выплаты,
Заслушав доклад судьи Бросовой Н.В., проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Министерство агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области обратилось в суд с иском к ФИО1 о возложении обязанности оформить жилое помещение, построенное на средства социальной выплаты в общую долевую собственность на всех членов семьи, указанных в свидетельстве о предоставлении социальной выплаты. Требования мотивированы тем, что 25 декабря 2017 года ФИО1 обратилась в Администрацию с заявлением о включении её в программу «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утверждённую Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года № 598, при этом обязалась осуществить целевое использование полученных финансовых средств в сроки, предусмотренные указанной программой.
28 мая 2018 года в целях реализации мероприятий, предусмотренных указанной программой ФИО1 с численным составом семьи 3 человека выдано свидетельство № 3 о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 831 725 руб., из них в бюджет Российской Федерации в размере 437 717 руб., в бюджет Ульяновской области в размере 389 725 руб., в бюджет муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области в размере 4158 рублей.
ФИО1 обязана была оформить в общую долевую собственность на всех членов семьи, указанных в свидетельстве о предоставлении социальной выплаты, жилое помещение, построенное на средства социальной выплаты в мае 2020 года.
20 июля 2020 года Министерством в адрес ФИО1 направлено требование о предоставлении копий свидетельств о праве собственности на жилое помещение, в течении 30 календарных дней с момента получения настоящего требования, в администрацию МО «Барышский район» Ульяновской области, либо вернуть социальную выплату в добровольном порядке.
До настоящего времени документы, подтверждающие регистрацию права собственности на указанный жилой дом в общую долевую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, ФИО1 не представлены.
Истец просил обязать ФИО1 оформить жилое помещение, построенное за счет средств социальной выплаты, в соответствии с выданным свидетельством 28 мая 2018 года № 3 в общую долевую собственность на всех членов семьи, согласно свидетельству, на предоставление социальной выплаты.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета, привлечён ФИО2
Решением Барышского городского суда Ульяновской области от 27 ноября 2020 года исковые требования Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области к ФИО1 о возложении обязанности оформить жилое помещение, построенное на средства социальной выплаты в общую долевую собственность на всех членов семьи, указанных в свидетельстве о предоставлении социальной выплаты удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 2 марта 2021 года решение Барышского городского суда Ульяновской области от 27 ноября 2020 года оставлено без изменений.
В кассационной жалобе, поданной ФИО1, ставится вопрос об отмене судебных постановлений и вынесении нового решения об отказе в заявленных требованиях.
От Администрации муниципального образования «Барышский район» поступил отзыв.
Стороны в заседание судебной коллегии не явились, извещались надлежащим образом и своевременно.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дне слушания дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом, ФИО1 и ФИО2 с августа месяца 2013 года состоят в зарегистрированном браке. От совместного брака у них имеется дочь ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
25 декабря 2017 года ФИО1 обратилась в Администрацию МО «Барышский район» с заявлением о включении её в программу «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утверждённую постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года № 598, при этом обязалась осуществить целевое использование полученных финансовых средств в сроки, предусмотренные указанной программой (действовала на момент обращения ФИО1 с заявлением о включении последней в список участников). С 01 января 2018 года указанное Постановление утратило силу.
28 мая 2018 года в целях реализации мероприятий, предусмотренных указанной программой ФИО1 с численным составом семьи 3 человека (члены семьи ФИО2- муж, ФИО3- дочь) выдано свидетельство № 3 о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 831 600 рублей, из них в бюджет Российской Федерации в размере 437 717 рублей, в бюджет Ульяновской области в размере 389 725 рублей, в бюджет муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области в размере 4 158 рублей.
Подавая заявление на включение в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов в рамках федеральной целевой программы ФИО1 указала, что с условиями участия в мероприятиях по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках федеральной целевой программы ознакомлена и обязуется их выполнять.
ФИО1 была обязана построить жилое помещение на полученные средства и оформить в общую долевую собственность на всех членов семьи, указанных в свидетельстве о предоставлении социальной выплаты жилое помещение, построенное на средства социальной выплаты в 2020 году.
ФИО1 денежные средства социальной выплаты были использованы на строительство жилого дома, по. адресу: <...>, т.е. по целевому назначению, однако, право общей долевой собственности на жилой дом не зарегистрировано.
В соответствии с Соглашением от 25 мая 2018 года № 73604000-1-2018-001 Администрация МО «Барышский район» Ульяновской области обязалась обеспечить представление Министерству агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области копий документов, подтверждающих оформление жилого помещения в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в срок, установленный подпунктом 2.3 пункта 2 постановления Правительства Ульяновской области от 27 мая 2014 года № 196-П «О некоторых мерах по устойчивому развитию сельских территорий Ульяновской области» (п.4.3.10.5).
20 июля 2020 года Министерством в адрес ФИО1 было направлено требование о предоставлении копий свидетельств о праве собственности на жилое помещение, построенное за счёт социальной выплаты на улучшение жилищных условий, в течении 30 календарных дней с момента получения настоящего требования, в Администрацию МО «Барышский район» Ульяновской области, либо вернуть социальную выплату в добровольном порядке. До настоящего времени документы, подтверждающие регистрацию права собственности на указанный жилой дом в общую долевую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве ФИО1 не представлены, тем самым последней нарушены условия, предусмотренные пунктом 2.3 Постановления Правительства Ульяновской области от 27 мая 2014 года № 196-П «О некоторых мерах по устойчивому развитию сельских территорий Ульяновской области» ( в настоящее время действует Постановление Правительства Ульяновской области от 26 мая 2020 года № 267-П) и пунктом 30 Типового положения, согласно которому жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в срок, установленный нормативно-правовым актом субъекта Российской Федерации.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что исковые требования Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области подлежат удовлетворению в полном объёме.
Учитывая, что для решения вопроса о регистрации жилого дома в общую долевую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, необходимо определенное время, то суд посчитал необходимым определить срок до 28 декабря 2021 года для решения вопроса о регистрации жилого дома в общую долевую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, который представляется разумным и достаточным для реализации требований истца.
С данным выводом согласился суд апелляционной инстанции, указав, что обязанность по оформлению построенного жилого помещения на средства предоставленной субсидии возложена именно на ФИО1, следовательно суд правильно пришел к выводу о том, что надлежащим ответчиком по делу является ФИО1 - получатель средств социальной выплаты на строительство жилья.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованными и не усматривает оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы, поскольку приведенные выше выводы судов предыдущих инстанций соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения (положениям постановления Правительства Российской Федерации № 598 от 15 июля 2013 года, постановления Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 года № 1544, Постановления Правительства Ульяновской области от 27.05.2014 № 196-П «О некоторых мерах по устойчивому развитию сельских территорий Ульяновской области» (в настоящее время действует Постановление Правительства Ульяновской области от 26 мая 2020 года № 267-П), Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»), и обстоятельствам данного гражданского дела.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией суда кассационной инстанции необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов судов первой и апелляционной инстанций не опровергли.
Доводы кассационной жалобы о неправильном установлении обстоятельств, что ответчик обращалась для оформления права собственности на всех, однако оформлено право собственности только на нее, о ненадлежащем ответчике, что надлежащим должно быть Управление Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии Ульяновской области, были предметом рассмотрения судом апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия соглашается.
Нарушений норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств, приведших к судебной ошибке существенного и непреодолимого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Кассационная инстанция при проверке законности судебных постановлений нижестоящих судов не вправе входить в обсуждение фактической стороны дела. Исследование и оценка представленных лицами, участвующими в деле, доказательств в подтверждение своих доводов и возражений, установление обстоятельств, на которых основаны изложенные в судебных постановлениях выводы, отнесены законом к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций.
Кассационная жалоба не содержит указаний на обстоятельства, которые не были учтены судами и не получили правовую оценку.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего гражданского дела судами первой и апелляционной инстанций не было допущено нарушений или неправильного применение норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений.
Каких-либо доказательств, опровергающих выводы суда и свидетельствующих о неправильном применении норм законодательства, не содержат, в связи с чем они не могут явиться основанием для отмены решения суда и апелляционного определения.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Барышского городского суда Ульяновской области от 27 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 2 марта 2021 года оставить без изменений, кассационную жалобу ФИО1 без удовлетворения.
Председательствующий Г.Г. Непопалов
Судьи Н.В. Бросова
Е.М. Балакирева
Постановление15.07.2021