ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-14186/2022
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 18 августа 2022 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Ковалевской В.В.,
судей Папушиной Н.Ю., Шабаловой О.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 04RS0021-01-2021-006162-74 по иску прокурора Железнодорожного района г.Улан-Удэ Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Улан-Удэ о понуждении принять меры по организации деятельности по накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов
по кассационной жалобе представителя Администрации г.Улан-Удэ – ФИО1 на решение Советского районного суда г.Улан-Удэ от 30 ноября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 9 марта 2022 г.
Заслушав доклад судьи Ковалевской В.В., выслушав объяснения представителя Администрации г.Улан-Удэ – ФИО1, поддержавшего кассационную жалобу, прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО2, представителя общества с ограниченной ответственностью «ЭкоАльянс» - ФИО3, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор Железнодорожного района г. Улан-Удэ Республики Бурятия обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском Администрации г. Улан-Удэ о понуждении принять меры по организации деятельности по накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, ссылаясь на то, что проведенной проверкой выявлены факты несанкционированного размещения отходов на указанных в иске земельных участках. Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся. Проверкой установлено, что земельный участок с кадастровым № является муниципальной собственностью, предоставлен муниципальному учреждению на праве постоянного бессрочного пользования, следовательно, обязанность по ликвидации свалок возложена на Администрацию г. Улан-Удэ как собственника земельного участка. Остальные земельные участки, на которых расположены свалки отходов, относятся к не разграниченной территории, в границах муниципального образования, в Едином государственном реестре недвижимости записи о правах на земельные участки отсутствуют. В ходе проверки собственник отходов, размещенных на земельных участках, собственность на которые не разграничена, не установлен, в связи с чем собственником отходов является орган местного самоуправления, ответственный за данные земельные участки. Территории, на которых расположены несанкционированные свалки, не выделены в виде отдельных земельных участков, имеющих индивидуально – определенные характеристики, на кадастровом учете в качестве индивидуально определенных объектов не значатся, следовательно, права на них не разграничены. Администрация г. Улан-Удэ является уполномоченным органом исполнительной власти, реализующим полномочия собственника земельных участков, собственность на которые не разграничена, а также является собственником размещенных на земельных участках отходов. Бездействие администрации г. Улан-Удэ влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, загрязнение земель твердыми коммунальными отходами. Ликвидация несанкционированных свалок в границах городов является одним из показателей национального проекта «Экология» и федерального проекта «Чистая страна», утвержденного протоколом президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам. Непринятие мер по ликвидации несанкционированного размещения отходов препятствует реализации национального проекта «Экология» и федерального проекта «Чистая страна», направленных на улучшение качества жизни граждан и создание эффективной системы по обращению с отходами производства и потребления.
На основании изложенного просил обязать Администрацию г. Улан-Удэ в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов путем сбора и вывоза твердых коммунальных отходов с земельных участков, расположенных по следующим адресам: юго-западнее аэродрома Восточный в (координаты GPS: №; GPS: №.№; GPS: №; GPS: №); между и (координаты GPS: №); вблизи (координаты GPS: №); вблизи (координаты GPS: №№); вблизи и (координаты GPS: №); между вблизи дома по и кладбищем, на склоне за капитальными гаражами (координаты GPS: №№); вблизи (координаты GPS: №); вблизи (координаты GPS: №); вблизи (координаты GPS: №); на пересечении улиц Вакарина и Шевченко (координаты GPS: №); в овраге у мостика вблизи (координаты GPS: №); вблизи (координаты GPS: №); вблизи (координаты GPS: №); вблизи (координаты GPS: №); вблизи (координаты GPS: №), координаты которых указаны в исковом заявлении.
Решением Советского районного суда г.Улан-Удэ от 30 ноября 2021 г. исковые требования прокурора Железнодорожного района г.Улан-Удэ Республики Бурятия удовлетворены.
На Администрацию г. Улан-Удэ возложена обязанность обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов путем сбора и вывоза твердых коммунальных отходов со следующих земельных участков:
1) земельного участка, расположенного юго-западнее аэродрома Восточный в в границах земельного участка с кадастровым №, кадастрового квартала № (координаты GPS: №; GPS: №; GPS: №; GPS: №):
Свалка | ||
№ | Система координат МСК-03 | |
X | Y | |
Свалка 2 | ||
№ | Система координат МСК-03 | |
X | Y | |
Свалка 3 | ||
№ | Система координат МСК-03 | |
X | Y | |
2) земельного участка, расположенного между и в границах кадастрового квартала № (координаты GPS: №):
№ | Система координат МСК-03 | |||||
X | Y | |||||
3) земельного участка, расположенного вблизи в границах кадастрового квартала № (координаты GPS: №):
Свалка 1 | ||
№ | Система координат МСК-03 | |
X | Y | |
Свалка 2 | ||
№ | Система координат МСК-03 | |
X | Y | |
4) земельного участка, расположенного вблизи в границах кадастрового квартала № (координаты GPS: №):
№ | Система координат МСК-03 | |
X | Y | |
5) земельного участка, расположенного вблизи и в границах кадастрового квартала № (координаты GPS: №):
№ | Система координат МСК-03 | |
X | Y | |
6) земельного участка, расположенного между вблизи дома по и кладбищем, на склоне за капитальными гаражами в границах кадастрового квартала № (координаты GPS: №):
№ | Система координат МСК-03 | |
X | Y | |
7) земельного участка, расположенного вблизи в границах земельного участка с кадастровым №, земельного участка в границах кадастрового квартала № (координаты GPS: №):
Свалка 1 | ||
№ | Система координат МСК-03 | |
X | Y | |
Свалка 2 | ||
№ | Система координат МСК-03 | |
X | Y | |
№ | Система координат МСК-03 | |
X | Y | |
9) земельного участка, расположенного вблизи в границах земельного участка с кадастровым № (координаты GPS: №);
10) земельного участка, расположенного на пересечении улиц Вакарина и Шевченко в границах кадастровых кварталов №, № (координаты GPS: №):
№ | Система координат МСК-03 | |
X | Y | |
11) земельного участка, расположенного в овраге у мостика вблизи в границах кадастровых кварталов №, №, №, № (координаты GPS: №):
№ | Система координат МСК-03 | |
X | Y | |
12) земельного участка, расположенного вблизи в границах кадастровых кварталов №, № (координаты GPS: №):
№ | Система координат МСК-03 | |
X | Y | |
13) земельного участка, расположенного вблизи в границах кадастрового квартала № (координаты GPS: №):
№ | Система координат МСК-03 | |
X | Y | |
14) земельного участка, расположенного вблизи в границах кадастрового квартала № (координаты GPS: №):
№ | Система координат МСК-03 | |
X | Y | |
15) земельного участка, расположенного вблизи (координаты GPS: №).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 9 марта 2022 г. решение Советского районного суда г.Улан-Удэ от 30 ноября 2021 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представителя Администрации г.Улан-Удэ – ФИО1 ставится вопрос об отмене обжалуемых судебных постановлений. Кассатор указывает, что вывод об осуществлении органами местного самоуправления функции собственника земельных участков сделан без учета полномочий и объема финансовых обязательств органов местного самоуправления в области обращения с отходами; обращает внимание на то, что обязательства по возмещению расходов, связанных с ликвидацией мест несанкционированного размещения твёрдых коммунальных отходов, относится к полномочиям субъектов РФ. Кроме того, обращает внимание на то, что земельный участок с кадастровым № принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования МУ «Улан-Удэ-Стройзаказчик», в связи с чем выражает несогласие с возложенной на органы местного самоуправления обязанности в отношении указанного земельного участка. Полагает, что обязанность по ликвидации несанкционированных свалок должна быть возложена на регионального оператора.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явились.
В соответствии с ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело при данной явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с ч. 1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений по делу с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Как установлено судом, и следует из материалов дела, прокурорской проверкой были установлены факты несанкционированного размещения отходов на перечисленных выше земельных участках.
В ходе спутниковой геодезической съемки мест несанкционированного размещения отходов на территории определены координаты свалок на местности с применением двухчастотного спутникового геодезического GNSS-приемника 1OPCON Hiper-SR, Leica GR 10.
Согласно справке о результатах спутниковой геодезической съемки от ДД.ММ.ГГГГ выявлены несанкционированные свалки на территории земельных участков, расположенных:
- юго-западнее аэродрома Восточный в в границах земельного участка с кадастровым №, земельного участка в границах кадастрового квартала № (координаты GPS: №; GPS: №; GPS: №; GPS: №);
- между и в границах кадастрового квартала № (координаты GPS: №);
- вблизи в границах кадастрового квартала № (координаты GPS: №);
- вблизи в границах кадастрового квартала № (координаты GPS: №);
- вблизи и в границах кадастрового квартала № (координаты GPS: №),
- между », вблизи дома по и кладбищем, на склоне за капитальными гаражами в границах кадастрового квартала № (координаты GPS: №);
- вблизи в границах земельного участка с кадастровым №, земельного участка в границах кадастрового квартала № (координаты GPS: №);
-вблизи в границах земельного участка с кадастровым № (координаты GPS: №);
- вблизи в границах земельного участка с кадастровым № (координаты GPS: №),
- на пересечении в границах кадастровых кварталов №, № (координаты GPS: №);
- в овраге у мостика вблизи в границах кадастровых кварталов №, №, №, № (координаты GPS: №);
- вблизи в границах кадастровых кварталов №, № (координаты GPS: №);
- вблизи в границах кадастрового квартала № (координаты GPS: №);
- вблизи в границах кадастрового квартала № (координаты GPS: №).
Согласно справке экологического обследования от ДД.ММ.ГГГГ имеется свалка на земельном участке, расположенном вблизи (координаты GPS: №).
Сведения о правах на земельный участок с кадастровым № в ЕГРН ответствуют, свалки в границах кадастрового квартала № расположены на неразграниченной территории в границах муниципального образования г. Улан-Удэ.
Свалки, выявленные в границах кадастровых кварталов №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, расположены на неразграниченной территории в границах муниципального образования г. Улан-Удэ.
Границы земельного участка с кадастровым №, где выявлена одна свалка, не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, сведения о правах отсутствуют.
Земельный участок с кадастровым № находится в собственности муниципального образования городской округ «Город Улан-Удэ».
Земельный участок с кадастровым №, в границах которого выявлена свалка, предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования МУ «Улан-Удэстройзаказчик».
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ собственником земельного участка с кадастровым № является муниципальное образование городской округ «Город Улан-Удэ» с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования за МУ «Улан- Удэ-Стройзаказчик».
По результатам сопоставления ЕГРН и результатов съемки установлено, что одна свалка расположена в границах земельных участков с кадастровыми № и №.
Земельный участок с кадастровым № предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГУ НУ «Бурятский научно-исследовательский институт сельского хозяйства».
Как следует из выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, собственником земельного участка с кадастровым № является Россия с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ2 г. зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования ФГБНУ «Бурятский научно - исследовательский институт сельского хозяйства».
Распоряжением МТУ Росимущества в Забайкальском крае и Республике Бурятия от 24 мая 2021 г. утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории № площадью 66 489 кв.м., № площадью 148 541 кв.м., № площадью 89 716 кв.м, и 12 910 кв.м., № площадью 233 899 кв.м., образованные земельные участки с кадастровыми №; № и № находящиеся в собственности Российской Федерации, безвозмездно переданы в собственность муниципального образования городской округ «Город Улан-Удэ».
Разрешая спор и удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции руководствовался ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст.1, ст. 7, ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», п. 1.1, п.2.1 Положения об Администрации г. Улан-Удэ, утвержденного решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 29 августа 2019 г. № 598-55, исходил из того, что Администрация г. Улан-Удэ является уполномоченным органом исполнительной власти, реализующим полномочия собственника земельных участков с кадастровыми №, №, №, №, земельных участков в кадастровых кварталах №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, земельного участка, расположенного вблизи (координаты GPS: №), а также является собственником размещенных на земельных участках отходов; Администрацией г. Улан-Удэ не приняты меры по ликвидации свалок отходов; отходы размещены непосредственно на земле за границами специально оборудованных мест их размещения; ненадлежащее исполнение Администрацией г. Улан-Удэ требований природоохранного законодательства влечет за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду, загрязнение земель твердыми коммунальными отходами; непринятие Администрацией г.Улан-Удэ мер по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов препятствует реализации национального проекта «Экология» и федерального проекта «Чистая страна», направленных на улучшение качества жизни граждан и создание эффективной системы по обращению с отходами производства и потребления, в связи с чем пришел к выводу о наличии правовых оснований для возложения на Администрацию города Улан-Удэ обязанность принять меры по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов путем сбора и вывоза твердых коммунальных отходов с земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также с земельных участков, относящихся к неразграниченной территории.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не усматривается.
Содержащиеся в обжалуемых судебных актах выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству, юридически значимые по делу обстоятельства судом определены верно.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым № передан ответчиком на праве постоянного (бессрочного) пользования МУ «Улан-Удэ-Стройзаказчик», учредителем которого является структурное подразделение администрации г. Улан-Удэ, деятельность которого финансируется из бюджета муниципального образования, в связи с чем является необоснованным довод кассационной жалобы об отсутствии у ответчика обязанности по ликвидации несанкционированного размещения отходов на указанном земельном участке.
Доводы об отсутствии у Администрации полномочий по ликвидации несанкционированных свалок о наличии обязанности у регионального оператора по ликвидации указанных несанкционированных свалок не основаны на законе.
Выводы суда мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты; нормы материального права судом применены верно; существенных нарушений норм процессуального права не допущено.
Иных доводов, свидетельствующих о допущенных по делу нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов кассационная жалоба не содержит, в связи с чем отсутствуют основания для её удовлетворения.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст.390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда г.Улан-Удэ от 30 ноября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 9 марта 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Администрации г.Улан-Удэ – ФИО1 оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи