ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-1422/2021
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 4 февраля 2021 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Папушиной Н.Ю.
судей: Уфимцевой Н.А., Варнавской Л.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи гражданское дело №2-131-20 (УИД №) по иску Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории к Министерству жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, обществу с ограниченной ответственностью «РТ-НЭО Иркутск» об обязании принять меры по организации контроля за исполнением правил осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в части недопущения нарушения схемы потоков твердых коммунальных отходов в Слюдянском районе
по кассационной жалобе Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 3 июня 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 3 сентября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Уфимцевой Н.А.,
установила:
Межрегиональное управление Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории обратилось в суд с иском к Министерству жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, ООО «РТ-НЭО Иркутск» об обязании принять меры по организации контроля за исполнением правил осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в части недопущения нарушения схемы потоков твердых коммунальных отходов в Слюдянском районе. С учетом неоднократного уточнения исковых требований, в окончательной редакции иска, истец просил признать ООО «РТ-НЭО Иркутск» нарушившим схему потоков твердых коммунальных отходов в Слюдянском районе Иркутской области от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, закрепленную территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Иркутской области, утвержденной Приказом министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 29 декабря 2017 г. №43-мпр, возложить на ООО «РТ-НЭО Иркутск» обязанность устранить нарушения схемы потоков твердых коммунальных отходов в Слюдянском районе Иркутской области от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, закрепленной территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Иркутской области, утвержденной Приказом министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 29 декабря 2017 г. №43-мпр, исключив накопление и размещение твердых коммунальных отходов в непредусмотренных указанной территориальной схемой и специально необорудованных для этого местах. Истец просил обязать Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области принять меры по организации контроля за исполнением правил осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в части недопущения нарушения схемы потоков твердых коммунальных отходов в Слюдянском районе Иркутской области от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, закрепленной территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Иркутской области, утвержденной Приказом министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 29 декабря 2017 г. №43-мпр, путем проведения проверок деятельности регионального оператора ООО «РТ-НЭО Иркутск» в Слюдянском районе Иркутской области, анализа отчетов регионального оператора ООО «РТ-НЭО Иркутск»; установить срок исполнения в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование иска указано, что Департаментом Росприроднадзора по Сибирскому Федеральному округу, в рамках проведения внеплановой выездной проверки Администрации Байкальского городского поселения, совместно с межрегиональным управлением Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории, был составлен акт проверки от 23 апреля 2019 г. №АВЗНТ-262-в., в котором отражено, что при натурном обследовании земельного участка с кадастровым номером №, который не задействован под объект недвижимости с кадастровым номером № (карта № - территория Бабхинского полигона отходов), за границами карты №, установлено, несанкционированное размещение навалов твердых коммунальных отходов по обе стороны подъездной грунтовой дороги, непосредственно к отвороту на карту №, размещены навалы твердых коммунальных отходов (далее по тексту - ТКО), на протяжении около 10 м.; с южной стороны карты №, между дамбой карты и грунтовой дороги размещены навалы ТКО на протяжении около 30 м. высотой от 0,5 м. до 1,0 м. и шириной до 2 м. Площадь навалов составила 1626,4 кв.м. компонентный состав: пластмасса, пищевые отходы, бумага, стекло, металл, бой кирпича, шифер, бетон. ООО «РГ-Экология» неоднократно направлялись информационные письма о несанкционированном размещении ТКО на территории земельных участков, смежных с картами №, № Солзанского полигона в адрес собственника земельных участков, в лице Министерства имущественных отношений <адрес>, от 23 августа 2018 г. №02-02/15, 4 марта 2019 г. №0801-02-920АП, а также Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 27 марта 2019 г. №01-02-1326ДГ. Согласно экспертному заключению ФИО1 от 22 апреля 2019 г. №-М-19 площадь несанкционированной свалки на карте № Солзанского полигона составляет 35 748,1 кв.м. Объектом размещения отходов <адрес> является полигон ТБО <адрес> ООО «СТП» в ГРОРО №. и полигон П и БО <адрес>, филиал ПАО «РУСАЛ Братск» в <адрес> в ГРОРО №. Соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Иркутской области заключено с региональным оператором «РТ-НЭО» 28 апреля 2018 г. Допускаемое бездействие со стороны Министерства не соответствует закону, осуществление контроля за деятельностью регионального оператора, в том числе за осуществлением обращения с ТКО не в соответствии с вышеуказанной территориальной схемой обращения с отходами.
В ходе судебного разбирательства в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечена Администрация Байкальского городского поселения.
Определением суда от 17 марта 2020 г. в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечен индивидуальный предприниматель ФИО2
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 3 июня 2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 3 сентября 2020 г., отказано в удовлетворении иска Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории к Министерству жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, обществу с ограниченной ответственностью «РТ-НЭО Иркутск».
В кассационной жалобе представитель Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории ФИО3 просит решение и апелляционное определение изменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права.
Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области и ООО «РТ-НЭО Иркутск» представлены возражения на кассационную жалобу.
В суде кассационной инстанции представитель Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории ФИО4, действующий на основании доверенности, поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель ИП ФИО2 – ФИО5, действующий на основании доверенности, просил судебные постановления оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не имеется.
Судами установлено и из материалов дела следует, что на территории Иркутской области функции регионального оператора с 1 января 2019 г. осуществляются ООО «РТ-НЭО Иркутск», которое оказывает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Иркутской области на основании соглашения с Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28 апреля 2018 г. №318 «Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территорий Иркутской области (Зона 2)» и дополнительного соглашения №1 от 25 сентября 2018 г.
Между ООО “РТ-НЭО Иркутск” и ООО “ИТК” заключены договоры на оказание услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов № от 9 ноября 2018 г.; № от 9 ноября 2018 г.; № от 9 ноября 2018 г., охватывающие всю территорию зоны деятельности оператора.
Между ООО “ИТК” и ИП ФИО2 1 февраля 2019 г. заключен договор, предметом которого является оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов с мест их накопления в места, определяемые оператором.
На основании указанных договоров, собранные твердые коммунальные отходы до ноября 2019 г. ИП ФИО2 перемещал на мусоровозах на участок, расположенный по адресу: <адрес>, пикет 4, на 142 км. автодороги Иркутск-Чита, кадастровый №, площадью 150 737 кв.м., находящийся у него во владении на основании договора аренды земельного участка, заключенного между ИП ФИО2 и администрацией Байкальского городского поселения, для дальнейшей перегрузки твердых коммунальных отходов в специализированную технику, принадлежащую ООО “ИТК” и дальнейшей их транспортировки на соответствующий полигон
Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Иркутской области (далее по тексту - территориальная схема, схема), утверждена Приказом министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 29 декабря 2017 г. №-мпр "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Иркутской области", во вводной части которой отмечено, что среди основных проблем Иркутской области в сфере обращения с ТКО в территориальной схеме выделены: отсутствие мусороперерабатывающих предприятий по извлечению и дальнейшему использованию ценных компонентов в качестве вторсырья; отсутствие в ряде районов объектов размещения отходов; недостаточный охват МО услугой по сбору и вывозу ТКО; отсутствие организованной системы сбора ВМР; неразвитость рынка вторичного сырья.
Территория Иркутской области поделена на 2 зоны деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, Слюдянский район отнесен к зоне №2.
Существует два направления движения твердых коммунальных отходов, в частности, до введения в эксплуатацию необходимых объектов системы обращения с отходами (временное направление движения отходов) и после введения в эксплуатацию необходимых объектов (постоянное направление движения отходов).
Временная схема движения твердых коммунальных отходов приведена в Таблице 1 раздела 7 территориальной схемы.
Перспективная схема движения отходов и потребность объектов размещения отходов и объектов обработки отходов приведена в Таблице 2 (в отношении Слюдянского района).
Аналогичные сведения содержатся в схеме движения отходов и потребность объектов размещения отходов и объектов обработки отходов, разработанных отдельно для муниципальных образований Иркутской области.
Перспективная схема движения отходов и потребность объектов размещения отходов и объектов обработки отходов для Зоны 2 (Слюдянский район) приведена в табличном виде.
Помимо этого, в таблице 6 территориальной схемы обозначена потребность в площадках накопления отходов (ПНО) в Слюдянском районе в количестве 30.
Для Слюдянского района указана потребность в строительстве полигонов - 1, мусороперегрузочных станций - 3, площадок временного накопления (общее количество не указано).
Суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, установив обстоятельства по делу, дав оценку представленным доказательствам, руководствуясь нормами права, регулирующими спорные правоотношения, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Выводы суда основаны на том, что истцом не доказано нарушения схемы потоков ответчиком ООО «РТ-НЭО Иркутск», данные схемы не содержат запрета на использование по временной схеме места свалки в Слюдянском районе, обозначенное в таблице 1 раздела 7 схемы в качестве мусороперегрузочной станции при условии соблюдения сроков накопления отходов, установленных ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", допускающей складирование отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения на срок не более 11 месяцев.
При этом судами принято во внимание, что согласно сведений, отраженных в разделе территориальной схемы «Характеристика муниципальных образований Иркутской области по зонам деятельности регионального оператора с визуализацией потоков движения отходов» в отношении Слюдянского района, на территории Слюдянского района отсутствуют действующие объекты размещения ТКО, занесенные в ГРОРО. Вывоз отходов планируется на полигоны, расположенные на территории Ангарского городского округа в <адрес>. Полигон промышленных и бытовых отходов, включен в ГРОРО, эксплуатируется ООО "СТП", №, мощность полигона 127,7 тыс. т/год, заполнение 36,47%, дата окончания эксплуатации 2028 г. Также размещение ТКО возможно рассмотреть на полигоне промышленных и бытовых отходов, <адрес>, эксплуатируемый Филиалом ПАО "РУСАЛ Братск" в <адрес>, включенный в ГРОРО №, мощность полигона 43,48 тыс. т/год, заполнение 68,8%, дата окончания эксплуатации 2031 г. при согласии эксплуатирующей организации о принятии ТКО.
Иркутская область не обеспечена необходимым количеством лицензированных объектов размещения ТКО. В таких районах как: <адрес>, Жигаловский и <адрес>ы, <адрес>, отсутствуют полигоны и плечо транспортирования ТКО до ближайшего полигона, имеющего лицензию и включенного в ГРОРО, а также обустроенного с соблюдением экологических и санитарно- эпидемиологических требований превышает 100 км.
Спорную несанкционированную свалку до ноября 2019 г. ТБО перемещал ИП ФИО2 по договору с администрацией Байкальского городского поселения.
На момент окончания рассмотрения гражданского дела ответчиком представлены доказательства, подтверждающие, что с территории несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, расположенной в <адрес>, тер. Федеральной автодороги «Байкал» (М-55, 142 км.) объем мусора, завезенный ответчиком за период с января 2019 г. по 30 мая 2020 г. вывезен в полном объеме.
Из заключения по результатам геодезического обеспечения осмотра территории, подготовленном ООО ПИЦ «Лестер» от 30 мая 2020 г., реестр отходов, принятых к размещению с 12 карты <адрес> на полигон «АМП» от ООО «ИТК» за период с 1 августа 2019 г. по 31 мая 2020 г. составляет в количестве 8 921,34 куб.м.
Согласно пункту 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее по тексту - Закон №89-ФЗ) транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (то есть обращение с отходами) обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Пунктом 10 статьи 24.6 Закона №89-ФЗ предусмотрено, что операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность (далее по тексту - территориальная схема).
На основании статьи 5, пункта 2 статьи 24.6 Закона №89-ФЗ накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. №1156 (далее по тексту - Правила №1156), обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
В Постановлении Правительства РФ от 22 сентября 2018 г. №1130 "О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем" дано определение схемы потоков отходов, это - графическое отображение движения отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Установив указанные обстоятельства, а также, принимая во внимание, что истцом бесспорных доказательств об образовании объема ТБО на спорной территории только в результате действий ответчика не представлено, суды пришли к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований в части возложения обязанности на ответчика ООО «РТ-НЭО Иркутск» устранить нарушения схемы твердых коммунальных отходов в Слюдянском районе Иркутской области.
Отказывая в удовлетворении исковых требований к Министерству жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, суд исходил из того, что признаков незаконного бездействия ответчика Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области в части осуществления мер по организации контроля за деятельностью регионального оператора не установлено, доказательств, свидетельствующих о том, что мер, принимаемых в рамках полномочий Министерства по осуществлению контрольных мероприятий было недостаточно, суду истцом не представлено.
При этом судами принято во внимание, что 28 апреля 2018 г. Министерством с ООО «РТ-НЭО Иркутск» заключено Соглашение об организации деятельности, в соответствии с которым Министерство осуществляет контроль за деятельностью регионального оператора, за исполнением им законодательства в области обращения с отходами, в том числе анализирует отчеты регионального оператора, проводит проверки деятельности регионального оператора, направляет требования об устранении выявленных нарушений, допущенных при осуществлении деятельности регионального оператора, на регионального оператора возложены обязанности по предоставлению министерству ежегодных отчетов о своей деятельности.
Ответчиком представлены копии отчетов, направленных ООО «РТ-НЭО Иркутск» в адрес Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области за период с января 2019 г. по декабрь 2019 г., копия распоряжения заместителя министра жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области №58-169-мп «Об утверждении плана проверок в 2020 г. контрольных мероприятий в отношении региональных операторов по обращению с твердыми бытовыми отходами на территории Иркутской области», копия плана проверок.
Установив указанные обстоятельства, учитывая нормы, закрепленные "Положением о министерстве жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области", утвержденных Постановлением Правительства Иркутской области от 25 ноября 2014 г. №590-пп (ред. от 13 марта 2020 г.), в соответствии с которым определены функции министерства, и в их числе, по обеспечению установления правил осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, контроль за их исполнением, Приказом Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 11 ноября 2016 г. №149-мпр (ред. от 11 декабря 2019 г.) "Об установлении Порядка заключения соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами между министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами", которым определена форма соглашения с региональным оператором, суд правомерно не установил правовых оснований для удовлетворения исковых требований, заявленных к Министерству жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, которые были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, проверки суда апелляционной инстанции, и им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемых судебных постановлениях, они, по существу, направлены на переоценку собранных по делу доказательств и не опровергают правильность выводов суда об установленных обстоятельствах. Выводы суда, содержащиеся в решении суда, не противоречат фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции.
Доводы жалобы, что свалка расположена в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории, предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций не являлись, истцом при рассмотрении дела не заявлялись.
Всем представленным по делу доказательствам судом первой и апелляционной инстанций дана оценка по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доводы заявителя кассационной жалобы о несогласии с данной судами оценкой доказательств и установленными обстоятельствами не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Иркутска от 3 июня 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 3 сентября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи