ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-14269/2023
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 20 июля 2023 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Жуленко Н.Л.
судей Долматовой Н.И., Шабаловой О.Ф.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 24RS0012-01-2022-000748-13 по исковому заявлению ФИО3 к министерству образования Красноярского края, администрации города Дивногорска Красноярского края о восстановлении срока для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, возложении обязанности включить в список граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения, взыскании денежной компенсации, компенсации морального вреда
по кассационной жалобе ФИО3 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 3 апреля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Долматовой Н.И., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО3 обратился с иском к министерству образования Красноярского края, администрации города Дивногорска Красноярского края о восстановлении срока для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, возложении обязанности включить в список граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения, взыскании денежной компенсации, компенсации морального вреда, мотивировав требования тем, что истец является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. С детства истец воспитывался в государственных учреждениях, находился на полном государственном обеспечении, после выпуска из детского дома у него не имелось документов, удостоверяющих личность, также не было документов, подтверждающих, что он остался без попечения родителей. Кроме того, будучи выпускником школы-интерната, истец не был обеспечен ни жильем, ни денежными средствами, одеждой, обувью. На протяжении длительного периода времени истец неоднократно обращался в различные инстанции с заявлениями о постановке его на учет в качестве лица, нуждающегося в предоставлении жилого помещения, однако ему было отказано, также было отказано в выплате денежной компенсации. Истец просил восстановить срок для постановки его на учет в качестве лица, нуждающегося в предоставлении жилого помещения, возложить обязанность на министерство образования Красноярского края, администрацию города Дивногорска Красноярского края включить его в список лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения вне очереди, взыскать с министерства образования Красноярского края денежную компенсацию взамен неполученных одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования, в размере, установленном нормативными актами, компенсацию морального вреда 300 000 рублей.
Решением Дивногорского городского суда Красноярского края от 13 января 2023 г. исковые требования ФИО3 удовлетворены частично, восстановлен ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ срок для постановки на учет в качестве лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигших возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Возложена на министерство образования Красноярского края обязанность включить ФИО3 в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигших возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 3 апреля 2023 г. решение Дивногорского городского суда Красноярского края от 13 января 2023 г. в части восстановления ФИО3 срока для постановки на учет в качестве лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигших возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда и возложении на министерство образования Красноярского края обязанности включить ФИО3 в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигших возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда отменено, в отмененной части принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований в этой части отказано. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истцом ФИО3 ставится вопрос об отмене апелляционного определения со ссылкой на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам гражданского дела. Автор жалобы выражает несогласие с выводом суда на отсутствие оснований для восстановления пропущенного истцом процессуального срока для обращения в суд с настоящим исковым заявлением по причине отсутствия уважительности причин его пропуска.
Относительно доводов кассационной жалобы возражения не поступали.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений при принятии обжалуемого судебного постановления не усматривает, рассмотрение произведено в пределах доводов кассационной жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, родителями ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ указаны ФИО1 и ФИО2, сведения об отце внесены в запись акта гражданского состояния о рождении на основании заявления матери. Родители воспитанием сына не занимались.
Из справок архива МО г. Дивногорск от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что постановлением комиссии по делам несовершеннолетних при исполкоме Нижнеингашского райсовета от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 определен в детское государственное учреждение, был задержан в <адрес> и поступил в <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ До поступления в 1 класс воспитывался в <данные изъяты>, в период с июля 1981 г. по август 1985 г. воспитывался в <данные изъяты>, на основании приказа школы-интернат № от ДД.ММ.ГГГГ№ признан окончившим 9 класс, ДД.ММ.ГГГГ переведен в <данные изъяты>, где обучался до 1991 г., в 1992 г. окончил <данные изъяты>, что подтверждается дубликатом аттестата, выданного ДД.ММ.ГГГГ
На основании приговора Дивногорского городского суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 осужден к лишению свободы сроком на 5 лет, освободился ДД.ММ.ГГГГ по отбытии срока.
Решением Дивногорского городского суда Красноярского края от 30 мая 2018 г., вступившим в законную силу 5 июня 2018 г., в удовлетворении иска ФИО3 к администрации г. Дивногорска о предоставлении ему жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения отказано. Из данного решения следует, что по состоянию на 17 мая 2018 г. документы ФИО3 для включения его в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в адрес министерства не поступали, вопрос о включении истца в указанный список министерством не рассматривался.
Вступившим в законную силу 22 марта 2022 г. решением того же суда от 14 февраля 2022 г. в отношении истца установлен юридический факт отсутствия родительского попечения в несовершеннолетнем возрасте, поскольку он с ДД.ММ.ГГГГ находился на государственном обеспечении.
Министерством образования Красноярского края письмом от 24 ноября 2022 г. ФИО3 отказано во включении в список лиц, оставшихся без попечения родителей и достигших возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в связи с нарушением порядка постановки на учет в качестве нуждающегося.
С настоящим иском истец обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ в возрасте почти 48 лет.
Разрешая требования истца о взыскании с Министерства образования Красноярского края денежной компенсации взамен одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования, в размере, установленном нормативными актами Красноярского края, и отказывая в их удовлетворении, руководствуясь положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 г. № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», суд первой инстанции пришел к выводу, что доказательств неполучения денежных средств при выпуске из интерната в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ФИО3 не представлено. Кроме того, судом оставлено без удовлетворения требование истца о взыскании с министерства образования Красноярского края компенсации морального вреда, со ссылкой, что личные неимущественные права истца действиями ответчика не нарушены.
В указанной части решение суда не обжаловалось и в силу статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предметом проверки суда апелляционной инстанции не являлось.
Разрешая заявленные ФИО3 требования о восстановлении ему срока для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, возложении обязанности включить его в список граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения, учитывая, что в период нахождения истца на государственном обеспечении сведений о его нуждаемости в жилом помещении в уполномоченный орган не поступало, факт отсутствия родительского попечения в отношении ФИО3 до 14 февраля 2022 г. установлен не был, а с настоящим иском он обратился в течение трех месяцев с даты установления такого факта, на момент достижения 23-летнего возраста находился в местах лишения свободы, суд первой инстанции пришел к выводу, что срок для обращения с заявлением о включении в список лиц, достигших возраста 23 лет, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в предоставлении жилого помещения, ФИО3 пропущен по уважительной причине и подлежит восстановлению, указав, что ФИО3 является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, то он подлежит включению в список лиц, оставшихся без попечения родителей и достигших возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору специализированного найма
Не соглашаясь с указанными выводами суда первой инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, руководствуясь положениями статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», суд апелляционной инстанции исходил из того, что предоставление вне очереди жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорит найма специализированных жилым помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детей, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилым помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (пункт 1). Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет (пункт 3). По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанные в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7). Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9).
На основании статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам, которые в соответствии с данными законом имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из вышеприведенной статьи 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе, обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23летнего возраста.
Следовательно, если лицо из вышеуказанной категории граждан до достижения возраста 23 лет не встало (не поставлено) на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, не обращалось с заявлением о постановке на учет и предоставлении о помещения в соответствующие органы, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением, в связи с тем, что перестает относиться к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, изложенными в обжалуемом судебном постановлении, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судом апелляционной инстанции по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка.
Впервые обращение ФИО3 в министерство образования Красноярского края имело место в начале 2021 г., то есть в возрасте 46 лет, повторно обратился в 2022 г., в качестве уважительных причин пропуска срока им указано на длительный период сбора документов. Из материалов дела следует, что истец приступил к сбору документов только после достижения им возраста 23 лет, например, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Доказательств того, что обращение в уполномоченный орган имело место до достижения истцом возраста 23 лет, и им приняты меры к получению необходимых документов до достижения указанного возраста, в деле не имеется.
Исходя из того, что по достижении возраста 23 лет истец утратил статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а, соответственно, и право на обеспечение жилым помещением по основаниям, предусмотренными Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ, с иском в суд обратился только в возрасте 47 лет, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу, что оснований полагать наличие у истца права на восстановление срока для постановки на учет указанной категории лиц, достигших возраста 23 лет и подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, а также на включение в список указанной категории лиц в целях получения жилья по договору специализированного найма, не имеется.
Внесенные Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» изменения в статью 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ указывают, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения жилыми помещениями. Аналогичные положения содержит пункт 17 статьи 17 Закона Красноярского края от 2 ноября 2000 г. № 12-961 (в редакции от 20 декабря 2012 г.) защите прав ребенка».
Из анализа указанных норм суд апелляционной инстанции верно сделал вывод, что лицо из вышеуказанной категории до достижения возраста 23 лет должно заявить о своем намерении получить гарантированную государством меру социальной поддержки в виде обеспечения жильем, а её реализация в виде фактического обеспечения может произойти и после достижения указанного в законе возраста.
В материалах дела не имеется сведений, что ФИО3 с момента достижения совершеннолетия был лишен или ограничен в возможности самостоятельно защищать свои жилищные права, имелись какие-либо уважительные причины, по которым истец своевременно не обратился с заявлением о постановке на учет на обеспечение жилым помещением, в связи с чем пропустил срок обращения для принятия на учет нуждающихся по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, вывод суда апелляционной инстанции соответствует нормам материального права и установленным судом обстоятельствам.
Судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела по апелляционной жалобе ответчика не допущено нарушений норм процессуального права, а бремя доказывания подлежащих установлению юридически значимых обстоятельств определено с учетом подлежащих применению к спорным правоотношениям норм материального права.
У суда кассационной инстанции не имеется оснований для несогласия с применением судом апелляционной инстанции норм материального права и сделанными на основании исследования доказательств выводами, которые соответствуют установленным судом обстоятельствам, поскольку истец на момент обращения в уполномоченный орган не являлся лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уважительных причин, обстоятельств, которые воспрепятствовали постановке на учет судом не установлено.
Несогласие заявителя жалобы с установленными по делу обстоятельствами судом апелляционной инстанции со ссылкой на обоснованность заявленного иска, не может быть признано основанием для отмены в кассационном порядке судебного постановления, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства по делу, которые не были установлены либо были отвергнуты судами первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
При установленных обстоятельствах у суда апелляционной инстанции имелись основания, установленные статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для частичной отмены решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленного иска.
Признав, что ни один из доводов кассационной жалобы не свидетельствует о наличии обстоятельств, предусмотренных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения и пересмотра обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 3 апреля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО3 без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи