ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-14292/2023
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 18 июля 2023 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Дударёк Н.Г.,
судей Ковалевской В.В., Папушиной Н.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 38RS0029-01-2022-000720-10 по иску министерства имущественных отношений Иркутской области к Репину Антону Андреевича, индивидуальному предпринимателю Гуменюку Семену Владимировичу о расторжении государственного контракта, признании права собственности не возникшим, исключении записи о регистрации права собственности
по кассационной жалобе Гуменюка С.В. на решение Шелеховского городского суда Иркутской области от 2 декабря 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 11 апреля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Ковалевской В.В., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
министерство имущественных отношений Иркутской области обратилось в суд с иском к Репину Антону Андреевичу, индивидуальному предпринимателю Гуменюку Семену Владимировичу о расторжении государственного контракта, признании права собственности не возникшим, исключении записи о регистрации права собственности, ссылаясь на то, что 7 июня 2021 г. министерством имущественных отношений Иркутской области и индивидуальным предпринимателем Гуменюком С.В., действующим от имени Репина А.А., заключен государственный контракт № Ф.2021.1775 купли-продажи квартиры № в <адрес>, кадастровый №, принадлежащей на праве собственности Репину А.А. Пунктом 2.1.2 государственного контракта предусмотрено, что продавец обязан в течение 30 рабочих дней с момента заключения государственного контракта передать покупателю жилое помещение. Разделом 4 государственного контракта урегулирован порядок передачи жилого помещения. В нарушение государственного контракта осмотр и приемка жилого помещения сторонами не производились, документы, справки об отсутствии задолженности за электрическую энергию, капитальный ремонт, коммунальные услуги не передавались покупателю, как и ключи от квартиры. До настоящего времени фактическая передача квартиры от продавца к покупателю не производилась. 20 июля 2021 г. Управлением Росреестра по Иркутской области произведена регистрация перехода права собственности на квартиру к Иркутской области. Учитывая, что переход права собственности на квартиру зарегистрирован при отсутствии факта приема-передачи квартиры от продавца к покупателю, государственная регистрация нарушает права министерства. Согласно заключению ООО «Независимый экспертно-консалтинговый центр» квартира не соответствуют условиям государственного контракта, а именно: действующим строительным нормам и правилам, санитарно-эпидемиологическим требованиям, поскольку многоквартирный дом № расположен в санитарно-защитной зоне железной дороги на расстоянии менее 100 м. от оси крайнего железнодорожного пути. Недостатки жилого помещения являются существенными и неустранимыми, что не позволяет использовать его для целей обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области. 8 октября 2021 г. приемочной комиссией министерства принято решение о том, что жилое помещение не подлежит приемке в государственную собственность Иркутской области.
На основании изложенного просило расторгнуть государственный контракт от 7 июня 2021 г. № Ф.2021.1775 купли-продажи жилых помещений в г. Шелехове; признать право собственности <адрес> на жилое помещение - квартиру № по <адрес>, кадастровый №, не возникшим; исключить из Единого государственного реестра недвижимости запись о праве собственности Иркутской области на указанную квартиру.
Решением Шелеховского городского суда Иркутской области от 2 декабря 2022 г. исковые требования удовлетворены. Расторгнут государственный контракт от 7 июня 2021 г. № Ф.2021.1775 купли-продажи жилых помещений в г. Шелехове, заключенный между министерством имущественных отношений Иркутской области и индивидуальным предпринимателем Гуменюком С.В. Признано не возникшим право собственности Иркутской области на жилое помещение - квартиру № по <адрес>, кадастровый №. Исключены из Единого государственного реестра недвижимости запись о праве собственности Иркутской области на указанную квартиру.
Апелляционным определением судебной коллегией по гражданским делам Иркутского областного суда от 11 апреля 2023 г. решение Шелеховского городского суда Иркутской области от 2 декабря 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Гуменюка С.В. ставится вопрос об отмене обжалуемых судебных постановлений. Кассатор выражает несогласие с выводами суда; указывает, что на момент выставления претензии продавцом уже были исполнены принятые на себя обязательства; государственный контракт заключен в соответствии с требованиями закона; обращает внимание на злоупотребление истцом своими процессуальными правами. Полагает, что переданное жилое помещение полностью соответствует аукционной документации, техническому заданию, условиям контракта. В рамках одного дела заявлены разные требования, при этом содержатся противоречия в основаниях иска; досудебный порядок урегулирования спора не соблюден.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явились.
В соответствии с ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело при данной явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с ч. 1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений по делу с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Как установлено судом, и следует из материалов дела, 7 июня 2021 г. министерство имущественных отношений Иркутской области (покупатель) и Репин А.А. в лице ИП Гуменюка С.В. заключили государственный контракт № Ф.2021.1775 купли-продажи жилого помещения - квартиры №, общей площадью 33,3 кв.м, по <адрес>, кадастровый №, принадлежащей на праве собственности Репину А.А.
В соответствии с п. 5.1 государственного контракта от 7 июня 2021 г. № Ф.2021.1775 продавец гарантировал надлежащее качество жилого помещения, а также соответствие жилого помещения государственным стандартам, нормативно-технической документации, строительным нормам и правилам.
Право собственности Репина А.А. на указанное жилое помещение зарегистрировано 14 мая 2021 г., возникло на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан от 7 апреля 2021 г., заключенного с министерством имущественных отношений Иркутской области.
Министерство имущественных отношений Иркутской области является ответственным исполнителем по программе «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2019 - 2024 годы».
Спорное жилое помещение - квартира №, общей площадью 33,3 кв.м, по <адрес>, приобреталось в рамках исполнения истцом указанной программы из средств специализированного жилищного фонда Иркутской области. Формирование специализированного жилищного фонда Иркутской области осуществляется в соответствии с Законом Иркутской области № 164-03, постановлением Правительства Иркутской области от 2 сентября 2013 г. № 330-пп «Об утверждении Порядка формирования специализированного жилищного фонда Иркутской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также в соответствии с целевыми показателями, установленными в подпрограмме «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2019-2024 годы», государственной программой «Доступное жилье» на 2019-2024 годы», утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 31 октября 2018 г. № 780-пп, и в пределах средств, предусмотренных Законом области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период и данной Подпрограммой.
Цена указанного контракта - 2 284 380 руб.
Поскольку оплата в размере цены контракта министерством не произведена, ИП Гуменюк С.В. обратился в Арбитражный суд Иркутской области с иском о взыскании задолженности по государственному контракту - 2 432 253 руб. 99 коп.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 19 апреля 2022 г. производство по делу № А19-24678/2021 приостановлено в связи с обращением министерства с настоящим иском.
В соответствии с пунктами 2.1.1-2.1.6 государственного контракта № Ф.2021.1775 на продавца возложена обязанность в течение 30 рабочих дней с момента заключения государственного контракта передать покупателю жилое помещение, указанное в п. 1.1 контракта, на основании акта приема-передачи, являющегося неотъемлемой частью контракта (приложение к контракту).
Срок, в течение которого поставщик обязан обеспечить предоставление в Управление Росреестра по Иркутской области документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, необходимых для государственной регистрации права собственности Иркутской области на жилое помещение: в течение 3 рабочих дней с момента подписания акта приема-передачи жилого помещения. До подписания акта приема-передачи продавец должен предупредить покупателя обо всех известных ему недостатках жилого помещения (п.п. 2.1.3).
В течение 1 рабочего дня после подписания акта приема-передачи продавец обязан совместно с покупателем осуществить все необходимые действия по оформлению жилого помещения в собственность покупателя в Управлении Росреестра по Иркутской области (пп. 2.1.5).
Продавец обязан передать жилое помещение в сроки, установленные контрактом, и в состоянии, соответствующем действующим нормативным документам, государственным стандартам и техническому заданию (приложение № 2 к контракту), а также предоставить: копию правоустанавливающих документов на жилое помещение; справку управляющей организации об отсутствии задолженности по оплате коммунальных услуг; справку об отсутствии задолженности по оплате электрической энергии; справку об отсутствии задолженности по оплате услуг по капитальному ремонту; технический паспорт на жилое помещение; справку, выданную не позднее 5 рабочих дней АО «Ростехинвентаризация — Федеральное БТИ» или ОГУП «ОЦТИ - областное БТИ», подтверждающую степень износа многоквартирного жилого дома, в котором находится квартира (п.п. 2.1.6, 2.1.1).
Согласно пп. 2.4.1 государственного контракта, покупатель вправе до подписания акта приема-передачи провести проверку жилого помещения на его соответствие требованиям и основным характеристикам, установленным в приложении № 1 к контракту. В случае существенного нарушения требований к качеству жилого помещения (обнаружения неустранимых недостатков; недостатков, которые не могут быть устранены без несоизмеримых расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо предъявляются вновь поле их устранения, и других подобных недостатков), покупатель вправе отказаться от исполнения контракта и потребовать возврата уплаченной за жилое помещение денежной суммы (п.п. 2.4.2).
Порядок передачи жилого помещения регламентируется разделом 4 государственного контракта.
16 июня 2021 г. ИП Гуменюк С.В. представил в министерство уведомление о готовности квартиры к досрочной проверке и передаче.
20 июля 2021 г. зарегистрирован переход права собственности от Репина А.А. к Иркутской области на основании государственного контракта от 7 июня 2021 г. № Ф.2021.1775.
Документы на государственную регистрацию перехода права собственности и представлены в регистрирующий орган Саенко И.В., представлявшим интересы Гуменюка С.В. на основании нотариально удостоверенной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№, так и министерства на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№, выданной министром Быргазовой М.А.
ДД.ММ.ГГГГ приемочной комиссией, с учетом заключения эксперта Огородникова М.А., ООО («Независимый экспертно-консалтинговый центр» от 11 сентября 2021 г. № 243/9, утверждено заключение, что спорное жилое помещение не соответствует условиям и требованиям государственного контракта, предусмотренной им нормативной, технической и иной документации и не подлежит приемке в государственную собственность Иркутской области.
Согласно экспертному исследованию от 11 сентября 2021 г. № 243/9 спорная квартира не соответствуют условиям государственного контракта от 7 июня 2021 г. № Ф.2021.1775: действующим строительным нормам и правилам, санитарно-эпидемиологическим требованиям, поскольку многоквартирный дом расположен в санитарно-защитной зоне железной дороги на расстоянии менее 100 м от оси крайнего железнодорожного пути (п. 8.20 СП 42.13330.2016 «СНИП 2.07.01-89 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поседений», пп. 2.2.3.4 ОСН 3.02.01.97 «Нормы и правила проектирования отвода земель для железных дорог»).
Согласно экспертному заключению ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» от 9 ноября 2022 г. № 9289 на территории, прилагающей к зданию жилого дома по <адрес>, зафиксировано превышение установленного гигиенического норматива, что не соответствует требованиям п. 100 СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Согласно экспертному заключению ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» от 9 ноября 2022 г. № 9288 в жилой комнате квартиры № эквивалентный уровень звука при прохождении железнодорожного транспорта по железнодорожным путям в дневное (07.0023.00) время суток составляет 41,7 дБА, превышает установленный гигиенический норматив 40дБА на 1,7 дБА, что не соответствует требованиям п. 100 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», п. 130 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарноэпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий; максимальный уровень звука, при прохождении железнодорожного транспорта по железнодорожным путям, в дневное (07.00-23.00) время суток соответствует требованиям, установленным п. 100 СанПиН 1.2.3685-21, п. 130 СанПиН 2.1.3684-21; эквивалентный уровень звука, при прохождении железнодорожного транспорта по железнодорожным путям, в ночное (07.00-23.00) время суток составляет 40,2 дБА, превышает установленный гигиенический норматив 30 дБА на 10,2 дБА, что не соответствует требованиям, установленным п. 100 СанПиН 1.2.3685-21, п. 130 СанПиН 2.1.3684-21, максимальный уровень звука, при прохождении железнодорожного транспорта по железнодорожным путям, в ночное (23.00-07.00) время суток составляет 52,3 дБА, превышает установленный гигиенический норматив 45 дБА на 7,3 дБА, что не соответствует требованиям, установленным п. 100 СанПиН 1.2.3685-21, п. 130 СанПиН 2.1.3684-21; эквивалентный уровень звука, при отсутствии движения железнодорожного транспорта по железнодорожным путям (фоновый уровень шума), в ночное (23.00-07.00) время суток составляет 33,2 дБА, превышает установленный гигиенический норматив 30 дБА на 3,2 дБА, что не соответствует требованиям, установленным п. 100 СанПиН 1.2.3685-21, п. 130 СанПиН 2.1.3684-21, максимальный уровень звука, при отсутствии движения железнодорожного транспорта по железнодорожным путям (фоновый уровень шума), в ночное (23.00-07.00) время суток соответствует требованиям, установленным п. 100 СанПиН 1.2.3685-21, п. 130 СанПиН 2.1.3684-21.
11 ноября 2021 г. министерство направило ИП Гуменюку С.В., как лицу, действующему от имени Репина А.А. при заключении госконтракта, претензию, заявив о наличии оснований для расторжения госконтракта, об отказе от исполнения предусмотренной госконтрактом обязанности по оплате квартиры. В претензии указано, что многоквартирный дом, в котором расположена спорная квартира, находится в санитарно-защитной зоне железной дороги. То обстоятельство, что нахождение дома вблизи железной дороги (100 м) влечет увеличение уровня шума в помещении, является общеизвестным.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался ст. 450, ст. 451, ст. 469, ст. 475, ст. 557 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», исходил из того, что для регистрации перехода права собственности в регистрирующий орган представлена незаполненная сторонами форма акта приемочной комиссии, являющаяся приложением к государственному контракту, подписанный сторонами акта приема-передачи спорной квартиры суду не представлен, доказательств подписания акта приема-передачи спорного жилого помещения суду не представлено, как не представлено доказательств передачи покупателю документов, предусмотренных п. 2.1.1 государственного контракта, пришел к выводу, что переход права собственности на спорную квартиру к Иркутской области зарегистрирован при отсутствии факта приема квартиры министерством.
Суд также установил, что в спорном жилом помещении не обеспечивается соблюдение гигиенических нормативов и требований к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания (СанПиН 1.2.3685-21, 2.1.3684-21), при этом по условиям государственного контракта продавец гарантировал надлежащее качество жилого помещения, а также его соответствие государственным стандартам, нормативно-технической документации, строительным нормам и правилам (п. 5.1), в связи с чем пришел к выводу, что спорная квартира не соответствует санитарным и техническим нормам и правилам, предъявляемым действующим законодательством к предельно допустимому уровню шума в жилых комнатах, вследствие чего нарушается требование по обеспечению безопасных для здоровья человека условий проживания, что лишает предмет государственного контракта основного потребительского свойства.
Приняв во внимание, что указанные недостатки возникли вследствие строительства многоквартирного жилого дома по <адрес>, в непосредственной близости от железнодорожных путей, по которым ежедневно проходит железнодорожный транспорт, суд пришел к выводу, что их устранение силами собственника жилого помещения не представляется возможным, в связи с чем данные недостатки являются существенными, пришел к выводу об обоснованности требования министерства о расторжении государственного контракта от 7 июня 2021 г. № Ф.2021.1775 на основании пп. 1 п. 2 ст. 450 ГК РФ, признании не возникшим права собственности Иркутской области на спорное жилое помещение.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не усматривается.
Содержащиеся в обжалуемых судебных актах выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству, юридически значимые по делу обстоятельства судом определены верно.
Доводы кассационной жалобы фактически сводятся к несогласию с выводом суда и направлены на переоценку установленных судом обстоятельств. Вместе с тем оценка исследованных доказательств отнесена законом к компетенции судов первой и второй инстанций, тогда как суд кассационной инстанции в силу норм главы 41 ГПК РФ правом переоценки доказательств и установления иных фактических обстоятельств не наделен.
Иных доводов, свидетельствующих о допущенных по делу нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов кассационная жалоба не содержит, в связи с чем отсутствуют основания для её удовлетворения.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст.390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Шелеховского городского суда Иркутской области от 2 декабря 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 11 апреля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Гуменюка С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи