ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-14440/20 от 25.06.2020 Шестого кассационного суда общей юрисдикции

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-14440/2020

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

кассационного суда общей юрисдикции

25 июня 2020 г. г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Непопалова Г.Г.,

судей Якушевой Е.В. и Арзамасовой Л.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Октябрьского районного суда г.Самары от 06 декабря 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 03 марта 2020г. по гражданскому делу № 2-3977/2019 по иску ФИО1 к Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области об обязании произвести ежемесячную социальную денежную выплату.

Заслушав доклад судьи Непопалова Г.Г., объяснения истца К.С.ВБ. и представителя Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области ФИО2, действующего на основании доверенности от 20 июля 2017 г. № 268, проверив материалы дела, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчику, мотивируя тем, что он является Ветераном труда Самарской области, что подтверждается удостоверением № 0183040. До 01 марта 2017 г. истец получал как Ветеран труда Самарской области ежемесячную денежную выплату в размере 621 рубль. Истец прекратил свою трудовую деятельность 31 мая 2015 г., что подтверждается трудовой книжкой. Начиная с 01 марта 2017 г. выплаты были прекращены и не выплачивались.

Недавно истец узнал, что ежемесячные денежные (социальные) выплаты ветеранам труда были возобновлены с 01 ноября 2017 г. в автоматическом режиме. При этом каких-либо заявлений и документов для получения данных ежемесячных социальных выплат не требовалось. Но на его счет никакие денежные средства от ГКУ Самарской области «ГУСЗН Самарского округа» Управления по Железнодорожному району с ноября 2017 г. по момент предъявления рассматриваемого иска не поступали.

25 марта 2019 г. истец обратился в ГКУ Самарской области «ГУСЗН Самарского округа» Управления по Железнодорожному району за соответствующими разъяснениями. Однако, получил отказ в выплате как ежемесячной денежной выплаты, так и ежемесячной социальной выплаты за период с 01 марта 2017 г. по 31 августа 2019 г.

На основании изложенного, с учетом последующих уточнений и дополнений ранее заявленных требований, ФИО1 просил суд обязать ответчика произвести ему ежемесячную социальную выплату за период с 01 марта 2017 г. по 31 ноября 2019 г. в размере 21352 рубля и в дальнейшем ежемесячно выплачивать ему денежную выплату в соответствии с нормативно-правовыми актами Самарской области.

Решением Октябрьского районного суда г. Самары от 06 декабря 2019г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 03 марта 2020 г., в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.

В кассационной жалобе ФИО1 ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений как незаконных. Основаниями для отмены судебных актов истец указывает нарушения норм материального права, поскольку судами неверно определены юридически значимые обстоятельства по делу, что привело к принятию неправильных судебных постановлений.

В судебном заседании истец ФИО1 доводы кассационной жалобы поддержал, просил отменить обжалуемые судебные акты и принять по делу новое решение об удовлетворении его исковых требований в полном объеме.

Представитель Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области ФИО2 в судебном заседании возражал против удовлетворения кассационной жалобы, обжалуемые судебные акты полагает законными, обоснованными и не подлежащими отмене.

Представители ГКУ СО «ГУСЗН Самарского округа» и Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просили.

В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие указанных выше неявившихся лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения истца и представителя ответчика, судебная коллегия суда кассационной инстанции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такого характера нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.

Как установлено судами и следует из материалов дела, ФИО1 являлся получателем ежемесячной денежной выплаты в соответствии со статьей 10 Закона Самарской области от 06 декабря 2006 г. № 155-ГД «О ветеранах труда Самарской области» с 01 января 2014 г., до момента внесения изменений в законодательство Самарской области.

В соответствии с положениями статьи 3 Закона Самарской области от 13 февраля 2017 г. № 27-ГД «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Самарской области» указанная выплата приостановлена ответчиком с 01 марта 2017 г., в связи с поступившими сведениями о том, что ФИО1 осуществляет трудовую деятельность в ЖСК № 122.

Согласно статье 3 Закона Самарской области от 13 февраля 2017 г. №27-ГД «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Самарской области» гражданам, обратившимся после 27 февраля 2018 г., не реализовавшим право на возобновление ежемесячной денежной выплаты, ежемесячная денежная выплата возобновляется с первого числа месяца обращения и выплачивается с даты приостановления ежемесячной денежной выплаты.

Пунктом 3.2.1 Порядка предоставления ежемесячных денежных выплат ветеранам труда Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 16 февраля 2007 г. № 13 «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда Самарской области» предусмотрено, что предоставление ЕДВ лицам, являющимся получателями ЕДВ до 01 марта 2017 г., приостанавливается министерством с 01 марта 2017 г. на основании сведений, предоставляемых государственным учреждением – Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области в рамках действующего соглашения об информационном взаимодействии с министерством, в отношении граждан: 1) осуществляющих трудовую и (или) иные виды деятельности; 2) информация о пенсии которых отсутствует в сведениях, предоставляемых Пенсионным фондом.

Уполномоченные органы в пределах своей компетенции принимают меры по информированию получателей об изменении условий предоставления ЕДВ.

Возобновление предоставления ЕДВ лицам, являющимся получателями ЕДВ до 01 марта 2017 г., осуществляется при условии, если размер их пенсии не превышает 19500 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацами девятым и десятым настоящего пункта:

с 01 марта 2017 г. – для лиц, обратившихся до 31 мая 2017 г. включительно в уполномоченные органы по месту жительства с заявлением и документами об отсутствии трудовой и (или) иных видов деятельности и размере пенсии;

с 1-го числа месяца обращения – для лиц, обратившихся в уполномоченные органы по месту жительства с заявлением и документами об отсутствии трудовой и (или) иных видов деятельности и размере пенсии после 31 мая 2017 г.

Гражданам, размер пенсии которых превышает 19500 рублей по состоянию на 01 марта 2017 г., предоставление ЕДВ прекращается с 01 марта 2017 г. на основании сведений, предоставляемых Пенсионным фондом в рамках действующего Соглашения.

Начиная с 01 января 2018 г. возобновление предоставления ЕДВ гражданам осуществляется с первого числа месяца обращения при условии, что размер их пенсии не превышает 20221 рубля 50 копеек.

Гражданам, обратившимся после 27 февраля 2018 г., не реализовавшим право на возобновление предоставления ЕДВ, предоставление ЕДВ возобновляется с первого числа месяца обращения и осуществляется с даты приостановления предоставления ЕДВ.

Вместе с тем, после прекращения трудовой деятельности ФИО1 не обращался к ответчику с заявлением о возобновлении ежемесячной страховой выплаты, что им в суде не оспаривалось.

Согласно статье 1 постановления Правительства Самарской области от 30 октября 2017 г. № 677 «О предоставлении в 2017 году социальной выплаты отдельным категориям граждан» к расходным обязательствам Самарской области относится предоставление в 2017 г. социальной выплаты отдельным категориям граждан, проживающих на территории Самарской области, по состоянию на 01 ноября 2017 г. осуществляющих трудовую и (или) иные виды деятельности, указанные в статье 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и получающих пенсию в размере, не превышающем 13500 рублей.

Порядком предоставления в 2017 г. социальной выплаты отдельным категориям граждан, проживающих на территории Самарской области, по состоянию на 01 ноября 2017 г. осуществляющих трудовую и (или) иные виды деятельности, указанные в статье 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской федерации» и получающих пенсию в размере, не превышающем 13500 рублей, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 30 октября 2017 г. № 677, организацию предоставления социальной выплаты на территории Самарской области осуществляют министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области, а также подведомственные ему государственные казенные учреждения социальной защиты населения по месту жительства гражданина.

Уполномоченные учреждения осуществляют формирование и ведение базы данных по назначению социальной выплаты, прием граждан, организацию учета и регистрации лиц, обратившихся за назначением социальной выплаты, обеспечивают проверку документов, представленных заявителем, принимают решение о назначении (отказе в назначении) социальной выплаты, представляют необходимую информацию в министерство для перечисления социальной выплаты гражданам.

Предоставление социальной выплаты осуществляется министерством в ноябре и декабре 2017 г. ежемесячно.

Гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 настоящего постановления, получающим пенсию, назначенную Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области, министерство организует назначение социальной выплаты на основании сведений, предоставляемых Пенсионным фондом Российской Федерации, без представления гражданином заявления и обосновывающих право на данную выплату документов.

В случае если у министерства отсутствуют сведения, указанные в абзаце первом настоящего пункта, граждане вправе самостоятельно обратиться с пакетом документов, предусмотренных пунктом 4 настоящего Порядка, в уполномоченные учреждения за назначением социальной выплаты до 05 декабря 2017 г.

Предоставление отдельным категориям граждан, в том числе ветеранам труда ежемесячной социальной выплаты, в 2018-2020 г.г. установлено постановлением Правительства Самарской области от 13 декабря 2017 г. №812.

Согласно пункту 1 Порядка к указанному Постановлению указанным Порядком установлен механизм и условия назначения и предоставления в 2018-2020 годах ежемесячной социальной выплаты отдельным категориям граждан, по состоянию на 01 ноября 2017 г. и на дату определения права проживающих на территории Самарской области, получающих пенсию в размере, не превышающем 13500 рублей, имеющих соответствующий статус и осуществляющих трудовую и (или) иные виды деятельности, указанные в статье 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – ежемесячная социальная выплата).

Гражданам, указанным в пункте 1 настоящего Порядка, получающим пенсию, назначенную Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области, министерство организует назначение ежемесячной социальной выплаты на основании базы данных получателей социальных выплат, имеющейся в министерстве, с учетом сведений, предоставляемых Пенсионным фондом Российской Федерации, без представления гражданином заявления и документов, обосновывающих право на данную выплату, в январе 2018 г.

С февраля по декабрь 2018 г. министерство организует назначение ежемесячной социальной выплаты на основании базы данных получателей ежемесячной социальной выплаты, сформированной в январе 2018 г., с учетом представленных гражданами заявлений и документов, обосновывающих право на данную выплату, в течение 2018 г.

С января по декабрь 2019 г. министерство организует назначение ежемесячной социальной выплаты на основании базы данных получателей ежемесячной социальной выплаты, сформированной в декабре 2018 г., с учетом представленных гражданами заявлений и документов, обосновывающих право на данную выплату, в течение 2019 г.

С января по декабрь 2020 г. министерство организует назначение ежемесячной социальной выплаты на основании базы данных получателей ежемесячной социальной выплаты, сформированной в декабре 2019 г., с учетом представленных гражданами заявлений и документов, обосновывающих право на данную выплату, в течение 2020 г.

В случае если у министерства отсутствуют сведения, указанные в абзаце четвертом настоящего пункта, граждане вправе самостоятельно обратиться с документами, предусмотренными абзацами вторым, третьим, шестым и восьмым пункта 9 настоящего Порядка, в уполномоченные учреждения за назначением ежемесячной социальной выплаты по 30 ноября 2020 г. (пункт 8 Порядка).

Назначение ежемесячной социальной выплаты осуществляется на основании сведений, имеющихся в базе данных получателей социальных выплат министерства, с учетом сведений, представляемых Пенсионным фондом Российской Федерации, и без представления гражданином заявления и документов, обосновывающих право на данную выплату, с 01 января 2018 г.

Назначение ежемесячной социальной выплаты в случае самостоятельного обращения гражданина осуществляется с первого числа месяца, следующего за месяцем обращения гражданина с заявлением и документами, обосновывающими право на данную выплату (пункт 11 Порядка).

Из материалов дела усматривается, что с заявлением о назначении ежемесячной социальной выплаты истец обратился 25 марта 2019 г.

Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что у К.С.ВБ. не возникло право на получение ежемесячной социальной выплаты за период с 01 марта 2017 г. по 31 ноября 2019 г. в размере 21352рубля и в дальнейшем ежемесячно в соответствии с нормативно-правовыми актами Самарской области, поскольку Министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области при приостановке единовременной денежной выплаты истцу не было допущено нарушений действующего законодательства, истцу правомерно отказано в назначении ежемесячной социальной выплаты. Назначение указанных выплат носит заявительный характер при отсутствии у ответчика соответствующих сведений, однако, истец ранее к ответчику с заявлениями о назначении спорных социальных выплат не обращался.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1

С приведенными выше выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.

Судебная коллегия суда кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованными и не усматривает оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы, поскольку приведенные выше выводы судов предыдущих инстанций соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения (статье 72 Конституции Российской Федерации, статьям 13, 22 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», статье 5 Федерального закона от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьям 2, 3, 4 Закона Самарской области от 28 декабря 2004 г. № 169-ГД «О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны – тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий»), и обстоятельствам данного гражданского дела.

Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией суда кассационной инстанции необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов судов первой и апелляционной инстанций не опровергли.

Несостоятельны ссылки заявителя кассационной жалобы на иную судебную практику в обоснование своих доводов, так как обстоятельства по каждому конкретному делу устанавливаются непосредственно при его рассмотрении, и решение принимается судом в соответствии с представленными доказательствами с учетом норм права, регулирующих спорные правоотношения. Суд кассационной инстанции не связан выводами других судов о правовой квалификации рассматриваемых отношений и толкований правовых норм.

Более того, ссылки заявителя кассационной жалобы на решение Самарского областного суда от 18 января 2018 г. основаны на неверном, ошибочном толковании норм материального и процессуального права, поскольку названное выше решение суда не имеет преюдициального значения по настоящему гражданскому делу.

Иные доводы кассационной жалобы, в том числе о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1, приводились заявителем ранее, являлись предметом исследования судов предыдущих инстанций, были обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в судебных постановлениях, по существу направлены на иную оценку представленных сторонами доказательств и иное толкование норм материального права.

Кассационная инстанция при проверке законности судебных постановлений нижестоящих судов не вправе входить в обсуждение фактической стороны дела. Исследование и оценка представленных лицами, участвующими в деле, доказательств в подтверждение своих доводов и возражений, установление обстоятельств, на которых основаны изложенные в судебных постановлениях выводы, отнесены законом к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций.

Кассационная жалоба не содержит указаний на обстоятельства, которые не были учтены судами и не получили правовую оценку.

При таких данных судебная коллегия суда кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы ФИО1

Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Самары от 06 декабря 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 03 марта 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий Г.Г. Непопалов

Судьи Е.В. Якушева

Л.В. Арзамасова