ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-14566/2022 от 14.07.2022 Шестого кассационного суда общей юрисдикции

УИД 03RS0054-01-2021-003833-02

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело№ 88-14566/2022

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

кассационного суда общей юрисдикции

Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Юровой О.В.

судей Бросовой Н.В., Петровой И.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 14 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 19 апреля 2022 года по гражданскому делу № 2-147/2022 по иску ФИО1 к Филиалу Государственного казенного учреждения Республиканский центр социальной поддержки населения по Мелеузовскому району и г. Мелеузу Республики Башкортостан, Государственному казенному учреждению Республиканский центр социальной поддержки населения Республики Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в предоставлении мер социальной поддержки,

Заслушав доклад судьи Бросовой Н.В., проверив материалы дела, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Филиалу Государственного казенного учреждения Республиканский центр социальной поддержки населения по Мелеузовскому району и г. Мелеузу Республики Башкортостан, Государственному казенному учреждению Республиканский центр социальной поддержки населения Республики Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в предоставлении мер социальной поддержки, обосновав его тем, что он является ветераном боевых действий и проживает в жилом доме по адресу: , , . Совместно с ним по указанному адресу зарегистрированы и проживают члены его семьи: жена ФИО3, несовершеннолетний сын ФИО4 В связи с реализацией Федерального закона № 5 от 12 января 1995 года «О ветеранах» он обратился в Филиал ГКУ РЦСПН по Мелеузовскому району и г. Мелеузу РБ с заявлением о выплате ему ЕДК. Решением Филиала ГКУ РЦСПН по Мелеузовскому району и г. Мелеузу РБ от 06 декабря 2021 года ему отказано в предоставлении меры социальной поддержки ветеранов боевых действий только на том основании, что он живет не в квартире, а в своем доме. Отказ применять данные положения закона к ветеранам, проживающим в частном доме, прямо противоречит не только закону «О ветеранах», но и Конституции Российской Федерации, которая не разделяет людей по принципу, где они живут. Просит отменить решение Филиала ГКУ РЦСПН по Мелеузовскому району и г. Мелеузу РБ от 6 декабря 2021 года об отказе в назначении ему денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и обязать назначить ему и проживающим с ним членам семьи ежемесячную денежную компенсацию по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по категории «Ветеран боевых действий», в соответствии с действующим законодательством, в течение 10 дней с момента обращения, а также взыскать в его пользу судебные расходы в размер 17098,40 рублей.

Решением Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 14 февраля 2022 года исковые требования ФИО1 к Филиалу Государственного казенного учреждения Республиканский центр социальной поддержки населения по Мелеузовскому району и г. Мелеузу Республики Башкортостан, Государственному казенному учреждению Республиканский центр социальной поддержки населения Республики Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в предоставлении мер социальной поддержки, оставлены без удовлетворения.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 19 апреля 2022 года решение Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 14 февраля 2022 года оставлено без изменения.

В кассационной жалобе, поступившей в суд от ФИО1, ставится вопрос об отмене судебных актов и вынесении нового решения об удовлетворении требований.

От Филиала Государственного казенного учреждения Республиканский центр социальной поддержки населения по Мелеузовскому району и г. Мелеузу Республики Башкортостан поступили возражения.

Стороны в заседание судебной коллегии не явились, извещались надлежащим образом и своевременно.

Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дне слушания дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Как установлено судом, ФИО1 имеет статус ветерана боевых действий.

ФИО1 с супругой ФИО3 и несовершеннолетнем сыном ФИО4 зарегистрированы и проживают в жилом доме по адресу: , , который согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 1 февраля 2018 года находится в общей совместной собственности ФИО1 и ФИО3

25 ноября 2021 года ФИО1 обратился в филиал ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения по Мелеузовскому району и г. Мелеуз Республики Башкортостан с заявлением на предоставлении ему ежемесячной денежной компенсации на оплату коммунальных услуг.

Решением филиала ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения по Мелеузовскому району и г. Мелеуз Республики Башкортостан от 6 декабря 2021 года отказано ФИО1 в назначении меры социальной поддержки.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО1, суд первой инстанции, исходил из того, что собственники жилых домов самостоятельно несут расходы по его содержанию и ремонту, ветеранам боевых действий предоставляются меры социальной поддержки только в виде компенсации платы за наем жилого помещения (жилого дома) и (или) платы за услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома и взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о заключении договоров с организациями (предприятиями), осуществляющими начисление платы за жилое помещение и коммунальные услуги, независимо от форм собственности, для исчисления платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с регламентом информационного взаимодействия по обеспечению предоставления мер социальной поддержки населения по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан на территории Республики Башкортостан в порядке, определенном пунктом 4 Положения. При этом ФИО1 заявлены требования о предоставлении ему государственной услуги в виде возмещения расходов на оплату жилья и коммунальных услуг, со ссылкой на то, что он является потребителем услуг газоснабжения индивидуального жилого дома, электрической энергии, вывоза твердых бытовых отходов, тогда как меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг Федеральным законом «О ветеранах», Порядком не предусмотрены.

Судебная коллегия апелляционной инстанции, согласившись с выводом суда первой инстанции, указав, что необходимым условием для получения денежной компенсации ветеранами боевых действий является несение расходов по оплате за наем и содержание жилого помещения, по взносам на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Предоставление ветеранам боевых действий ЕДК за коммунальные услуги (в том числе электрическая энергия, газ, обращение с твердыми коммунальными отходами) в силу ст. 16 Федерального закона «О ветеранах», Закона Республики Башкортостан от 24 ноября 2008 года № 69-з «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категорий граждан в Республике Башкортостан» и положений Постановления Правительства Республики Башкортостан от 29 декабря 2008 года № 466 «О мерах по реализации Закона Республики Башкортостан «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Башкортостан», не предусмотрено.

ФИО1 проживает в индивидуальном жилом доме по адресу: , , , и, соответственно, расходы по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме не несет. Доказательств того, что ФИО1 несет расходы за наем и (или) плату за содержание жилого помещения также не представлено. Право на компенсацию коммунальных услуг - электрическая энергия, газ, обращение с твердыми коммунальными отходами, не соответствуют требованиям законодательства, поскольку для лиц, относящихся к категории «ветеран боевых действий», компенсация данных видов расходов не предусмотрена действующим законодательством.

Судебная коллегия суда кассационной инстанции находит выводы суда первой и апелляционной инстанций обоснованными и не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного определения по доводам кассационной жалобы, поскольку приведенные выше выводы судов соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения (статье 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 13, 23.2, 16 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», статьям 2, 4 Закона Республики Башкортостан от 24 ноября 2008 года № 69-з «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Башкортостан», Постановлению Правительства Республики Башкортостан от 29 декабря 2008 года № 466 «О мерах по реализации Закона Республики Башкортостан «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Башкортостан», Положению о порядке предоставления отдельным категориям граждан, проживающим на территории Республики Башкортостан, мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме ежемесячной денежной компенсации) и обстоятельствам данного гражданского дела.

Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией суда кассационной инстанции необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов суда апелляционной инстанции не опровергли.

Доводы кассационной жалобы о том, что он как ветеран боевых действий имеет право на получение ЕДК на оплату жилья и коммунальных услуг, были предметом рассмотрения судом апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, с которой не согласиться оснований не имеется, основаны на неверном толковании норм материального права.

Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» определены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, и определен круг лиц, относящихся к данной категории.

Согласно п.п. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в п.п. 1 - 4 п. 1 ст. 3 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки, в частности компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов:

платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади);

взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади).

Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, а также членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающим.

Согласно п. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Из приведенных выше нормативных положений и установленных по делу фактических обстоятельств следует, что ФИО1, как ветерану боевых действий и непосредственному плательщику платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные положениями п.п. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов: платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади); взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Право на получение мер социальной поддержки в виде компенсации платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, законодатель связывает исключительно с возникновение у члена семьи ветерана боевых действий права в силу п.п. 9 п. 1 ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

Доводов, опровергающих выводы суда, кассационная жалоба не содержит. Ее содержание по существу содержит иную, ошибочную трактовку существа спорных правоотношений и норм материального права их регулирующих, что основанием к отмене решения и апелляционного определения явиться не может.

Доводы о неравенстве перед законом, поскольку он проживает в частном доме, несостоятельны, поскольку права ветеранам боевых действий предоставлены равные, истцу отказано в компенсации тех расходов за газ, электроэнергия и вывоз бытовых отходов, которые не компенсируются в силу закона, а расходы предусмотренные – истец не несет.

Ссылки заявителя жалобы на иную судебную практику не может быть принята во внимание, поскольку конкретные судебные решения не носят преюдициального характера при разрешении дел других лиц. К тому же, в Закон Республики Башкортостан от 24 ноября 2008 года № 69-з «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Башкортостан», внесены изменения.

Доводы кассационной жалобы повторяют позицию заявителя в суде первой и апелляционной инстанций, которая обоснованно не принята судами во внимания исходя из установленных обстоятельств по делу.

В обжалуемых судебных актах приведены мотивы несостоятельности доводов заявителя, которые в дополнительной аргументации не нуждаются.

Доводы заявителя кассационной жалобы не подтверждают нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и фактически основаны на несогласии с оценкой обстоятельств дела, поэтому не могут служить основанием для кассационного пересмотра состоявшихся по делу судебных постановлений.

При таких данных судебная коллегия суда кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 14 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 19 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 без удовлетворения.

Председательствующий О.В. Юрова

Судьи Н.В. Бросова

И.И. Петрова

Постановление22.07.2022