ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-14698/2021 от 05.08.2021 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-14698/2021

№ дела суда 1-й инстанции 2-700/2020

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар 05 августа 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Бетрозовой Н.В.,

судей Якубовской Е.В., Губаревой С.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным и отмене распоряжения об отказе в перерасчете пенсии за выслугу лет с учетом изменения среднемесячного денежного содержания, признании незаконным распоряжения в части установления размера пенсии за выслугу лет, возложении обязанности по пересмотру размера пенсии за выслугу лет,

по кассационной жалобе представителя ФИО1 – ФИО2 на решение Городищенского районного суда Волгоградской области от 09 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 15 января 2021 года.

Заслушав доклад судьи Бетрозовой Н.В., судебная коллегия

установила:

ФИО3 обратилась с иском к администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным и отмене распоряжения об отказе в перерасчете пенсии за выслугу лет с учетом изменения среднемесячного денежного содержания, признании незаконным распоряжения в части установления размера пенсии за выслугу лет, возложении обязанности по пересмотру размера пенсии за выслугу лет, указав в обоснование требований, что на основании распоряжения администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области -ф от 06 декабря 2019 года ей была возобновлена выплата пенсии за выслугу лет, назначенной распоряжением -ф от 12 июля 2017 года, п. 2 которого определено производить выплату пенсии за выслугу лет с учетом увеличения стажа муниципальной службы в размере 10 784 рубля 53 копейки. Однако распоряжением администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области -ф от 06 декабря 2019 года истцу было отказано в пересмотре размера пенсии за выслугу лет с учетом изменения среднемесячного денежного содержания для назначения пенсии за выслугу лет в связи с отсутствием в реестре должностей Городищенского муниципального района должности заместителя главы администрации Кузьмичевского сельского поселения, а также ввиду отсутствия в действующем положении порядка пересмотра пенсии за выслугу лет с учетом вновь замещаемой должности в ином муниципальном образовании. По мнению истца, распоряжение -ф и п. 2 распоряжения -ф являются незаконными, вынесенными без учета прохождения ею после назначения пенсии за выслугу лет, муниципальной службы в том же муниципальном образовании и без учета Положения о пенсионном обеспечении лиц, замещающих должности муниципальной службы, предусматривающего пересмотр размера пенсии за выслугу лет с учетом вновь замещавшихся должностей.

На основании изложенного, ФИО3 просила признать незаконным и отменить распоряжение администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области -ф от 06 декабря 2019 года об отказе в пересмотре пенсии за выслугу лет, признать незаконным п. 2 распоряжения администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области -ф от 06 декабря 2019 года в части установления размера пенсии за выслугу лет с учетом увеличения стажа муниципальной службы на два года в размере 10 784 рублей 53 копеек, возложить на ответчика обязанность по пересмотру размера пенсии за выслугу лет с 01 ноября 2019 года с учетом ежемесячного денежного содержания, получаемого в период работы в должности заместителя главы администрации Кузьмичевского сельского поселения.

Решением Городищенского районного суда Волгоградской области от 09 сентября 2020 года в удовлетворении исковых требований ФИО3 отказано в полном объеме.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 15 января 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ФИО3, ссылаясь на существенные нарушения норм материального и процессуального права, просит отменить обжалуемые судебные постановления и принять новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.

В письменных возражениях на кассационную жалобу представитель Администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области – ФИО4, не соглашаясь с доводами, изложенными в кассационной жалобе, просит оставить обжалуемые судебные постановления без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились.

В соответствии с частью 1 статьи 397.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.

Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменных возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при рассмотрении настоящего дела такие нарушения были допущены при постановлении обжалуемого судебного акта и выразились они в следующем.

Как установлено судом и следует из материалов дела, с 1999 г. ФИО3 замещала должность муниципальной службы, в том числе заместителя главы администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области.

Распоряжением администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области -ф от 12 июля 2017 г. (с учетом распоряжения от 5 октября 2017 г. - ф), с 1 июля 2017 г. истцу была назначена пенсия за выслугу лет, исходя из стажа муниципальной службы 18 лет в размере 9 706 рублей 08 копеек.

25 августа 2017 г. ФИО3 обратилась в администрацию Городищенского муниципального района Волгоградской области с заявлением о приостановлении выплаты пенсии за выслугу лет, в связи с приемом на работу с 21 августа 2017 г. в администрацию Кузьмичевского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области на должность главного специалиста.

В этой связи, распоряжением администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области -ф от 31 августа 2017 г. истцу была приостановлена выплата пенсии за выслугу лет с 21 августа 2017 г., в связи с замещением должности муниципальной службы главного специалиста Кузьмичевского сельского поселения по п. 1 ст. 13 Положения, утвержденного решением Городищенской районной Думы Волгоградской области от 13 октября 2006 г. .

6 апреля 2018 г. ФИО3 была переведена на должность заместителя главы администрации Кузьмичевского сельского поселения, а 28 октября 2019 г. трудовой договор с истцом был прекращен по соглашению сторон.

1 ноября 2019 г. ФИО3 обратилась в администрацию Городищенского муниципального района Волгоградской области с заявлениями о возобновлении выплаты пенсии за выслугу лет. Одновременно истец просила произвести перерасчет пенсии за выслугу лет с учетом увеличения стажа муниципальной службы, а также с учетом ежемесячного денежного содержания по последней замещаемой муниципальной должности в администрации Кузьмичевского сельского поселения.

Распоряжением администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области -ф от 6 декабря 2019 г., с 1 ноября 2019 г. ФИО3 была возобновлена выплата пенсии за выслугу лет, назначенной ранее на основании распоряжения -ф от 12 июля 2017 г. Пунктом 2 распоряжения размер пенсии за выслугу лет с учетом увеличения стажа муниципальной службы на 2 года определен в размере 10 784 рубля 53 копейки.

Одновременно распоряжением администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области -ф от 6 декабря 2019 г. истцу было отказано в пересмотре размера пенсии за выслугу лет с учетом изменения среднемесячного денежного содержания для назначения пенсии за выслугу лет в связи с отсутствием в реестре должностей Г ородищенского муниципального района должности заместителя главы администрации Кузьмичевского сельского поселения, а также ввиду отсутствия в действующем положении порядка пересмотра пенсии за выслугу лет с учетом вновь замещаемой должности в ином муниципальном образовании.

При этом, судами установлено, что в соответствии с уставом Городищенского муниципального района Волгоградской области, принятым решением Городищенской районной думы Волгоградской области от 29 июня 2005 г. №847, Городищенский муниципальный район Волгоградской области является муниципальным образованием, образованным и наделенным статусом муниципального района Законом Волгоградской области 1058-ОД от 14 мая 2005 г., территорию которого составляют земли городских и сельских поселений, входящих в состав Городищенского муниципального района, в том числе и сельское поселение Кузьмичевское.

В соответствии со ст.15 устава, структуру органов местного самоуправления Городищенского муниципального района составляют: Городищенская районная Дума Волгоградской области; глава Городищенского муниципального района Волгоградской области; администрация Городищенского муниципального района Волгоградской области; контрольно-счетная палата Городищенского муниципального района Волгоградской области.

В соответствии с уставом Кузьмичевского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области, утвержденным решением совета депутатов Кузьмичевского сельского поселения № 9/3 от 13 ноября 2015 г., Кузьмичевское сельское поселение Городищенского муниципального района Волгоградской области является самостоятельным муниципальным образованием, образованным и наделенным статусом сельского поселения Законом Волгоградской области № 1058-ОД от 14 мая 2005 г.

В соответствии со ст. 17 устава Кузьмичевского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области структуру органов местного самоуправления Городищенского муниципального района составляют: совет депутатов Кузьмичевского сельского поселения Городищенского муниципального района; глава Кузьмичевского сельского поселения Г ородищенского муниципального района Волгоградской области; администрация Кузьмичевского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской.

Финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления Кузьмичевского сельского поселения осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджета Кузьмичевского сельского поселения.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, установив, что Городищенский муниципальный район Волгоградской области и Кузьмичевское сельское поселение Городищенского муниципального района Волгоградской области являются разными муниципальными образованиями, финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления которых разграничено и отнесено к ведению каждого из муниципальных образований, а также, что замещаемая истцом по последнему месту работы должность заместителя главы Кузьмичевского сельского поселения в реестре должностей муниципальной службы в Городищенском муниципальном районе Волгоградской области, не поименована, исходил из того, что истец не вправе требовать перерасчета размера пенсии с учетом должностного оклада по последнему месту работы в ином муниципальном образовании, то есть в администрации Кузьмичевского сельского поселения.

Ссылаясь на то, что Положением о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности или должности муниципальной службы Городищенского муниципального района Волгоградской области, утвержденным решением Городищенской районной Думы Волгоградской области от 13 октября 2006 г. № 235 предусмотрена лишь возможность включения периода муниципальной службы в ином органе местного самоуправления, с осуществлением соответствующего перерасчета ранее назначенной пенсии из оклада по должности муниципальной службы Городищенского муниципального района и не предусмотрен пересмотр размера ранее назначенной пенсии с учетом оклада, получаемого по вновь замещаемой должности в ином муниципальном образовании, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска.

С выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции, посчитав их основанными на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит, что приведенные выводы судебных инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права к спорным отношениям.

Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляет Конституция Российской Федерации, а также настоящий закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации (статья 3).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 2 марта 2007 г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

В соответствии с Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23).

Частью 3 этой же статьи определено, что законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии.

В силу статьи 42 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

При этом в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 24 Федерального закона о муниципальной службе).

Единство основных требований к муниципальной службе, а также правовая и социальная защищенность муниципальных служащих в силу пунктов 7 и 8 статьи 4 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» являются основными принципами муниципальной службы.

Положениями статьи 5 того же федерального закона и положениями статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлена взаимосвязь государственной гражданской службы Российской Федерации и муниципальной службы.

Согласно выраженной в ряде решений Конституционного Суда Российской Федерации правовой позиции специфика государственной и муниципальной службы в Российской Федерации предопределяет особый правовой статус государственных и муниципальных служащих, обусловленный содержанием профессиональной служебной деятельности, характером выполняемых функций, предъявляемыми квалификационными требованиями, а также ограничениями, связанными с прохождением государственной и муниципальной службы.

Осуществляя специальное правовое регулирование пенсионного обеспечения государственных и муниципальных служащих, в том числе вводя для них дополнительные гарантии в сфере пенсионных отношений, федеральный законодатель исходил из того, что единство публичной природы государственной гражданской службы и муниципальной службы, обусловленное объективной схожестью условий и порядка их прохождения, предполагает и общность основных принципов и условий государственного пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих и муниципальных служащих (пункт 6 статьи Федерального закона от 27 июля 2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и пункт 6 статьи 5 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. При этом государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации, муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», при наличии стажа государственной гражданской службы, стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которых для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к настоящему федеральному закону.

Из приведенных положений пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» не следует, что стаж гражданской службы и стаж муниципальной службы, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, должен быть получен исключительно в органах государственной власти или органах местного самоуправления определенного субъекта Российской Федерации или определенного муниципального образования, поскольку федеральный законодатель такого условия для предоставления права на пенсию за выслугу лет не устанавливает, получение стажа гражданской службы и стажа муниципальной службы исключительно в органах государственной власти или органах местного самоуправления определенного субъекта Российской Федерации или определенного муниципального образования не оговаривает, определяя только минимальную продолжительность стажа гражданской службы и стажа муниципальной службы.

Само по себе право муниципального служащего на получение дополнительного пенсионного обеспечения в виде пенсии за выслугу лет производно от его предшествующей трудовой деятельности на должностях муниципальной службы, предполагающей выполнение определенных, значимых для общества обязанностей, поэтому для приобретения права на пенсию за выслугу лет данная деятельность может осуществляться муниципальным служащим на должностях муниципальной службы, замещаемых на территории всей Российской Федерации, а не только отдельных субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, и стаж муниципальной службы, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, учитывается на основании замещения должностей муниципальной службы на территории всей Российской Федерации в совокупности, а не только отдельных субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в частности.

Данная позиция отражена в пункте 42 «Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2019)», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.04.2019 года.

На основании подпункта 1 пункта 7 статьи 2 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 №3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации дает судам разъяснения по вопросам судебной практики на основе ее изучения и обобщения.

Таким образом, суды обязаны руководствоваться разъяснениями судебной практики, данными Верховным Судом Российской Федерации в соответствующих обзорах, что не было принято во внимание судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении дела.

Принимая во внимание, что поименованная выше позиция Верховного Суда Российской Федерации при рассмотрении настоящего дела судами во внимание принята не была, и не установлено повлияла ли указанная позиция на права ФИО3, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы судов первой и апелляционной инстанций об отказе в удовлетворении исковых требований являлись преждевременными.

Принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства, судебная коллегия находит нужным отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 15 января 2021 года, с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.

При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права, исходя из правовой позиции, указанной выше.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 15 января 2021 года отменить, гражданское дело направить на новое рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Волгоградского областного суда.

Председательствующий

Судьи

Постановление03.12.2021