ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-1479/2024 от 18.01.2024 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-1479/2024

№ дела суда 1-й инстанции 2-671/2023

УИД 23RS0020-01-2023-000215-65

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар 18 января 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Дурневой С.Н.,

судей Ивановой О.Н., Харитонова А.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального образования Кореновский район к ФИО1 о взыскании суммы выплаченной субсидии, по кассационной жалобе ФИО1 на решение Кореновского районного суда Краснодарского края от 22 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 07 сентября 2023 года.

Заслушав доклад судьи Дурневой С.Н., выслушав ФИО1, поддержавшую доводы кассационной жалобы, представителя администрации муниципального образования Кореновский район ФИО3, возражавшего против её удовлетворения, судебная коллегия

установила:

администрация МО Кореновский район (далее – администрация) обратилась в суд с исковым заявлением к ФИО1 о взыскании суммы выплаченной субсидии, в обоснование требований указав, что между администрацией МО Кореновский район и главой личного подсобного хозяйства ФИО1 17 октября 2017 года было заключено соглашение о предоставлении субсидии на возмещение части затрат на строительство теплиц для выращивания овощей защищенного грунта № 24.

В рамках указанного соглашения в ноябре 2017 года ФИО1 была выплачена субсидия на возмещение части затрат на строительство теплиц для выращивания овощей защищенного грунта в размере 106 218 рублей.

09.11.2020 между администрацией МО Кореновский район и главой личного подсобного хозяйства ФИО1 было заключено соглашение о предоставлении субсидии на возмещение части затрат на строительство теплиц для выращивания овощей защищенного грунта № 288. В рамках данного соглашения, в ноябре 2020 года ФИО1 была выплачена субсидия на возмещение части затрат на строительство теплиц для выращивания овощей защищенного грунта в размере 175 021 рубль.

На дату заключения соглашения от 09 ноября 2020 года на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 1 500 кв.м, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности ФИО1, были размещены три теплицы, общей площадью 803,54 кв.м.

При проведении контрольных мероприятий произведен осмотр теплиц общей площадью 803,54 кв.м, расположенных по адресу: <адрес>. В рамках проверки было установлено, что во всех трех теплицах растут цветы, а не овощи закрытого грунта.

Поскольку субсидии были получены ФИО1 на выращивание овощей защищенного грунта, ФИО1 эксплуатировала теплицы не по назначению, администрация МО Кореновский район просила суд взыскать с ФИО1 в пользу администрации сумму выплаченной субсидии по соглашению № 24 от 17.10.2017 в размере 106 218 рублей, по соглашению № 288 от 09.11.2020 в размере 175 021 рубль.

Решением Кореновского районного суда Краснодарского края от 22 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 07 сентября 2023 года, исковые требования администрации МО Кореновский район удовлетворены частично. Суд взыскал с ФИО1 в пользу администрации МО Кореновский район денежные средства за невыполнение условий соглашения о предоставлении субсидии на возмещение части затрат на строительство теплиц для выращивания овощей защищенного грунта № 288 от 09 ноября 2020 года в размере 175 021 рубль. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. С ФИО1 взыскана государственная пошлина в доход государства в сумме 4 700,42 рублей.

В кассационной жалобе ФИО1 просит отменить судебные постановления в части взыскания суммы выплаченной субсидии по соглашению № 288 от 09.11.2020. Указывает, что судами не дана надлежащая оценка представленным доказательствам, условия соглашений ФИО1 выполняются, в теплицах выращиваются овощи защищенного грунта по сезону, в холодное время года в теплицах выращиваются цветы.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.

Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит, что оснований, предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ, для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.

Как установлено судами и усматривается из материалов дела, между администрацией МО Кореновский район и ФИО1ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение № 24 «О предоставлении субсидии на возмещение части затрат на строительство теплиц для выращивания овощей защищенного грунта».

В рамках данного соглашения в ноябре 2017 года ФИО1 выплачена субсидия на возмещение части затрат на строительство теплиц на принадлежащем на праве собственности ответчику земельном участке с кадастровым номером 23:12:0901010:56 площадью 1 500 кв.м, расположенном по адресу: <адрес>, для выращивания овощей защищенного грунта в размере 106 218 рублей.

По состоянию на 09 ноября 2020 года на указанном земельном участке размещены три теплицы общей площадью 803,54 кв.м.

09 ноября 2020 года заключено соглашение № 288 «О предоставлении субсидии на возмещение части затрат на строительство теплиц для выращивания овощей защищенного грунта».

В рамках данного соглашения в ноябре 2020 года ФИО1 выплачена субсидия на возмещение части затрат на строительство теплиц для выращивания овощей защищенного грунта в размере 175 021 рубль.

Отделом внутреннего финансового контроля и контроля в сфере муниципальных закупок администрации МО Кореновский район проведена проверка соблюдения получателем субсидий условий, целей и порядка предоставления субсидий. По результатам проверки составлен акт от 25 ноября 2022 года № 38, из которого следует, что произведен осмотр, в том числе теплиц общей площадью 803,54 кв.м, расположенных по адресу: <адрес>, после завершения строительства которых ФИО1 получены вышеуказанные субсидии.

В ходе проведенной проверки установлено, что во всех трех теплицах растут цветы, а не овощи закрытого грунта.

Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями статьей 307, 309, 310, 393, 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в части взыскания суммы выплаченной субсидии по соглашению № 288 от 09.11.2020.

Также, при разрешении спора судом первой инстанции отказано во взыскании выплаченной субсидии по соглашению № 24 от 17.10.2017 ввиду отсутствия доказательств нарушения условий, принятых указанным соглашением.

Судебная коллегия при апелляционном рассмотрении дела, предполагающем проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию, исследовав представленные сторонами в дело доказательства в их совокупности, с выводами суда первой инстанции согласилась, указав, что они обоснованы и сделаны при правильном применении норм материального права.

Судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции с выводами судов нижестоящих инстанций соглашается и не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции и апелляционного определения.

Доводы кассатора о необоснованном удовлетворении иска о взыскании суммы выплаченной субсидии, судебная коллегия отклоняет исходя из следующего.

В силу пункта 1 стати 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.

Из пункта 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что в случае нарушения получателями предусмотренных статьей 78 субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 статьи 78, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и односторонне изменение его условий не допускается.

Государственной программой Краснодарского края № 944 предусмотрено предоставление субвенций бюджетам муниципальных образований на осуществление отдельных государственных полномочии по поддержке сельскохозяйственного производства в Краснодарском крае в части предоставления субсидий гражданам, ведущим КФХ и ЛПХ, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим свою деятельность в области сельскохозяйственного производства.

Порядок расходования субвенций, предоставляемых из краевого бюджета, местным бюджетам, на осуществление отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства в Краснодарском крае в части предоставления субсидий гражданам, ведущим КФХ и ЛПХ осуществляющим деятельность в области сельскохозяйственного производства определен постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25 июля 2017 года № 550 (далее - Порядок № 550).

Порядком № 550 определено, что органы местного самоуправления, в сфере финансовой государственной поддержки КФХ и ЛПХ, расходуют субвенции на предоставление субсидий по 9 целевым направлениям сельскохозяйственного производства, в том числе: на возмещение части затрат на строительство теплиц для выращивания овощей защищенного грунта; на возмещение части затрат на производство реализуемой продукции животноводства.

Приказом министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 11 августа 2017 года № 224 утвержден административный регламент предоставления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Краснодарского края государственной услуги по предоставлению субсидий ЛПХ, КФХ и индивидуальным предпринимателям, ведущим деятельность в области сельскохозяйственного производства, на поддержку сельскохозяйственного производства» (далее - административный регламент №224).

В соответствии с пунктом 3 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского Края от 25 июля 2017 года № 550 Постановлением администрации муниципального образования Кореновский район от 20 сентября 2018 года № 1286 утвержден порядок предоставления субсидий крестьянским (фермерским) хозяйствам, индивидуальным предпринимателям, ведущим деятельность в области сельскохозяйственного производства и личным подсобным хозяйствам на поддержку сельскохозяйственного производства».

В Порядок № 1286 внесены изменения постановлениями администрации муниципального образования Кореновский район от 07 апреля 2020 года № 343 «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования Кореновский район от 20 сентября 2018 года № 1286 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий крестьянским (фермерским) хозяйствам, индивидуальным предпринимателям, ведущим деятельность в области сельскохозяйственного производства и личным подсобным хозяйствам на поддержку сельскохозяйственного производства» и от 05 августа 2020 года № 794 «О внесении изменений в постановление администрации МО Кореновский район от 20 сентября 2018 года № 1286 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий крестьянским (фермерским) хозяйствам, индивидуальным предпринимателям, ведущим деятельность в области сельскохозяйственного производства и личным подсобным хозяйствам на поддержку сельскохозяйственного производства».

Согласно п. 5.2 вышеназванного Порядка администрацией, органами государственного и муниципального финансового контроля осуществляется обязательная проверка соблюдения получателем субсидий условий, целей и порядка предоставления субсидий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Претенденты несут ответственность за нарушение требований, условий и оснований, предусмотренных подпунктами 1.4 - 1.7 пункта 1 «Общие положения» настоящего Порядка, а также за достоверность документов, представляемых ими в соответствии с приложениями № 3 и № 4 к настоящему Порядку, в установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Краснодарского края порядке (п. 5.3 порядка).

В соответствии с пп. 5.4 п. 5 указанного выше Порядка предоставления субсидий в случае несоблюдения условий предоставления субсидии денежные средства подлежат возврату в доход краевого бюджета. Так же, в соответствии с п. 2.2.4 в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий, выявленного по фактам проверок, проведенных Администрацией и органом государственного (муниципального) финансового контроля получатель обязан осуществить возврат субсидии в соответствии с порядком.

В случае нарушения получателем условий, целей и порядка предоставления субсидий, выявленного по фактам проверок, администрации и (или) органом государственного (муниципального) финансового контроля, сумма перечисленной субсидии подлежит возврату получателем в краевой бюджет (п. 3.4 соглашения).

Как установлено судами нижестоящих инстанций, на момент заключения между администрацией и главой личного подсобного хозяйства ФИО1 соглашения № 288 действовал Порядок № 1286 (с изменениями от 07 апреля 2020 года № 343 и от 05 августа 2020 года № 794).

29.10.2020 ФИО1 подано заявление о предоставлении субсидии на возмещение части затрат на строительство теплиц для выращивания овощей защищенного грунта. В поданном заявлении указано, что ФИО1 подтверждает достоверность и полноту сведений, содержащихся в заявлении и прилагаемых к нему документах. Также в заявлении указано, что ФИО1 предупреждена об ответственности за предоставление неполных или заведомо недостоверных сведений и документов.

С заявлением 29 октября 2020 года предоставлен акт обследования теплицы в личном подсобном хозяйстве (ЛПХ) ФИО1, утвержденный ДД.ММ.ГГГГ исполняющим обязанности главы Платнировского сельского поселения ФИО4 и подписанный ДД.ММ.ГГГГФИО1, комиссией в составе: председатель комиссии - ФИО4, члены комиссии ФИО5, ФИО6

Из данного акта обследования следует, что на дату подачи заявления о предоставлении субсидии две теплицы общей площадью 500,06 кв.м, ФИО1 эксплуатирует по целевому назначению и обязуется эксплуатировать по целевому назначению указанные теплицы в течение пяти последующих лет.

26.10.2020 в рамках проверки отдела контроля проведен осмотр теплиц. Как установлено проверкой, в трех теплицах произрастали цветы. Со слов ФИО1 теплицы использовались под выращивание томатов и огурцов закрытого грунта, в холодный период выращиваются зимостойкие цветы, в марте-апреле высаживаются огурцы и помидоры.

Согласно подпункта 2.2.1 пункта 2.2. раздела 2 Соглашения от 09.11.2020 № 288 получатель обязуется соблюдать условия предоставления субсидии, предусмотренные порядком, в том числе обеспечить сохранность и эксплуатацию построенной теплицы для ведения овощеводства защищенного грунта в течение 5 лет со дня получения субсидии.

На момент проверки получатель субсидии не эксплуатировала теплицы общей площадью 803,54 кв.м по назначению для ведения овощеводства защищенного грунта, что подтверждается актом от 25.11.2022 № 38.

Судами нижестоящих инстанций сделан обоснованный вывод о нарушении ФИО1 условий соглашения № 288 от 09.11.2020, и как следствие, взыскании суммы в размере 175 021 рубль, полученной ответчиком в виде субсидии на возмещение части затрат на строительство теплиц.

Суд кассационной инстанции не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, поскольку они отвечают требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения, имеющие значение для дела обстоятельства определены судами верно.

Ссылка кассатора на отсутствие в соглашении указаний о круглогодичном выращивании в возведенных теплицах овощей судебной коллегией отклоняется. Заключая вышеуказанные соглашения, ФИО1 согласилась с целевым использованием теплиц - для ведения овощеводства закрытого грунта в течение 5 лет.

Приведенные в кассационной жалобе доводы не содержат оснований к отмене оспариваемых судебных постановлений, поскольку не опровергают выводов судов и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм процессуального и материального права, а сводятся к несогласию заявителя с произведенной судебными инстанциями оценкой представленных в деле доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств с точки зрения ее субъективного восприятия спора, что поводом для кассационного вмешательства не является.

Оценка доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности, а в совокупности достаточности относится к обязанности суда, разрешающего дело по существу, непринятие позиции стороны либо критическое отношение к такой позиции и представленным стороной доказательствам не свидетельствует о допущенной ошибке.

Суды нижестоящих инстанций верно определили предмет доказывания и закон, подлежащий применению при разрешении настоящего дела, нормы материального и процессуального права применены правильно, а выводы основаны на доказательствах, исследованных в процессе судебного разбирательства, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.

С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.

Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Кореновского районного суда Краснодарского края от 22 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 07 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий Дурнева С.Н.

Судьи Иванова О.Н.

Харитонов А.С.