63RS0044-01-2022-000704-93
ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело №88-14954/2023
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
кассационного суда общей юрисдикции
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кириченко А.Д.,
судей Бросовой Н.В., Ившиной Т.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Моисеевой С.В. на решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 17 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 17 января 2023 года по гражданскому делу № 2-820/2022 по иску Моисеевой С.В. к акционерному обществу «Федеральная пассажирская компания» в лице структурного подразделения – Центра пассажирских перевозок Куйбышевского регионального отделения Центра контроля пассажирских перевозок об обязании произвести перерасчет заработной платы за фактически отработанное время, взыскании компенсации за сверхурочную работу.
Заслушав доклад судьи Кириченко А.Д., объяснения представителя Моисеевой С.В. - Иванова А.Е. по доверенности от 13 января 2023 года и ордеру от 12 апреля 2023 года, представителяАО «Федеральная пассажирская компания» Князьковой О.С. по доверенности от 17 февраля 2022 года, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Моисеева С.В. обратилась в суд с иском к АО «Федеральная пассажирская компания» структурное подразделение – Центр пассажирских перевозок Куйбышевское региональное отделение Центра контроля пассажирских перевозок об обязании произвести перерасчет заработной платы за фактически отработанное время, взыскании компенсации за сверхурочную работу, в обосновании своих требований ссылаясь на то, что состоит в трудовых отношениях с АО «Федеральная пассажирская компания» на основании трудового договора, заключенного на неопределенный срок. В ходе исполнения заключенного между работником и работодателем трудового договора и дополнительных соглашений к нему, имеется нарушение трудовых прав истца в части кратности учета рабочего времени, подлежащего оплате фактически отработанному времени. Положение локальных нормативных актов ответчика противоречит действующем трудовому законодательству, которое не предполагает кратности учета рабочего времени, подлежащего оплате, фактически отработанному рабочему времени. Указывает не то, что из 24 часов учтенного рабочего времени оплате будут подлежать только 7 часов, что свидетельствует о нарушении ответчиком трудовых прав истца.
С учетом уточненных исковых требований, истец просила суд взыскать с АО «Федеральная пассажирская компания» невыплаченную заработную плату за фактическое отработанное время за 2018, 2019, 2020 года и 10 месяцев 2021 года в размере 1 494 848,5 рублей. Взыскать с АО «Федеральная пассажирская компания» в пользу Моисеевой С.В. денежную компенсацию за сверхурочную работу за 2018, 2019, 2020 года и 10 месяцев 2021 года в сумме 1 393 119,74 рублей. Взыскать с АО «Федеральная пассажирская компания» в пользу Моисеевой С.В. компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.
Решением Железнодорожного районного суда г. Самары от 17 июня 2022 года исковые требования Моисеевой С.В. удовлетворены частично, в ее пользу с АО «Федеральная пассажирская компания» взыскана заработная плату за период с января по март 2021 г. в размере 127 353 руб. 69 коп., денежную компенсацию за сверхурочную работу за период с января по март 2021 г. в размере 109 046 руб. 62 коп., компенсацию морального вреда в размере 5000 руб., а всего 241 400 руб. 31 коп. В удовлетворении остальной части требований отказано.
С АО «Федеральная пассажирская компания» в доход местного бюджета взыскана госпошлина в размере 5 564 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 17 января 2023 года решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 17 июня 2022 года изменено, резолютивная часть решения дополнена абзацем следующего содержания:
«В удовлетворении заявления Моисеевой С.В. о восстановлении срока обращения в суд за защитой нарушенных трудовых прав – отказать».
В остальной части решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба Моисеевой С.В. без удовлетворения.
В кассационной жалобе Моисеева С.В. просит отменить решение и апелляционное определение в части неудовлетворенных требований, принять в указанной части новое решение, которым иск удовлетворить в полном объеме, ссылается на неправильное применение норм материального права, неправильную оценку обстоятельств дела.
Выслушав объяснения представителя Моисеевой С.В. – Иванова А.Е., поддержавшего доводы жалобы, возражения представителя АО «Федеральная пассажирская компания» – Князьковой О.С., просившей судебные акты оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Иные лица, участвующие в деле, правом участия в судебном заседании кассационной инстанции не воспользовались, надлежащим образом уведомлены о принятии кассационной жалобы к производству и назначении судебного заседания, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с частью 2.1. статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения кассационной жалобы до начала судебного заседания не представили.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка участвующих в деле лиц в заседание суда кассационной инстанции не является препятствием в рассмотрении жалобы.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что между Моисеевой С.В. и ОАО «Федеральная пассажирская компания» заключен трудовой договор №8/2010 от 06.04.2010 года, в соответствии с которым, работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации, нормативными актами работодателя, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату.
В соответствии с п. 1.2 трудового договора, работник принимается на работу по должности ведущий инженер отдела контроля клиентских услуг, г. Воронеж Юго-Восточное отделение Центра внутреннего контроля и аудита – структурного подразделения открытого акционерного общества «Федеральная пассажирская компания», г. Воронеж.
Согласно п.п. 4.1, 4.2. Трудового договора, режим рабочего времени устанавливается в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и коллективным договором. Ведущий инженер отдела контроля клиентских услуг работает по скользящему графику работы, с суммированным учетом рабочего времени, с учетным периодом – месяц. Установлен ненормированный рабочий день.
За выполнение обязанностей, предусмотренных настоящим трудовым договором, работнику устанавливается: должностной оклад в размере 23680,00 рублей ежемесячно с последующей индексацией в соответствии с коллективным договором;
5.1.2. Выплаты компенсационного и стимулирующего характера согласно соответствующему положению об оплате труда;
5.1.3. Премии за основные результаты хозяйственной деятельности согласно соответствующему положению о премировании;
5.1.4. Единовременные премии за выполнение особо важных производственных заданий разового характера по распоряжению работодателя;
5.1.5. Иные выплаты, предусмотренные коллективным договором и (или) нормативными документами ОАО «ФПК».
Дополнительным соглашением от 26.04.2016 года № к трудовому договору от 06.04.2010 года №, стороны изменили некоторые условия трудового договора, работник переведен на должность ведущего инженера сектора операционного аудита клиентских услуг Юго-Восточного регионального участка Центра внутреннего контроля и аудита – структурного подразделения акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» с 27.04.2016 года с возложением на него трудовых обязанностей в соответствии с должностной инструкцией.
Согласно дополнительного соглашения от 01.11.2016 года к трудовому договору от 06.04.2010 г. № Моисеева С.В. переведена на должность начальника сектора в сектор операционного аудита клиентских услуг Юго-Восточного регионального участка Центра внутреннего контроля и аудита – структурного подразделения акционерного общества «Федеральная пассажирская компания»
Дополнительным соглашением от 17.04.2017 № к трудовому договору от 06.04.2010 г. №, стороны изменили некоторые условия трудового договора, в частности, работник переведен на должность начальника сектора в сектор операционного аудита клиентских услуг Юго-Восточного регионального участка Центра внутреннего контроля и аудита – структурного подразделения акционерного общества «Федеральная пассажирская компания»
Дополнительным соглашением от 01.12.2017 года к трудовому договору от 07.04.2010 г. №, стороны изменили некоторые условия трудового договора, в частности, работник переведен на должность ведущего инженера в сектор контроля клиентских услуг Юго-Восточного регионального участка, 394026, г. Воронеж, <адрес> Центра контрольно-ревизионной деятельности – структурного подразделения акционерного общества «Федеральная пассажирская компания», г. Москва.
Изменен раздел трудового договора, о продолжительности рабочего времени: ведущего инженера продолжительность рабочего времени нормальная (не более 40 часов в неделю). Работнику устанавливается ежегодный отпуск продолжительностью: основной 28 календарных дней. Дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день 3 календарных дня в соответствии с нормативными документами АО «ФПК».
Изменен раздел 5 трудового договора, в части размера должностного оклада в размере 37041,00 рублей ежемесячно.
Дополнительным соглашением от 11.04.2018 г. к трудовому договору от 07.04.2010 г. №, стороны изменили некоторые условия трудового договора, в частности, работник переведен на должность ведущего инженера в отдел контроля клиентских услуг Приволжского регионального отделения, 410005, г. Саратов, <адрес> Центра контрольно-ревизионной деятельности – структурного подразделения акционерного общества «Федеральная пассажирская компания», г. Москва.
Изменен раздел трудового договора, о продолжительности рабочего времени: ведущего инженера продолжительность рабочего времени нормальная (не более 40 часов в неделю). Работнику устанавливается ежегодный отпуск продолжительностью: основной 28 календарных дней. Дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день 3 календарных дня в соответствии с нормативными документами АО «ФПК».
Изменен раздел 5 трудового договора, в части размера должностного оклада в размере 37856,00 рублей ежемесячно.
Дополнительным соглашением от 30.03.2021 года № 3 к трудовому договору от 07.04.2010 года №, стороны изменили некоторые условия трудового договора, в частности, работник переведен на должность главного специалиста в отдел контроля клиентских услуг Куйбышевского регионального отделения, 443041, Самарская обл., г. Самара, <адрес> Центра контроля пассажирских перевозок – структурного подразделения акционерного общества «Федеральная пассажирская компания», г. Москва.
Изменен раздел трудового договора, о продолжительности рабочего времени: главного специалиста продолжительность рабочего времени режим рабочего времени устанавливается в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка для работников Куйбышевского регионального отделения Центра контроля пассажирских перевозок – структурного подразделения акционерного общества «Федеральная пассажирская компания», г. Москва. Работнику устанавливается суммированный учет рабочего времени, с учетным периодом 1 (один) месяц. Работнику устанавливается ежегодный отпуск продолжительностью: основной 28 календарных дней. Дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день 3 календарных дня в соответствии с нормативными документами АО «ФПК».
Изменен раздел 5 трудового договора, в части размера должностного оклада, установленного в размере 57283,00 рублей ежемесячно.
На основании приказа от 01.03.2022 года № трудовой договор с Моисеевой С.В. расторгнут по инициативе работника.
Также судом первой инстанции установлено, что в соответствии с пунктом 4.2. Правил внутреннего трудового распорядка, утвержденных 31.12.2019 года работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, настоящими Правилами и иными локальными нормативными актами АО «ФПК», содержащими нормы трудового права; соблюдать правила внутреннего трудового распорядка.
Согласно пункту 6.2. Правил внутреннего трудового распорядка, в связи с невозможностью соблюдения ежедневной или еженедельной продолжительности рабочего времени суммированный учет рабочего времени устанавливается для контролера-ревизора пассажирских поездов с периодом учета календарный месяц (шестидневная рабочая неделя). Работники отделения имеют разъездной характер работы, который при наличии выездов оформляется ведомостью учета разъездов формы №.
Согласно пункту 6.5. Правил внутреннего трудового распорядка, каждый выход на работу является служебной поездкой, за исключением случаев, когда графиком предусмотрена работа в отделе. При выходе на работу работникам с суммированным учетом рабочего времени оформляется и выдается план-задание на проведение ревизий и проверок под роспись, в котором указывается объект, подразделение, подлежащее ревизии, проверке, время перерыва для отдыха и питания, время начала и окончания работы, время явки в отделение для предъявления отчета о проделанной за день работе.
В случаях, когда работники с суммированным учетом рабочего времени в служебной поездке не выполняют свои служебные обязанности (находятся на станции в ожидании поезда или в пути следования до места проведения ревизии и проверки, или до места завершения служебной поездки), то рабочее время исчисляется из расчета 7 часов на каждые 24 часа (при шестидневной рабочей неделе) нахождения работника в служебной поездке. При нахождении на станции в ожидании поезда или в пути следования менее 24 часов рабочее время определяется в соответствующей пропорции.
Аналогичные условия были предусмотрены и ранее действовавшими Правилами внутреннего трудового распорядка для работников Куйбышевского регионального отделения Центра контрольно-ревизионной деятельности – структурного подразделения АО «Федеральная пассажирская компания» от 01.12.2017 №.
Согласно пункту 11 Методических указаний по учету рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников Центра внутреннего контроля и аудита ОАО «ФПК», утвержденных распоряжением ОАО «ФПК» от 9 января 2014 года, в соответствии с утвержденными расшифровками маршрутов ревизий и проверок ревизорами поездов при выходе на работу под роспись выдается план-задание на проведение ревизий и проверок, в котором указываются: пассажирские поезда; пункты продажи проездных документов; погрузочные площадки и другие подразделения, подлежащие проверке; участки или объекты, на которых должна быть проведена проверка; время перерывов для отдыха и питания; время начала и окончания работы; время явки в региональное отделение Центра для предоставления отчета о проделанной за день работе.
Согласно пункту 14 Методических указаний, в случаях, когда ревизоры поездов в служебной поездке не выполняют свои служебные обязанности (находятся на станции в ожидании поезда или в пути следования до места про ведения ревизии и проверки или до места завершения служебной поездки), то рабочее время исчисляется из расчета 7 часов на каждые 24 часа (при шестидневной рабочей неделе) нахождения работника в служебной поездке. При нахождении на станции в ожидании поезда или в пути следования менее 24 часов рабочее время определяется в соответствующей пропорции.
Пункт 6.2 раздела 6 «Режим рабочего времени и времени отдыха» Правила внутреннего трудового распорядка Общества формулирует режим рабочего времени - «суммированный учет рабочего времени с периодом учета - календарный месяц (6-ти дневная рабочая неделя)» - не предусмотренный действующим трудовым законодательством, а именно статьей 100 Трудового кодекса РФ, то есть Федеральный закон такого вида режима рабочего времени не устанавливает. Кроме того, установление 6-ти дневной рабочей недели по сути является нормированным режимом рабочего времени (с понедельника по субботу с выходным днем воскресенье) и предполагает установление продолжительности рабочего дня накануне выходного дня не более 5 часов.
Разделом 6 Правил и пунктом 14 Указаний определено, что в случае, когда работник с суммированным учетом рабочего времени в служебной поездке не выполняет свои служебные обязанности (находится на станции в ожидании поезда или в пути следования до места проведения ревизии и проверки, или до места завершения служебной поездки), то рабочее время исчисляется из расчета 7 часов на каждые 24 часа (при шестидневной рабочей неделе) нахождения работника в служебной поездке. При нахождении на станции в ожидании поезда или в пути следования менее 24 часов рабочее время определяется в соответствующей пропорции.
13 декабря 2019 года Главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Самарской области на основании распоряжения на проверку от 11 ноября 2019 года проведена внеплановая документарная проверка по обращению Т. По результатам проведенной проверки составлен Акт от 13 декабря 2019 года и вынесено Предписание от 13 декабря 2019 года, согласно которому АО «ФПК» обязано в срок до 14 января 2020 года устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права: произвести перерасчет заработной платы Т. за 2018 и 2019 годы за фактически отработанное рабочее время, подтвержденное «планами-заданиями», с учетом, предусмотренной статьей 236 Трудового кодекса РФ денежной компенсации.
Куйбышевской транспортной прокуратурой в адрес Начальника Куйбышевского Регионального отделения Центра контроля пассажирских перевозок - Структурного подразделения АО «ФПК» направлено представление об устранении нарушений трудового законодательства.
Таким образом, учитывая, что Предписание Государственной инспекции труда в Самарской области от 13 декабря 2019 года, установившее нарушения трудового законодательства со стороны АО «Федеральная пассажирская компания», признано законным решением Октябрьского районного суда г.Самары от 12 февраля 2020 года по гражданскому делу №2а-826/2020, вступившим в законную силу 06 октября 2020 года, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заработная плата истца подлежит перерасчету.
При этом суд исходил из того, что приведенные выше положения локальных нормативных актов работодателя противоречат трудовому законодательству, которое не предполагает кратности учета рабочего времени, подлежащего оплате, фактически отработанному времени.
Судом отмечено, что в данном случае трудовым договором, заключенным с истцом 07.04.2010 года №, установлена простая повременная оплата - должностной оклад, которые должны применяться с учетом фактически отработанного истцом времени.
Разрешая требования о взыскании в пользу Моисеевой С.В. с ответчика недополученной заработной платы и компенсации за сверхурочную работу, с учетом заявления ответчика о пропуске истцом срока обращения, установленного статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу, что за период с января 2018 года по декабрь 2020 года истцом данный срок по требованиям о взыскании недополученной заработной платы пропущен без уважительных причин, поскольку установленный законом годичный срок по выплате заработной платы за каждый месяц начал течь со дня даты выдачи работнику заработной платы и доказательств уважительности причин пропуска указанного срока суду не представлено.
С учетом указанного, суд первой инстанции, проверив и приняв во внимание расчет, представленный ответчиком, пришел к выводу об удовлетворении требований истца в части взыскания с ответчика невыплаченной заработной платы за фактически отработанное время за период с января по март 2021 года в размере 127353, 69 рублей и взыскании денежной компенсации за сверхурочную работу с января по март 2021 года в размере 109046, 62 рублей, компенсации морального вреда 5000 руб.
Суд апелляционной инстанции с данными выводами суда первой инстанции согласился, указав, что работодатель ежемесячно выплачивал заработную плату истцу в спорный период, при этом составные части заработной платы истцу были известны. При получении заработной платы в оспариваемый период истец, полагая, что получает ее не в полном объеме, имела реальную возможность проверки правильности начисления заработной платы, в том числе путем обращения к работодателю. Однако за защитой своего нарушенного права она обратилась в суд спустя длительный промежуток времени.
Доводы Моисеевой С.В. о том, что срок, установленный статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации необходимо исчислять, когда истец узнал о нарушенном праве, а именно с октября 2020 года, когда вступило в законную силу решение суда, которым признано законным предписание Государственной инспекции труда о незаконности начисления заработной платы по другим работникам, суд апелляционной инстанции отклонил, как основанные на неверном толковании положений данной нормы.
Вместе с тем, с учетом заявления ответчика о применении срока, установленного статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации для обращения с настоящим иском в суд и заявленного истцом ходатайства о его восстановлении, а также исходя из того, что суд первой инстанции в ходе рассмотрения дела исследовал уважительность причин пропуска срока, в решении указал мотивы по которым пришел к выводу о пропуске срока в отсутствие уважительных причин, дав оценку соответствующим доводам истца, изложенным в ходатайстве, судебная коллегия пришла к выводу о необходимости дополнения резолютивной части решения суда указанием на результат рассмотрения, заявленного истцом ходатайства, дополнив ее абзацем соответствующего содержания.
Судебная коллегия кассационного суда не усматривает оснований для отмены вынесенных решения и апелляционного определения по доводам кассационной жалобы.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Доводы кассационной жалобы о неправильных выводах нижестоящих судебных инстанций о пропуске срока для обращения в суд за защитой нарушенного права, что действующее законодательство предусматривает возможность восстановления срока для обращения в суд, если работник по уважительной причине не обратился своевременно, что нарушения являются длящимися, и истец узнал о нарушении лишь после вступления в законную силу решения Октябрьского районного суда г.Самары по делу № 2а-826/2020, то есть с 6 октября 2020 года, о ненадлежащем рассмотрении ходатайства о восстановлении срока были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции, обосновано отклонены по мотивам, изложенным в судебных постановлениях. Оценка доказательств, исследованных судами, произведена по правилам статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их допустимости, относимости, достоверности и достаточности.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, статье 392 Трудового кодекса Российской Федерации, а также разъяснениям данным в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года № 2 и обстоятельствам дела.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Железнодорожного районного суда г.Самары от 17 июня 2022 года с учетом его изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 17 января 2023 года, а также апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 17 января 2023 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Моисеевой С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий А.Д. Кириченко
Судьи Н.В. Бросова
Т.В. Ившина