ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-14976/2022 от 28.09.2022 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

№ 88-14976/2022

УИД 89RS0007-01-2021-001440-53

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Челябинск 28 сентября 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Марченко А.А.,

судей Ишимова И.А., Храмцовой О.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело № 2-635/2022 по исковому заявлению прокурора Пуровского района, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа, АО «Ямалкоммунэнерго» о возложении обязанности по ремонту резервуаров

по кассационной жалобе АО «Ямалкоммунэнерго» на решение Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 09 сентября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 марта 2022 года.

Заслушав доклад судьи Ишимова И.А., выслушав объяснения АО «Ямалкоммунэнерго» - ФИО1, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения прокурора Кустикова А.Г. на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

прокурор Пуровского района обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа, АО «Ямалкоммунэнерго» о возложении обязанности по ремонту резервуаров, ссылаясь на то, что в собственности администрации и эксплуатации общества имеются объекты обращения с нефтепродуктами (склады ГСМ), которые находятся в аварийном состоянии и требуют капитального ремонта (замены).

Решением Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 09 сентября 2021 года исковое заявление прокурора удовлетворено частично: на АО «Ямалкоммунэнерго» возложена обязанность в срок не позднее 01 октября 2022 года устранить нарушения законодательства о промышленной безопасности в отношении объекта:

1. РВС-400, инв. № 30000064, объемом 400 м?, расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <данные изъяты>, а именно: устранить разрушение лакокрасочного покрытия всех поясов стенки и кровли резервуара; сквозную коррозию на нижнем поясе резервуара возле уторного шва; провести экспертизу промышленной безопасности объекта;

2. склада ГСМ: резервуары горизонтальные стальные РГС-50, инв. № ГО 000259 и инв. № ГО 000260, объемом 50 м?, расположенных по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, п. Халясавэй, территория котельной, путем проведения работ по их капитальному ремонту либо замене на иные аналогичные резервуары. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. Также с АО «Ямалкоммунэнерго» в доход муниципального округа Пуровский район взыскана государственная пошлина в размере 6000 руб.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 марта 2022 года решение суда отменено в части, в которой отказано в удовлетворении требований прокурора, и в данной части принято новое решение о возложении на АО «Ямалкоммунэнерго» обязанности в срок не позднее 01 октября 2022 года устранить нарушения законодательства в промышленной безопасности:

1. на объекте-складе, расположенном в п. Уренгой Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа на территории котельной № 3:

- в отношении резервуара горизонтального стального надземного РГС-30 № 4 по реестру, инв. №Д 0000145 провести мероприятия по оснащению дыхательной и предохранительной арматурой, прибором контроля уровня; площадкой хранения нефти и светлых нефтепродуктов датчиками ДВК, срабатывающими при достижении концентрации паров нефтепродуктов 20 % от НКПР, корпус РГС-30 присоединить к заземляющему устройству;

- в отношении резервуара горизонтального стального надземного РГС-25 № 6 по реестру, инв. №Д 0000145, провести мероприятия по оснащению дыхательной и предохранительной арматурой; прибором контроля уровня; площадкой хранения нефти и светлых нефтепродуктов датчиками ДВК, срабатывающими при достижении концентрации паров нефтепродуктов 20 % от НКПР; корпус РГС-25 присоединить к заземляющему устройству; установить РГС-25 на две седловые опоры шириной не менее 300 мм (вдоль резервуара), имеющие ложементы, свальцованные с углом охвата 90 градусов;

- в отношении резервуара горизонтального стального надземного РГС-50 № 5 по реестру, инв. №Д 0000145, провести мероприятия по оснащению дыхательной и предохранительной арматурой; прибором контроля уровня; площадкой хранения нефти и светлых нефтепродуктов датчиками ДВК, срабатывающими при достижении концентрации паров нефтепродуктов 20 % от НКПР; корпус РГС-50 присоединить к заземляющему устройству; установить РГС- 50 на две седловые опоры шириной не менее 300 мм (вдоль резервуара), имеющие ложементы, свальцованные с углом охвата 90 градусов;

- в отношении резервуара горизонтального стального надземного РГС-20 №3 по реестру, инв. №Д 0000145, провести мероприятия по оснащению дыхательной и предохранительной арматурой; прибором контроля уровня; площадкой хранения нефти и светлых нефтепродуктов датчиками ДВК, срабатывающими при достижении концентрации паров нефтепродуктов 20 % от НКПР; корпус РГС-20 присоединить к заземляющему устройству; установить РГС-20 на две седловые опоры шириной не менее 300 мм (вдоль резервуара), имеющие ложементы, свальцованные с углом охвата 90 градусов;

2. на объекте-складе, расположенном в п. Уренгой Пуровского района ЯНАО на территории котельной № 2:

- в отношении резервуара горизонтального стального надземного РГС-25 № 2 по реестру, инв. №Д 0000156, провести мероприятия по оснащению дыхательной и предохранительной арматурой; прибором контроля уровня; площадкой хранения нефти и светлых нефтепродуктов датчиками ДВК, срабатывающими при достижении концентрации паров нефтепродуктов 20 % от НКПР; корпус РГС-25 присоединить к заземляющему устройству; установить РГС- 25 на две седловые опоры шириной не менее 300 мм (вдоль резервуара), имеющие ложементы, свальцованные с углом охвата 90 градусов;

3. на объекте-складе ГСМ, расположенном на территории котельной ПАКУ «Таежный» ул. Энтузиастов в районе дома № 22 в п. Уренгой Пуровского района ЯНАО:

- провести мероприятия по оснащению дыхательной и предохранительной арматурой; прибором контроля уровня; площадкой хранения нефти и светлых нефтепродуктов датчиками ДВК, срабатывающими при достижении концентрации паров нефтепродуктов 20 % от НКПР; корпус РГС-25 присоединить заземляющему устройству;

4. на объекте-складе ГСМ, расположенном на территории котельной в с. Самбург Пуровского района ЯНАО:

- в отношении резервуара горизонтального стального надземного РГС-75 № 1, инв. №Д 0000477 провести мероприятия по оснащению прибором контроля уровня; площадкой хранения нефти и светлых нефтепродуктов датчиками ДВК, срабатывающими при достижении концентрации паров нефтепродуктов 20 % от НКПР: корпус РГС-75 присоединить к заземляющему устройству;

- в отношении резервуара горизонтального стального надземного РГС-75 № 1, инв. №Д 0000478. провести мероприятии по оснащению прибором контроля уровня; площадкой хранения нефти и светлых нефтепродуктов датчиками ДВК, срабатывающими при достижении концентрации паров нефтепродуктов 20 % от НКПР; корпус РГС-75 присоединить к заземляющему устройству;

- в отношении резервуара вертикального стального надземного РВС-400 № 5 о реестру, провести мероприятия по капитальному ремонту резервуара с заменой повреждённых коррозией конструкций и устройством основания резервуара и отмостки по его периметру; провести мероприятии по оснащению дыхательной и предохранительной арматурой; прибором контроля уровня; площадкой хранения нефти и светлых нефтепродуктов датчиками ДВК, срабатывающими при достижении концентрации паров нефтепродуктов 20 % от НКПР; корпус РВС-400 оснастить молниеотводами, присоединёнными к заземляющему устройству, составить паспорт на резервуар РВС-400;

-в отношении резервуара вертикального стального надземного РВС-1000 № 1 по реестру инв. №Д 0000134, провести капитальный ремонт резервуара с заменой повреждённых коррозией конструкций и устройством основания резервуара и отмостки по его периметру; провести мероприятия по оснащению дыхательной и предохранительной арматурой; прибором контроля уровня; площадкой хранения нефти и светлых нефтепродуктов датчиками ДВК, срабатывающими при достижении концентрации паров нефтепродуктов 20 % от НКПР; корпус РВС-400 оснастить молниеотводами, присоединёнными к заземляющему устройству, составить паспорт на резервуар;

- в отношении резервуара вертикального стального надземного РВС-100 № 7 по реестру, провести капитальный ремонт резервуара с устройством основания резервуара и отмостки по его периметру; провести мероприятия по оснащению дыхательной и предохранительной арматурой; прибором контроля уровня; площадкой хранения нефти и светлых нефтепродуктов датчиками ДВК, срабатывающими при достижении концентрации паров нефтепродуктов 20 % от НКПР; корпус РВС-100 оснастить молниеотводами, присоединёнными к заземляющему устройству, составить паспорт на резервуар.

В остальной части решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе АО «Ямалкоммунэнерго» просит отменить судебные акты. Указывает, что судами не учтено отсутствие у общества обязанности по проведению мероприятий, отраженных в просительной части искового заявления, до момента истечения срока концессионного соглашения. Отмечает, что часть мероприятий, указанных в просительной части искового заявления, уже фактически осуществлена путем проведения необходимых работ, часть мероприятий будет проведена до конца 2022 года, а часть запланирована в соответствии с концессионным соглашением на 2024-2029 годы ввиду необходимости модернизации котельной и постройки новых резервуаров, а также на 2026-2029 годы для строительства новых емкостей для хранения топлива. Утверждает, что общество предпринимает все необходимые меры для реализации мероприятий, предусмотренных концессионным соглашением. Судами не учтено, что в силу действующего законодательства обязанность по обеспечению промышленной безопасности резервуаров, расположенных на территории Пуровского района, возложена на собственника этого имущества, которым является администрация. Обращает внимание, что полученное от администрации по концессионному соглашению имущество изначально не отвечало требования промышленной безопасности.

Представители ответчиков администрации Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа в судебное заседание кассационной инстанции не явился, извещен, о причинах своего отсутствия суд не уведомил, не просил об отложении рассмотрения дела. Информация о времени и месте рассмотрения дела размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. Судебная коллегия в соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ) полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

В соответствии с ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия, проверяя в соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ законность обжалуемых судебных постановлений, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии судебных актов, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, не усматривает приведенные выше основания для их отмены.

Судами установлено и из материалов дела следует, что в муниципальной собственности муниципального округа Пуровский район Ямало-Ненецкого автономного округа находятся спорные резервуары и иные объекты.

29 июля 2019 года муниципальное образование Пуровский район, МУП «ПКС», АО «Ямалкоммунэнерго» и Ямало-Ненецкий автономный округ заключили концессионное соглашение с последующими дополнительными соглашениями в отношении системы коммунальной инфраструктуры, согласно которому Пуровский район являлся концедентом, а АО «Ямалкоммунэнерго» – концессионером.

Согласно п. 1.1 соглашения концессионер обязуется за свой счет, в порядке и на условиях, установленных соглашением:

а) создать, реконструировать и модернизировать недвижимое и технологически связанное с ним движимое имущество, входящее в объект соглашения, состав и описание которого приведены в разделе II настоящего соглашения, право собственности на которое принадлежит и будет принадлежать концеденту;

б) осуществлять производство, передачу, распределение тепловой энергии с использованием объекта соглашения и имущества, принадлежащего концеденту на праве собственности, образующего единое целое с объектом соглашения и (или) предназначенного для использования в целях создания условий осуществления концессионером деятельности, предусмотренной в п. 1.1 настоящего соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный настоящим соглашением права владения и пользования объектом соглашения и иным имуществом для осуществления указанной деятельности.

В соответствии с п. II.1 объектом соглашения является система коммунальной инфраструктуры, а именно объекты теплоснабжения, тепловые сети, отдельные объекты таких систем, предназначены для осуществления деятельности, указанной в п. 1.1 соглашения.

Пунктом III.1 соглашения установлено, что настоящее соглашение вступает в силу с даты его подписания и действует до 31 декабря 2029 года.

Из содержания п. V.1 соглашения к числу обязанностей концессионера, помимо иного, относятся: за свой счет выполнять строительство или реконструкцию объектов имущества в составе объекта соглашения; на стадии эксплуатации – поддерживать объект соглашения и иного имущества в исправном состоянии, проводить за свой счет текущий, капитальный ремонт, а также аварийно-восстановительные работы, нести расходы на содержание объекта соглашения и иного имущества, осуществляет теплоснабжение в соответствии с условиями настоящего соглашения, а также оказывает услуги по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к объекту соглашения.

Согласно п. V.17 соглашения предельный размер расходов на создание и/или реконструкцию объектов имущества в составе объекта соглашения, которые предполагается осуществить концессионером в течение всего срока действия соглашения, равен 1027743000 руб.

В силу содержания п. V.34 соглашения концессионер обязан при осуществлении деятельности, указанной в п. 1.1 настоящего соглашения, осуществлять теплоснабжение потребителей по регулируемым ценам (тарифам) и (или) в соответствии с установленными надбавками к ценам (тарифам). Регулирование тарифов на реализуемые концессионером товары, оказываемые услуги осуществляется в соответствии с методом индексации установленных тарифов.

Пунктами V.34-V.49 соглашения установлено, что концессионер – АО «Ямалкоммунэнерго» осуществляет регулируемый вид деятельности.

После заключения названного соглашения указанные в иске прокурора объекты были фактически переданы АО «Ямалкоммунэнерго».

Приказом Департаментом тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 декабря 2019 года № 339-т «О внесении изменений в приказ департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 апреля 2014 года № 35-т» и № 340-т «Об утверждении инвестиционной программы филиала АО «Ямалкоммунэнерго» в Пуровском районе «Тепло» по развитию систем теплоснабжения МО Пуровский район, на 2019-2029 годы» утверждена инвестиционная программа.

При проведении прокурорской проверки на указанных в иске объектах были выявлены нарушения закона, связанные с техническим состоянием этих объектов.

Согласно заключению по техническому диагностированию № 249-2019 от 12 сентября 2019 года, проведенному в отношении резервуара горизонтального стального надземного РГС-50 инв. № ГО 000259, расположенному на территории котельной в п. Халясавэй Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа, резервуар находится в недопустимом техническом состоянии в связи со значительной деформацией и потерей геометрической формы обечайки, вмятинами на обечайке и днищах, сквозным коррозионным разрушением обечайки резервуара. Эксплуатация резервуара запрещается.

Согласно заключению по техническому диагностированию № 250-2019 от 12 сентября 2019 года, проведенному в отношении резервуара горизонтального стального надземного РГС-50, инв. № ГО 000260, расположенному на территории котельной в п. Халясавэй Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа, данный резервуар находится в недопустимом техническом состоянии в связи со значительной деформацией и потерей геометрической формы обечайки, вмятинами на обечайке и днищах, сквозным коррозионным разрушением обечайки резервуара. Эксплуатация резервуара запрещается.

Согласно заключению экспертизы промышленной безопасности № К-17/0710-С2 от 26 сентября 2017 года, проведенной в отношении сооружения на опасном производственном объекте, – резервуар вертикальный стальной надземный РВС-400 инв. № 30000064, расположенном на территории котельной № 4 в п. Ханымей Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа, по совокупности выявленных дефектов и повреждений техническое состояние РВС-400 оценивается как неработоспособное, так как имеются: разрушение лакокрасочного покрытия всех поясов стенки и кровли резервуара; сквозная коррозия на нижнем поясе резервуара возле уторного шва.

Согласно заключению по техническому диагностированию № 262-2019 от 16 сентября 2019 года, проведенному в отношении резервуара горизонтального стального надземного РГС-30 № 4, по реестру инв. № Д 0000145, расположенному на территории котельной № 3 в п. Уренгой Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа, данный резервуар может быть допущен к дальнейшей эксплуатации при условии соблюдения рекомендаций, установленных п. 8.2 заключения, а именно: РГС-30 необходимо оснастить дыхательной и предохранительной арматурой, прибором контроля уровня; оснастить площадку хранения нефти и светлых нефтепродуктов датчиками ДВК, срабатывающими при достижении концентрации паров нефтепродуктов 20 % от НКПР, корпус РГС-30 присоединить к заземляющему устройству.

Согласно заключению по техническому диагностированию № 260-2019 от 16 сентября 2019 года, проведенному в отношении резервуара горизонтального стального надземного РГС-25 № 6, по реестру инв. № Д 0000145, расположенному на территории котельной № 3 в п. Уренгой Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа, данный резервуар может быть допущен к дальнейшей эксплуатации при условии соблюдения рекомендаций, установленных п. 8.2 заключения, а именно: РГС-25 необходимо оснастить дыхательной и предохранительной арматурой, прибором контроля уровня; оснастить площадку хранения нефти и светлых нефтепродуктов датчиками ДВК, срабатывающими при достижении концентрации паров нефтепродуктов 20 % от НКПР, корпус РГС-25 присоединить к заземляющему устройству; установить РГС-25 на две седловые опоры шириной не менее 300 мм (вдоль резервуара), имеющие ложементы, свальцованные с углом охвата 90 градусов.

Согласно заключению по техническому диагностированию № 263-2019 от 16 сентября 2019 года, проведенному в отношении резервуара горизонтального стального надземного РГС-50 № 5, по реестру инв. №Д 0000145, расположенному на территории котельной № 3 в п. Уренгой Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа, данный резервуар может быть допущен к дальнейшей эксплуатации при условии соблюдения рекомендаций, установленных п. 8.2 заключения, а именно: РГС-50 необходимо оснастить дыхательной и предохранительной арматурой, прибором контроля уровня; оснастить площадку хранения нефти и светлых нефтепродуктов датчиками ДВК, срабатывающими при достижении концентрации паров нефтепродуктов 20 % от НКПР, корпус РГС-50 присоединить к заземляющему устройству; установить РГС-50 на две седловые опоры шириной не менее 300 мм (вдоль резервуара), имеющие ложементы, свальцованные с углом охвата 90 градусов.

Согласно заключению по техническому диагностированию № 264-2019 от 16 сентября 2019 года, проведенному в отношении резервуара горизонтального стального надземного РГС-20 № 3, по реестру инв. № Д 0000145, расположенному на территории котельной № 3 в п. Уренгой Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа, данный резервуар может быть допущен к дальнейшей эксплуатации при условии соблюдения рекомендаций, установленных п. 8.2 заключения, а именно: РГС-20 необходимо оснастить дыхательной и предохранительной арматурой, прибором контроля уровня; оснастить площадку хранения нефти и светлых нефтепродуктов датчиками ДВК, срабатывающими при достижении концентрации паров нефтепродуктов 20 % от НКПР, корпус РГС-20 присоединить к заземляющему устройству; установить РГС-20 на две седловые опоры шириной не менее 300 мм (вдоль резервуара), имеющие ложементы, свальцованные с углом охвата 90 градусов.

Согласно заключению по техническому диагностированию № 259-2019 от 16 сентября 2019 года, проведенному в отношении резервуара горизонтального стального надземного РГС-25 № 2, по реестру инв. №Д 0000156, расположенному на территории котельной № 2 в п. Уренгой Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа, данный резервуар может быть допущен к дальнейшей эксплуатации при условии соблюдения рекомендаций, установленных п. 8.2 заключения, а именно: РГС-25 необходимо оснастить дыхательной и предохранительной арматурой, прибором контроля уровня; оснастить площадку хранения нефти и светлых нефтепродуктов датчиками ДВК, срабатывающими при достижении концентрации паров нефтепродуктов 20 % от НКПР, корпус РГС-25 присоединить к заземляющему устройству; установить РГС-25 на две седловые опоры шириной не менее 300 мм (вдоль резервуара), имеющие ложементы, свальцованные с углом охвата 90 градусов.

Согласно заключению по техническому диагностированию № 265-2019 от 16 сентября 2019 года, проведенному в отношении резервуара горизонтального стального надземного РГС-25 № 1, по реестру инв. № Д 0000123, расположенному на территории котельной ПАКУ «Таежный» ул. Энтузиастов в районе дома № 22 в п. Уренгой Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа, данный резервуар может быть допущен к дальнейшей эксплуатации при условии соблюдения рекомендаций, установленных п. 8.2 заключения, а именно: РГС-25 необходимо оснастить дыхательной и предохранительной арматурой, прибором контроля уровня; оснастить площадку хранения нефти и светлых нефтепродуктов датчиками ДВК, срабатывающими при достижении концентрации паров нефтепродуктов 20 % от НКПР, корпус РГС-25 присоединить к заземляющему устройству.

Согласно заключению по техническому диагностированию № 252-2019 от 16 сентября 2019 года, проведенному в отношении резервуара горизонтального стального надземного РГС-75 № 1 инв. №Д 0000477, расположенному на территории котельной в с. Самбург Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа, данный резервуар может быть допущен к дальнейшей эксплуатации при условии соблюдения рекомендаций, установленных п. 8.2 заключения, а именно: РГС-75 необходимо оснастить прибором контроля уровня; оснастить площадку хранения нефти и светлых нефтепродуктов датчиками ДВК, срабатывающими при достижении концентрации паров нефтепродуктов 20 % от НКПР, корпус РГС-75 присоединить к заземляющему устройству.

Согласно заключению по техническому диагностированию № 253-2019 от 16 сентября 2019 года, проведенному в отношении резервуара горизонтального стального надземного РГС-75 № 1 инв. № Д 0000478, расположенному на территории котельной в с. Самбург Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа, данный резервуар может быть допущен к дальнейшей эксплуатации при условии соблюдения рекомендаций, установленных п. 8.2 заключения, а именно: РГС-75 необходимо оснастить прибором контроля уровня; оснастить площадку хранения нефти и светлых нефтепродуктов датчиками ДВК, срабатывающими при достижении концентрации паров нефтепродуктов 20 % от НКПР, корпус РГС-75 присоединить к заземляющему устройству.

Согласно заключению по техническому диагностированию № 255-2019 от 16 сентября 2019 года, проведенному в отношении резервуара вертикального стального надземного РВС-400 № 5 по реестру, расположенному на территории котельной в с. Самбург Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа, данный резервуар находится в недопустимом техническом состоянии, в связи с выявленными дефектами, а именно: отклонениями стенки резервуара от вертикали превышающими предельно допустимую величину, отклонениями днища резервуара от горизонтали превышающими предельно допустимую величину, неудовлетворительным состоянием резервуара. Эксплуатация резервуара запрещается. Необходимо провести капитальный ремонт резервуара с заменой повреждённых коррозией конструкций и устройством основания резервуара и отмостки по его периметру. Вопрос о возможности эксплуатации РВС-400 может быть рассмотрен повторно на основе результатов проведенного технического диагностирования после проведения ремонта и выполнения рекомендаций, установленных п. 8.2 заключения, а именно: РВС-400 необходимо оснастить дыхательной и предохранительной арматурой, прибором контроля уровня; оснастить площадку хранения нефти и светлых нефтепродуктов датчиками ДВК, срабатывающими при достижении концентрации паров нефтепродуктов 20 % от НКПР, корпус РВС-400 оснастить молниеотводами, присоединёнными к заземляющему устройству, составить паспорт на резервуар.

Согласно заключению по техническому диагностированию № 256-2019 от 16 сентября 2019 года, проведенному в отношении резервуара вертикального стального надземного РВС-1000 № 1 по реестру инв. № Д 0000134, расположенному на территории котельной в с. Самбург Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа, данный резервуара РВС-1000 находится в недопустимом техническом состоянии, в связи с выявленными дефектами, а именно: сквозным язвенным коррозионным разрушением первого пояса стенки резервуара, неудовлетворительным состоянием основания резервуара. Эксплуатация резервуара запрещается. Необходимо провести капитальный ремонт резервуара с заменой повреждённых коррозией конструкций и устройством основания резервуара и отмостки по его периметру. Вопрос о возможности эксплуатации РВС-1000 может быть рассмотрен повторно на основе результатов проведенного технического диагностирования после проведения ремонта и выполнения рекомендаций, установленных п. 8.2 заключения, а именно: РВС-1000 необходимо оснастить дыхательной и предохранительной арматурой, прибором контроля уровня; оснастить площадку хранения нефти и светлых нефтепродуктов датчиками ДВК, срабатывающими при достижении концентрации паров нефтепродуктов 20 % от НКПР, корпус РВС-400 оснастить молниеотводами, присоединёнными к заземляющему устройству, составить паспорт на резервуар.

Согласно заключению по техническому диагностированию № 257-2019 от 16 сентября 2019 года, проведенному в отношении резервуара вертикального стального надземного РВС-100 № 7 по реестру, расположенному на территории котельной в с. Самбург Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа, данный резервуар находится в недопустимом техническом состоянии, в связи с неудовлетворительным состоянием основания резервуара. Эксплуатация резервуара запрещается. Необходимо провести капитальный ремонт резервуара с устройством основания резервуара и отмостки по его периметру. Вопрос о возможности эксплуатации РВС-100 может быть рассмотрен повторно на основе результатов проведенного технического диагностирования после проведения ремонта и выполнения рекомендаций, установленных п. 8.2 заключения, а именно: РВС-100 необходимо оснастить дыхательной и предохранительной арматурой, прибором контроля уровня; оснастить площадку хранения нефти и светлых нефтепродуктов датчиками ДВК, срабатывающими при достижении концентрации паров нефтепродуктов 20 % от НКПР, корпус РВС-100 оснастить молниеотводами, присоединёнными к заземляющему устройству, составить паспорт на резервуар.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции с учетом положений подп. 6 п. 2 ст. 8, ч. 5 ст. 10, п. 2 ч. 4 ст. 40 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и установленных по делу обстоятельств пришел к выводу, что надлежащим ответчиком по делу, отвечающим за текущий и капитальный ремонт, а также реконструкцию указанных в иске объектов, является ответчик – АО «Ямалкоммунэнерго». Приняв во внимание, что часть мероприятий, необходимых для устранения выявленных нарушений, требует модернизации котельной № 3 и постройки новых резервуаров, что запланировано в соответствии с концессионным соглашением и инвестиционной программой на 2024-2029, 2026-2029 годы, признал невозможным незамедлительный капитальный ремонт отдельных указанных в иске объектов, а, как следствие, сокращение названных выше сроков, в связи с чем не усмотрел оснований для удовлетворения требований прокурора в данной части. Одновременно, установив факт начала выполнения работ в отношении РВС-400, инв. № 30000064, объемом 400 м?, расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, п. Ханымей, мкр. МПС, территория котельной № 4, и резервуаров горизонтальных стальных РГС-50, инв. № ГО 000259 и инв. № ГО 000260, объемом 50 м?, расположенных по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, п. Халясавэй, территория котельной, суд посчитал возможным в отсутствие окончания ремонта данных объектов возложить на АО «Ямалкоммунэнерго» обязанность устранить нарушения законодательства о промышленной безопасности.

Суд апелляционной инстанции поддержал выводы районного суда в части удовлетворения требований прокурора. При этом не согласился с решением суда в части отказа в удовлетворении требований прокурора. Сославшись на положения ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 111 Правил промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов, утвержденных приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 года № 529, судебная коллегия окружного суда признала недостаточным доказательством для отказа в удовлетворении исковых требований концессионное соглашение, содержащее длительные сроки выполнения мероприятий, поскольку все спорные объекты находятся в аварийном состоянии и в таком состоянии эксплуатируются, что очевидно является нарушением, явно не согласуется с возложенными на АО «Ямалкоммунэнерго» обязанностями по надлежащему содержанию объектов, может привести к негативным последствиям, в том числе к возможному разливу нефтепродуктов или более тяжелым последствиям. Приняв во внимание, что АО «Ямалкомунэнерго» эксплуатирует объекты, относящиеся к опасным производственным объектам, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что такая эксплуатация должна быть безопасна в настоящее время, в связи с чем отменил решение суда в части, в которой отказано в удовлетворении требований прокурора, и принял новое решение об удовлетворении исковых требований.

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для признания незаконными выводов суда первой инстанции с учетом позиции апелляционного суда.

Доводы кассационной жалобы об отсутствии у АО «Ямалкомунэнерго» обязанности по проведению мероприятий, отраженных в просительной части искового заявления, до момента истечения срока концессионного соглашения, отклоняются судебной коллегией, как противоречащие требований ст. 9 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», возлагающей на организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты обязанность обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ, положениям п. 111 Правил промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов, предусматривающего в процессе эксплуатации резервуаров обеспечение осмотра их технического состояния, технического обслуживания, ремонта и технического диагностирования, подп. 6 п. 2 ст. 8 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», в силу которого при исполнении концессионного соглашения концессионер обязан поддерживать объект концессионного соглашения в исправном состоянии, проводить за свой счет текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на содержание этого объекта, а также условиям концессионного соглашения от 29 июля 2019 года, в силу которых к числу обязанностей концессионера относятся: за свой счет выполнять строительство или реконструкцию объектов имущества в составе объекта соглашения; на стадии эксплуатации – поддерживать объект соглашения и иного имущества в исправном состоянии, проводить за свой счет текущий, капитальный ремонт, а также аварийно-восстановительные работы, нести расходы на содержание объекта соглашения и иного имущества

Позиция заявителя кассационной жалобы о том, что в силу действующего законодательства обязанность по обеспечению промышленной безопасности резервуаров, расположенных на территории Пуровского района, возложена на собственника этого имущества, которым является администрация, является несостоятельной, так как основана ошибочном толковании правовых норм, регламентирующих спорные правоотношения.

То обстоятельство, как на это указывается в кассационной жалобе, что АО «Ямалкомунэнерго» часть мероприятий, указанных в просительной части искового заявления, уже фактически осуществлена путем проведения необходимых работ, часть мероприятий будет проведена до конца 2022 года, а часть запланирована в соответствии с концессионным соглашением на 2024-2029 годы ввиду необходимости модернизации котельной и постройки новых резервуаров, а также на 2026-2029 годы для строительства новых емкостей для хранения топлива, не может служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, которыми установлено наличие нарушений законодательства о промышленной безопасности и их неустранение в полном объеме на момент разрешения спора.

Также вопреки доводам кассационной жалобы не может освобождать АО «Ямалкомунэнерго» от исполнения возложенной на него законом и концессионным соглашением обязанности по соблюдению законодательства о промышленной безопасности получение от администрации по концессионному соглашению имущества, которое изначально не отвечало требования промышленной безопасности. Как верно отмечено судом апелляционной инстанции именно из деятельности АО «Ямалкомунэнерго» по эксплуатации спорных опасных производственных объектов в аварийном и не безопасном состоянии исходит угроза наступления негативных последствий.

Руководствуясь ст.ст. 379.5-379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 09 сентября 2021 года с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 марта 2022 года, а также названное апелляционное определение оставить без изменения, кассационную жалобу АО «Ямалкомунэнерго» – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи