ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-149/19 от 12.11.2019 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-149/2019

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово 12 ноября 2019 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Фроловой Т.В.,

судей Прудентовой Е.В., Лавник М.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи гражданское дело по делу ; по иску Говядина ФИО16 к Государственному учреждению -Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Коченевском районе Новосибирской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии и о включении периодов работы в стаж, дающий право для назначения досрочной страховой пенсии по старости,

по кассационной жалобе Говядина ФИО17 на решение Коченевского районного суда Новосибирской области от 27 июня 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 3 сентября 2019 г.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Прудентовой Е.В., объяснения истца Говядина В.С., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Коченевском районе Новосибирской области (межрайонное) ФИО11, действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,

установила:

ФИО15 (далее - истец, Говядин В.С.) обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Коченевском районе Новосибирской области (межрайонное) (далее –ГУ – УПФ РФ в Коченевском районе) о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным и о включении периодов работы в стаж, дающий право для назначения досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Федеральный закон "О страховых пенсиях"), а также в соответствии со Списком N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 (раздел "Транспорт", подраздел 3 "Гражданская авиация", позиция 12003000-11217).

В обоснование иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в Каргатское отделение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, так как с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в должности бортоператора самолета <данные изъяты> Игарского объединенного авиаотряда г. Игарка Красноярского края. Решением ГУ – УПФ РФ в Коченевском районе от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" из-за отсутствия требуемой продолжительности на работах с вредными условиями труда. Полагает данный отказ незаконным, так как отсутствие в Списке N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 профессии бортоператора, это пробел в законодательстве. Истец с учетом уточненных требований просил отменить решение пенсионного органа в части не включения в специальный стаж с тяжелыми условиями труда и приравненными к ним для назначения досрочной страховой пенсии по старости периода работы, предусмотренного Списком N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, включить период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности бортоператора самолета <данные изъяты> Игарского объединенного авиаотряда г. Игарка Красноярского края в полуторном размере, так как данный период работы проходил на Севере.

Решением Коченевского районного суда Новосибирской области от 27 июня 2019 г. Говядину В.С. в иске к ГУ –УПФ РФ в Коченевском районе о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии и о включении периодов работы в стаж, дающий право для назначения досрочной страховой пенсии по старости, отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 3 сентября 2019 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Говядин В.С. обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой поставил вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений как незаконных.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (статья 379.7 ГПК РФ).

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций не были допущены нарушения норм материального и процессуального права, фактические обстоятельства дела установлены судом, юридически значимые для правильного разрешения спора обстоятельства вошли в предмет доказывания по делу и получили правовую оценку суда.

Судом установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Каргатское отделение ГУ – УПФ РФ с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, указывая, в том числе, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он работал в должности бортоператора самолета <данные изъяты> Игарского объединенного авиаотряда г. Игарка Красноярского края.

ДД.ММ.ГГГГ решением ГУ- УПФ РФ в Коченевском районе истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" из-за отсутствия требуемой продолжительности на работах с вредными условиями труда, спорный период времени ответчиком не зачтен для назначения пенсии на льготных основаниях (<данные изъяты>).

Стаж работы истца в должности бортоператора самолета <данные изъяты> Игарского объединенного авиаотряда с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подтвержден копией трудовой книжки (<данные изъяты>).

Отказывая в иске, суд первой инстанции руководствовался пунктами 1 и 13 части 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", статьей 79 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР", пунктом 1 статьи 56 Воздушного кодекса Российской Федерации), пунктом 2.3.3 Наставления по производству полетов в гражданской авиации СССР, утвержденного приказом Министерства гражданской авиации СССР от 8 апреля 1985 г. N 77 (действовал с 1 декабря 1985 г. и утратил силу с 9 ноября 2009 г. в связи с изданием приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 6 ноября 2009 г. N 198), пунктами 3.1, 21 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17 июля 2008 г. N 108 (утратил силу в связи с изданием приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2009 г. N 128), и исходил из того, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости из числа работников гражданской авиации имеют только отдельные категории таких работников, к числу которых относятся работники летного состава экипажа воздушного судна, указал, что бортоператоры не входят в летный состав экипажа воздушного судна, относятся к кабинному экипажу. Кроме того, суд пришел к выводу, что в силу положений пункта 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (Постановление Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 г., суммирование периодов работы стажа на подземных работах, работах с вредными условиями труда и в горячих цехах по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с периодами стажа на работах в летном составе гражданской авиации по пункту 13 части 1 статьи 30 вышеуказанного закона не предусмотрено.

Оставляя решение без изменения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, дополнительно указав, что в соответствии со Списком N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 (раздел "Транспорт", подраздел 3 "Гражданская авиация", позиция 12003000-11217), право на досрочное назначение пенсии имеют бортпроводники, истец в спорный период работал бортоператором.

Говядин В.С. считает судебные акты незаконными, просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение. В кассационной жалобе указывает, по его мнению, на противоречивые выводы судов о необходимости применения позиции 12003000-11217 Списка № 1 и отказе в иске.

Доводы кассационной жалобы о неправильном применении норм материального права ошибочны.

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением, в том числе, Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении: а) периодов работы, указанных в абзаце третьем подпункта "а", абзаце третьем подпункта "б" и абзаце третьем подпункта "в" пункта 1 настоящего постановления, - применяются соответствующие положения пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий"; б) периодов работы, указанных в пунктах 13 - 15 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", - применяются соответствующие положения: пунктов 9 и 11 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет отдельным категориям работников гражданской авиации и летно-испытательного состава, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 11 декабря 1987 г. N 1412 "О дальнейшем улучшении пенсионного обеспечения работников гражданской авиации", - для исчисления периодов соответствующей работы, имевшей место до 1 января 1992 г.; Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459 "Об утверждении списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением", - для исчисления периодов соответствующих работ, имевших место до 1 января 2002 г.

Вывод суда первой инстанции о том, что бортоператоры не относятся к летному экипажу, не имеют право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, является верным.

Правительством Российской Федерации в рамках предоставленного ему законом полномочия 18 июля 2002 г. было принято постановление N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

С 1 января 2015 г. вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".

Этими постановлениями Правительства Российской Федерации установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым в летном составе гражданской авиации, применяется Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 79 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР.

В ст. 79 вышеуказанного закона, утратившего силу с 1 января 2002 г. в связи с введением в действие Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», было определено, что пенсия в связи с работой в летном и летно-испытательном составе устанавливается: мужчинам при выслуге не менее 25 лет, женщинам - не менее 20 лет; при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам при выслуге не менее 20 лет, женщинам - не менее 15 лет. Пенсия в связи с работой по управлению воздушным движением устанавливается: мужчинам - по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов; женщинам - по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет, из них не менее 10 лет работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов. Пенсия в связи с работой в инженерно-техническом составе по обслуживанию воздушных судов устанавливается: мужчинам - по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже работы в гражданской авиации не менее 25 лет, из них не менее 20 лет по непосредственному обслуживанию воздушных судов; женщинам - по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже работы в гражданской авиации не менее 20 лет, из них не менее 15 лет по непосредственному обслуживанию воздушных судов.

Списком должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 79 Закона о государственных пенсиях, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459, предусмотрен исчерпывающий перечень должностей, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости работникам летного состава гражданской авиации. К ним отнесены члены экипажей воздушных судов и других летательных аппаратов; летно-инструкторский состав; командно-летный состав: руководители (их заместители), инспекторы и другие специалисты по летной службе (летной работе) министерств, ведомств, управлений, объединений, предприятий, учреждений, организаций и их структурных подразделений, имеющие действующее летное свидетельство и участвующие в полетах в составе экипажа воздушного судна или другого летательного аппарата; парашютисты всех наименований, спасатели, а также десантники-пожарные всех наименований, инструкторы авиапожарной службы, руководители парашютных (парашютно-спасательных, поисково-спасательных) подразделений, работники внештатных и штатных парашютно-десантных групп, совершающие прыжки с парашютом или спуски (подъемы) на специальных спусковых (подъемных) устройствах с вертолетов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров.

В соответствии с п. 1 ст. 56 Воздушного кодекса Российской Федерации экипаж пилотируемого воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников).

Пунктом 2.3.3 Наставления по производству полетов в гражданской авиации СССР, утвержденного приказом Министерства гражданской авиации СССР от 8 апреля 1985 г. N 77 (действовал с 1 декабря 1985 г. и утратил силу с 9 ноября 2009 г. в связи с изданием приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 6 ноября 2009 г. N 198), к летному составу экипажа были отнесены лица, имеющие действующее свидетельство летного состава, а также подготовку и опыт, необходимые для управления воздушным судном данного типа или его оборудованием: пилоты, штурманы, бортинженеры, бортмеханики, бортрадисты, летчики-наблюдатели, а также бортоператоры, выполняющие специальные работы. К обслуживающему персоналу экипажа отнесены бортпроводники, бортоператоры транспортных самолетов и другие специалисты, перечень которых определяется Министерством гражданской авиации.

В п. 3.1 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17 июля 2008 г. N 108 (утратил силу в связи с изданием приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2009 г. N 128), было определено, что экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников).

Согласно п. 21 Федеральных авиационных правил производства полетов государственной авиации, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 сентября 2004 г. N 275, к летному составу отнесены летчики, штурманы, курсанты (слушатели) летных учебных заведений и другие должностные лица, имеющие соответствующую специальность, годные по медицинскому заключению к летной работе и выполняющие функциональные обязанности в полете в составе экипажа в соответствии с руководством по летной эксплуатации воздушного судна.

Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» из числа работников гражданской авиации имеют только отдельные категории таких работников, к числу которых относятся работники летного состава экипажа воздушного судна. Бортоператоры не входят в летный состав экипажа воздушного судна, относятся к кабинному экипажу.

В соответствии со Списком N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 (раздел "Транспорт", подраздел 3 "Гражданская авиация", позиция 12003000-11217) правом на досрочное назначение пенсии имеют бортпроводники.

Говядин В.С. в спорный период являлся бортоператором. Ссылка в судебных актах на вышеуказанный Список не влечет признание за Говядиным В.С. права досрочное назначение пенсии. Довод Говядина В.С. о том, что суд сделал противоречивый вывод необходимости применения списка раздел "Транспорт", подраздел 3 "Гражданская авиация", позиция 12003000-11217 именно в отношении него, не назначив пенсию, является ошибочным. Суд первой инстанции пришел к выводу, что должность бортоператора не относится к летному экипажу воздушного судна, суд апелляционной инстанции указал, что вышеуказанная позиция в Списке относится к бортпроводникам.

Пенсионным органом в специальный стаж зачтены периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве прессовщика горячего стекла (<данные изъяты>), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве бортпроводника (<данные изъяты>). Однако суды правильно пришли к выводу об отсутствии необходимого стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости и возможности суммирования вредного стажа.

При таких обстоятельствах выводы судов первой и апелляционной инстанции об отсутствии оснований для включения в специальный стаж спорного периода работы следует признать законными.

Оснований для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Коченевского районного суда Новосибирской области от 27 июня 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 3 сентября 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Говядина В.С.- без удовлетворения.

Председательствующий Т.В. Фролова

Судьи М.В. Лавник

Е.В. Прудентова