ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-15078/2023 от 14.09.2023 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

УИД 66RS0003-01-2022-003123-75

Дело № 88-15078/2023

мотивированное определение

составлено 14 сентября 2023 года

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Челябинск 07 сентября 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Тульской И.А.,

судей Маркеловой Н.А., Протозановой С.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело №2-4295/2022 по иску Заводовского Игоря Вениаминовича к ПАО «Аэрофлот» о защите прав потребителя

по кассационной жалобе Заводовского Игоря Вениаминовича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 25 мая 2023 года.

Заслушав доклад судьи Маркеловой Н.А., объяснения представителя истца Заводовского И.В. - Зеленниковой О.В., действующей на основании доверенности от 22 мая 2023 года, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Заводовский И.В. обратился в суд с иском к ПАО «Аэрофлот» с учетом уточнений о возмещении убытков в виде разницы стоимости билетов в размере 5012327 руб. 52 коп., штрафа, указав в обоснование требований на наличие заключенного 21 февраля 2022 года с ООО «Черри-Турс» агентского договора, во исполнение которого 03 марта 2022 года агент по заданию и за счет средств принципала приобрело 62 билета авиакомпании ПАО «Аэрофлот», из которых 60 билетов по маршруту Москва – Сейшельские Острова – Москва, дата вылета в направлении Сейшельские Острова - 05 марта 2022 года, дата вылета в направлении Москва – 13 марта 2022 года, два билета по маршруту Сейшельские Острова – Москва – Сейшельские Острова, дата вылета в направлении Москва - 13 марта 2022 года, дата вылета в направлении Сейшельские Острова - 03 апреля 2022 года. Во исполнение своих обязательств по агентскому договору им оплачено ООО «Черри-Турс» 13290919 руб., из которых 515079 руб. в счет стоимости услуг агента, оставшаяся сумма в счет стоимости авиабилетов ПАО «Аэрофлот». Впоследствии два пассажира добровольно отказались от авиаперелета, 58 пассажиров, включая его и его родственников и знакомых, 05 марта 2022 года вылетели по приобретенным билетам авиакомпании ПАО «Аэрофлот» по маршруту Москва – Сейшельские Острова. В тот же день (05 марта 2022 года) на официальном сайте Федерального агентства воздушного транспорта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещено официальное сообщение, содержащее рекомендацию российским авиакомпаниям, имеющим зарегистрированные в реестрах иностранных государств воздушные суда в рамках договора о лизинге с иностранной организацией, в связи с высокой степенью риска задержания или ареста воздушных судов российских авиакомпаний за рубежом, с 00.00 часов по московскому времени 06 марта 2022 года временно приостановить перевозку пассажиров и грузов из пунктов на территории России в пункты иностранных государств; с 00.00 часов по московскому времени 08 марта 2022 года -временно приостановить перевозку пассажиров и грузов из пунктов на территории иностранных государств в пункты на территории России. По этой причине ПАО «Аэрофлот» произвело отмену рейса SU245 по маршруту Сейшельские Острова – Москва на 13 марта 2022 года, возвратило стоимость авиабилетов, перевозка по которым не состоялась, в размере 6842353 руб. Для возврата в Россию ему потребовалось приобретать билеты для 54 пассажиров на иные рейсы, расходы на оплату которых составили 9390483 руб. В результате указанных обстоятельств он понес убытки в виде разницы в стоимости первоначально приобретенных авиабилетов и вновь приобретенных авиабилетов на рейсы иных авиакомпаний в размере 4563191 руб. Претензия от 12 апреля 2022 года о возмещении убытков в указанном размере в добровольном порядке не удовлетворена.

Решением Кировского районного суда г.Екатеринбурга от 15 июля 2022 года исковые требования Заводовского И.В. удовлетворены частично, с ПАО «Аэрофлот» в его пользу взысканы убытки в виде разницы стоимости билетов в размере 5012237 руб. 52 коп., расходы по уплате государственной пошлины - 17815 руб. 96 коп. В остальной части иска отказано. С ПАО «Аэрофлот» в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 13200 руб.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 08 ноября 2022 года данное решение районного суда в части отказа истцу во взыскании штрафа отменено, принято в указанной части новое решение, которым с ПАО «Аэрофлот» в пользу Заводовского И.В. взыскан штраф в размере 500000 руб. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 04 апреля 2023 года указанное апелляционное определение отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 25 мая 2023 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Заводовского И.В.

В кассационной жалобе Заводовский И.В. просит об отмене апелляционного определения, ссылаясь на нарушение норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Указывает, что все значимые обстоятельства, на которые ссылается ответчик, как на освобождающие его от ответственности за ненадлежащее исполнение договора, произошли до заключения договора перевозки. Ответчику было известно о введенных ограничениях и риске ареста самолетов до момента продажи билетов, соответственно ответчик был обязан оценить эти риски и действовать разумно и добросовестно. Также считает, что отмена международных рейсов в целях предотвращения экономических потерь ответчика не является обстоятельством непреодолимой силы и не освобождает его от ответственности по ст.401 Гражданского кодекса Российской Федерации за ненадлежащее исполнение обязательств. Отмечает, что ответчик не предпринял никаких действий, чтобы исполнить договор перевозки в полном объеме. В подтверждение доводов жалобы ссылается на аналогичную судебную практику.

На кассационную жалобу от ПАО «Аэрофлот» поступили возражения об отсутствии оснований для ее удовлетворения.

Судебная коллегия установила, что иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом и своевременно извещены о месте и времени судебного разбирательства. Кроме того, информация о слушании по настоящему делу размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. Ходатайств об отложении судебного разбирательства не поступило, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Согласно ст.379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, изучив материалы гражданского дела, выслушав объяснения представителя истца, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 21 февраля 2022 года между Заводовским И.В. и ООО «Черри-Турс» заключен агентский договор, в соответствии с условиями которого последнее обязалось по заданию заказчика оказать услуги по предоставлению информации о маршрутах, рейсах и стоимости билетов, оформлению билетов на пассажиров согласно заявке.

По указанному агентскому договору запланированы перелеты на 60 пассажиров 05 марта 2022/13 марта 2022 по маршруту Москва- Сейшельские Острова -Москва, и 13 марта 2022/03 апреля 2022 по маршруту Сейшельские Острова -Москва- Сейшельские Острова на 2 пассажиров. Общая стоимость авиабилетов составила 13290919 руб., оплачена истцом ООО «Черри-Турс».

02 марта 2022 года ПАО «Аэрофлот» заключен договор воздушной перевозки лиц, указанных в заявке к агентскому договору от 21 февраля 2022 года.

Авиарейс 05 марта 2022 года по маршруту Москва – Сейшельские Острова был выполнен ПАО «Аэрофлот», осуществлена перевозка 58 пассажиров.

Обратный рейс SU 245 13 марта 2022 года Сейшельские Острова - Москва был отменен перевозчиком. Согласно информации, размещенной 08 марта 2022 года на сайте ПАО «Аэрофлот», причиной отмены послужило временное приостановление международных рейсов ввиду возникновения дополнительных обстоятельств, препятствующих выполнению полетов.

В связи с отменой рейса и в целях возвращения пассажиров в Россию истцом были приобретены новые билеты для 54 пассажиров, общая стоимость которых составила 9839619 руб. 52 коп.

ПАО «Аэрофлот» возвратило истцу денежные средства за авиабилеты по маршруту Сейшельские Острова – Москва.

12 апреля 2022 года истцом в адрес ответчика направлена претензия о возмещении убытков в связи с приобретением новых билетов в сумме 4636003 руб., которая оставлена ответчиком без удовлетворения.

Разрешая спор, суд первой инстанции, исходя из того, что в рамках рассматриваемого договора воздушной перевозки именно ответчик отказался от его исполнения, отменив обратный рейс, что повлекло за собой невозможность истца и иных пассажиров совершить запланированный перелет, несение истцом дополнительных расходов, связанных с приобретением иных билетов по выбранному направлению, пришел к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца убытков в виде разницы стоимости билетов.

Проверяя законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, с учетом определения судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 04 апреля 2023 года, с выводами суда не согласился.

Отменяя решение суда, и, принимая по делу новое решение, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст.ст.15, 393, 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст.79, 103 Воздушного кодекса, положениями Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Минтранса России от 28 июня 2007 года №82, оценив в совокупности представленные доказательства в порядке ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что все воздушные суда, эксплуатируемые ПАО «Аэрофлот» для выполнения международных рейсов, принадлежат на праве собственности или ином законном основании лизингодателям (арендодателям) иностранных государств, входящих в перечень иностранных государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия, исходя из того, что отмена рейса SU245 по маршруту Сейшельские Острова – Москва на 13 марта 2022 года, была обусловлена обстоятельствами, имеющими неустранимый характер, за которые не отвечает ни одна из сторон договора, принятием ограничительных мер иностранными государствами по политическим мотивам, пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований.

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции мотивированными, основанными на верном применении норм материального и процессуального права.

В силу требований ст.784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки (п.1).

Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное (п.2).

Согласно ст.786 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией. Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.

В соответствии со ст.102 Воздушного кодекса Российской Федерации юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки, обслуживание пассажиров, при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.

Согласно ст.103 Воздушного кодекса Российской Федерации по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру управомоченному на получение багажа лицу. Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок. Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку.

Общие основания гражданско-правовой ответственности установлены ст.401 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (п.1).

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п.2).

Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств (п.3).

Пунктом 1 ст.116 Воздушного кодекса Российской Федерации установлено, что перевозчик несет ответственность перед пассажиром воздушного судна и грузовладельцем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза или договором воздушной перевозки почты.

В п.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» разъяснено, если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.

В п.31 того же постановления указано, что убытки, причиненные потребителю в связи с нарушением изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) его прав, подлежат возмещению в полном объеме, кроме случаев, когда законом установлен ограниченный размер ответственности. При этом следует иметь в виду, что убытки возмещаются сверх неустойки (пени), установленной законом или договором, а также что уплата неустойки и возмещение убытков не освобождают лицо, нарушившее право потребителя, от выполнения в натуре возложенных на него обязательств перед потребителем (п.п.2, 3 ст.13 Закона).

Под убытками в соответствии с п.2 ст.15 Гражданского кодекса Российской Федерации следует понимать расходы, которые потребитель, чье право нарушено, произвел или должен будет произвести для восстановления нарушенного права, утрату или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые потребитель получил бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право потребителя, получило вследствие этого доходы, потребитель вправе требовать возмещения, наряду с другими убытками, упущенной выгоды в размере, не меньшем, чем такие доходы.

Таким образом, по смыслу приведенных норм материального права и актов их толкования для наступления гражданско-правовой ответственности исполнителя по договору перевозки необходимо установление не только факта нарушения прав потребителя, но и вины исполнителя в этом нарушении.

Согласно п.76 Федеральных авиационных правил, утвержденных Приказом Минтранса России от 28 июня 2007 года №82, перевозчик вправе отменить, задержать рейс, указанный в билете, грузовой накладной, произвести замену типа воздушного судна, изменить маршрут перевозки, если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией.

Согласно официальному сообщению Росавиации от 05 марта 2022 года российским авиакомпаниям, имеющим зарегистрированные в реестрах иностранных государств воздушные суда в рамках договора о лизинге с иностранной организацией, рекомендовано с 00.00 часов по московскому времени 08 марта 2022 года временно приостановить перевозку пассажиров и грузов из пунктов на территории иностранных государств в пункты на территории России.

Доводы жалобы об отсутствии у ответчика непредвиденных обстоятельств, а отмена международных рейсов в целях предотвращения экономических потерь ответчика не является обстоятельством непреодолимой силы, не могут являться основаниям к отмене судебного постановления, поскольку решение об отмене авиарейса было принято ответчиком по обстоятельствами, не зависящим от усмотрения перевозчика, что не дает оснований для возложения на него обязанности по возмещению убытков, понесенных истцом в связи с отменой рейса. Рекомендация Росавиации, являющейся федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на принятие решений в сфере организации авиаперевозок, включая принятие решений по вопросам угрозы безопасности полетов в иностранные государства, от 05 марта 2022 года вызвана высокой степенью риска задержания или ареста воздушных судов российских авиакомпаний за рубежом. В этой связи гражданам России рекомендовано рассмотреть альтернативные маршруты возвращения домой.

Выводы суда апелляционной инстанции о том, что действия ответчика по отмене рейса соответствовали законодательству Российской Федерации, направлены на обеспечение безопасности полета и избежание какой-либо вероятности ареста или задержания воздушного судна, вызваны обстоятельствами непреодолимой силы, являются правильными.

Ссылка в кассационной жалобе на наличие по данной категории дел иной судебной практики, правового значения не имеет, ввиду того, что юридический прецедент не является официальным источником права в Российской Федерации, а представляет собой применение нормы права с учетом конкретных обстоятельств дела.

Несоответствия выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судом, нарушения либо неправильного применения норм материального права или норм процессуального права не допущено, следовательно, оснований для пересмотра в кассационном порядке обжалуемого судебного постановления по доводам кассационных жалоб не имеется.

Руководствуясь ст.ст.379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 25 мая 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Заводовского Игоря Вениаминовича – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи