ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-1516/20 от 20.02.2020 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-1516/2020

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово 20 февраля 2020 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Фроловой Т.В.,

судей Прудентовой Е.В., Новожиловой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело ; по иску ФИО1 ФИО8 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда в Кытмановском районе Алтайского края (межрайонное) о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный трудовой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости, взыскании компенсации морального вреда,

по кассационной жалобе ФИО1 ФИО9 на решение Кытмановского районного суда Алтайского края от 7 мая 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 30 июля 2019 г.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Прудентовой Е.В., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,

установила:

ФИО1 ФИО10 (далее ФИО2, истец) обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда в Кытмановском районе Алтайского края (межрайонное) (далее ГУ УПФР в Кытмановском районе Алтайского края) о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости, взыскании компенсации морального вреда в размере 10 000 руб.

В обоснование иска указал, что с ДД.ММ.ГГГГ он работает водителем автомобиля (пожарного) Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. За это время он выработал специальный стаж более 25 лет, необходимый для назначения досрочной пенсии.

ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости, однако решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемой продолжительности стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Данное решение полагает незаконным. Ответчиком не были включены в специальный стаж периоды его работы водителем с 6 декабря 1993 г. по 20 января 1994 г. в количестве 1 мес. 15 дн., с 7 июня 1999 г. по 31 декабря 1999 г. в количестве 6 мес. 25 дн., 1 декабря 2010 г. по 28 февраля 2011 г. в количестве 3 мес, с 1 января 2006 г. по 31 июля 2007 г. в количестве 1 года 7 мес., служба в армии с 9 мая 1985 г. по 22 июня 1987 г.

С учетом уточнений просил признать незаконным решение ответчика об отказе в назначении ему пенсии, включить в специальный стаж периоды работы в должности водителя пожарного автомобиля, период службы в Вооруженных Силах; признать за ним право на назначение досрочной страховой пенсии по старости и возложить на ГУ УПФР в Кытмановском районе Алтайского края обязанность назначить ему пенсию с момента обращения за ней, с ДД.ММ.ГГГГ, взыскать компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб., а также взыскать судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб., и за оказание юридических услуг представителем в размере 18 000 руб.

Решением Кытмановского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ иск ФИО2 удовлетворен частично, на ГУ УПФР в Кытмановском районе Алтайского края возложена обязанность включить в страховой стаж ФИО2, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период его работы с 7 июня 1999 г. по 31 декабря 1999 г. в Отряде ГПС УВД по охране Целинного района в количестве 6 месяцев 24 дней. В удовлетворении остальной части иска ФИО3 отказано. В пользу истца с ГУ УПФР в Кытмановском районе Алтайского края взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб. и расходы на оплату услуг представителя в размере 5 000 руб.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 30 июля 2019 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

ФИО3 обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой поставил вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений как незаконных.

В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела участвующие в деле лица, не сообщившие о причинах неявки. Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций не были допущены нарушения норм материального и процессуального права, фактические обстоятельства дела установлены судом, юридически значимые для правильного разрешения спора обстоятельства вошли в предмет доказывания по делу и получили правовую оценку суда.

Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ обратился в ГУ УПФР в Кытмановском районе Алтайского края с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.)

Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 в назначении досрочной страховой пенсии было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа. При этом пенсионным органом стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по указанному основанию, был определен 21 год 2 дня, а страховой страж 31 год 6 мес. 29 дней.

ФИО2 был зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ

В специальный стаж истца включены периоды работы в должности водителя автомобиля (пожарного) до даты регистрации в системе обязательного пенсионного страхования с 21 января 1994 г. по 6 июня 1999 г. в ОГПС УВД по охране Целинного района, после даты регистрации в системе обязательного пенсионного страхования в соответствии со сведениями индивидуального лицевого счета включены в специальный стаж периоды работы с 1 января 2000 г. по 31 декабря 2005 г. в ПСО ГПС по охране Целинного района, с 1 августа 2007 г. по 22 марта 2009 г. в ОГПС-50 МЧС России по Алтайскому краю (Целинный район), с 23 марта 2009 г. по 24 сентября 2009 г., с 26 сентября 2009 г. по 30 ноября 2010 г., с 1 марта 2011 г. по 13 июня 2017 г. в ФГКУ «2 отряд ФПС по Алтайскому краю».

При этом в специальный стаж ФИО2 ответчиком не включены: период его работы до даты регистрации в системе обязательного пенсионного страхования с 6 декабря 1993 г. по 20 января 1994 г. в ОПО по охране Целинного района, периоды после регистрации с 7 июня 1999 г. по 31 декабря 1999 г. в Отряде ГПС УВД по охране Целинного района, с 1 января 2006 г. по 31 июля 2007 г. в ПСО ГПС по охране Целинного района, с 1 декабря 2010 г. по 28 февраля 2011 г. в ФГКУ «2 отряд ФПС по Алтайскому краю».

Кроме того, служба ФИО2 в Вооруженных силах СССР с 9 мая 1985 г. по 22 июня 1987 г. была засчитана ответчиком в страховой стаж.

Удовлетворяя иск в части включения в специальный стаж ФИО2 период его работы в должности водителя автомобиля (пожарного) с 7 июня 1999 г. по 31 декабря 1999 г. в Отряде ГПС УВД по охране Целинного района, суд первой инстанции исходил из того, что в указанный период ФИО2 работал в федеральной противопожарной службе.

Отказывая в иске в части включения в специальный стаж периода с 1 января 2006 г. по 31 июля 2007 г. в ПСО ГПС по охране Целинного района в должности водителя автомобиля (пожарного), суд первой инстанции руководствовался правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации № 552-О-О от 5 февраля 2009 г. по запросу Шарьинского городского суда Костромской области о проверке конституционности подпункта 9 пункта 1 статьи 28 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации № 437 от 18 июня 2002 г. об утверждении Списка должностей работников государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в котором поименованы водители (шоферы) автомобиля (пожарного), исходил из того, что пожарная часть, в которой работал истец, входила в структуру противопожарной службы субъекта Российской Федерации – Алтайского края.

Отказывая в иске в части включения в специальный стаж периода с 1 декабря 2010 г. по 28 февраля 2011 г. в ФГКУ «2 отряд ФПС по Алтайскому краю» в должности водителя автомобиля (пожарного), суд первой инстанции руководствовался частью 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, пунктом 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», приведя результаты оценки доказательств в решении в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, согласно сведений индивидуального лицевого счета ФИО2 данный период работодателем указан как работа в обычных условиях.

Отказывая в иске в части включения в специальный стаж периода с 6 декабря 1993 г. по 20 января 1994 г. в ОПО по охране Целинного района в должности водителя автомобиля (пожарного) суд первой инстанции руководствовался подпунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, оценив доказательства в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, доказательств работы истца во вредных и опасных условиях не установлено.

Отказывая в иске в части включения в специальный стаж периода службы в Вооруженных силах СССР с 9 мая 1985 г. по 22 июня 1987 г., суд первой инстанции руководствовался Постановлением Совмина СССР от 3 августа 1972 г. № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий», исходил из того, что истец ФИО2 как до службы в армии так и после её окончания работал в совхозе «Восточный», и его работа не относится к работе, указанной в подпунктах «а-в» пункта 16 указанного Положения.

Оставляя решение суда первой инстанции без изменения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.

Судом установлено и следует из материалов дела, что 11 января 1985 г. ФИО2 был принят в совхоз «Восточный» и направлен на курсы механизаторов в филиал Бочкаревского СПТУ-52, с 9 мая 1985 г. по 22 июня 1987 г. проходил службу в рядах Советской Армии, с 1 сентября 1987 г. работал в совхозе «Восточный» штурвальным в бригаде № 3. С 23 мая 1988 г. в данном совхозе работал водителем 3 класса в автопарке и уволен 6 декабря 1993 г.

6 декабря 1993 г. ФИО2 принят на должность водителя пожарного автомобиля в Целинный ОПО, 8 ноября 1994 г. Целинный ОПО реорганизован в ОГПС УВД по охране Целинного района, Отряд государственной противопожарной службы по охране Целинного района УГПС УВД Алтайского края реорганизован в пожарно-спасательный отряд Государственной противопожарной службы по охране Целинного района УГОЧС и ПБ в Алтайском крае, 1 августа 2007 г. переведен на должность водителя ПЧ-1 с. Целинное ОГПС-50 МЧС России по Алтайскому краю (Целинный район) по 7 разряду ЕТС, 1 января 2009 г. назначен на должность водителя автомобиля (пожарного) ПЧ с. Целинное ОГПС-50 МЧС России по Алтайскому краю (Целинный район), отряд государственной противопожарной службы № 50 МЧС России по Алтайскому краю (Целинный район) с 23 марта 2009 г. реорганизован путем слияния в государственное учреждение «2 отряд федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю», 23 марта 2009 г. переведен на должность водителя 1 класса автомобиля пожарного 25 пожарной части федеральной противопожарной службы государственного учреждения «2 отряд федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю», на основании приказа УГОЧС и ПБ в Алтайском крае от 1 июля 2007 г. Отряд государственной противопожарной службы по охране Целинного района УГПС УВД Алтайского края реорганизован в пожарно-спасательный отряд Государственной противопожарной службы по охране Целинного УГОЧС и ПБ в Алтайском крае, 1 января 2006 г. переведен на должность водителя пожарного автомобиля пожарной части с. Целинное пожарно-спасательного отряда ГПС по охране Целинного района по 7 разряду, в соответствии с приказом МЧС России от 18 октября 2014 г. государственное учреждение «2 отряд федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю» переименовано с 8 декабря 2011 г. в федеральное государственное казенное учреждение «2 отряд федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю», 1 октября 2014 г. 25 пожарная часть федеральной противопожарной службы переименована в 25 пожарную часть федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, в которой истец продолжает работать до настоящего времени.

Доводы кассационной жалобы о неправильном применении норм материального права не являются основаниями для отмены судебных актов.

Согласно пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Аналогичный порядок назначения пенсий был предусмотрен пунктом 18 части 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно части 7 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», право на досрочное назначение пенсии по старости возникает у работников Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 5 февраля 2009 г. № 552-О-О, досрочное назначение трудовой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 437 от 18 июня 2002 г. был утвержден Список должностей работников государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», которым были поименованы пожарный, а также начальники пожарной части (команды), части пожарной охраны и их заместители.

На основании Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности», государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в Федеральный закон «О пожарной безопасности» были внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2005 г., в соответствии с которыми Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, в рамках пункта 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, правом на досрочную страховую пенсию по старости обладают лица, работавшие на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, то есть только сотрудники федеральной противопожарной службы.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Доводы кассационной жалобы в части отказа в иске во включении в специальный стаж периода с 1 января 2006 г. по 31 июля 2007 г. в ПСО ГПС по охране Целинного района в должности водителя автомобиля (пожарного) не являются основаниями для отмены судебных актов.

Из представленных документов следует, что в данный период ФИО2 работал в пожарной части № 1 с. Целинное ПСО ГПС Целинного района Алтайского края, которое являлось обособленным структурным подразделением управления по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае и входил в структуру противопожарной службы субъекта Российской Федерации – Алтайского края.

В указанный период работы ФИО2 Пожарно-спасательный отряд ГПС по охране Целинного района Управления ГОЧС и ПБ в Алтайском крае являлся обособленным структурным подразделением, финансирование которого осуществлялось за счет средств краевого бюджета, а само подразделение относилось в силу положений статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О противопожарной безопасности» к противопожарной службе субъектов Российской Федерации.

Доводы кассационной жалобы истца о том, что в указанный период его характер работы и их условия не изменились, не являются основаниями для отмены судебных актов, законодателем определены условия назначения досрочных страховых пенсий по старости, данный период не может быть включен в специальный стаж.

Отнесение категорий граждан, имеющих право на досрочное назначение пенсии, условия ее назначения, входит в компетенцию законодателя, в свою очередь суд такими полномочиями не обладает.

Указанное согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 29 сентября 2011 г. № 1172-О-О, а также с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2007 года».

Доводы кассационной жалобы в части отказа во включении в специальный стаж периода с 1 декабря 2010 г. по 28 февраля 2011 г. в ФГКУ «2 отряд ФПС по Алтайскому краю» не являются основаниями для отмены судебных актов.

Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации.

Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона № 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Судом установлено, что периоды работы истца с 1 января 2006 г. по 31 июля 2007 г., и с 1 декабря 2010 г. по 28 февраля 2011 г. согласно сведений индивидуального лицевого счета ФИО2 работодателем указаны как работа в обычных условиях.

Суды первой и апелляционной инстанций дали оценку доказательствам, справке от 14 марта 2019 г. , которая указывает о размере заработной платы и отработанных днях ФИО2 в спорный период и не подтверждает особый характер работы истца, справке, уточняющей особый характер работы от 28 августа 2017 г. , справке, уточняющей особый характер работы от 17 апреля 2017 г. .

Согласно статье 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», целями индивидуального (персонифицированного) учета являются: создание условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; упрощение порядка и ускорение процедуры назначения трудовых пенсий застрахованным лицам.

В соответствии со статьей 1 указанного Федерального Закона, страхователями являются юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения; международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации; родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.

Контроль за достоверностью сведений о стаже и заработке, представляемых страхователями, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации (статья 8 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования).

Согласно Правилам подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утв. Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 г. № 1015, в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии с пунктом 6 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Вместе с тем, за спорный период трудовой деятельности истца работодатель не отразил льготный характер работы истца, в пенсионный орган документов по льготному характеру работы истца не передавал.

Таким образом, сам работодатель не признавал до судебного разбирательства за истцом права на льготное исчисление спорного периода.

Доводы кассационной жалобы об отказе в иске в части периода с 6 декабря 1993 г. по 20 января 1994 г. в ОПО по охране Целинного района не являются основаниями для отмены судебных актов, судами установлено, что истец был допущен к работе водителем автомобиля (пожарного) после 20 января 1994 г.

Доводы кассационной жалобы об отказе в иске в части периода службы в армии с 9 мая 1985 г. по 22 июня 1987 г. не являются основаниями для отмены судебных актов.

В указанный период действовало Постановление Совмина СССР от 3 августа 1972 г. № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий» (далее - Положение от 3 августа 1972 г. № 590).

Согласно подпункта «к» пункта 109 указанного Положения от 3 августа 1972 г. № 590 в общий стаж работы засчитывается в числе прочих оснований служба в составе Вооруженных Сил СССР.

При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (пп. «а» и «б» п. 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт «в» пункта 16) периоды, указанные в подпунктах «к» и «л», приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

В соответствии с подпунктами «а-в» пункта 16 Положения от 3 августа 1972 г. № 590на льготных условиях имели право на пенсию по старости рабочие и служащие на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (мужчины - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет) - по списку производств, цехов, профессий и должностей, утверждаемому Советом Министров СССР. Это Список № 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173.

На льготных условиях имели право на пенсию по старости рабочие и служащие на других работах с тяжелыми условиями труда (мужчины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет) - по списку производств, цехов, профессий и должностей, утверждаемому Советом Министров СССР. Это Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173.

На льготных условиях имели право на пенсию по старости работницы предприятий текстильной промышленности - по списку производств и профессий, утверждаемому Советом Министров СССР, по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет. Это Список производств и профессий, работа в которых дает работницам предприятий текстильной промышленности право на получение пенсии по старости по достижении 50 лет и при стаже работы в этих профессиях не менее 20 лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. № 1021.

Аналогичные положения содержатся в подпункте «а» пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665, который предусматривает, что при исчислении имевших место до 1 января 1992 г. периодов работы может применяться Положение о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590.

Период службы в армии ФИО2 включен ответчиком в страховой (общий) стаж трудовой деятельности.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции.

Доказывание характера и условий труда является обязательным, так как действующее пенсионное законодательство не позволяет суду принять решение о праве лица на досрочное пенсионное обеспечение в связи с работой во вредных или тяжелых условиях труда в отсутствие доказательств соответствующих условий работы.

Доводы кассационной жалобы о том, что суды не приняли во внимание конкретные доказательства, не являются основаниями для отмены судебных актов, так как сводятся к оценке доказательств, которым суды дали надлежащую оценку. В соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.

При таких обстоятельствах выводы судов первой и апелляционной инстанции об отсутствии оснований для включения в специальный стаж спорных периодов работы следует признать законными.

Приведенные в жалобе доводы не подтверждают нарушений судами первой и апелляционной инстанций, влекущих отмену обжалуемых судебных актов на основании статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Кытмановского районного суда Алтайского края от 7 мая 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 30 июля 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО3 - без удовлетворения.

Председательствующий Т.В. Фролова

Судьи И.А. Новожилова

Е.В. Прудентова