ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-15482/2021
№ дела суда 1-й инстанции 2-2291/2020
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 24 июня 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Егоровой Е.С.
судей Мартыновой Н.Н., Бетрозовой Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Астрахани о признании решения незаконным, включении периодов в специальный страховой стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости
по кассационной жалобе ФИО1 на решение Советского районного суда г. Астрахани от 22 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 16 декабря 2020 года
Заслушав доклад судьи Егоровой Е.С., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Астрахани (далее – ГУ-УПФР в Советском районе г. Астрахани), в котором просит:
- признать незаконным решение ГУ-УПФР в Советском районе г. Астрахани от 28 ноября 2019 года №374 в части отказа о включении периодов работы:
с 14 ноября 1986 года по 03 января 1987 года в должности газоэлектросварщика 4-го разряда завода «Гран»,
с 09 февраля 1989 года по 31 августа 1989 года, с 01 ноября 1989 года по 31 мая 1990 года, с 01 января 1991 года по 31 января 1991 года, с 01 апреля 1991 года по 31 мая 1991 года, с 01 июля 1991 года по 31 августа 1991 года, с 01 января 1992 года по 10 января 1992 года в должности газоэлектросварщика 4,5-го разряда Астраханского кожевенного завода,
с 20 января 1992 года по 09 декабря 1994 года в должности электросварщика экипажного цеха Астраханского тепловозоремонтного завода,
с 10 декабря 1994 года по 16 января 1996 года в должности электросварщика 5-го разряда товарищества с ограниченной ответственностью фирма «Вант»,
с 25 июня 1996 года по 03 ноября 1997 года в должности электросварщика 5-го разряда товарищества с ограниченной ответственностью фирма «База материально-технического обеспечения»,
с 01 января 2003 года по 30 сентября 2007 года в должности сварщика у индивидуального предпринимателя ФИО2,
с 01 октября 2007 года по 31 марта 2008 года в должности сварщика у индивидуального предпринимателя ФИО3,
с 01 сентября 1989 года по 31 октября 1989 года, с 01 июня 1990 года по 31 декабря 1990 года, с 01 февраля 1991 года по 31 марта 1991 года, с 01 июня 1991 года по 30 июня 1991 года, с 01 сентября 1991 года по 31 декабря 1991 года в должности газоэлектросварщика 4-го разряда Астраханского кожевенного завода;
- возложить на ГУ-УПФР в Советском районе г. Астрахани обязанность включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с тяжелыми условиями труда, периоды работы:
с 14 ноября 1986 года по 03 января 1987 года в должности газоэлектросварщика 4-го разряда завода «Гран»,
с 09 февраля 1989 года по 31 августа 1989 года, с 01 ноября 1989 года по 31 мая 1990 года, с 01 января 1991 года по 31 января 1991 года, с 01 апреля 1991 года по 31 мая 1991 года, с 01 июля 1991 года по 31 августа 1991 года, с 01 января 1992 года по 10 января 1992 года в должности газоэлектросварщика 4,5-го разряда Астраханского кожевенного завода,
с 20 января 1992 года по 09 декабря 1994 года в должности электросварщика экипажного цеха Астраханского тепловозоремонтного завода,
с 10 декабря 1994 года по 16 января 1996 года в должности электросварщика 5-го разряда товарищества с ограниченной ответственностью фирма «Вант»,
с 25 июня 1996 года по 03 ноября 1997 года в должности электросварщика 5-го разряда товарищества с ограниченной ответственностью фирма «База материально-технического обеспечения»,
с 01 января 2003 года по 30 сентября 2007 года в должности сварщика у индивидуального предпринимателя ФИО2,
с 01 октября 2007 года по 31 марта 2008 года в должности сварщика у индивидуального предпринимателя ФИО3,
с 01 сентября 1989 года по 31 октября 1989 года, с 01 июня 1990 года по 31 декабря 1990 года, с 01 февраля 1991 года по 31 марта 1991 года, с 01 июня 1991 года по 30 июня 1991 года, с 01 сентября 1991 года по 31 декабря 1991 года в должности газоэлектросварщика 4-го разряда Астраханского кожевенного завода;
- возложить на ГУ-УПФР в Советском районе г. Астрахани обязанность назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 21 ноября 2019 года;
Решением Советского районного суда г. Астрахани от 22 сентября 2020 года исковые требования ФИО1 удовлетворены частично.
Признано незаконным решение ГУ-УПФР в Советском районе г. Астрахани от 28 ноября 2019 года №374 в части отказа во включении периодов работы с 14 ноября 1986 года по 03 января 1987 года в должности газоэлектросварщика 4-го разряда завода «Гран», с 09 февраля 1989 года по 31 августа 1989 года, с 01 ноября 1989 года по 31 мая 1990 года, с 01 января 1991 года по 31 января 1991 года, с 01 апреля 1991 года по 31 мая 1991 года, с 01 июля 1991 года по 31 августа 1991 года в должности газоэлектросварщика 4-го разряда Астраханского кожевенного завода, с 01 января 2003 года по 30 сентября 2007 года в должности сварщика у индивидуального предпринимателя ФИО2, с 01 октября 2007 года по 31 марта 2008 года в должности сварщика у индивидуального предпринимателя ФИО3, с 01 сентября 1989 года по 31 октября 1989 года, с 01 июня 1990 года по 31 декабря 1990 года, с 01 февраля 1991 года по 31 марта 1991 года, с 01 июня 1991 года по 30 июня 1991 года, с 01 сентября 1991 года по 31 декабря 1991 года в должности газоэлектросварщика 4-го разряда Астраханского кожевенного завода.
На ГУ-УПФР в Советском районе г. Астрахани возложена обязанность включить в специальный стаж ФИО1 периоды работы с 14 ноября 1986 года по 03 января 1987 года в должности газоэлектросварщика 4-го разряда завода «Гран», с 09 февраля 1989 года по 31 августа 1989 года, с 01 ноября 1989 года по 31 мая 1990 года, с 01 января 1991 года по 31 января 1991 года, с 01 апреля 1991 года по 31 мая 1991 года, с 01 июля 1991 года по 31 августа 1991 года в должности газоэлектросварщика 4-го разряда Астраханского кожевенного завода, с 01 января 2003 года по 30 сентября 2007 года в должности сварщика у индивидуального предпринимателя ФИО2, с 01 октября 2007 года по 31 марта 2008 года в должности сварщика у индивидуального предпринимателя ФИО3, с 01 сентября 1989 года по 31 октября 1989 года, с 01 июня 1990 года по 31 декабря 1990 года, с 01 февраля 1991 года по 31 марта 1991 года, с 01 июня 1991 года по 30 июня 1991 года, с 01 сентября 1991 года по 31 декабря 1991 года в должности газоэлектросварщика 4-го разряда Астраханского кожевенного завода.
На ГУ-УПФР в Советском районе г. Астрахани возложена обязанность назначить ФИО1 досрочную трудовую пенсию по старости с 21 ноября 2019 года.
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 16 декабря 2020 года решение Советского районного суда г. Астрахани от 22 сентября 2020 года отменено в части признания незаконным решения ГУ-УПФР в Советском районе г. Астрахани об отказе ФИО1 включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой в тяжелых условиях труда, периоды работы у индивидуального предпринимателя ФИО2 в должности сварщика с 04 октября 2003 года по 30 сентября 2007 года и у индивидуального предпринимателя ФИО3 в должности сварщика с 01 октября 2007 года по 31 марта 2008 года, возложении обязанности включить указанные периоды в подсчет специального стажа и назначении досрочной страховой пенсии с 21 ноября 2019 года отменить, постановлено в данной части новое решение об отказе в удовлетворении данных требований.
В остальной части решение Советского районного суда г. Астрахани от 22 сентября 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец ФИО1 просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты в части отказа во включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии в связи с несоответствием выводов судов, содержащихся в обжалуемых судебных постановлениях, фактическим обстоятельствам дела, нарушением норм материального права, приняв по делу новое решение об удовлетворении требований истца в полном объеме.
В обоснование доводов кассационной жалобы истец ФИО1 указывает, что после получения образования сварщика ручной сварки истец работал сварщиком ручной сварки полный рабочий день, при этом 5 лет 11 месяцев 9 дней в специальный стаж зачтено пенсионным органом, а 2 года 23 дня зачтено судом первой инстанции с учетом апелляционного определения, то есть всего 8 лет. Ссылаясь на пункт 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555, указывает, что у истца имеется трудовая книжка установленного образца, в которой имеются записи с указанием должности в спорный период времени «газоэлектросварщик ручной сварки». Полагает, что из материалов гражданского дела усматривается, что в период времени с 20 января 1992 года по 09 декабря 1994 года ФИО1 работал в должности электросварщика экипажного цеха Астраханского тепловозоремонтного завода полный рабочий день. Указанный завод функционирует до настоящего времени, но ни на запросы суда, ни на обращения истца не отвечает, при этом пенсионный орган своим правом выездной проверки на указанный завод и истребованием сведений опровергающих его доводы не воспользовался. Указывает, что получить справки о работе в товариществе с ограниченной ответственностью «Вант» и товариществе с ограниченной ответственностью «База материально-технического обеспечения» не представляется возможным, поскольку организации не существуют более 15 лет. Сведения, изложенные в уточняющих характер и условия труда справках индивидуального предпринимателя ФИО2 и индивидуального предпринимателя ФИО3, подтверждаются показаниями свидетелей, согласуются со сведениями в трудовой книжке истца, и свидетельствуют о работе истца в должностях сварщика ручной сварки полный рабочий день в режиме полной рабочей недели. Полагает, что судами первой и апелляционной инстанций нарушены правила оценки доказательств, поскольку судами не приняты предоставленные истцом доказательства, а представленная ответчиком выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица не может являться надлежащим доказательством по делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. Истец ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Исследовав письменные материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра апелляционного определения в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 15 ноября 2019 года ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в ГУ-УПФР в Советском районе г. Астрахани с заявлением о досрочном назначении пенсии в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
28 ноября 2019 года решением ГУ-УПФР в Советском районе г. Астрахани №374 ФИО1 отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» по причине отсутствия 12 лет 6 месяцев специального стажа.
Специальный стаж ФИО1 по подсчетам ответчика составил 5 года 11 месяцев 09 дней, общий страховой стаж – 30 лет 06 месяцев 06 дней.
В специальный стаж не включены периоды работы ФИО1 на заводе «Гран» в должности газоэлектросварщика 4-го разряда с 14 ноября 1986 года по 03 января 1987 года, на Астраханском кожевенном заводе в должности газоэлектросварщика 4-го разряда с 9 февраля 1989 года по 31 августа 1989 года, с 01 ноября 1989 года по 31 мая 1990 года, с 01 января 1991 года по 31 января 1991 года, с 01 апреля 1991 года по 31 мая 1991 года, с 01 июля 1991 года по 31 августа 1991 года, с 01 января 1992 года по 10 января 1992 года; на Астраханском тепловозоремонтном заводе в должности электросварщика с 20 января 1992 года по 09 декабря 1994 года; в товариществе с ограниченной ответственностью фирмы «Вант» в должности электросварщика с 10 декабря 1994 года по 16 января 1996 года; в товариществе с ограниченной ответственностью «База материального технического обеспечения» в должности электросварщика с 25 июня 1996 года по 03 ноября 1997 года; у индивидуального предпринимателя ФИО2 в должности сварщика с 01 октября 2003 года по 30 сентября 2007 года; у индивидуального предпринимателя ФИО3 в должности сварщика с 01 октября 2007 года по 31 марта 2008 года; на Астраханском кожевенном заводе в должности газоэлектросварщика 4-го разряда с 01 сентября 1989 года по 31 октября 1989 года, с 01 июня 1990 года по 31 декабря 1990 года, с 01 февраля 1991 года по 31 марта 1991 года, с 01 июня 1991 года по 30 июня 1991 года, с 01 сентября 1991 года по 31 декабря 1991 года по причине отсутствия справок от работодателя, уточняющих особый характер работ, а также сведений о работе с указанием особых условий труда в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования ФИО1, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 8, 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года №537, постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года №1173, постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года №10, исходил из того, что после 01 января 1992 года для включения в специальный стаж, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов работы в качестве газоэлектросварщика, электросварщика необходимо документальное подтверждение занятости на резке и ручной сварке в течение полного рабочего дня.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что периоды работы ФИО1 на Астраханском кожевенном заводе в должности газоэлектросварщика (с 01 января 1992 года по 10 января 1992 года) на Астраханском тепловозоремонтном заводе в должности электросварщика экипажного цеха (с 20 января 1992 года по 09 декабря 1994 года), в товариществе с ограниченной ответственностью фирма «Вант» в должности электросварщика 5-го разряда (с 10 декабря 1994 года по 16 января 1996 года); в товариществе с ограниченной ответственностью «База материально-технического обеспечения» (с 25 июня 1996 года по 03 ноября 1997 года) в должности электросварщика 5-го разряда не подлежат включению в специальный стаж, поскольку представленная истцом трудовая книжка не содержит сведений о виде сварки, продолжительности рабочего времени при выполнении ФИО1 работ в качестве газоэлектросварщика (электрогазосварщика) после 01 января 1992 года, что является обязательным условием для включения данных периодов в специальный стаж, при этом иных допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих работу истца в качестве сварщика на указанных предприятиях (после 01 января 1992 года), истцом суду не представлено.
С учетом того, что на дату достижения ФИО1 возраста 55 лет (21 ноября 2019 года) у истца выработан специальный стаж работы более 12 лет 6 месяцев (5 лет 11 месяцев 09 дней по решению пенсионного органа + 7 лет 06 месяцев 12 дней по решению суда), суд первой инстанции пришел к выводу о наличии достаточных оснований для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда не согласилась с выводами суда первой инстанции в части признания незаконным решения ГУ-УПФР в Советском районе г. Астрахани об отказе ФИО1 включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой в тяжелых условиях труда, периоды работы у индивидуального предпринимателя ФИО2 в должности сварщика с 04 октября 2003 года по 30 сентября 2007 года и у индивидуального предпринимателя ФИО3 в должности сварщика с 01 октября 2007 года по 31 марта 2008 года, а также о возложении обязанности включить указанные периоды в подсчет специального стажа и назначить досрочную страховую пенсию с 21 ноября 2019 года, поскольку представленные в материалы дела копия трудовой книжки и уточняющие справки не подтверждают характер работы истца с тяжелыми условиями труда после 1 января 1992 года, а иных доказательств, свидетельствующих о том, что ФИО1 в указанные периоды работал по профессии, поименованной Списком, при условии занятости на резке и ручной сварке более 80% рабочего времени, в материалы дела не представлено.
Признавая уточняющие справки о характере работы истца, выданные работодателями ФИО3 и ФИО2 недопустимыми доказательствами, суд апелляционной инстанции исходил из того, что отсутствуют документы, явившиеся основаниями для их выдачи, а в справках не отражен вид сварки, сведения которые являются юридически значимыми для решения вопроса о включении периодов работы в специальный стаж истца.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, с соблюдением процессуального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В силу пункта 2 части 1 статьи Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" вышеуказанного закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 Закона (60 лет), на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов согласно законодательству, действовавшему в период выполнения такой работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которая выполнялась на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В статье 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" приведен перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного закона.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Частью 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Согласно подпункту "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
Списки льготных профессий, должностей, утвержденные Кабинетом Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, составлены по производственному признаку, поэтому для определения права на досрочное пенсионное обеспечение необходимо установить производство, к которому относится выполняемая работа.
Правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по Списку N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 и действующему после 01 января 1992 года, пользуются:
газосварщики (позиция 23200000-11620);
электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не менее 3 класса опасности (позиция 23200000-19756);
электросварщики на автоматических и полуавтоматических машинах, занятые сваркой в среде углекислого газа, на работах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, а также на полуавтоматических машинах (позиция 23200000-19905);
электросварщики ручной сварки (позиция 23200000-19906).
При этом, определяющим показателем является постоянная занятость в течение полного рабочего дня в профессиях и должностях, поименованных в соответствующих разделах Списков. Для назначения работнику досрочной трудовой пенсии по старости необходимо установить на основании первичных документов полное соответствие характеру фактически выполнявшейся им работы с работой, предусмотренной Списками.
В соответствии с абзацем 1 пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При этом, под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники, в связи с сокращением объемов производства, работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени (пункт 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 29).
Ранее действующее пенсионное законодательство указанных требований не содержало, следовательно, подтверждение постоянной занятости выполнением работ, предусмотренных Списками N 1 и 2, в течение полного рабочего дня, до 1 января 1992 года не требовалось, а после указанной даты должно подтверждаться соответствующими доказательствами, представляемыми работником в пенсионный орган при разрешении вопроса о досрочном назначении страховой пенсии.
В силу пункта 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555 утверждены "Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий", которыми предусмотрено, что основным документом, подтверждающим периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, является трудовая книжка. После регистрации, периоды работы подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой стаж.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 названного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Аналогичный порядок подсчета страхового стажа закреплен в пункте 43 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015 и в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н.
Согласно статье 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8.1 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Согласно пункту 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные ст. 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
При этом, пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреле 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения, исключающие возможность подтверждения характера работы лица, претендующего на досрочное пенсионное обеспечение, на основании свидетельских показаний, содержатся в разъяснениях, изложенных в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии".
Вместе с тем, к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы в специальных условиях, определяющих ее характер и влияющих на досрочное назначение страховой пенсии по старости, могут быть отнесены иные доказательства, предусмотренные статьей 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (например, приказы, расчетные книжки, наряды и т.п.).
В рассматриваемом случае условиями, при которых истцу могут быть включены в специальный стаж спорные периоды работы, имевший место после его регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, являются занятость истца в течение полного рабочего дня на соответствующих работах, подтвержденная документами, выданными работодателем и сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, содержащими указание на льготный характер такой работы.
02 декабря 1997 года ФИО1 зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованным выводам о том, что для включения периодов работы ФИО1 после 1 января 1992 года в специальный стаж требуются надлежащие и допустимые доказательства, которые судам не были представлены.
Судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты.
Нарушений норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств, приведших к судебной ошибке существенного и непреодолимого характера судами первой и апелляционной инстанций, не допущено.
Судебная коллегия приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего гражданского дела судами первой и апелляционной инстанций не было допущено нарушений или неправильного применение норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений.
Каких-либо доказательств, опровергающих выводы судов и свидетельствующих о неправильном применении норм законодательства, не содержат, в связи с чем они не могут явиться основанием для отмены решения суда первой инстанции и апелляционного определения.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами судов и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанции, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
При таких обстоятельствах решение Советского районного суда г. Астрахани от 22 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 16 декабря 2020 года являются законными, постановленными в соответствии с нормами материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда г. Астрахани от 22 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 16 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Постановление14.11.2021