ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-15508/22 от 05.07.2022 Второго кассационного суда общей юрисдикции

Судья I инстанции: Арсанова О.Л.

Судьи II инстанции: Кубарева Т.В., Климова К.В., Солдатова Ю.Ю. (докладчик)

Дело № 88-15508/22

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

5 июля 2022 года г. Москва

Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Климовой О.С.,

судей Кумачевой И.А., Поповой Е.В.,

с участием прокурора Хатовой В.Э.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Жарковского района Тверской области к главе Жарковского района Тверской области Белявскому ФИО11, администрации Жарковского района Тверской области о признании незаконным распоряжение в части осуществления выплаты стимулирующего характера, взыскании с ФИО3 выплаты стимулирующего характера в доход местного бюджета муниципального образования Жарковский район Тверской области, процентов за пользования чужими денежными средствами,

по кассационной жалобы Белявского ФИО12 на апелляционное определение судебной коллегии Тверского областного суда от 28 апреля 2022 года

заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Климовой О.С., выслушав прокурора Хатову В.Э., возражавшую в удовлетворении доводов жалобы

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Жарковского района Тверской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц, муниципального образования Жарковский район Тверской области к главе Жарковского района Тверской области ФИО3 о признании незаконным распоряжения в части осуществления выплаты стимулирующего характера, взыскании суммы полученных выплат стимулирующего характера и процентов за пользование чужими денежными средствами.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Жарковского района Тверской области проведена проверка по обращению депутата Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации ФИО2 в интересах Собрания депутатов Жарковского района Тверской области о предполагаемых нарушениях законодательства в деятельности главы Жарковского района Тверской области ФИО3 в части неправомерного осуществления выплаты стимулирующего характера главе Жарковского района по итогам комплексной оценки эффекта деятельности органа местного самоуправления за счет бюджетных ассигнований.

Заключением по результатам внешней проверки отчета об исполнении бюджета муниципального образования Жарковский район Тверской области за 2020 год от 30.04.2021, предоставленным контрольно-ревизионной комиссией Жарковского района Тверской области, установлено, что дотациями бюджетной системы Российской Федерации являются дотации бюджетам муниципальных районов на выравнивание бюджетной обеспеченности, а также на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов.

Распоряжением главы Жарковского района № от 29.12.2020 «О выплатах стимулирующего характера» на основании и в соответствии с дополнительным соглашением № к Соглашению от 18.11.2020 № о предоставлении второй части дотаций местным бюджетам на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов в 2020 году (далее - Дополнительное соглашение №) осуществлены выплаты стимулирующего характера главе Жарковского района ФИО4 в размере 220 738,41 руб. и заместителю главы администрации Жарковского района ФИО1 в размере 215 821,81 руб.

В связи с чем, приказом финансового отдела администрации Жарковского района Тверской области от 29.12.2020 № 26 «О внесении изменений в сводную бюджетную роспись» внесены изменения в сводную бюджетную роспись муниципального образования Жарковский район.

Изменения в сводную бюджетную роспись на сумму 562 000 руб. для выплаты вознаграждения по итогам комплексной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления согласованы с заместителем Председателя Правительства Тверской области - Министром финансов Тверской области.

Дополнительным соглашением № 1 от 29.12.2020 предоставлена вторая доля дотации в размере 562 000 руб. Согласно п. 3 дополнительного соглашения № 1 пункт 4.3 Соглашения изложен в следующей редакции: «4.3 Получатель вправе направить средства дотации на выплату стимулирующего характера лицу, замещающему муниципальную должность, лицам, замещающим высшие должности муниципальной службы, в размере, не превышающем второй доли дотаций».

Оплата труда и дополнительные гарантии главы Жарковского района регламентированы решением Собрания депутатов района от 28.10.2010 №52, в котором определены дополнительные выплаты: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет, ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, ежемесячная надбавка за особые условия труда, ежемесячное денежное поощрение, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, материальная помощь.

В соответствии со ст.28 Устава муниципального образования Жарковский район Тверской области к компетенции Собрания депутатов Жарковского района Тверской области отнесены вопросы, связанные с распоряжением муниципальной собственностью, принятием бюджета муниципального образования, определением порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления.

Глава Жарковского района подотчетен и подконтролен населению и Собранию депутатов Жарковского района Тверской области (ст.32 Устава).

Премия за выполнение особо важных и сложных заданий (выплата стимулирующего характера) Главе муниципального образования включена в число иных дополнительных выплат и по своей правовой природе является поощрительной выплатой, осуществление которой зависит от оценки результатов деятельности Главы представительным органов муниципального образования.

Соответственно, принятие решения об осуществлении выплаты стимулирующего характера главе муниципального образования ФИО4 относится к компетенции представительного органа местного самоуправления.

Отсутствие в решении Собрания депутатов Жарковского района Тверской области от 28.10.2010 №52 «Об оплате труда и дополнительных гарантиях главы Жарковского района» указаний о порядке и должностном лице, правомочном на принятие решения о премировании главы муниципального образования, не означает, что разрешение данного вопроса относится к полномочиям самого главы Жарковского района.

Возможность самостоятельного принятия должностным лицом решения о выплатах стимулирующего характера себе и заместителю главы администрации района, влекущего получение ими доходов в виде денег, является проявлением личной заинтересованности, которая прямо влияет на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление этими должностными лицами своих полномочий.

При премировании самого себя в части осуществления выплаты стимулирующего характера - главой Жарковского района Тверской области ФИО4 допущена недобросовестность, что повлекло за собой последним неосновательное обогащение.

На основании ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации произведен расчет процентов за пользование чужими денежными средствами главой Жарковского района Тверской области ФИО4 за период с 30.12.2020 по 09.09.2021, что составляет 7743,84 руб.

Руководствуясь нормами Федерального законна от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Тверской области от 15.07.2015 № 76-ЗО «Об отдельных вопросах, связанных с осуществлением полномочий лиц, замещающих муниципальные должности в Тверской области», Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующими обязательства вследствие неосновательного обогащения, Уставом муниципального образования Жарковский район Тверской области, прокурор Жарковского района просит признать незаконным распоряжение Главы Жарковского района Тверской области ФИО4 от 29.12.2020 № «О выплатах стимулирующего характера» в части осуществления выплаты стимулирующего характера главе Жарковского района Тверской области ФИО4 в размере 220 738,41 руб.; взыскать с ФИО4 выплату стимулирующего характера в размере 220 738,41 руб. в доход местного бюджета муниципального образования Жарковский район Тверской области, а также проценты за пользования чужими денежными средствами за период с 30.12.2020 по 09.09.2021 в доход местного бюджета муниципального образования Жарковский район Тверской области.

Протокольным определением суда от 11 октября 2021 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Тверской области, Собрание депутатов Жарковского района Тверской области, Администрация Жарковского района Тверской области, финансовый отдел администрации Жарковского района.

Определением суда от 02 ноября 2021 года в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, привлечено Правительство Тверской области. Администрация Жарковского района Тверской области исключена из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора, привлечена к участию в деле в качестве соответчика.

Протокольным определением суда от 01 декабря 2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство региональной политики Тверской области.

Решением Западнодвинского межрайонного суда Тверской области от 31 января 2022 года в удовлетворении исковых требований отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 28 апреля 2022 года решение суда отменено в части отказа в удовлетворении требований к ФИО3, постановлено по делу в указанной части новое решение:

«Признать незаконным распоряжение Главы Жарковского района Тверской области ФИО3 от 29.12.2020 № о выплатах стимулирующего характера в части осуществления выплаты стимулирующего характера главе Жарковского района Тверской области ФИО3 в размере 220738 рублей 41 копейка.

Взыскать с ФИО3 выплату стимулирующего характера в размере 220738 рублей 41 копейка в доход местного бюджета муниципального образования Жарковский район Тверской области.

Взыскать с ФИО3 проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 30.12.2020 по 09.09.2021 в размере 7743 рубля 84 копейки в доход местного бюджета муниципального образования Жарковский район Тверской области.

В остальной части решение Западнодвинского межрайонного суда Тверской области от 31 января 2022 года оставить без изменения.»

В кассационной жалобе ФИО3 просит апелляционное определение отменить, в связи с нарушением и неправильным толкованием норм материального права. В обоснование доводов жалобы заявитель приводит свою позицию по делу, давая собственное толкование положений решения о выделении дотации и постановлений Правительства Тверской области Тверской области положения Федеральных законов. Указывая на несоответствие выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела, ссылается на то, что премия являлась иной выплатой, а не премией за выполнение особо важного и сложного задания. Также указывает, что отсутствует подчиненность представительному органу местного самоуправления у главы муниципалитета, в связи с чем, не согласен, что суд увязал возможность выплаты премии с «объективной» оценкой деятельности в соответствии с частью 11.1 статьи 35 Федерального закона 131-ФЗ, устанавливающей необходимость заслушивания отчета.

В возражениях на кассационную жалобу, поступивших от участвующего в деле прокурора Прокуратуры Тверской области, содержится просьба об оставлении апелляционного определения без изменения, жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание суда кассационной инстанции лица, участвующие в деле не явились, извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не поступало.

Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, законность судебных постановлений, принятых судом апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ, для отмены решения и апелляционного определения в кассационном порядке не имеется.

Как следует из материалов дела, решением собрания депутатов Жарковского района Тверской области от 01.03.2019 № 11 главой Жарковского района избран ФИО4

С 01.03.2019 ФИО3 вступил в должность Главы Жарковского района Тверской области.

Распоряжением главы Жарковского района № от 29.12.2020 «О выплатах стимулирующего характера» в соответствии с дополнительным соглашением № к Соглашению от 18.11.2020 № о предоставлении второй части дотаций местным бюджетам на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов в 2020 году, осуществлены выплаты стимулирующего характера главе Жарковского района ФИО4 в размере 220 738,41 руб. и заместителю главы администрации Жарковского района ФИО1 в размере 215 821,81 руб.

Правительством Тверской области принято постановление от 27.01.2020 № 11-пп «О порядке предоставления дотаций местным бюджетам на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов» (далее Постановление от 27.01.2020 № 11-пп), согласно которому муниципальным образованиям из областного бюджета Тверской области предоставляются указанные дотации.

Дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов (далее дотации) состоят из двух частей (первой и второй). Методика распределения второй части дотации утверждается правовым актом Правительства Тверской области - Постановлением от 27.01.2020 № 11-пп.

В соответствии с пунктом 17 раздела V Постановления от 27.01.2020 № 11-пп вторая доля дотаций второй части дотаций предоставляется по итогам комплексной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области за отчетный финансовый год, проводимой по методике, установленной правовым актом Правительства Тверской области.

Размер второй доли второй части дотации зависит от места в рейтинге, которое занимает то или иное муниципальное образование по результатам оценки органов местного самоуправления.

Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области за очередной финансовый год осуществляется Министерством экономического развития Тверской области с учетом показателей в социально-экономической, культурной и иных сферах деятельности.

Согласно пункту 38 раздела VIII Постановления от 27.01.2020 № 11-пп дотации предоставляются муниципальным образованиям при условии заключения органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований с главным распорядителем бюджетных средств (Министерство финансов Тверской области) соглашений о предоставлении дотаций по форме, установленной главным распорядителем.

В соответствии с указанным Постановлением и Постановлением Правительства Тверской области от 13.11.2020 № 514-пп «Об утверждении распределения второй части дотаций местным бюджетам на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов на 2020 год» 18 ноября 2020 года между Министерством финансов Тверской области и администрацией Жарковского района Тверской области заключено Соглашение № о предоставлении второй части дотаций местным бюджетам на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов в 2020 году (далее Соглашение).

Пунктом 1.1 дополнительного соглашения № от 29.12.2020 к соглашению от 18.11.2020 № о предоставлении второй части дотаций местным бюджетам на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов предусмотрено предоставление местным бюджетам второй доли дотации в размере 562 000 рублей.

В соответствии с п. 4.3 соглашения получатель вправе направить средства дотации на выплаты стимулирующего характера лицу, замещающему муниципальную должность, а также лицам, замещающим высшие должности муниципальной службы, в размере, не превышающем второй доли дотаций.

Таким образом, вторая часть дотации направлялась получателю, в лице администрации Жарковского района, Министерством финансов Тверской области за счет средств областного бюджета Тверской области по результатам оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, произведенной Министерством экономического развития Тверской области. Направленные средства в сумме 562 000 рублей предполагались к расходованию на выплаты стимулирующего характера лицу, замещающему муниципальную должность, к которому в частности относится глава района, а также лицам, замещающим высшие должности муниципальной службы, в размере, не превышающем второй доли дотаций.

Приказом финансового отдела администрации Жарковского района № от 29.12.2020 «О внесении изменений в сводную бюджетную роспись» в сводную бюджетную роспись муниципального образования Жарковский район внесены изменения на сумму 562 000 рублей с зачислением полученных средств на соответствующие статьи бюджетного учета - разделы, предусмотренные для расчетов по выплате денежного содержания Главы района (раздел №) и администрации (раздел №),которые согласованы с Министерством финансов Тверской области (письмо № от 30.12.2020).

Процедура внесения изменений в сводную бюджетную роспись муниципального образования Жарковский район Тверской области на сумму 562 000 рублей произведена в соответствии о Федеральным Законом N 103-ФЗ от 01.04.2020 «О внесении изменений в Федеральный закон "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2020 году» и истцом не оспаривается.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что, обеспечивая исполнение местного бюджета, глава муниципального образования как руководитель исполнительно - распорядительного органа муниципального образования в соответствии с пунктами 7, 15 Устава правомочен издавать правовые акты, распоряжаться бюджетными средствами администрации Жарковского района, подписывать финансовые документы.

Предоставление исключительного права Собранию депутатов Жарковского района Тверской области на принятие решения об определении стимулирующей выплаты главе муниципального образования за счет средств дотации, выделенной местному бюджету из областного бюджета Тверской области, непосредственно связанной с результатами оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления Министерством экономического развития Тверской области, противоречит части 15 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, согласно которой управление и (или) распоряжение представительным органом муниципального образования или отдельными депутатами (группами депутатов) в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процессе его исполнения не допускаются, за исключением средств местного бюджета, направляемых на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования и депутатов.

На основании изложенного, учитывая, что спорная выплата по своей правовой природе не является премией за выполнение особо важных и сложных заданий, предусмотренной п. 4.1 ст. 4 Положения о правовом статусе и социальных гарантиях лиц, находящихся на муниципальных должностях муниципального образования Жарковский район, осуществление которой зависит от оценки результатов деятельности Главы района представительным органом муниципального образования, суд не нашел оснований для удовлетворения исковых требований прокурора.

Суд апелляционной инстанции с данными выводами не согласился.

Руководствуясь ст.ст. 12, 72 Конституции Российской Федерации, положениями Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Тверской области № 76-ЗО от 15 июля 2015 года "Об отдельных вопросах, связанных с осуществлением полномочий лиц, замещающих муниципальные должности в Тверской области" (п.1 ч. 1 ст. 2, ч. 2 ст. 2 закона), Уставом муниципального образования Жарковский район Тверской области, принятым решением Собрания депутатов Жарковского района от 27.06.2005 № 24, Положением о правовом статусе и социальных гарантиях лиц, находящихся на муниципальных должностях муниципального образования «Жарковский район», утвержденного решением Собрания депутатов муниципального образования Жарковского района Тверской области от 30 апреля 2013 г. N 12, которым определены, в том числе, условия оплаты лиц, находящихся на муниципальных должностях муниципального образования Жарковский района, пришел к выводу, что что вопросы, связанные с распоряжением муниципальной собственностью, принятием бюджета муниципального образования, контролем за его исполнением, материально-техническим обеспечением деятельности органов муниципального образования, в том числе определением размера расходов на денежное содержание главы муниципального образования, отнесены к компетенции представительного органа муниципального образования, в настоящем случае - Собрания депутатов муниципального образования Жарковский район, которому подконтролен и подотчетен глава муниципального образования Жарковский район Тверской области.

Соответственно, принятие решения о поощрении главы муниципального образования, в данном случае - о премировании главы муниципального образования Жарковский район Тверской области относится к компетенции Собрания депутатов муниципального образования Жарковский район Тверской области.

При этом суд указал, что для установления наличия или отсутствия правовых оснований для выплаты главе муниципального образования Жарковский район Тверской области выплаты стимулирующего характера необходима объективная оценка его деятельности и результатов его работы, которая в силу части 11.1 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, пункта 20 части 2 статьи 28 Устава входит в компетенцию Совета депутатов муниципального образования Жарковский район Тверской области, в связи с чем распоряжение Главы Жарковского района Тверской области ФИО3 от 29.12.2020 о выплатах стимулирующего характера в части осуществления выплаты стимулирующего характера главе Жарковского района Тверской области ФИО3 в размере 220738 рублей 41 копейка, не может быть признано законным.

Руководствуясь положениями ст. 1102 Гражданского кодекса РФ, положениям Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", приняв во внимание, что распоряжение от 29.12.2020 не содержит сведений о том, к какому виду денежного содержания, установленному Положением, относится выплата стимулирующего характера, за выполнение каких задач она назначена, с учетом соответствующей оценки деятельности главы муниципального образования, пришел к выводу о том, что ФИО3 была допущена недобросовестность при назначении самому себе и получении им в 2020 году данной премии, в связи с чем, пришел к выводу о взыскании ее в выплаченном размере 220738 рублей 41 копейка с ответчика в доход местного бюджета муниципального образования Жарковский район Тверской области.

Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены апелляционного определения по доводам кассационной жалобы, которые выводов суда апелляционной инстанции не опровергают.

Выводы суда апелляционной инстанции подробно изложены и мотивированы в обжалуемом судебном акте, основаны на законе, установленных по делу обстоятельствах и представленных сторонами доказательствах, в связи с чем, в повторной аргументации не нуждаются.

Доводы кассационной жалобы аналогичны позиции ответчика по делу, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, получили соответствующую правовую оценку, по существу направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела, на иное толкование норм права, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.

Вопреки доводам жалобы, судебная коллегия соглашается с выводами суда апелляционной инстанции в полном объеме, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым в определении дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ во взаимосвязи с нормами законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.6, 379,7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

ОПРЕДЕЛИЛА:

апелляционное определение судебной коллегии Тверского областного суда от 28 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО3 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи