86RS0011-01-2018-000268-86
№ 88-15612/2021
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Челябинск 22.10.2021
Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Храмцовой О.Н., рассмотрев гражданское дело № 2-179/2018 по иску прокурора города Белоярский в интересах неопределенного круга лиц к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Белоярскому району Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о возложении обязанности устранить нарушение закона,
по кассационной жалобе Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Белоярскому району Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на апелляционное определение суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 03.08.2021,
установил:
ОМВД России по Белоярскому району обратился в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства, возбужденного на основании решения Белоярского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 27.04.2018.
В обоснование заявления указано, что на дату обращения прокуратуры в суд с требованиями о получении лицензии на осуществление медицинской деятельности в изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОМВД России по Белоярскому району в штатном расписании отдела имелась медицинская часть. Должником утрачена возможность получить лицензию на осуществление медицинской деятельности в изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОМВД России по Белоярскому району, Приказом УМВД России по ХМАО-Югре от 17.12.2020 № 1435 «Об организационно-штатных изменениях» медицинская часть изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОМВД России по Белоярскому району ликвидирована.
Определением Белоярского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 13.05.2021 заявление ОМВД России по Белоярскому району о прекращении исполнительного производства № <данные изъяты> удовлетворено.
Апелляционным определением суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 03.08.2021 указанное определение отменено, в удовлетворении заявления ОМВД России по Белоярскому району о прекращении исполнительного производства отказано.
В кассационной жалобе ОМВД России по Белоярскому району просит об отмене указанного апелляционного определения по мотивам незаконности и необоснованности.
На основании части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба на определения районных судов и вынесенные по результатам их обжалования определения рассматривается в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает необходимым отменить апелляционное определение как постановленное с существенным нарушением норм процессуального права.
Судами установлено, что решением Белоярского городского суда от 27.04.2018 удовлетворены исковые требования прокурора города Белоярский к ОМВД России по Белоярскому району о возложении обязанности устранить нарушения закона. Осуществление ОМВД России по Белоярскому району медицинской деятельности в изоляторе временного содержания без лицензии признано незаконным. На ОМВД России по Белоярскому району возложена обязанность получить лицензию на осуществление медицинской деятельности в изоляторе временного содержания в течение года с момента вступления решения суда в законную силу. Решение суда вступило в законную силу 05.06.2018.
На основании данного решения выдан исполнительный лист, постановлением судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по г. Белоярскому от 10.06.2019 в отношении должника ОМВД России по Белоярскому району возбуждено исполнительное производство № <данные изъяты>
Определением Белоярского городского суда от 01.07.2019 должнику ОМВД России по Белоярскому району была предоставлена отсрочка исполнения решения суда сроком до 01.06.2020.
Определением Белоярского городского суда от 09.10.2020 заявление ОМВД России по Белоярскому району от 30.09.2020 о предоставлении отсрочки исполнения решения суда оставлено без удовлетворения.
Прекращая исполнительное производство, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 43 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исходил из того, что приказом УМВД России по ХМАО-Югре от 17.12.2020 № 1435 «Об организационно-штатных изменениях» в штатное расписание УМВД России по ХМАО-Югре внесены изменения, медицинская часть Отдела МВД России по Белоярскому району ликвидирована. Учитывая, что данных об осуществлении в изоляторе временного содержания ОМВД России по Белоярскому району медицинской деятельности не имеется, суд первой инстанции счел факт ликвидации медицинской части и прекращения медицинской деятельности должником установленным, а получение должником лицензии на осуществление медицинской деятельности при сложившихся обстоятельствах невозможным, в связи с чем пришел к выводу об утрате возможности исполнения исполнительного документа.
Отменяя определение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции отметил, что указанное судом основание прекращения исполнительного производства (издание приказа о внесении изменений в штатное расписание УМВД России по ХМАО-Югре, результатом которого явилась ликвидация медицинской части) само по себе не свидетельствует об утрате возможности исполнения вступившего в законную силу судебного акта, обязывающего должника совершить определенные действия, заявителем не подтверждается утрата возможности исполнения исполнительного документа, в связи с чем законных оснований для прекращения исполнительного производства не имелось.
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с данными выводами суда апелляционной инстанции по следующим основаниям.
На основании части 1 статьи 439 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исполнительное производство может быть прекращено судом в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 43 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство прекращается судом, в том числе, в случае утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий).
По смыслу указанной статьи прекращение исполнительного производства допускается в случае возникновения на стадии исполнительного производства объективных и неустранимых обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее принудительное исполнение требований исполнительного документа. Таким образом, для прекращения исполнительного производства должны быть установлены факт возникновения реальной утраты возможности исполнения исполнительного документа и отсутствие возможности его исполнения любыми способами.
Таким образом, для прекращения исполнительного производства должен быть установлен факт возникновения реальной утраты возможности исполнения исполнительного документа и отсутствие возможности его исполнения любыми способами.
Порядок оказания доврачебной медицинской помощи подозреваемым и обвиняемым, содержащимся в изоляторах временного содержания, определен ведомственными нормативными актами.
В соответствии с пунктом 1 Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, утвержденной Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации № 1115, Минздрава Российской Федерации № 475 от 31.12.1999, медицинские работники изоляторов временного содержания органов внутренних дел (далее – ИВС) организуют и осуществляют медицинскую помощь подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, контроль за выполнением в ИВС государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. В случае отсутствия в ИВС медицинских работников функции по медико-санитарному обеспечению подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений возлагаются на медицинских работников здравпункта городского, районного и линейного органа внутренних дел.
Указывая, что издание приказа о внесении изменений в штатное расписание УМВД России по ХМАО-Югре, результатом которой явилась ликвидация медицинской части, само по себе не свидетельствует об утрате возможности исполнения вступившего в законную силу судебного акта, суд апелляционной инстанции не привел нормы закона, в силу которых у ответчика сохраняется обязанность получения лицензии на осуществление медицинской деятельности, несмотря на ликвидацию медицинской части изолятора временного содержания.
Судом апелляционной инстанции не установлено и то, что фактически медицинская деятельность в изоляторе временного содержания ОМВД России по Белоярскому району (несмотря на ликвидацию медицинской части) продолжает осуществляться, несмотря на издание приказа УМВД России по ХМАО-Югре от 17.12.2020 № 1435 «Об организационно-штатных изменениях».
С учетом изложенного, обжалуемый судебный акт не может быть признан законным и обоснованным и подлежат отмене, с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует установить, имеются ли основания для прекращения исполнительного производства, в том числе имеется ли у ответчика возможность исполнения исполнительного документа в связи с изданием приказа УМВД России по ХМАО-Югре от 17.12.2020 № 1435 «Об организационно-штатных изменениях» (в том числе иным способом).
На основании изложенного, руководствуясь частью 10 статьи 379.5, статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой кассационный суд общей юрисдикции
определил:
апелляционное определение суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 03.08.2021 отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Судья