ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-15808/2021
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
кассационного суда общей юрисдикции
05 августа 2021 г. г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ившиной Т.В.,
судей Федотовой Е.В., Балакиревой Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области на решение Богатовского районного суда Самарской области от 11 декабря 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 20 апреля 2021 г. по гражданскому делу № 2-202/2020 по иску ФИО1 к Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области о включении в стаж периодов трудовой деятельности, установлении процента среднемесячного денежного содержания муниципального служащего, перерасчете пенсии.
Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В., объяснения представителя Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области ФИО3, поддержавшей доводы кассационной жалобы, ФИО1, возражавшего по доводам жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО1 обратился в суд с вышеназванным иском, в обоснование исковых требований указал, что является получателем пенсии по старости с 25 апреля 2020 г. 28 апреля 2020 г. он обратился с заявлением к Главе муниципального района Нефтегорский Самарской области об установлении и выплате ежемесячной доплаты к пенсии как лицу, замещавшему должность муниципальной службы в органе местного самоуправления муниципального района Нефтегорский Самарской области.
Распоряжением администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области от 04 июня 2020 г. № 211-к ему с 01 мая 2020 г. установлена пенсия за выслугу лет при наличии стажа муниципальной службы 22 года 03 месяца 10 дней.
Полагает, что ответчиком неправомерно при подсчёте стажа не учтен период с 25 августа 1983 г. по 19 августа 1987 г. его работы в должности директора Андреевской восьмилетней школы, длительностью 3 года 11 месяцев 25 дней, который ранее учитывался при его работе в г. Отрадном и муниципальном районе Богатовский. Кроме того, ему подлежит установлению процент увеличения размера пенсии за выслугу лет в размере 3 % среднемесячного денежного содержания муниципального служащего за каждый полный год стажа муниципальной службы свыше стажа 15 лет, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет должна определяться на основании Федерального Закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в редакции от 15.12.2001 года № 166-ФЗ), п. 3 ст. 7 Федерального Закона от 23 мая 2016 г. № 143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», ст. 2 Закона Самарской области от 12 декабря 2016 г. № 135-ГД «О внесении изменений в Закон СО «О муниципальной службе в Самарской области», п. 2 Положения «Об установлении и выплате ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим выборные должности муниципального района Нефтегорский, и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального района Нефтегорский Самарской области», утвержденного Решением Собрания представителей муниципального района Нефтегорский от 22 февраля 2017 г. № 95.
Уточнив исковые требования, истец окончательно просил обязать ответчика включить в его муниципальный стаж период работы с 25 августа 1983 г. по 19 августа 1987 г. в должности директора Андреевской восьмилетней школы, длительностью 3 года 11 месяцев 25 дней, установить процент увеличения размера пенсии за выслугу лет в размере 3% среднемесячного денежного содержания муниципального служащего за каждый полный год стажа муниципальной службы свыше стажа 15 лет, произвести перерасчет пенсии с 28 апреля 2020 г.
Решением Богатовского районного суда Самарской области от 11 декабря 2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 20 апреля 2021 г., исковые требования ФИО1 удовлетворены.
Суд постановил: «Обязать Администрацию муниципального района Нефтегорский Самарской области включить ФИО1 в стаж муниципальной службы период работы в должности директора Андреевской восьмилетней школы с 25.08.1983 года по 19.08.1987 года, всего 3 года 11 месяцев 25 дней.
Обязать Администрацию муниципального района Нефтегорский Самарской области установить процент увеличения размера пенсии за выслугу лет в размере 3 % среднемесячного денежного содержания муниципального служащего за каждый год стажа муниципальной службы свыше стажа 15 лет.
Обязать Администрацию муниципального района Нефтегорский Самарской области произвести ФИО1 перерасчет пенсии с 28.04.2020 года».
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на незаконность и необоснованность выводов судов, просит отменить обжалуемые постановления, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Вопросы организации, прохождения муниципальной службы в Самарской области, установления пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Самарской области регулируются Законом № 96-ГД «О муниципальной службе в Самарской области».
Согласно ст. 19 Федерального закона Российской Федерации № 166-ФЗ от 15 декабря 2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих включаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации.
На основании части 2 статьи 25 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» периоды работы на должностях, предусмотренных Указом № 1532, также подлежат включению в стаж муниципальной службы. В стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим включаются (засчитываются) помимо периодов замещения должностей, указанных в части 1 настоящей статьи, иные периоды в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (часть 3 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 25 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ порядок исчисления стажа муниципальной службы устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
Как следует из части 3 статьи 21 Закона Самарской области № 96-ГД, в стаж муниципальной службы на основании правового акта представителя нанимателя (работодателя) муниципального служащего и решения комиссии по зачету стажа муниципальной службы могут включаться периоды замещения должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых необходимы муниципальным служащим для выполнения должностных обязанностей в соответствии с должностной инструкцией муниципального служащего, при условии, что засчитываемые периоды работы в указанных должностях в совокупности не превышают пять лет.
Согласно статье 21.1 Закона Самарской области № 96-ГД рассмотрение вопроса о зачете в стаж муниципальной службы периодов замещения должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, указанных в пункте 2 части 3 статьи 21 настоящего Закона, осуществляется на основании заявления муниципального служащего (часть 5).
Порядок создания и деятельности комиссии по зачету стажа муниципальной службы определяется муниципальным правовым актом соответствующего органа местного самоуправления, правовым актом избирательной комиссии муниципального образования, за исключением случая, указанного в части 7 настоящей статьи ( часть 6).
В муниципальном образовании может быть создана единая комиссия по зачету стажа муниципальной службы, порядок создания и деятельности которой утверждается муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования. Единая комиссия по зачету стажа муниципальной службы принимает решения с учетом мнения представителя нанимателя (работодателя) муниципального служащего (часть 7).
Документами, подтверждающими стаж муниципальной службы, являются трудовая книжка и (или) сведения о трудовой деятельности, полученные в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации, военный билет, справка военного комиссариата и иные документы соответствующих государственных и муниципальных органов, архивных учреждений, установленные законодательством Российской Федерации (часть 8).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что 08 октября 2014 года истец принят на работу в качестве первого заместителя Главы муниципального района Нефтегорский Самарской области, которым в то время являлся ФИО2
В соответствии с распоряжением Главы муниципального района Нефтегорский Самарской области ФИО2 от 09 февраля 2015 г. № 64-к, с 02 февраля 2015 г. первому заместителю Главы муниципального района Нефтегорский Самарской области ФИО1 установлена ежемесячная надбавка к должностному окладу за стаж муниципальной службы в размере 40 %.
Период работы ФИО1 с 25 августа 1983 г. по 19 августа 1987 г. в должности директора Андреевской восьмилетней школы был включен в муниципальный стаж на основании распоряжений Главы Богатовского района Самарской области от 01 марта 2002 г. № 31, от 19 октября 2004 г. № 224.
28 апреля 2020 г. ФИО1 обратился к Главе муниципального района Нефтегорский Самарской области с заявлением об установлении доплаты, пенсии за выслугу лет к страховой пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. №-400 ФЗ «О страховых пенсиях».
К заявлению истец приложил документы: копию трудовой книжки, копию справки об отчислении стажа муниципальной службы, справку о счете, открытом в кредитной организации для перечисления доплаты, пенсии за выслугу лет, а также оригинал справки о назначении страховой пенсии.
Распоряжением администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области от 04 июня 2020 г. № 211-к ФИО1 с 01 мая 2020 г. установлена пенсия за выслугу лет при наличии стажа муниципальной службы 22 года 03 месяца 10 дней.
Из уведомления Отдела по учету поступлений и расходования средств главного распорядителя - администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области от 15 июля 2020 г. следует, что с 1 мая 2020 г. ФИО1 установлена ежемесячная доплата к страховой пенсии, пенсия за выслугу лет в размере 3 678 рублей.
Распоряжениями администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области от 07 июля 2020 г. № 259-к и от 13 июля 2020 г. № 272-к в распоряжение администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области от 04 июня 2020 г. № 211-к «Об установлении ежемесячной пенсии за выслугу лет ФИО1» внесены изменения в пункт 1 в части продолжительности муниципальной службы - 17 лет 06 месяцев 22 дня, а также добавлен пункт 2, согласно которому истцу установлен процент увеличения размера пенсии за выслугу лет в размере 0,01 среднемесячного денежного содержания муниципального служащего за каждый полный год стажа муниципальной службы свыше стажа, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к Федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Из ответа на обращение Нефтегорской межрайонной прокуратуры от 28 октября 2020 года следует, что распоряжение администрации муниципального района Нефтегорский от 13 июля 2020 г. № 272-к «О внесении изменений в распоряжение от 04 июня 2020 г. № 211-к «Об установлении ежемесячной пенсии за выслугу лет ФИО1» отменено.
В страховой муниципальной службы засчитаны периоды работы: с 20 августа 1987 г. по 16 марта 1990 г. в ФИО4 КПСС Куйбышеской области - 2 года 06 месяцев 29 дней; 16 марта 1990 г. по 18 июня 1991 г. в Богатовском районном совете народных депутатов - 01 год 03 месяца 05 дней, 19 июня 1991 г. - 17 сентября 1991 г. - 03 месяца 01 день; 15 июля 1997 г. по 01 апреля 2002 г. в Администрации Богатовского района - 04 года 08 месяцев 18 дней; 01 мая 2002 г. по 18 октября 2004 г. в Управлении Отрадненского образовательного округа Самарской области - 02 года 06 месяцев 21 день; 19 октября 2004 г. по 14 июля 2011 г. в Администрации Богатовского района - 6 лет 08 месяцев 26 дней; 08 октября 2014 г. - 07 декабря 2018 г. в Администрации муниципального района Нефтегорский - 04 года 02 месяца, всего стаж муниципальной службы ФИО1 составил 22 года 03 месяца 10 дней.
Не засчитан в муниципальный стаж период с 25 августа 1983 г. по 19 августа 1987 г. в должности директора Андреевской восьмилетней школы, со ссылкой на то, что в период работы в Администрации Нефтегорского района истец с соответствующим заявлением не обращался.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришёл к выводу об обоснованности заявленных требований, поскольку факт обращения ФИО1 в период работы в администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области с заявлением о включении иных периодов в стаж муниципальной службы, в том числе периода работы в качестве директора Андреевской восьмилетней школы, установлен достоверно и подтверждается допустимыми доказательствами, исследованными судом первой инстанции и судебной коллегией.
Кроме того, обращение истца с заявлением о зачете спорного периода трудовой деятельности в стаж муниципальной службы достоверно установлено и после увольнения истца. При этом запрета на право рассмотрения комиссией по определению стажа муниципальной службы заявления муниципального служащего о включении иных периодов его работы в стаж муниципальной службы после увольнения, закон не устанавливает.
На основании изложенного суд удовлетворил заявленные истцом требования об установлении ему процента увеличения размера пенсии за выслугу лет в размере 3% среднемесячного денежного содержания муниципального служащего за каждый год стажа муниципальной службы свыше 15 лет, поскольку по состоянию на 1 января 2017 г. у истца образуется требуемый стаж более 20 лет, в связи с чем размер пенсии должен определяться без учета изменений, внесенных Законом № 135-ГД в Закон Самарской области «О муниципальной службе в Самарской области»,
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что спорный стаж истца ранее был зачтен в его муниципальный стаж и в стаж государственной гражданской службы, в связи с чем оснований для неоднократной его оценки на предмет соответствия опыта и знаний по ранее занимаемой должности и должности муниципальной службы - не имеется, вопреки доводам апелляционной жалобы ответчика в материалах дела имеется распоряжение администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области от 09 февраля 2015 г. № 64-к, согласно которому стаж муниципальной службы ФИО1 по состоянию на 02 февраля 2015 г. составляет 22 года 00 месяцев 04 дня. Данное количество лет учитывает спорный период истца. Факт обращения истца с заявлением о включении в муниципальный стаж иных периодов предыдущей работы подтвердил в судебном заседание свидетель ФИО2, занимавший в то время должность Главы муниципального района Нефтегорский.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Вопреки доводам кассационной жалобы такие нарушения судами не допущены.
Доводы кассационной жалобы о несоблюдении истцом установленного административного порядка (зачёта) иного периода трудовой деятельности, предусмотренного Законом Самарской области «О муниципальной службе в Самарской области», нельзя согласиться с оценкой судами распоряжения Администрации муниципального района Нефтегорский от 09.02.2015 г. № 64-к, к показаниям свидетеля ФИО2 следует относиться критически, судами незаконно принято во внимание распоряжение Администрации Богатовского района Самарской области от 01.03.2002 г. № 31, от 19.10.2004г. № 224 «О включении в муниципальный стаж иных периодов работы» направлены на переоценку собранных по делу доказательств и установление по делу новых обстоятельств, в связи с чем, в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не влекут отмену обжалуемых судебных актов.
Оснований для отмены решения суда и апелляционного определения по доводам жалобы не усматривается.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
о п р е д е л и л а:
решение Богатовского районного суда Самарской области от 11 декабря 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 20 апреля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Ившина
Судьи Е.В. Федотова
Е.М. Балакирева
Постановление12.08.2021