УИД 03RS0003-01-2021-005288-86
ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело№ 88-15907/2022
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
кассационного суда общей юрисдикции
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бросовой Н.В.
судей Улановой Е.С., Тураевой Т.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании с помощью видеоконференцсвязи кассационную жалобу ФИО1 на решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 9 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 1 апреля 2022 года по гражданскому делу № 2-4668/2021 по иску ФИО1 к Министерству образования и науки Республики Башкортостан, Государственному казенному учреждению Республики Башкортостан «Центр финансовой отчетности» о перерасчете компенсаций, выплаченных в связи с увольнением по сокращению штата, взыскании премии по итогам 2020 года,
Заслушав доклад судьи Бросовой Н.В., пояснения истца ФИО1, возражения представителя ответчика Государственного казенного учреждения Республики Башкортостан «Центр финансовой отчетности» по доверенности ФИО2, возражения представителя ответчика Министерства образования и науки Республики Башкортостан по доверенности ФИО3, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству образования и науки Республики Башкортостан, Государственному казенному учреждению Республики Башкортостан «Центр финансовой отчетности» о перерасчете компенсаций, выплаченных в связи с увольнением по сокращению штата, взыскании премии по итогам 2020 года, указав в обоснование искового заявления, с учетом уточнений, что в период с 1 августа 2018 года по 30 декабря 2020 года, ею исполнялись должностные обязанности начальника юридического отдела Министерства образования и науки Республики Башкортостан, в соответствии со служебным контрактом от 1 августа 2018 года № 21 и приказом Министерства от 31 июля 2018 года № 146 «О назначении на должность государственной гражданской службы ФИО1.». Приказом Министерства от 22 декабря 2020 года № 430 «Об увольнении ФИО1.» (далее - Приказ об увольнении № 430) истец была освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволена 31 декабря 2020 года в связи с сокращением должности гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части первой статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 79-ФЗ). В соответствии с пунктом 3.2 (Учет оплаты труда) Перечня передаваемых функций по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета и формированию бюджетной (бухгалтерской) и налоговой отчетности, в рамках соглашения о передаче функций по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета и формированию бюджетной (бухгалтерской) и налоговой отчетности, ГКУ РБ «Центр финансовой отчетности» (далее - ГКУ РБ ЦФО) с апреля 2020 года осуществляет начисление заработной платы и иных выплат работникам Министерства. В соответствии с Приказом об увольнении № 430 ГКУ РБ ЦФО были начислены, и 29 декабря 2020 года истцу были произведены следующие выплаты: - компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания -174 750,00 руб.; - компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск -21 726,24 руб. Решением Кировского районного суда г. Уфы РБ от 19 февраля 2021 года исковые требования ФИО1. о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании вынужденного прогула и компенсации морального вреда удовлетворены частично. Решением суда увольнение признано незаконным, и истец была восстановлена на работе в должности начальника юридического отдела Министерства, в ее пользу взыскана компенсация морального вреда в размере 10 000 рублей. Во взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула истцу отказано. Приказом Министерства от 18 марта 2021 года № 63 «Об увольнении ФИО1.» (далее - Приказ об увольнении № 63) истец вновь была освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволена 19 марта 2021 года в связи с сокращением должности гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части первой статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ. В соответствии с Приказом об увольнении № 63 ГКУ РБ ЦФО были начислены, и 19 марта 2021 года были произведены следующие выплаты: - компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания -183 223,24 руб.; - компенсация в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении, на основании части 7 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ -82 972,53 руб.; - компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск -14 057,60 руб. Считает, что ей неверно был произведен расчет вышеуказанных компенсаций. При расчете компенсаций не были учтены начисленные и выплаченные средства материального стимулирования (единовременные поощрения, выплаты) за период с декабря 2019 года по декабрь 2020 года, что привело к занижению размера месячного денежного содержания, и как следствие, неправильному расчету иных компенсаций Указом Президента Республики Башкортостан от 28 февраля 2007 года № УП-61 «О денежном содержании государственных гражданских служащих Республики Башкортостан» утверждены «Правила исчисления денежного содержания государственных гражданских служащих Республики Башкортостан» (далее -Правила), применяемые при увольнении с государственной гражданской службы Республики Башкортостан в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы Республики Башкортостан. Пунктом 2 Правил установлено, что исчисление денежного содержания государственной гражданской службы производится в порядке, установленном для исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года № 562 «О Правилах исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих» (далее - Правила № 562). Пунктом 8 Правил № 562 установлено, что, в случае увольнения с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца, а также установлен порядок расчета месячного денежного содержания. Абзацем вторым пункта 8 Правил № 562 установлено, что месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» - «ж» пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта. К указанным дополнительным выплатам отнесены: д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска. Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска осуществляется в соответствии с пунктом 6 Правил № 562 (письма Минтруда РФ от 31 октября 2014 года № 18-1/В-815, от 21 марта 2016 года № 18-4/10/В-1771). При исчислении денежной компенсации дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта. Размер денежной компенсации определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска. В ходе судебного разбирательства по гражданскому делу о признании увольнения незаконным, истцом был выявлен факт неверного исчисления и выплаты компенсаций по Приказу об увольнении № 430. 1 марта 2021 года истец устно обратилась в ГКУ РБ ЦФО с просьбой пересмотреть размер компенсации месячного денежного содержания. 3 марта 2021 года на счет истца поступило зачисление в сумме 9 568,73 руб. По информации ГКУ ЭБ ЦФО, это был перерасчет компенсации денежного содержания с учетом дополнительных выплат, предусмотренных пунктом 8 Правил № 562 (была учтена материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих и единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в 2020 году, а также премия за выполнение особо важных и сложных заданий в размере 17 % от оклада денежного содержания). 9 марта 2021 года истец обратилась к Ответчику с заявлением о перерасчете компенсации месячного денежного содержания, выплаченного при увольнении с учетом средств материального стимулирования, начисленных и выплаченных в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта. Отвечая на заявление, ГКУ РБ ЦФО указывает, что в перерасчет компенсации месячного денежного содержания включены ежемесячные премии в размере 17 % от оклада денежного содержания. Между тем, как было указано выше, месячное денежное содержание исчисляется, исходя, в том числе, из дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «д» - «ж» пункта 2 Правил № 562, фактически начисленных служащему в течение 12 календарных месяцев. В соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ премии за выполнение особо важных и сложных заданий относятся к дополнительным выплатам и максимальным размером не ограничиваются. Частью 10 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ предусмотрена возможность осуществления гражданским служащим других выплат в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно части 3 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется за счет средств для выплаты денежного содержания, состав которого определен частями 2 и 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ, а также за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В целях дополнительного материального стимулирования гражданских служащих, увеличения объема выплат гражданским служащим, обусловленных реальной эффективностью их работы, в период с декабря 2019 по декабрь 2020 года на основании распоряжений Правительства Республики Башкортостан приняты приказы Ответчика, в соответствии с которыми истцу были начислены и выплачены единовременные выплаты в следующих размерах (руб.): 13 декабря 2019 года № 1430 - 44 955,00; 25 декабря 2019 года № 1510 - 52 597,35; 26 декабря 2019 года № 1521 - 6019,16; 20 февраля 2020 года № 181 -11 238,95; 2 марта 2020 года № 250 - 11 238,95; 1 апреля 2020 года № 403 - 22 477,50; 20 апреля 2020 года № 452 - 22 477,50; 8 мая 2020 года № № 514 - 22 477,50; 28 июня 2020 года № 585 - 22 477,50; 23 июля 2020 года № 749 - 44 955,00; 5 октября 2020 года № 968 - 22 477,50; 2 ноября 2020 года № 1060 - 22 477,50; 8 декабря 2020 года № 1227- 22 477,50; 23 декабря 2020 года № 1325 - 45 155,00; 26 декабря 2020 года № 1343- 49 670,00. Между тем, ГКУ РБ ЦФО не включены в расчет компенсаций, выплаченных по Приказам об увольнении № 430 и № 63, средства материального стимулирования (единовременные поощрения, выплаты), начисленные и выплаченные в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта. Учитывая изложенное, истец считает, что сумма недоплаты по Приказам об увольнении № 430 и № 63 составила: компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания: 107 231,7+ 109 251,31 =216483,01 руб.; компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск: 14 767,93 + 11 097,75 = 25 865,68 руб. компенсация в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении, на основании части 7 статьи 31 Федерального закона №1 79-ФЗ: 65 962,64 руб. На основании распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 25 марта 2021 года № 197-р, в соответствии с приказом Министерства образования и науки РБ от 29 марта 2021 года №502 работникам Министерства 1 апреля 2021 года была начислена и выплачена единовременная выплата по итогам деятельности государственных органов Республики Башкортостан за 2020 год в размере месячного фонда оплаты труда. В список на получение указанной истец не была включена. Размер месячного фонда оплаты труда согласно штатному расписанию Ответчика на 1 апреля 2021 года составил 45 155 руб. В обоснование не включения истца в список ответчик ссылается на факт прекращения трудовых отношений с истцом на дату издания приказа о выплате (пункт 2.1 Положение № 507), в связи с чем отсутствуют основания для начисления указанной выплаты. Считает, что действия ответчика являются незаконными и необоснованными, основаны на неверном толковании Положения № 507, что привело к нарушению трудовых прав. Не начисление стимулирующих выплат уволенным работникам, отработавшим период, за который производится премирование, является дискриминацией в сфере оплаты труда. В соответствии с пунктами 2.8, 2.9, 2.10 Положения № 507 предусмотрены случаи не начисления единовременных выплат (находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, гражданским служащим, прекратившим трудовые отношения до окончания периода премирования по собственной инициативе (в том числе в порядке перевода) или по инициативе работодателя за нарушение трудовой дисциплины, имеющим дисциплинарное взыскание). С учетом того, что истец полностью отработала 2020 год, была уволена 31 декабря 2020 года по инициативе Ответчика по сокращению штата (приказ Министерства № 430), дисциплинарных взысканий за 2020 год не имела, оснований для лишения истца единовременной выплаты не имелось, факт прекращения трудовых отношений не означает отсутствие у работодателя обязанности по выплате премий истцу. В силу статьи 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации). Незаконные действия/бездействие Ответчика причинили нравственные страдания и нанесли моральный вред, который оценивает в сумму 50 000 рублей. На основании приказа Министерства образования и науки РБ истцу истец от 15 февраля 2021 года № 213 и № 214 «О выплате единовременной премии» всем работникам Министерства 10 февраля 2021 года была выплачена единовременная премия в связи с праздничной датой - 23 февраля. На основании приказа Министерства от 20 февраля 2021 года № 41 «О восстановлении в должности ФИО1», приказ Министерства от 22 декабря 2021 года № 430 «Об увольнении ФИО1» отменен, истец была восстановлена и допущена к исполнению должностных обязанностей. Таким образом, служебные отношения по прохождению истцом государственной гражданской службы в Министерстве по служебному контракту от 1 августа 2018 года № 21, продолжились с 1 января 2021 года и не прекращались. На основании изложенного, с учетом уточнений, истец просила суд: Взыскать с Министерства образования и науки Республики Башкортостан: часть недоначисленной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания - 249 829,56 руб.; часть недоначисленной компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск - 33 309, 71 руб.; часть недоначисленной компенсации в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении, на основании части 7 статьи 3 1 Федерального закона № 79-ФЗ - 132 975,18 руб. Взыскать с Министерства образования и науки Республики Башкортостан единовременную выплату по приказу от 29 марта 2021 года №502. Взыскать с Министерства образования и науки Республики Башкортостан единовременное поощрение по приказу от 15 февраля 2021 года №214. Обязать Министерство образования и науки Республики Башкортостан произвести расчет и выплатить проценты за просрочку выплаты компенсаций по приказам об увольнении № 430 и № 63, единовременной выплаты по приказу от 29 марта 2021 года № 502, единовременного поощрения по приказу от 15 февраля 2021 года № 214 на дату вынесения судом соответствующего решения. Взыскать с Министерства образования и науки Республики Башкортостан компенсацию причиненного морального вреда в размере 50 000 руб.
Решением Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 9 ноября 2021 года исковые требования ФИО1 к Министерству образования и науки Республики Башкортостан, Государственному казенному учреждению Республики Башкортостан «Центр финансовой отчетности» о перерасчете компенсаций, выплаченных в связи с увольнением по сокращению штата, взыскании премии по итогам 2020 года, удовлетворены частично.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 1 апреля 2022 года решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 9 ноября 2021 года, отменено в части и изменено в части.
В кассационной жалобе, поданной заявителем ФИО1, ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований и апелляционного определения, направлении дела на новое рассмотрение.
Истец ФИО1 в судебном заседании поддержала доводы кассационной жалобы, просила отменить судебные акты.
Представители ответчиков Государственного казенного учреждения Республики Башкортостан «Центр финансовой отчетности» по доверенности ФИО2, представитель Министерства образования и науки Республики Башкортостан по доверенности ФИО3 в судебном заседании возражали против доводов кассационной жалобы, по основаниям указанным в возражениях.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения истца ФИО1, возражения представителя ответчика Государственного казенного учреждения Республики Башкортостан «Центр финансовой отчетности» по доверенности ФИО2, возражения представителя ответчика Министерства образования и науки Республики Башкортостан по доверенности ФИО3, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом, 01 августа 2018 года между Министерством образования Республики Башкортостан и ФИО1 (гражданский служащий) заключен служебный контракт №, по условиям которого гражданский служащий берет на себя обязательства, связанные с прохождением государственной гражданской службы Республики Башкортостан, а Министерство образования Республики Башкортостан обязуется обеспечить гражданскому служащему прохождение государственной гражданской службы Республики Башкортостан в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации и законодательством Республики Башкортостан о государственной гражданской службе Республики Башкортостан (пункт 1).
Гражданский служащий обязуется исполнять должностные обязанности по должности начальника юридического отдела Министерства образования Республики Башкортостан (пункт 2).
Из приказа работодателя от 31 июля 2018 года № 146 усматривается, что ФИО1 назначена на вышеуказанную должность с должностным окладом 7 798 рублей с установлением стимулирующей надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы в размере 90%.
Приказом работодателя от 22 декабря 2020 года № 430 ФИО1 уволена с должности начальника юридического отдела Министерства образования Республики Башкортостан в связи с сокращением должности гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ, ей выплачена денежная компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания на основании части 3.1 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ, денежная компенсация за неиспользованные дни ежегодного и дополнительного оплачиваемого отпусков за отработанный период с 01 августа 2020 года по 31 декабря 2020 года в количестве 16 календарных дней.
Приказом работодателя от 20 февраля 2021 года № 41, во исполнение решения Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 19 февраля 2021 года, отменен приказ от 22 декабря 2020 года № 430 «Об увольнении ФИО1», она восстановлена и допущена к исполнению служебных обязанностей по должности государственной гражданской службы начальника юридического отдела Министерства образования Республики Башкортостан с должностным окладом в размере 8 134 рублей, ежемесячной надбавкой к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы в размере 120%, с 20 февраля 2021 года.
Приказом работодателя от 18 марта 2021 года № 63 ФИО1 уволена с должности начальника юридического отдела Министерства образования и науки Республики Башкортостан 19 марта 2021 года в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ, ей выплачена денежная компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания на основании части 3.1 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ, денежная компенсация в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения предупреждения об увольнении до 17 мая 2021 года, на основании части 7 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ, денежная компенсация за неиспользованные дни ежегодного и дополнительного оплачиваемого отпусков за отработанный период с 01 января 2021 года по 19 марта 2021 года в количестве 10 дней.
Из расчетного листка за март 2021 года установлено, что ФИО1 выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 183 223,24 рублей, компенсация в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении - 82 972,53 рубля, компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск -14 057,60 рублей.
В материалы дела ГКУ Республики Башкортостан ЦФО представлен подробный расчет, произведенных ФИО1 выплат на момент увольнения 19 марта 2021 года.
Указанные выплаты произведены 19 марта 2021 года, также произведена выплата в размере 9 568,73 рублей.
Также установлено, что приказами Министерства образования и науки Республики Башкортостан от 13 декабря 2019 года № 1430, от 25 декабря 2019 года № 1510, 26 декабря 2019 года № 1521, от 20 февраля 2020 года № 181, от 02 марта 2020 года № 250, от 01 апреля 2020 года № 403, от 10 апреля 2020 года № 452, от 08 мая 2020 года № 514, от 08 июня 2020 года № 585, от 23 июля 2020 года № 749, от 05 октября 2020 года № 968, от 02 ноября 2020 года № 1060, от 15 февраля 2021 года № 213, от 15 февраля 2021 года № 214 осуществлены единовременные выплаты работникам аппарата данного учреждения за счет экономии средств по фонду оплаты труда аппарата соответствующих органов в определенном размере.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО1 в части взыскания неначисленных компенсаций при увольнении, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что единовременные выплаты к праздникам по приказам Министерства образования и науки Республики Башкортостан, перечисленным выше, не являются самостоятельным видом выплат и не относятся к дополнительным выплатам, которые включаются в состав денежного содержания гражданского служащего. При этом, суд первой инстанции произвел подробный расчет ежемесячного денежного содержания государственного гражданского служащего - истца, который составил 47 344,56 рублей.
С данными выводами суда первой инстанции и с произведенным расчетом суд апелляционной инстанции согласился, указав, что производимые единовременные выплаты в период с 13 декабря 2019 года по 26 декабря 2019 года, в частности: 13 декабря 2019 года ко Дню Конституции Российской Федерации, 25 декабря 2019 года в виде гранта за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и другие выплаты, назначались на основании распоряжений Правительства Республики Башкортостан, непосредственно приказом министра Министерства образования и науки Республики Башкортостан, Положения, утвержденного приказом Минобрнауки Республики Башкортостан № 507, приказа Министерства образования Республики Башкортостан от 07 декабря 2016 года № 1460. Соответственно, оснований для включения в состав среднемесячного денежного содержания истца выплаченных ему денежных средств по вышеперечисленным приказам, не имеется, поскольку спорные выплаты носят характер дополнительного поощрения, а не обязательного вознаграждения, не входят в систему оплаты труда и в состав денежного содержания, так как не являются гарантированной государством выплатой и осуществляются в зависимости от наличия средств регионального бюджета. Право распределения таковых выплат принадлежит работодателю.
Также суд апелляционной инстанции отметил, что указанные единовременные выплаты не являются постоянными, поскольку носят разовый характер, утверждаются непосредственно главой Правительства Республики Башкортостан, министром Министерства образования и науки Республики Башкортостан, выплачивается за счет экономии бюджетных средств, поэтому не может расцениваться как приравненный к заработной плате платеж, предоставляемый в качестве средства к существованию.
Так же суд апелляционной инстанции указал, что то обстоятельство, что в служебной контракте в разделе четвертом «Оплата труда» указано, что гражданскому служащему устанавливается, в том числе, другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами, законами Республики Башкортостан и иными нормативными актами, не свидетельствует о том, что именно спорные выплаты, носящие разовый характер, относятся к гарантированной системе оплаты труда.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что расчет денежной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, компенсации за неиспользованный отпуск, денежной компенсации в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнения до 17 мая 2021 года на основании части 7 статьи 31 Федерального закона №79-ФЗ рассчитан ответчиком верно, исходя из месячного денежного содержания ФИО1 в размере 47 344,56 рублей.
Так же суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции о взыскании с Министерства образования и науки Республики Башкортостан в пользу ФИО1 единовременного поощрения по приказу № 214 от 15 февраля 2021 года.
В указанной части решение суда сторонами не оспаривалось. Также судебная коллегия посчитала, что компенсация морального вреда в размере 5 000 рублей является разумной и справедливой с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела и степени нарушения трудовых прав истца вследствие невыплаты вышеуказанного поощрения.
Суд апелляционной инстанции, принимая во внимание, что в рамках настоящего гражданского дела рассматривается вопрос о произведении единовременных выплат и поощрений за период работы истца, в связи с осуществлением ею трудовых обязанностей, в целях обеспечения социальной направленности правосудия пришла к выводу о необходимости проверить оспариваемый судебный акт в полном объеме.
Разрешая спор в части взыскания с Министерства образования и науки Республики Башкортостан в пользу ФИО1 единовременной выплаты по приказу от 29 марта 2021 года № 502, суд первой инстанции исходил из того, что на дату издания указанного приказа она состояла в трудовых отношениях с ответчиком, при этом, последним не представлено доказательств, подтверждающих выплату ей причитающихся денежных средств.
Суд апелляционной инстанции не согласился с указанными выводами суда первой инстанции, указав, что приказом Министерства образования и науки Республики Башкортостан от 29 марта 2021 года № 502 поручено осуществить единовременную выплату работникам аппаратам указанного учреждения за счет экономии средств по фонду оплаты труда аппарата соответствующих органов в пределах месячного фонда оплаты их труда по итогам отчета о результатах деятельности Правительства Республики Башкортостан за 2020 год.
В качестве основания издания вышеуказанного приказа указаны распоряжения главы Правительства Республики Башкортостан от 25 мая 2021 года№ 197-р, № 198-р.
Порядок и условия выплаты денежного содержания и материального стимулирования государственных гражданских служащих Республики Башкортостан, замещающих должности государственной гражданской службы Республики Башкортостан в Министерстве образования и науки Республики Башкортостан, регулируется приказом Министерства образования и науки Республики Башкортостан от 25 апреля 2016 года № 507 «Об утверждении Положения о денежном содержании и материальном стимулировании государственных гражданских служащих Республики Башкортостан, замещающих должности государственной гражданской службы Республики Башкортостан в Министерстве образования и науки Республики Башкортостан, и Положения об оплате труда и материальном стимулировании работников, занимающих должности и профессии, не отнесенные к должностям государственной гражданской службы Республики Башкортостан, и осуществляющих техническое обеспечение деятельности Министерства образования и науки Республики Башкортостан».
Суд апелляционной инстанции указал, что взыскивая с Министерства образования и науки Республики Башкортостан в пользу ФИО1 единовременную выплату по приказу № 502 от 29 марта 2021 года, судом первой инстанции вышеприведенное Положение, утвержденное приказом Минобрнауки Республики Башкортостан № 507, не было учтено.
В данном случае, суду первой инстанции следовало учесть, что из системного толкования статьи 129, 135 Трудового кодекса Российской Федерации усматривается, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, в том числе системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
При этом, из действующей у ответчика системы оплаты труда, следует, что вышеуказанная премия является негарантированной формой дохода работника, ее функция - поощрение действий работника, поскольку она устанавливается в зависимости от эффективности работы гражданского служащего, формируется за счет экономии средств по фонду оплаты труда аппарата соответствующего органа в пределах его месячного фонда оплаты труда по итогам отчета о результатах деятельности Правительства Республики Башкортостан за 2020 год.
При этом премирование осуществляется по решению руководителя учреждения с указанием необходимости в премировании работника и при наличии такой возможности у работодателя.
Учитывая изложенное, а также то, что приказ о премировании ФИО1 по итогам отчета за 2020 год руководителем учреждения не издавался, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что правовых оснований для взыскания единовременной выплаты по приказу Министерства образования и науки Республики Башкортостан от 29 марта 2021 года № 502 у суда первой инстанции не имелось. Также оснований для применения статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации, а именно: возложения обязанности на ответчика по выплате истцу процентов за просрочку единовременной выплаты на дату вынесения судебного решения, не имеется. Соответственно, в указанной части решение суда отменено, с принятием по делу нового решение об отказе истцу в удовлетворении названных требований.
Так же суд апелляционной инстанции указал, что судом первой инстанции не разрешены требования истца об обязании Министерства образования и науки Республики Башкортостан произвести расчет и выплатить проценты за просрочку выплаты компенсации по приказам об увольнении № 430 и № 63 на дату вынесения судом соответствующего решения (в редакции истца). Соответственно, учитывая, что судебная коллегия пришла к выводу о необходимости проверки обжалуемого решения суда в полном объеме, соответственно, следовательно имеются правовые основания для разрешения данных требований ФИО1, в целях устранения допущенных нарушений судом первой инстанции норм процессуального законодательства, на которые заявитель ссылается в апелляционной жалобе.
Заявляя требования о взыскании процентов за просрочку выплаты компенсаций по приказу работодателя № 430 от 22 декабря 2020 года, ФИО1 не учтено, что вступившим в законную силу решением Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 19 февраля 2021 года в удовлетворении требования ФИО1 о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула было отказано, поскольку размер выплаченной компенсации при увольнении с гражданской службы в размере 180 620 рублей превышал ее размер.
При этом, из текста того же решения суда следует, что сумма в размере 180 620 рублей является компенсацией в размере четырехмесячного денежного содержания.
Согласно расчетному листу от 31 декабря 2020 года ФИО1 также была выплачена компенсация за неиспользованный отпуск в размере 21 726,24 рублей.
Таким образом, суд апелляционной инстанции учитывая, что компенсационная выплата уже была получена ФИО1, при этом, впоследствии она была восстановлена в должности, пришел к выводу, что правовых оснований для удовлетворения требований истца о взыскании процентов за просрочку выплаты компенсации по приказу работодателя № 430 в порядке статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации не имеется. Не имеется правовых оснований для удовлетворения требований истца о взыскании процентов за просрочку выплаты компенсации по приказу работодателя № 63 в порядке статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку работодателем произведены все выплаты в соответствии с требованиями действующего законодательства и в установленные законом сроки.
При таких обстоятельствах решение Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 09 ноября 2021 года изменено, с дополнением следующим содержанием: в удовлетворении иска ФИО1 о взыскании процентов за просрочку выплаты компенсации по приказам работодателя № 430 и № 63 отказать.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции находит выводы судов первой (в неотмененной и неизмененной части) и апелляционной инстанций обоснованными и не усматривает оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы, поскольку приведенные выше выводы судов предыдущих инстанций соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения (статьям 22, 191, 236, 237 Трудового кодекса Российской Федерации, статьям 50, 37, 31 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Указу Президента Республики Башкортостан от 28 февраля 2007 года № УП-61 «О денежном содержании государственных гражданских служащих Республики Башкортостан», которым утверждены Правила исчисления денежного содержания государственных гражданских служащих Республики Башкортостан согласно приложению № 5 к настоящему Указу (пункт 16 Указа), Постановлению Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года № 562 «О Правилах исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих», Положению Министерства образования Республики Башкортостан от 25 апреля 2016 года №507, приказа Министерства образования Республики Башкортостан от 07 декабря 2016 года №1460, приказа Министерства образования и науки РБ от 15 марта 2021 года №214), и обстоятельствам данного гражданского дела.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией суда кассационной инстанции необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов судов первой и апелляционной инстанций не опровергли.
Доводы кассационной жалобы о неправомерных выводах судов, что выплаты носят характер дополнительного поощрения, а не обязательного вознаграждения, не являются систематическими выплатами, в связи с чем, оснований для включения в расчет денежных компенсаций, выплачиваемых при сокращении государственного служащего, не имеется, основаны на неверном толковании норм права. Судами предыдущих инстанций подробно и правомерно изложены основания для отказа в требованиях в части взыскания с Министерства недоначисленных денежных компенсаций по приказам об увольнении № 430 и № 63. Оснований не согласиться с указанными выводами, суд кассационной инстанции не находит.
Доводы о том, что судами не проверен расчет, опровергаются судебными актами.
Доводы кассационной жалобы о том, что судом апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменено в части, которая не обжаловалась стороной не могут служить основанием для отмены апелляционного определения, поскольку в силу части 2 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты. Нарушений норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств, приведших к судебной ошибке существенного и непреодолимого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Кассационная инстанция при проверке законности судебных постановлений нижестоящих судов не вправе входить в обсуждение фактической стороны дела. Исследование и оценка представленных лицами, участвующими в деле, доказательств в подтверждение своих доводов и возражений, установление обстоятельств, на которых основаны изложенные в судебных постановлениях выводы, отнесены законом к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций.
Кассационная жалоба не содержит указаний на обстоятельства, которые не были учтены судами и не получили правовую оценку.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего гражданского дела судами первой (в неотмененной и неизмененной части) и апелляционной инстанций не было допущено нарушений или неправильного применение норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений.
Каких-либо доказательств, опровергающих выводы суда и свидетельствующих о неправильном применении норм законодательства, не содержат, в связи с чем они не могут явиться основанием для отмены решения суда и апелляционного определения.
Ссылки заявителя кассационной жалобы на иную судебную практику в обоснование своих доводов несостоятельны, так как обстоятельства по каждому конкретному делу устанавливаются непосредственно при его рассмотрении, и решение принимается судом в соответствии с представленными доказательствами с учетом норм права, регулирующих спорные правоотношения. Суд кассационной инстанции не связан выводами других судов о правовой квалификации рассматриваемых отношений и толкований правовых норм.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 9 ноября 2021 года (в неизмененной и неотмененной части) и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 1 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 без удовлетворения.
Председательствующий Н.В. Бросова
Судьи Е.С. Уланова
Т.Е. Тураева
Постановление11.08.2022