I инстанция – Пахмутова К.В.
II инстанция – Мызникова Н.В., Рачина К.А. (докладчик), Дегтерева О.В.
Дело №88-15954/2022
Уникальный идентификатор дела 77RS0027-02-2020-005486-87
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
11 августа 2022 года город Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Матушкиной Н.В.,
судей Курчевской С.В., Бибеевой С.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению социальной защиты населения Центрального административного округа г. Москвы, Отделу социальной защиты населения Тверского района Центрального административного округа города Москвы о признании незаконным решения об отказе в назначении региональной доплаты, об обязании назначить региональную доплату, взыскании задолженности, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда, судебных расходов (номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-6479/2021)
по кассационной жалобе ФИО1 на решение Мещанского районного суда от 19 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 25 февраля 2022 года,
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Матушкиной Н.В., объяснения представителя ФИО1 ФИО2, поддержавшей доводы жалобы, представителя Управления социальной защиты населения Центрального административного округа г. Москвы и Отдела социальной защиты населения Тверского района Центрального административного округа города Москвы ФИО3, возражавшей против доводов жалобы, представителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы ФИО4, возражавшей против доводов жалобы,
судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Отделу социальной защиты населения Тверского района ЦАО города Москвы, Управлению социальной защиты населения ЦАО города Москвы об отмене решения Отдела социальной защиты населения Тверского района Центрального административного округа города Москвы №310100075729 от 18.01.2019 об отказе в назначении региональной социальной доплаты. Обязать Отдел социальной защиты населения Тверского района Центрального административного округа города Москвы, назначении региональной социальной доплаты к пенсии с момента обращения в Отдел социальной защиты населения Тверского района Центрального административного округа города Москвы, т.е. с 28.12.2018; взыскании с Отдела социальной защиты населения Тверского района Центрального административного округа города Москвы в соответствии с п.п.37,38 Приложения к постановлению Правительства Москва №1268-ПП от 17.11.2009 невыплаченной своевременно суммы региональной социальной доплаты в размере 218721,37 руб.; взыскании процентов в порядке статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в размере 19378,11 руб., компенсации морального вреда за три года в сумме 150000 рублей, расходов, связанных с оказанием юридической помощи в сумме 70700 руб., расходов по оплате государственной пошлины 300 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что, обратившись с заявлением о предоставлении региональной социальной доплаты к пенсии, в рамках порядка, утвержденного постановлением Правительства города Москвы № 1268-ПП от 17.11.2009, ФИО1 было отказано в предоставлении региональной надбавки к пенсии. Однако истец с декабря 2006 года проживает в г. Москве, то есть более 10 лет, соответственно, имеет право на социальные гарантии как житель г.Москвы.
28.12.2018 истец обратился в УСЗН ЦАО г. Москвы с заявлением о назначении региональной социальной доплаты неработающим пенсионерам. Решением 04.07.2019 ОСЗН ЦАО г. Москвы № 310100075729 от 18.01.2019 отказано в назначении региональной социальной доплаты неработающим пенсионерам из-за отсутствия правовых оснований, поскольку на момент обращения 25.12.2018 размер материального обеспечения истца превышал величину прожиточного минимума по г.Москве.
Истец считает неправомерным отказ ответчика в назначении региональной социальной доплаты неработающим пенсионерам, поскольку основное условие для назначения доплаты до социального стандарта - срок проживания в г. Москве более 10 лет – соблюдено.
Решением Мещанского районного суда г. Москвы от 19 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 25 февраля 2022 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе ФИО1 выражает несогласие с судебными постановлениями, считает, что они вынесены с нарушением норм материального и процессуального права; повторяет доводы, изложенные в исковом заявлении. Указывает, что судами не дано надлежащей оценки всем представленным истцом доказательствам в подтверждение довода о проживании на территории г.Москвы более 10 лет.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения и апелляционного определения в кассационном порядке не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 состоял на учете как неработающий пенсионер и являлся получателем региональной социальной доплаты до величины прожиточного минимума, как лицо, имеющее регистрацию в городе Москве менее 10 лет с 09.09.2013.
После получения сведений из ПФР о страховых периодах, выплата региональной социальной доплаты ФИО1 с 01.10.2018 была приостановлена. При анализе сведений, полученных из ПФР, был выявлен период: с 01.04.2017 по 30.06.2017, в который ФИО1 подлежал обязательному пенсионному страхованию. На приеме 25.12.2018 в ОСЗН Тверского района ЦАО г. Москвы ФИО1 предоставил трудовой договор № 010 от 01.01.2017, с указанием периода работы с 01.01.2017 по 30.06.2017.
Повторно ФИО1 обратился 28.12.2018 в ЦГУ «Мои документы» с заявлением о назначении региональной социальной доплаты, представив подтверждающие документы отсутствия деятельности, в период которой он подлежал обязательному пенсионному страхованию.
18.01.2019 ответчиком принято решение № 310100075729 об отказе в назначении региональной социальной доплаты к пенсии неработающим пенсионерам, поскольку материальное обеспечение истца превышает прожиточный минимум пенсионера в г. Москве.
Постановлением Правительства Москвы от 17 ноября 2009 года № 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии" (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) утвержден "Порядок назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии".
Согласно п. 6 постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 № 1268-ПП (с учетом внесенных в него Постановлением Правительства Москвы от 08.08.2012 № 396-ПП "О внесении изменений в Постановление Правительства Москвы от 17.11.2009 № 1268-ПП" изменений), неработающим пенсионерам, зарегистрированным в городе Москве по месту жительства на день обращения за назначением региональной социальной доплаты к пенсии, при наличии регистрации в городе Москве по месту жительства не менее 10 лет в общей сложности (включая время проживания на присоединенной к городу Москве территории), устанавливается региональная социальная доплата, если общая сумма их материального обеспечения не достигает величины городского социального стандарта.
Пункт 7 вышеуказанного Постановления с 01.01.2013 г. предусматривает, что неработающим пенсионерам, зарегистрированным по месту пребывания в городе Москве, а также зарегистрированным в городе Москве по месту жительства на день обращения за назначением региональной социальной доплаты к пенсии, при наличии регистрации в городе Москве по месту жительства менее 10 лет в общей сложности (включая время проживания на присоединенной к городу Москве территории), региональная социальная доплата устанавливается, если общая сумма их материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленного Законом города Москвы на соответствующий финансовый год.
В соответствии с п. 13 Постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП (в ред. Постановления Правительства Москвы от 08.08.2012 N 396-ПП) неработающим пенсионерам назначение региональной социальной доплаты производится Управлением социальной защиты населения города Москвы по месту жительства (пребывания) пенсионера на основании письменного заявления, необходимых документов и сведений об установлении пенсии, других денежных выплат и предоставлении мер социальной поддержки, входящих в общую сумму материального обеспечения пенсионера.
Порядком назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии, утвержденным постановлением Правительства г. Москвы от 17.11.2009 г. N 1268-ПП определен перечень денежных выплат, подлежащих учету при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера.
В ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» также указано, что общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", пенсия которому установлена в соответствии с законодательством РФ, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации (ч. 1). При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются суммы следующих денежных выплат, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации: 1) пенсий, в том числе сумма полагающейся страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", и накопительной пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 424-ФЗ "О накопительной пенсии", в случае отказа пенсионера от получения указанных пенсий; 1.1) срочной пенсионной выплаты; 2) дополнительного материального (социального) обеспечения; 3) ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг); 4) иных мер социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъектов Российской Федерации в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно) (ч. 2). При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера не учитываются меры социальной поддержки, предоставляемые ему в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в натуральной форме, за исключением денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугородного), а также денежных компенсаций расходов по оплате указанных услуг (ч. 3). Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами ПФР в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с ч. ч. 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации (ч. 4), а региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с ч. ч. 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту его пребывания, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации, которая устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте Российской Федерации (ч. 5). Установление региональной социальной доплаты к пенсии осуществляется в соответствии с настоящей статьей в порядке, определяемом законом или иными нормативными актами субъекта Российской Федерации (п. 11). В случае, если субъект Российской Федерации осуществляет финансовое обеспечение региональной социальной доплаты исключительно за счет собственных средств (за исключением межбюджетных трансфертов), он вправе определять условия ее установления и выплаты, включая меры социальной поддержки, учитываемые при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера, а также размер этой доплаты, превышающий установленный настоящим Федеральным законом размер региональной социальной доплаты к пенсии, и правила обращения за ней в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами этого субъекта Российской Федерации (п. 16).
Таким образом, финансовое обеспечение региональной социальной доплаты к пенсии в городе Москве осуществляется исключительно за счет средств бюджета данного субъекта Российской Федерации, а положения Бюджетного кодекса РФ и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" свидетельствуют о том, что Правительство Москвы вправе самостоятельно определять направления расходования средств из городского бюджета и определять круг лиц, которым оказывается адресная социальная поддержка за счет средств бюджета города.
При таких обстоятельствах, субъект Российской Федерации - город Москва, осуществляя финансовое обеспечение региональной социальной доплаты исключительно за счет собственных средств в соответствии с вышеприведенными федеральными нормативными правовыми актами, вправе определять условия ее установления и выплаты, учитывая регистрацию по месту жительства или временного пребывания неработающего пенсионера, причем наличие регистрации по месту жительства или месту пребывания согласуется с положениями ст. ст. 8 и 12.1 ФЗ "О государственной социальной помощи", поскольку позволяет учесть лиц, получающих региональную социальную доплату.
Необходимо учитывать, что Постановление Правительства Москвы от 17 ноября 2009 года № 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии" было предметом проверки Верховного Суда Российской Федерации в рамках гражданского дела № 5-Г12-4 от 08 февраля 2012 года, в котором установлено, что включение вопрариваемого постановления требования о регистрации по месту жительства в городе Москве как необходимого условия выплаты региональной доплаты к пенсии в повышенном размере нормам действующего законодательства не противоречит.
В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
При таких данных, по смыслу приведенных правовых норм, право истца на получение региональной социальной доплаты до социального городского стандарта связано с фактом его проживания в г. Москве не менее 10 лет, а право на получение региональной социальной доплаты до прожиточного минимума связано с необходимостью наличия такого условия, как материальное обеспечение пенсионера менее величины прожиточного минимума пенсионера на соответствующий год.
Судом при рассмотрении дела установлено, что на момент обращения ФИО1 за назначением РСД, величина прожиточного минимума пенсионера в городе Москве в 2019 году составляла 12 115 руб., что предусматривал действовавший на момент возникновения спорных правоотношений Закон города Москвы от 31.10.2018г. № 22 "Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в городе Москве в целях определения региональной социальной доплаты к пенсии на 2019 год". Тогда как общая сумма материального обеспечения истца на момент обращения составила 14 315 руб. 67 коп. (страховая пенсия по старости - 11 597 руб. 67 коп., ЕГДВ по категории «ветеран труда», включая сумму ежемесячной городской денежной компенсации взамен бесплатного проезда на ж/д транспорте пригородного сообщения – 1 188 руб. и денежный эквивалент по ЖКУ-1 530 руб.), соответственно, право у истца на получение РСД до прожиточного минимума пенсионера, не возникло.
Также не возникло и право на получение региональной социальной доплаты до социального городского стандарта, поскольку истцом не представлены достоверные и достаточные доказательства, бесспорно подтверждающие факт того, что он проживает в г. Москве 10 лет.
Согласно данным паспорта, истец был зарегистрирован в г. Москве по месту жительства с 05.06.2017 г. по 20.11.2017 и с 19.09.2018 по день рассмотрения дела в суде.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что сумма материального обеспечения истца превышала предел величины прожиточного минимума в городе Москве, установленный в 2019 году. Кроме того, истцом не представлены достоверные и достаточные доказательства, бесспорно подтверждающие факт того, что он зарегистрирован в г. Москве по месту жительства и по месту регистрации белее 10 лет.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что жалоба не подлежит удовлетворению, поскольку суды правильно применили нормы материального и процессуального права. Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и им была дана правильная оценка.
Как указано выше, постановлением Правительства Москвы от 17 ноября 2009 года N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии" в целях дополнительной социальной поддержки неработающих пенсионеров и реализации Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" утвержден Порядок назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии.
Пунктом 21.11 постановления Правительства Москвы от 23 декабря 2015 года N 932-ПП "О внесении изменений в правовые акты города Москвы и признании утратившими силу правовых актов (отдельных положений правового акта) города Москвы" приложение к постановлению Правительства Москвы от 17 ноября 2009 года N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии" дополнено пунктом 5(1) в следующей редакции:
"5(1). Неработающим пенсионерам, зарегистрированным в городе Москве по месту жительства на день обращения за назначением региональной социальной доплаты, региональная социальная доплата назначается, если общая сумма их материального обеспечения не достигает величины городского социального стандарта, при условии:
5(1).1. Регистрации пенсионера в городе Москве по месту жительства не менее 10 лет в общей сложности, включая время проживания на присоединенной к городу Москве территории".
Положения Порядка назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 23.12.2015, являлись предметом проверки судебных инстанций в порядке нормоконтроля и подтверждены на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 23.05.2018 N 5-АПГ18-33, Определение Верховного Суда РФ от 06.11.2013 N 5-АПГ13-48, Определение Верховного Суда РФ от 08.02.2012 N 5-Г12-4).
Предусмотренные Порядком региональные социальные доплаты являются дополнительными, предоставляются независимо от социальных выплат, производимых в соответствии с федеральными законами, финансирование расходов по обеспечению доплатой является расходным обязательством города Москвы.
Субъект Российской Федерации, осуществляя финансовое обеспечение региональной социальной доплаты за счет собственных средств, вправе определять условия ее предоставления и выплаты.
При этом предусмотренное п. 5(1).1. п. 21.11. постановления Правительства Москвы от 23.12.2015 требование о регистрации по месту жительства в городе Москве не менее 10 лет, как необходимого условия получения региональной социальной доплаты к пенсии в повышенном размере, нормам федерального законодательства, в том числе Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" не противоречит.
Поскольку на момент обращения с заявлением к ответчику о назначении региональной доплаты и на момент принятия ответчиком решения истец не был зарегистрирован по месту жительства в г. Москве более 10 лет, условие для назначения ему такой доплаты до величины городского социального стандарта отсутствовало.
Доводы истца о том, что он проживал на территории города Москвы более 10 лет, подлежат отклонению, поскольку периоды регистрации истца по месту жительства не образуют необходимые 10 лет. Судом установлено, что согласно данным паспорта, истец был зарегистрирован в г. Москве по месту жительства с 05.06.2017 по 20.11.2017 и с 19.09.2018.
Более того, как установил суд, периоды временной и постоянной регистрации в сумме также не образуют необходимые 10 лет, так как они носят эпизодический характер, периоды регистрации имели место в различное время с 2008 по 2016 гг., каждый из которых не превышает 6 месяцев, между ними значительные перерывы, когда временная регистрации отсутствовала (апрель – август 2008, февраль-май 2009, ноябрь 2009 – декабрь 2010, июнь 2011 – февраль 2012, февраль 2013 - сентябрь 2013 и т.д.).
Таким образом, с учетом изложенного, суды пришли к обоснованному выводу, что право на получение региональной социальной доплаты до социального городского стандарта у истца не возникло.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства. Исходя из установленных судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, суды правильно применили нормы материального права.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, которые были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, и им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемых судебных постановлениях, с которой соглашается суд кассационной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, указанных в ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении настоящего спора судом допущено не было, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
о п р е д е л и л а :
решение Мещанского районного суда г. Москвы от 19 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 25 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи