ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-16120/2022 от 19.10.2022 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

86RS0004-01-2021-012340-82

№ 88-16120/2022

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Челябинск 19.10.2022

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Марченко А.А.,

судей Храмцовой О.Н., Горбуновой О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело № 2-273/2022 по иску Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Сургутскому городскому муниципальному унитарному предприятию «Горводоканал» об устранении нарушений природоохранного законодательства,

по кассационной жалобе Сургутского городского муниципального унитарного предприятия «Горводоканал» на решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 21.03.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 19.07.2022.

Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Храмцовой О.Н., выслушав объяснения представителя СГМУП «Горводоканал» - по доверенности Онькину К.А., поддержавшую доводы кассационной жалобы, объяснения прокурора Павловой О.А., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Ханты-Мансийский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Сургутскому городскому муниципальному унитарному предприятию «Горводоканал» (далее – СГМУП «Горводоканал») об устранении нарушений природоохранного законодательства.

В обоснование исковых требований прокурор указал, что в мае 2021 года Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения СГМУП «Горводоканал» требований природоохранного законодательства при использовании водного объекта для сброса загрязняющих веществ, в ходе которой установлены нарушения предприятием действующего законодательства, выразившиеся в осуществлении сброса в водный объект загрязненных и недостаточно очищенных сточных вод в нарушение условий решения о предоставлении водного объекта в пользование и разрешения на сброс веществ в реку Обь.

Решением Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 21.03.2022, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 19.07.2022, исковые требования прокурора удовлетворены. Возложена обязанность на СГМУП «Горводоканал» в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществлять сброс сточных вод в процессе эксплуатации объекта «Канализационные очистные сооружения 150 000 м? в сутки», расположенного на территории города Сургута в районе Заячьего острова, в водный объект (участок реки Обь на 1470 км от устья) в соответствии с решением о предоставлении водного объекта в пользование и утвержденными нормативами допустимых сбросов загрязняющих веществ в водный объект.

В кассационной жалобе заявитель СГМУП «Горводоканал» просит об изменении принятых по делу судебных актов в части срока исполнения решения суда (возложив обязанность по осуществлению сброса сточных вод в соответствии с решением о предоставлении водного объекта в пользование и утвержденными нормативами допустимых сбросов загрязняющих веществ в водный объект в сроки, установленные инвестиционной программой ответчика), ссылаясь на существенные нарушения норм материального и процессуального права.

В отзыве на кассационную жалобу Ханты-Мансийский межрайонный природоохранный прокурор просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу СГМУП «Горводоканал» – без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя ответчика и прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для изменения обжалуемых судебных постановлений.

Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию об ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В силу статьи 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

В соответствии с пунктом 1 статьи 55 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений.

Согласно подпункту 1 пункта 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды»).

Судами установлено, что СГМУП «Горводоканал» является организацией по водоотведению в муниципальном образовании город Сургут, осуществляет деятельность по приему, очистке и сбросу очищенных сточных вод в реку Обь.

На основании свидетельства о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, комплексу канализационных очистных сооружений города Сургута присвоена I категория негативного воздействия (объект, оказывающий значительное негативное воздействие).

СГМУП «Горводоканал» осуществляет деятельность по сбросу очищенных сточных вод в соответствии с разрешением на сброс веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в реку Обь № 84/8 от 11.12.2018, выданным Управлением Росприроднадзора по ХМАО – Югре, на период с 11.12.2018 по 03.10.2023.

На основании решения о предоставлении водного объекта в пользование № 1493 от 15.11.2018, СГМУП «Горводоканал» с целью сброса сточных вод предоставлен участок реки Обь на 1470 км от устья. Срок водопользования установлен с 26.11.2018 по 02.10.2023.

Указанным решением предусмотрено условие о необходимости соблюдения содержаний загрязняющих веществ определенным нормативам качества воды в месте сброса сточных вод с КОС-15000.

Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения СГМУП «Горводоканал» требований природоохранного законодательства, в ходе которой установлено, что вопреки условиям действующих решений о предоставлении водного объекта в пользование и нормативов допустимых сбросов предприятие осуществляет сброс недостаточно очищенных сточных вод в реку Обь. В процессе эксплуатации предприятием в водный объект - участок реки Обь на 1470 км от устья - сбрасываются сточные воды, содержащие загрязняющие вещества, в состав которых входят: взвешенные вещества, нитраты, железо, нефтепродукты, хлориды и другие, относящиеся, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах», к категории загрязняющих.

По выявленным нарушением законодательства Ханты-Мансийским межрайонным природоохранным прокурором в адрес руководителя СГМУП «Горводоканал» 27.05.2021 внесено представление об устранении нарушений закона, выразившихся в осуществлении сброса в водный объект загрязненных и недостаточно очищенных сточных вод в нарушение условий решения о предоставлении водного объекта в пользование и разрешения на сброс веществ в реку Обь.

Решением Сургутского городского суда от 08.07.2021 по делу № 2а-7755/2021 административный иск СГМУП «Горводоканал» об оспаривании вышеуказанного представления прокурора оставлен без удовлетворения.

Не устранение СГМУП «Горводоканал» выявленных нарушений явилось основанием для обращения прокурора в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 56, 60 Водного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом «Об охране окружающей среды», установив превышение показателей по аммиаку, нефтепродуктам, фосфатам, нитриту, железу, БПК в сточных водах, сбрасываемых СГМУП «Горводоканал» в реку Обь, в отсутствие у ответчика выданного или переоформленного разрешения, устанавливающего лимиты на выбросы загрязняющих веществ и лимиты на сбросы загрязняющих веществ, действующие в период реализации планов снижения выбросов загрязняющих веществ и планов снижения сбросов загрязняющих веществ, пришел к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований, в связи с чем возложил на СГМУП «Горводоканал» обязанность устранить выявленные нарушения в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, в соответствии с полномочиями, предусмотренными статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оставил решение суда без изменения.

Выводы судов основаны на исследовании доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют нормам материального права, регулирующим возникшие отношения.

Доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию заявителя с установленными судами сроками исполнения решения суда, со ссылкой на неисполнимость решения, невозможность реализации мероприятий по реконструкции комплекса очистных сооружений для соблюдения природоохранных мероприятий по очистке сточных вод.

Отклоняя аналогичные доводы апелляционной жалобы, принимая во внимание положения части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры отметила, что у общества имеются действующие нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ в водный объект, утвержденные еще в 2018 году, с учетом специфики объекта правовой охраны (водный объект) и необходимости принятия оперативных мер по недопущению негативного воздействия на природный ресурс установленный срок является разумным и достаточным.

Приводя доводы о невозможности исполнения в установленный судом срок обязанности по осуществлению сброса сточных вод в соответствии с утвержденными нормативами, заявитель кассационной жалобы не подтверждает существенных нарушений правовых норм, допущенных судами и повлиявших на исход дела. Указанные ответчиком обстоятельства и приводимые доводы являлись предметом оценки судов обеих инстанций и обоснованно отклонены.

Фактически доводы кассационной жалобы свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными судами обстоятельствами и оценкой представленных сторонами доказательств, что находится за пределами полномочий суда кассационной инстанции (часть 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 21.03.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 19.07.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Сургутского городского муниципального унитарного предприятия «Горводоканал» – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи