ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-16237/2022 от 15.09.2022 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-16237/2022

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово 15 сентября 2022 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Латушкиной С.Б.,

судей Кожевниковой Л.П., Андугановой О.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 55RS0007-01-2021-008104-20 (2-257/2022) по иску Ш.Е.В. к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Омской области», Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу» о признании права на включение в выслугу лет на пенсию периоды военной службы в льготном исчислении, о возложении обязанности

по кассационной жалобе представителя Ш.Е.В.Л.С.Л., действующей на основании доверенности, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 22 июня 2022 г.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Ш.Е.В. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Омской области» (далее- ФКУ «Военный комиссариат Омской области»), Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу» (далее- ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Центральному военному округу») о признании права на включение в выслугу лет на пенсию периоды военной службы в льготном исчислении, о возложении обязанности.

В обоснование своих требований указал, что с 1 августа 1996 г. проходил военную службу по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации, в том числе с 18 декабря 2006 г. по 21 декабря 2007 г., с 5 марта 2008 г. по 20 октября 2008 г. выполнял задачи в составе коллективных сил по поддержанию мира в зоне вооруженного конфликта в Абхазии, Грузии.

С 30 марта 2020 г. исключен из списков личного состава части и всех видов обеспечения, с 31 марта 2020 г. является получателем пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации в ФКУ «Военный комиссариат Омской области».

С календарным исчислением выслуги лет не согласен, указывая, что в спорные периоды выполнял задачи в зоне чрезвычайного положения по защите конституционных прав граждан на территории Абхазии. В приказах командира войсковой части от 18 декабря 2006 г. , командира войсковой части от 6 марта 2008 г. указано о льготном исчислении периодов военной службы - один месяц службы за три месяца, поэтому считает, что для назначения пенсии за выслугу лет необходимо применить льготный порядок исчисления выслуги лет.

Просил суд возложить на ответчика обязанность включить в выслугу лет периоды военной службы с 18 декабря 2006 г. по 21 декабря 2007 г., с 5 марта 2008 г. по 20 октября 2008 г. в льготном исчислении: из расчета один месяц военной службы за три, возложить на ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Центральному военному округу» произвести перерасчет пенсии за выслугу лет с 31 марта 2020 г.

Решением Центрального районного суда г. Омска от 21 января 2022 г. исковые требования удовлетворены, суд признал за истцом право на получение пенсии за выслугу лет с включением в выслугу лет для назначения пенсии периодов выполнения им задач в зоне вооруженного конфликта на территории Абхазии, Грузии с 18 декабря 20016 г. по 21 декабря 2007 г., с 5 марта 2008 г. по 20 октября 2008г. в льготном исчислении из расчета один месяц службы за три месяца, возложить на ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Центральному военному округу» обязанность произвести расчет выслуги лет истцу с включением в выслугу лет для назначения пенсии периодов выполнения им задач в зоне вооруженного конфликта на территории Абхазии, Грузии с 18 декабря 20016 г. по 21 декабря 2007 г., с 5 марта 2008 г. по 20 октября 2008 г. в льготном исчислении из расчета один месяц службы за три месяца, возложил на ФКУ «Военный Комиссариат Омской области» обязанность произвести перерасчет пенсии, назначенной истцу за выслугу лет с включением в выслугу лет для назначения пенсии периодов выполнения им задач в зоне вооруженного конфликта на территории Абхазии, Грузии с 18 декабря 2016 г. по 21 декабря 2007г., с 5 марта 2008 г. по 20 октября 2008 г. в льготном исчислении из расчета один месяц службы за три месяца, с 31 марта 2020 г.

Определением от 1 июня 2022 г. судебная коллегии по гражданским делам Омского областного суда перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции и привлекла Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Южному военному округу» (далее- ФКУ «УФО МО РФ по ЮВО») к участию в деле в качестве ответчика.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 22 июня 2022 г. решение Центрального районного суда г. Омска от 21 января 2022 г. отменено, с принятием по делу нового решения, которым в удовлетворении исковых требований отказано.

В кассационной жалобе представитель Ш.Е.В. - Л.С.Л. просит об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 22 июня 2022 г., как незаконного, принятого с нарушением норм материального права, в обоснование доводов жалобы считает, что судом апелляционной инстанции неправильно применены положения о зачете периодов, когда истец проходил военную службу в составе Коллективных сил по поддержанию мира в зоне грузино-абхазского конфликта в календарном исчислении, настаивает на том, что эти периоды прохождения истцом военной службы в силу ст.ст. 2 и 7 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. № 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах», абзц. 13 подп. «б» п. 3 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации» (далее также - постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941) должны быть включены в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении как один месяц службы за три месяца. Факт выполнения истцом задач в условиях вооруженного конфликта на территории Абхазии, Грузии подтвержден соответствующими документами: приказами командиров войсковых частей, в которых истец проходил военную службу, материалами личного дела Ш.Е.В.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что доводы жалобы заслуживают внимания.

Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (ч. 1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судом апелляционной инстанции были допущены такие нарушения и они выразились в следующем.

Судами установлено и следует из материалов дела, что Ш.Е.В. с 1 августа 1996 г. проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, с 9 ноября 2004 г. по 19 марта 2008 г. занимал должность начальника штаба - заместителя командира мотострелкового батальона ВУС - 0210013 «майор» в 13 отдельном мотострелковом батальоне 15 отдельной мотострелковой бригады ПУрВО, с 19 марта 2008 г. по 20 ноября 2009г. занимал должность командира отдельного мотострелкового батальона ВУС-0210003 «подполковник» в 43 отдельном мотострелковом батальоне 15 отдельной мотострелковой бригады ПУрВО.

Из послужного списка, архивных выписок из приказов, командировочных удостоверений на имя Ш.Е.В. следует, что он направлялся в служебную командировку в Абхазию, Грузию для выполнения задач в составе Коллективных сил по подержанию мира в зоне вооруженного конфликта в Абхазии, Грузии с 18 декабря 2006 г. по 27 декабря 2007 г. и с 5 марта 2008 г. по 20 октября 2008 г.

Так, в выписке из приказа командира войсковой части 93313 от 8 декабря 2006 г. () указано, что 18 декабря 2006 г. Ш.Е.В. прибыл в зону грузино-абхазского конфликта и приступил к исполнению служебных обязанностей, зачислен на все виды довольствия. Указано « в соответствии с ФЗ РФ № 53 от 23 марта 1998г., п. 4 Приказа МО РФ 1996 года с 18 декабря 2006 г. засчитывать в выслугу лет для назначения пенсии из расчета - один месяц военной службы в составе КСПМ в зоне конфликта в Абхазии, Грузия - за три месяца»; приказом командира войсковой части 93313 от 18 декабря 2007 г. постановлено считать убывшим майора Ш.Е.В. военнослужащего войсковой части 93313 н. Республики Абхазия в в/ч 93313 в связи с окончанием срока командировки, с 21 декабря 2007 г. прекращается льготная выслуга лет для назначения пенсии из расчета - один месяц военной службы в составе КСПМ в зоне конфликта в Абхазии, Грузии - за три месяца.

В приказе командира войсковой части 96905 от 6 марта 2008 г. (н.) указано, что, во исполнение директивы ГК СВ № 452/мс/2594 от 25 ноября 2005 г. «О замене в зоне грузино-абхазского конфликта и к выполнению миротворческих задач», 5 марта 2008 г. полагать прибывшим Ш.Е.В. в зону грузино-абхазского конфликта и приступившим к исполнению служебных обязанностей. Указано « в соответствии с ФЗ РФ №53 от 23 марта 1998 г., п.4 Приказа МО РФ 1996 года (с изменениями от 18 июня 2001г.) с 5 марта 2008г. засчитывать в выслугу лет для назначения пенсии из расчета - один месяц военной службы в составе КСПМ в зоне грузино-абхазского конфликта - за три месяца»; приказом командира войсковой части 96905 от 20 октября 2008 г. (по строевой части) н. постановлено полагать убывшим в связи с окончанием миротворческой операции в зоне вооруженного грузино-абхазского конфликта с 20 октября 2008 г. в том числе Ш.Е.В., с 20 октября 2008 г. прекращается льготная выслуга лет для назначения пенсии из расчета - один месяц военной службы в составе КСПМ в зоне конфликта в Абхазии, Грузии - за три месяца.

30 марта 2020 г. Ш.Е.В. уволен с военной службы с зачислением в запас по истечении срока контракта о прохождении военной службы, по состоянию на 30 марта 2020 г. выслуга лет составила: в календарном исчислении 23 года 8 месяцев, в льготном исчислении 28 лет 11 месяцев 9 дней; расчет выслуги лет для назначении пенсии за выслугу лет военнослужащему произведен по месту последней службы ФКУ «УФО МО РФ по ЮВО», которое зачло в выслугу лет военнослужащего прохождение истцом военной службы в войсковых частях 93313 и 96313, дислоцирующихся на территории Абхазии, с 18 декабря 2006 г. по 21 декабря 2007г., с 5 марта 2008 г. по 20 октября 2008 г. в календарном исчислении, а не в льготном исчислении из расчета один месяц военной службы за три.

С 31 февраля 2020 г. истец является получателем пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны РФ.

Не соглашаясь с расчетом выслуги лет военнослужащего, 30 июня 2020 г. (после назначения пенсии за выслугу лет) истец обратился в ФКУ «Военный комиссариат Омской области» с заявлением о зачете вышеуказанных периодов военной службы в льготном исчислении; 15 июля 2020 г. личное (пенсионное) дело Ш.Е.В. для повторного подсчета выслуги лет было направлено в ФКУ «УФО МО РФ по ЮВО». При повторном изучении данного дела от 3 августа 2020 г., ФКУ «УФО МО РФ по ЮВО» не нашло оснований для составления нового расчета выслуги лет, считая, что в силу норм, имеющих силу прямого действия в возникшем правоотношении, командирование на территорию Республики Абхазия не может расцениваться как факт выполнения Ш.Е.В. специальных задач на территории Республики Абхазии в зоне вооруженного конфликта, если войсковые части 93313 и 96905 не включены в Перечни Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, а указанный факт не оформлен ежемесячными приказами командира частей.

Считая действия ответчиков неправомерными, Ш.Е.В. обратился в суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции при рассмотрении заявленных требований ссылаясь на положения действующего законодательства, регулирующие порядок предоставления военнослужащим, участвовавшим в выполнении задач по обеспечению правопорядка и общественной безопасности в условиях чрезвычайного положения в зоне вооруженного конфликта, соответствующих гарантий и компенсаций, исходил из того, что материалами дела подтверждается факт службы истца в условиях вооруженного конфликта в период с 18 декабря 2006 г. по 21 декабря 2007 г., с 5 марта 2008 г. по 20 октября 2008 г., в связи с чем названные периоды подлежат зачету в льготном исчислении при назначении пенсии за выслугу лет военнослужащему.

Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что в деле отсутствуют сведения о включении войсковых частей 93313 и 96905 в Перечни Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, а указанный факт не оформлен ежемесячными приказами командиров частей; сведений о внесении изменений и дополнений в Перечни Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации по воинским частям 93313 и 96905 в числе воинских частей, привлекаемых для выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, при рассмотрении искового заявления Ш.Е.В., ФКУ «УФО МО РФ по ЦВО» при изучении военно-служебной документации, находящейся на хранении в ФГКУ «Центральный архив Минобороны России», также не обнаружено. В командировочных удостоверениях на имя - майора Ш.Е.В. о направлении в Республику Абхазия в обозначенные периоды военной службы указана цель командировки - выполнение миротворческих задач. Не содержится таковых сведений и в послужном списке военнослужащего Ш.Е.В. Кроме того, Ш.Е.В. не было представлено сведений непосредственно участия истца в боевых действиях в указанное выше время. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что перечисленные периоды военной службы истца подлежат зачету в выслугу лет военнослужащего в календарном исчислении.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при разрешении спора суд апелляционной инстанции неправильно применил нормы материального права.

Пенсионное обеспечение отдельных категорий лиц, к числу которых относятся лица, проходившие военную службу, сотрудники органов внутренних дел, регулируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1).

Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, как следует из подп. «а» ч. 1 ст. 1 этого Закона, распространяются в том числе на лиц, проходивших военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации.

В силу положений подп. «а» ч. 1 ст. 5 и подп. «а» ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 лица, указанные в ст. 1 данного Закона, приобретают право на пенсию за выслугу лет, если они имеют на день увольнения со службы выслугу лет на военной службе и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации 20 лет и более.

В выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с п. «а» ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 засчитывается, в частности, военная служба (ч. 1 ст. 18 данного закона).

Время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 этого Закона, в льготном исчислении (ч. 2 ст. 18 названного Закона).

Согласно ч. 3 ст. 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 этого Закона, определяется Правительством Российской Федерации.

Подпунктом «б» (абзц.13) п. 3 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации» предусмотрено в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации засчитывать на льготных условиях один месяц службы за три месяца, при выполнении задач по обеспечению безопасности российских граждан, охране и обороне объектов Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Абхазии в условиях грузино-абхазского конфликта - за время выполнения задач в зоне вооруженного конфликта, но не ранее чем с 15 августа 1992 г.

Льготное исчисление выслуги лет для военнослужащих, проходящих военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, было установлено Законом Российской Федерации от 21 января 1993 г. № 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» (далее также- Закон Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах»).

Частью 2 ст. 2 указанного Закона Российской Федерации предписано военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывать в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца.

Порядок установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах согласно абзц. 1 ст. 7 Закона Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» определяет Правительство Российской Федерации.

Такой порядок определен постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. № 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицам задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций» (далее также - постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. № 280), п. 2 которого предусмотрено предоставление военнослужащим и сотрудникам дополнительных гарантий и компенсаций только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством Российской Федерации).

В силу абзц.2 п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. № 280 периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.

В соответствии с Законом Российской Федерации Закон Российской Федерации от 21 января 1993 г. № 4328-1, постановлениями Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. № 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций» и от 18 июля 1994 г. № 844 «О максимальных сроках непрерывного прохождения военнослужащими военной службы по контракту на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также направления (командирования) военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел для выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» Министром обороны Российской Федерации 4 января 1996 г. издан приказ № 9 «О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах» (далее также - приказ Министра обороны Российской Федерации от 4 января 1996 г. № 9).

Пунктом 1 (подп. «б») приказа Министра обороны Российской Федерации от 4 января 1996 г. № 9 установлено предоставлять дополнительные гарантии и компенсации согласно Приложению № 2 к названному Приказу - военнослужащим: выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения в составе воинских частей, подразделений, специально создаваемых штабов, оперативных и иных групп, а также на кораблях, в управлениях, учреждениях, военно-учебных заведениях, на предприятиях и в организациях Министерства обороны Российской Федерации, дислоцирующихся (направленных) на территории, где в соответствии с законодательством Российской Федерации введено чрезвычайное положение, или на территориях государств - республик бывшего Союза ССР в условиях чрезвычайного положения в соответствии с международными договорами (соглашениями); выполняющим задачи при вооруженных конфликтах в составе воинских частей, дислоцирующихся (направленных) в местностях, которые решениями (в соответствии с решениями) Правительства Российской Федерации отнесены к зонам вооруженных конфликтов; выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения (при вооруженных конфликтах) при командировании (направлении) на территории (в местности), где введено чрезвычайное положение (которые отнесены к зонам вооруженных конфликтов); выполняющим задачи, решение которых отнесено Правительством Российской Федерации к выполнению задач при вооруженных конфликтах.

Пунктом 5 Приложения № 2 «Дополнительные гарантии и компенсации военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» к приказу Министра обороны Российской Федерации от 4 января 1996 г. № 9 определено, что военнослужащим, указанным в подп. «б» п. 1 названного приказа, засчитывается в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсий один месяц военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах за три месяца, о чем издаются приказы соответствующих командиров (начальников). В послужных списках личных дел военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, военных билетах военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, производятся записи с указанием, в каком регионе военнослужащий выполнял задачи в условиях чрезвычайного положения (вооруженного конфликта) и периоды выполнения этих задач, которые в соответствии с Законом Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» засчитываются в выслугу лет (трудовой стаж) на пенсию на льготных условиях.

В п.7 Приложения № 2 «Дополнительные гарантии и компенсации военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» к приказу Министра обороны Российской Федерации от 4 января 1996 г. № 9 указано, что военнослужащим, командированным для выполнения соответствующих задач в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах, соответствующие гарантии и компенсации предоставляются при условии, что в выданных им командировочных удостоверениях указана цель командировки согласно подп. «б» п. 1 названного приказа и имеются отметки о сроках выполнения военнослужащими этих задач, заверенные командирами воинских частей и скрепленные оттиском гербовой печати воинской части.

По смыслу приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, определены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1. Данным Законом предусмотрены правила пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, в частности, к основаниям их пенсионного обеспечения отнесено прохождение ими как непосредственно службы в органах внутренних дел, так и военной или приравненной к ней службы в течение установленной законом продолжительности времени выслуги лет.

Закрепляя для лиц, у которых имеется соответствующая продолжительность выслуги лет, право на получение пенсии за выслугу лет, названный Закон в ст. 18 устанавливает правило, согласно которому время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении, а порядок исчисления выслуги лет определяется Правительством Российской Федерации.

Во исполнение этого предписания Закона Правительством Российской Федерации издано постановление от 22 сентября 1993 г. № 941, в котором определен обычный и льготный порядок исчисления выслуги лет, в том числе с учетом особенностей прохождения военной службы военнослужащими, выполняющими задачи в условиях чрезвычайного положения, при вооруженных конфликтах. В абзц. 13 подп. «б» п. 3 данного постановления предусмотрены случаи зачета в выслугу лет для назначения пенсии периодов военной службы, службы в органах внутренних дел на льготных условиях - один месяц службы за три месяца (за выполнение задач по обеспечению безопасности российских граждан, охране и обороне объектов Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Абхазии в условиях грузино-абхазского конфликта - за время выполнения задач в зоне вооруженного конфликта, но не ранее чем с 15 августа 1992 г.).

Закон Российской Федерации от 21 января 1993 г. № 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах», устанавливая в ч. 2 ст. 2 льготное исчисление выслуги лет военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах (один месяц военной службы за три месяца), вопросы пенсионного обеспечения при этом не регламентирует, они конкретизированы в иных нормативных актах, в том числе принятых Правительством Российской Федерации во исполнение положений ст. 7 данного Закона. В целях льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсии названной категории военнослужащих подлежит установлению факт выполнения военнослужащим задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах в порядке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. № 280. При этом учитывается для льготного исчисления выслуги лет только время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта.

Периоды выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах определяются приказами соответствующих командиров воинских частей, которые в том числе издают приказы о зачете в выслугу лет для назначения пенсии этих периодов в льготном исчислении, что должно быть также отражено в послужном списке личного дела военнослужащего.

Таким образом, основанием для льготного исчисления выслуги лет, в данном случае один месяц службы за три месяца, для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, является выполнение ими задач по обеспечению безопасности российских граждан, охране и обороне объектов Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Абхазии в условиях грузино-абхазского конфликта, подтвержденное соответствующими документами, в числе которых приказы командиров воинских частей о льготном исчислении выслуги лет, послужные списки личных дел военнослужащих (правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 31 августа 2020 г. № 32-КГ20-5-К1).

Положения приведенных нормативных положений об условиях и о порядке льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсии по выслуге лет по нормам Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 в данном случае пенсионеру по линии Министерства обороны РФ судом апелляционной инстанции к спорным отношениям применены неправильно.

Указывая на то, что льготное исчисление выслуги лет производится не всем военнослужащим, проходившим службу в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта, а только тем из них, кто привлекался к выполнению специальных задач на данных территориях, что должно подтверждаться только приказами воинских должностных лиц, в которых обязательно должно быть указано фактическое время выполнения специальных задач, суд апелляционной инстанции не учел иные нормативные положения, непосредственно относящиеся к спорным отношениям, согласно которым при выполнении военнослужащими задач по обеспечению безопасности российских граждан, охране и обороне объектов Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Абхазии в условиях грузино-абхазского конфликта время военной службы в этих условиях засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии в льготном порядке как один месяц военной службы за три месяца, о чем издаются приказы соответствующих командиров (начальников), а в послужных списках личных дел военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, производятся записи с указанием, в каком регионе военнослужащий выполнял задачи в условиях чрезвычайного положения (вооруженного конфликта) и периоды выполнения этих задач, которые в соответствии с Законом Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» засчитываются в выслугу лет (трудовой стаж) на пенсию на льготных условиях.

Как усматривается из материалов дела, такие приказы командиров войсковых частей, куда Шрейдер Е.В. был командирован и проходил военную службу в составе Коллективных сил по поддержанию мира в зоне грузино-абхазского конфликта в периоды с 18 декабря 2006 г. по 21 декабря 2007 г., с 5 марта 2008 г. по 20 октября 2008 г. о льготном исчислении выслуги лет, а также послужной список, в котором содержится запись о том, что эти периоды военной службы Шрейдера Е.В. для назначения пенсии подлежат исчислению в льготном порядке (л.д.31,т.1), были представлены истцом при разрешении судом спора о правомерности отказа ответчиков в льготном исчислении названных периодов.

Законность названных приказов в установленном законом порядке не оспорена, эти приказы недействительными не признаны, что судом апелляционной инстанции оставлено без внимания и соответствующей правовой оценки, в связи с чем ссылку суда апелляционной инстанции на то, что доказательств, объективно подтверждающих, что в указанные периоды истец проходил службу в условиях, подлежащих зачету в выслугу лет в льготном исчислении в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941, Ш.Е.В. не представлено, нельзя признать правомерной.

Кроме того, ссылаясь на отсутствие в деле сведений о включении войсковых частей 93313 и 96905 в Перечни Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, сведений о внесении изменений и дополнений в Перечни Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации по воинским частям 93313 и 96905 в числе воинских частей, привлекаемых для выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, суд апелляционной инстанции исходил из пояснений ФКУ «УФО МО РФ по ЦВО», которые какими-либо письменными доказательствами не подтверждены, соответствующих запросов судами направлено не было.

Суждение суда апелляционной инстанции о том, что из представленных истцом документов не следует, что им в указанные периоды непосредственно выполнялись определенные боевые задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности в условиях чрезвычайного положения в зоне вооруженного конфликта, нельзя признать правомерным, поскольку льготное исчисление выслуги лет в данном случае связано с выполнением Ш.Е.В. задач в составе Коллективных сил по поддержанию мира в зоне грузино-абхазского конфликта, а не в условиях чрезвычайного положения и выполнения каких-либо боевых задач.

Территория Абхазии определена как зона вооруженного грузино-абхазского конфликта 3 сентября 1992 года итоговым документом московской встречи глав государств России и Грузии после установления дипломатических отношений между этими государствами.

Согласно Закону Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» военнослужащим, выполняющим задачи при вооруженных конфликтах, период выполнения этих задач для назначения пенсии засчитывается из расчета один месяц военной службы за три месяца.

Судом апелляционной инстанции не учтено, что в названном Законе Российской Федерации, для назначения заявителю льготной пенсии не требуется возложения на военнослужащих, проходящих военную службу в зоне грузино-абхазского вооруженного конфликта, выполнения специальных задач, поскольку право на них зависит не от вида задач, а от условий их выполнения - прохождения военной службы в зоне вооруженного конфликта.

В соответствии с ч. 1 ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (ч. 2 ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ч. 3 ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (ч. 4 ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

С учетом приведенных положений процессуального закона каждое доказательство, представленное лицами, участвующими в деле, в обоснование своих выводов или возражений на доводы другой стороны спора, должно быть предметом исследования и оценки суда, в том числе в совокупности и во взаимной связи с другими доказательствами и в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным правоотношениям. Оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном решении являются проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом. В противном случае нарушаются задачи и смысл гражданского судопроизводства, установленные ст. 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Изложенные требования процессуального закона в силу абзц. 2 ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежат применению и судом апелляционной инстанции.

Однако в нарушение требований гражданского процессуального закона и приведенных норм материального права, содержащих требование по документальному подтверждению льготного порядка исчисления выслуги лет, доводам истца о льготном исчислении выслуги, и в связи с этим о наличии у него права на перерасчет пенсии за выслугу лет, а также предоставленным им доказательствам судом апелляционной инстанции правовой оценки не дано. Правовое и фактическое обоснование и мотивы, по которым представленные истцом доказательства не приняты судом апелляционной инстанции в качестве доказательств, подтверждающих льготный порядок исчисления выслуги лет, в судебном постановлений суда апелляционной инстанций не приведены, что свидетельствует о несоблюдении судом апелляционной инстанций закрепленного ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принципа осуществления правосудия на основе состязательности и равноправия сторон.

При таких обстоятельствах вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для включения периодов прохождения Ш.Е.В. военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации в периоды с 18 декабря 2006 г. по 21 декабря 2007 г., с 5 марта 2008 г. по 20 октября 2008 г. в зоне вооруженного грузино-абхазского конфликта в льготном исчислении как один месяц службы за три месяца и, соответственно, об отсутствии у истца права на перерасчет пенсии по выслуге лет нельзя признать правильным.

С учетом приведенного апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 22 июня 2022 г. нельзя признать законным, оно принято с нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы, что согласно ст. 379.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть приведенное выше и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.

Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 22 июня 2022 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в Омский областной суд.

Председательствующий

Судьи