УИД 66RS0030-01-2021-001321-57
№88-16412/2023
Мотивированное определение изготовлено 04 октября 2023 года
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Челябинск 27 сентября 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Марченко А.А.,
Судей Сапрыкиной Н.И., Ишимова И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело №2-22/2022 по иску заместителя военного прокурора 24 военной прокуратуры армии, войсковой части 63549, действующего в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Войсковая часть 34103» в лице филиала войсковая часть 20003 о возложении обязанности,
по кассационной жалобе Федерального казенного учреждения «Войсковая часть 34103» в лице филиала войсковая часть 20003 на решение Карпинского городского суда Свердловской области от 28 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 28 апреля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Сапрыкиной Н.И. о принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
заместитель военного прокурора 24 военной прокуратуры армии, войсковой части 63549, действующий в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, обратился в суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГБУ «ЦЖКУ»), Федеральному казенному учреждению «Войсковая часть 34103» в лице филиала войсковая часть 20003 (далее войсковая часть 20003), просил возложить на войсковую часть 20003 в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу передать в ФГБОУ «ЦЖКУ» эксплуатационный паспорт на автоматическую пожарную сигнализацию, систему оповещения и управления эвакуацией людей, а также документы, подтверждающие факт постановки на учет пожарно-охранной сигнализации в эксплуатируемых зданиях ДОУ «Детский сад № 200» в Департаменте финансового обеспечения Минобороны России. На ФГБОУ «ЦЖКУ» возложить обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно: провести обозначение кнопок включения установок (систем) пожарной автоматики (ручных пожарных извещателей); обеспечить своевременное проведение технического обслуживания автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией.
В обоснование иска указано, что обязанность по содержанию (эксплуатации) ДОУ «Детский сад № 200» филиала ФКУ «Войсковая часть 34103» войсковой части 20003 возложена на ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России. Эксплуатация здания ДОУ «Детский сад № 200» осуществляется с нарушением действующего законодательства. Проверочными мероприятиями установлено, что в ДОУ «Детский сад № 200», у кнопок включения установок (систем) пожарной автоматики (ручных пожарных извещателей) отсутствует обозначение; автоматическая пожарная сигнализация, система оповещения и управления эвакуацией требуют проведения технического обслуживания. Из ответа филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России на представление следует, что для организации проведения работ по техническому обслуживанию систем противопожарной защиты в служебных зданиях и сооружениях, находящихся в зоне эксплуатационной ответственности филиала, должностным лицам воинских частей, ответственным за пожарную безопасность объектов, необходимо подготовить и предоставить представителям филиала эксплуатационный паспорт на автоматическую пожарную сигнализацию, систему оповещения и управления эвакуацией людей. К указанным документам необходимо приложить документы, подтверждающие факт постановки на учет пожарно-охранной сигнализации в эксплуатируемых зданиях в Департаменте финансового обеспечения Минобороны России. На момент проверки представителями войсковой части 20003, ответственными за пожарную безопасность, указанная документация в филиал не представлена, что в свою очередь не дает возможности сформировать заявку на закупку услуг на техническое обслуживание систем и установок противопожарной защиты.
Решением Карпинского городского суда Свердловской области от 28 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 28 апреля 2023 года, исковые требования удовлетворены. На филиал ФКУ «Войсковая часть 34103» войсковую часть 20003 возложена обязанность передать ФГБУ «ЦЖКУ» эксплуатационный паспорт на автоматическую пожарную сигнализацию, систему оповещения и управления эвакуацией людей, документы о постановке на учет пожарно-охранной сигнализации в эксплуатируемых зданиях ДОУ «Детский сад № 200» в Департамент финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу. На ФГБУ «ЦЖКУ» возложена обязанность устранить нарушения требований пожарной безопасности: провести обозначение кнопок включения установок (систем) пожарной автоматики (ручных пожарных извещателей), обеспечить своевременное проведение технического обслуживания автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией в эксплуатируемых зданиях ДОУ «Детский сад № 200» в течение трех месяцев со дня передачи филиалом ФКУ «Войсковая часть 34103» войсковой частью 20003 ФГБУ «ЦЖКУ» эксплуатационного паспорта на автоматическую пожарную сигнализацию, систему оповещения и управления эвакуацией людей, в Департамент финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации – документов о постановке на учёт пожарно-охранной сигнализации в эксплуатируемых зданиях ДОУ «Детский сад № 200».
В кассационной жалобе ФКУ «Войсковая часть 34103» в лице филиала войсковая часть 20003 просит об отмене судебных актов. Указывает, что возлагая на филиал обязанность по передаче эксплуатационного паспорта на автоматическую пожарную сигнализацию, систему оповещения и управления эвакуацией людей, документов о постановке на учет пожарно-охранной сигнализации в эксплуатируемых зданиях, суды не учли организационную структуру полномочий Министерства обороны Российской Федерации, наделение специальными полномочиями его структурных подразделений, тот факт, что автоматическая пожарная сигнализация детского сада находится на обслуживании в ЖКС № 11 филиал ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, что свидетельствует о принятии технической документации на пожарную сигнализацию. Законодательно не предусмотрено, что проектная документация, акты освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения объекта и иная документация на объект должна быть передана пользователю (войсковая часть 20003), доказательства передачи данной документации не представлены. Не учтено, что войсковая часть 20003 является ненадлежащим ответчиком, выводы суда о том, что у войсковой части 20003 имеется обязанность подготовить и представить эксплуатационный паспорт, не мотивированы нормами права, а основаны на ответе ФГБУ «ЦЖКУ», который носит предположительный и безосновательный характер. Считает, что к участию в деле в качестве ответчика следовало привлечь ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» за которым детский сад закреплен на праве оперативного управления.
24 военная прокуратура армии, войсковой части 63549 в возражениях на кассационную жалобу указала на необоснованность изложенных в ней доводов, просила об оставлении судебных актов без изменения, кассационной жалобы без удовлетворения.
Принявшие участие в судебном заседании в суде кассационной инстанции представитель ответчика ФКУ «Войсковая часть 34103» в лице филиала войсковая часть 20003, действующий на основании доверенности Канаев Е.И., доводы кассационной жалобы поддержал, представители истца прокурор Седьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г.Челябинске) управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Павлова О.А., действующий на основании доверенности помощник военного прокурора Челябинского гарнизона Манькин О.М. указали, на необоснованность доводов кассационной жалобы.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, надлежащим образом и своевременно извещены о месте и времени судебного разбирательства. Кроме того, информация о слушании по настоящему делу размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции.
Ходатайств об отложении судебного разбирательства от неявившихся участников не поступило, в связи с чем, судебная коллегия, в соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие иных участников процесса.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 379.5, 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 24 военной прокуратурой армии, войсковая часть 63549, с привлечением специалистов отдела государственного пожарного надзора инспекции государственного пожарного надзора по Центральному военному округу проведена проверка исполнения должностными лицами ФГБУ «ЦЖКУ» требований законодательства о пожарной безопасности при осуществлении образовательной деятельности, по результатам которой в адрес начальника филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по РВСН) внесено представление об устранении нарушений закона от 10 декабря 2020 года № 3872. Вместе с тем по результатам проверочных мероприятий, выполненных в октябре 2021 года, установлено, что действенных мер по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности не принято.
Проверочными мероприятиями, проводимыми инспекцией государственного пожарного надзора по Центральному военному округу в ДОУ «Детский сад № 200» установлено, что в нарушение п. 43 Правил противопожарного режима у кнопок включения установок (систем) пожарной автоматики (ручных пожарных извещателей) отсутствует обозначение; в нарушение п.п. 61, 63 Правил противопожарного режима автоматическая пожарная сигнализация, система оповещения и управления эвакуацией требуют проведения технического обслуживания, что подтверждается материалами проверки.
Филиал ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по РВСН) на представление военного прокурора от 10 декабря 2020 года № 3872, указал, что для организации проведения работ по техническому обслуживанию систем противопожарной защиты в служебных зданиях и сооружениях, находящихся в зоне эксплуатационной ответственности Филиала, должностным лицам воинских частей, ответственным за пожарную безопасность объектов, необходимо подготовить и предоставить представителям Филиала эксплуатационный паспорт на автоматическую пожарную сигнализацию, систему оповещения и управления эвакуацией людей. К данным документам необходимо приложить документы, подтверждающие факт постановки на учет пожарно-охранной сигнализации в эксплуатируемых зданиях в Департаменте финансового обеспечения Минобороны России. Пожарно-техническая продукция (в соответствии с приказом Минобороны России от 05 декабря 2018 года № 695) относится к материальным ценностям воинской части. До момента проверки представителями войсковой части 20003, ответственными за пожарную безопасность, указанная документация в Филиал не представлена, что не дает возможности сформировать заявку на закупку услуг на техническое обслуживание систем и установок противопожарной защиты.
Собственником детского сада на 8 групп, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Карпинск, п. Кытлым, ул. Пушкина, д. 38 является Российская Федерация.
Приказом Министерства обороны Российской Федерации от 31 марта 2012 года № 745 за ФГУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации на праве оперативного управления закреплено недвижимое имущество – детский сад на 8 групп общей площадью 1806,2 кв.м, расположенный по адресу: Свердловская область, <данные изъяты>).
Детский сад (инвентарный номер 17-ДС) передан в управление ФГБУ ЦЖКУ МО РФ и согласно акту приема-передачи здания в эксплуатацию от 16 мая 2017 года № ЦВО ЖКО № 2 ЖКС 2/5-2, находится в пользовании войсковой части 20003.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 02 марта 2017 года № 155 создано Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, основными целями деятельности которого является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации
В соответствии с п. 12, п. 13 Устава ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, утвержденного приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 03 марта 2017 года № 607, Учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Основными целями деятельности является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Решением первого заместителя Минобороны России № Ц-307 от 03 февраля 2018 года Цаликова Р.Х., функции по установке и ремонту систем пожарно-охранной сигнализации в эксплуатируемых зданиях возложены на Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Минобороны России и осуществляется за счет средств, выделяемых на текущий ремонт фондов Минобороны России.
Согласно п. 3 Устава Учреждение находится в ведомственном подчинении Министерства обороны Российской Федерации. Порядок подчиненности Учреждения определяется Министром обороны Российской Федерации.
Учреждение непосредственно подчиненно руководителю Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Минобороны России.
Приказом Министерства обороны Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 860 утверждено Руководство по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации, которое определяет общий порядок коммунально-эксплуатационного обеспечения органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (далее по тексту Руководство).
Коммунально-эксплуатационное обеспечение – вид материально-технического обеспечения, включающий в себя техническое обслуживание, санитарное содержание, текущий ремонт материально-технической базы Вооруженных Сил (п. 2 Руководства).
ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России отнесено к коммунально-эксплуатационным органам (организациям) (п.6 Руководства)
ФГБУ «ЦЖКУ» предназначено для исполнения и контроля за исполнением контрактов, а также организации и исполнения поставки коммунально-эксплуатационного обеспечения на материально-техническую базу Вооруженных Сил за счет и в пределах субсидий из федерального бюджета, выделяемых: на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ); на иные цели в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (п.13 Руководства).
Обязанности по технической эксплуатации закрепленных зданий и сооружений возложены на филиалы ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (п.14 Руководства)
ЖКС несет ответственность за: правильную эксплуатацию систем энергоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, противопожарной защиты, электротехнического оборудования (п.15 Руководства).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 209, ст.214, ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 3, ст. 20, ст. 34, ст. 37, ст.38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правилами противопожарного режима, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479, Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утверждённым Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 № 1082, Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», установив, что обязанность по содержанию (эксплуатации) ДОУ «Детский сад № 200» (номер по генплану 17-ДС, п. Кытлым Свердловской области) филиала ФКУ «Войсковая часть 34103» войсковой части 20003 возложена на ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, эксплуатация здания ДОУ «Детский сад № 200» осуществляется с нарушением требований пожарной безопасности, пришел к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований.
Проверяя законность принятого решения, суд апелляционной инстанции с данными выводами согласился.
Суд кассационной инстанции оснований для отмены судебных актов в обжалуемой части не усматривает.
Как следует из кассационной жалобы позиция заявителя сводится к несогласию с возложенной судом обязанностью по передаче эксплуатационного паспорта на автоматическую пожарную сигнализацию, систему оповещения и управления эвакуацией людей, документов о постановке на учет пожарно-охранной сигнализации в эксплуатируемых зданиях со ссылками на то, что принятое решение не основано на нормах права.
Вместе с тем, данная позиция не может быть принята во внимание.
В соответствии с пп. 52,71 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года № 1082, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации. Министерство обороны организует эксплуатацию, модернизацию, ремонт и ликвидацию вооружения, военной техники и имущества в Вооруженных Силах Российской Федерации, осуществляет в пределах своей компетенции полномочия собственника имущества Вооруженных Сил.
Согласно п.12 ст.1 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии со ст.ст. 37,38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководитель организации обязан соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов публичной власти федеральных территорий, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 1479 от 16 сентября 2020 года утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, согласно которому руководитель организации обеспечивает эксплуатацию зданий, сооружений в соответствии с требованиями Закона № 123-ФЗ и (или) проектной документации (п. 2(1) Правил № 1479).
Воинские части входят в общий состав Вооруженных Сил Российской Федерации (ст.11 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне»).
Установив, что детский сад на 8 групп, расположенный по адресу: Свердловская область, г. Карпинск, п. Кытлым, ул. Пушкина, д. 38, являющийся собственностью Российской Федерации, закреплен приказом Министерства обороны Российской Федерации от 31 марта 2012 года № 745 за ФГУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации на праве оперативного управления и согласно акту приема-передачи здания в эксплуатацию от 16 мая 2017 года № ЦВО ЖКО № 2 ЖКС 2/5-2, находится в пользовании войсковой части 20003, что для организации проведения работ по техническому обслуживанию систем противопожарной защиты в служебных зданиях и сооружениях, находящихся в зоне эксплуатационной ответственности Филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по РВСН), должностным лицам воинских частей, ответственным за пожарную безопасность объектов, необходимо подготовить и предоставить представителям Филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по РВСН) эксплуатационный паспорт на автоматическую пожарную сигнализацию, систему оповещения и управления эвакуацией людей, что за выполнение требований противопожарной защиты в воинской части отвечает командир воинской части, нижестоящие суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для возложения обязанности на филиал ФКУ «Войсковая часть 34103» войсковую часть 20003.по передаче эксплуатационного паспорта на автоматическую пожарную сигнализацию, систему оповещения и управления эвакуацией людей, документов о постановке на учет пожарно-охранной сигнализации в эксплуатируемых зданиях ДОУ «Детский сад №м 200» в Департамент финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации
Приведенные ответчиком в жалобе доводы о том, что судом не определен закон, подлежащий применению по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут, так как в соответствии с ч.3 ст.390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела
Несогласие с оценкой представленного доказательства не может являться основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке.
Факт передачи войсковой частью документации в адрес технического заказчика правильность выводов судов не опровергает, поскольку доказательств того, что войсковая часть 20003 обращалась к техническому заказчику с требованием предоставить необходимые документы, и ей было отказано, судам представлено не было.
Ссылка кассатора на не привлечение к участию в деле в качестве ответчика ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» за которым детский сад закреплен на праве оперативного управления не состоятельна к отмене судебных актов, поскольку как правильно установлено судами нижестоящих инстанций техническое обслуживание систем противопожарной защиты в служебных зданиях и сооружениях, находящихся в зоне эксплуатационной ответственности Филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по РВСН), осуществляется должностными лицами воинских частей, ответственными за пожарную безопасность объектов, и именно они в силу положений Приказа Министра обороны РФ от 05 декабря 2018 года № 695 «Об утверждении Инструкции по обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации пожарно-технической продукцией» обязаны подготовить и предоставить эксплуатационный паспорт на автоматическую пожарную сигнализацию, систему оповещения и управления эвакуацией людей.
Доводов, которые бы свидетельствовали о том, что судами при разрешении спора допущены нарушения норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем, основания для ее удовлетворения отсутствуют.
Нарушений либо неправильного применения судами норм материального или процессуального права, в том числе предусмотренных в ч. 4 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Карпинского городского суда Свердловской области от 28 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 28 апреля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу филиала Федерального казенного учреждения «Войсковая часть 34103» войсковой части 20003 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи