ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-16919/2022
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 1 сентября 2022 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой Е.Н.,
судей Ковалевской В.В., Варнавской Л.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 22RS0001-01-2021-001577-83 по иску исполняющего обязанности Алейского межрайонного прокурора, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Шипуновская тепловая компания», администрация г.Алейска Алтайского края о признании незаконным бездействия по обеспечению неснижаемого суточного норматива топлива, возложении обязанности обеспечить наличие неснижаемого суточного нормативного запаса топлива
по кассационной жалобе представителя общества с ограниченной ответственностью «Шипуновская тепловая компания» - ФИО1 на решение Алейского городского суда Алтайского края от 11 января 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 23 марта 2022 г.
Заслушав доклад судьи Ковалевской В.В., выслушав объяснения прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО2, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Исполняющий обязанности Алейского межрайонного прокурора, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Шипуновская тепловая компания» (далее ООО «Шипуновская тепловая компания», общество), администрации г.Алейска Алтайского края о признании незаконным бездействия по обеспечению неснижаемого суточного норматива топлива, возложении обязанности обеспечить наличие неснижаемого суточного нормативного запаса топлива, ссылаясь на то, что ООО «Шипуновская тепловая компания» не исполнены надлежащим образом обязательства по заключенному 18 февраля 2019 г. концессионному соглашению, которым предусмотрена обязанность общества по обеспечению отоплением жилого фонда и социальных учреждений на территории городского округа город Алейск, поскольку в процессе использования семи переданных ему котельных, функционирующих на твердом топливе, не обеспечен неснижаемый нормативный запас топлива. Имеющийся по состоянию на 29 ноября 2021 г. у ООО «Шипуновская тепловая компания» объем твердого топлива 1 080 тонн не является достаточным для обеспечения выработки котельными тепловой энергии в течение 14-ти суток. Выявленное проверкой нарушение указывает на ненадлежащую реализацию теплоснабжающей организацией и органом местного самоуправления в отопительный период 2021-2022 гг. функции по обеспечению теплоснабжения потребителей и безаварийной работы объектов теплоснабжения, чем созданы условия для возникновения чрезвычайных ситуаций и нарушения прав граждан на безопасные и благоприятные условия проживания.
На основании изложенного просил признать незаконным бездействия ООО «Шипуновская тепловая компания» по обеспечению неснижаемого 14-ти суточного нормативного запаса топлива для эксплуатируемых котельных в г.Алейске в отопительный период 2021-2022 года; возложении на ООО «Шипуновская тепловая компания» обязанности обеспечить наличие неснижаемого 14-ти суточного нормативного запаса для используемых котельных в г.Алейске и не снижать нормативный запас в течение отопительного периода 2021-2022 года; возложении на администрацию г.Алейска обязанности по принятию мер по организации обеспечения 14-ти суточного неснижаемого запаса топлива для используемых ООО «Шипуновская тепловая компания» котельных в г.Алейске; просил обратить судебное решение к немедленному исполнению.
Решением Алейского городского суда Алтайского края от 11 января 2022 г. исковые требования исполняющего обязанности Алейского межрайонного прокурора, действующего в защиту неопределенного круга лиц, удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие ООО «Шипуновская тепловая компания» по обеспечению неснижаемого четырнадцати суточного нормативного запаса топлива для эксплуатируемых котельных в г.Алейске Алтайского края в отопительный период 2021-2022 годов. На ООО «Шипуновская тепловая компания» возложена обязанность обеспечить наличие неснижаемого четырнадцати суточного нормативного запаса топлива для эксплуатируемых котельных в г.Алейске Алтайского края и не снижать нормативный запас в течение отопительного периода 2021-2022 годов. В удовлетворении исковых требований исполняющего обязанности Алейского межрайонного прокурора, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к администрации г.Алейска Алтайского края отказано. Решение в части возложения на ООО «Шипуновская тепловая компания» обязанности обеспечить наличие неснижаемого четырнадцати суточного нормативного запаса топлива для эксплуатируемых котельных в г.Алейске Алтайского края и не снижать нормативный запас в течение отопительного периода 2021-2022 годов обращено к немедленному исполнению.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 23 марта 2022 г. решение Алейского городского суда Алтайского края от 11 января 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представителя ООО «Шипуновская тепловая компания» - ФИО1 ставится вопрос об отмене обжалуемых судебных постановлений. Кассатор указывает, что суды не учли, что котельная по адресу: со всеми прикотельными складами возвращена концеденту. Ссылается на то, что Общество в отопительный сезон 2021 – 2022 гг. надлежащим образом исполняет обязательства по концессионному соглашению, эксплуатируемые складские помещения заполнены топливом с превышением возможности их загрузки; в границах муниципального образования г. Алейск не имеется дополнительных площадок для хранения топлива, соответствующих федеральным нормам и правилам в области промышленной безопасности; органами самоуправления в границах муниципального образования г. Алейск такие места хранения не определены, однако суд эти обстоятельства не учел и принял неисполнимое судебное решение, поскольку обеспечение неснижаемого суточного нормативного запаса топлива возможно только путем совместных организационных мероприятий органов местного самоуправления и теплоснабжающей организации. Кроме того, судом не определен характер правоотношений сторон, не установлены все юридически значимые обстоятельства, не выяснен вопрос, утверждены ли Минстроем Алтайского края нормативы запасы топлива для общества, в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в деле Минстроя Алтайского края отказано; вопрос о предмете иска по существу не разрешен.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явились.
В соответствии с ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело при данной явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с ч. 1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного гражданского дела.
Судом установлено, что ООО «Шипуновская тепловая компания» осуществляет виды деятельности по производству, передаче и распределению пара и горячей воды, а также обеспечению работоспособности котельных и тепловых сетей (пункт 2.3 Устава).
18 февраля 2019 г. муниципальным образованием г.Алейск Алтайского края, от имени которого выступила Администрация г. Алейска Алтайского края, МУП «Тепло-1» г.Алейска, МУП «Тепло-2» г.Алейска, совместно именуемые «Концедент», с одной стороны, и ООО «Шипуновская тепловая компания» именуемое «Концессионер» - с другой, заключено концессионное соглашения, согласно которому ООО «Шипуновская тепловая компания» приняло на себя обязательства за свой счет и (или) за счет привлеченных средств осуществлять производство и передачу тепловой энергии и горячее водоснабжение с использованием объекта соглашения, а Концедент обязался предоставить обществу права владения и пользования объектом соглашения для осуществления бесперебойной работы объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения г.Алейска Алтайского края.
В силу пункта 2.2 данного соглашения в составе объекта соглашения обществу передано недвижимое имущество, технологически и функционально связанное с объектом соглашения, приведенное в приложении.
Согласно приложению к соглашению и акту приема-передачи объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ в эксплуатацию ООО «Шипуновская тепловая компания» переданы в частности: котельная № – ; котельная № — ; котельная № - ; котельная № - ; котельная № - ; котельная - ; котельная - .
Пунктом 5.1 концессионного соглашения предусмотрена обязанность Концендента заключить с обществом договоры аренды земельных участков, на которых располагается объект соглашения и которые необходимы для осуществления ООО «Шипуновская тепловая компания» эксплуатации объекта соглашения, в течение 60 рабочих дней с даты подписания настоящего соглашения.
24 августа 2021 г. и 22 ноября 2021 г. ООО «Шипуновская тепловая компания», действуя в качестве заказчика, заключило с поставщиком - акционерным обществом «Алтайское управление водопроводов» договоры на поставку угля в количестве 19 000 и 17 000 тонн, соответственно, в течение срока действия договоров, отдельными партиями, по разовым заявкам заказчика с доставкой на площадку для хранения угля, расположенную по адресу:.
В результате проведенной 29 ноября 2021 г. проверки прокурором установлено, что запаса твердого топлива по местам нахождения котельных в и на складе (), являющимся местом хранения всего топлива, находящегося в распоряжении ООО «Шипуновская тепловая компания» составляет около 1 000 тонн, что недостаточно для теплоснабжения обслуживаемых объектов города в течение 14-ти дней (акт проверки от 29 ноября 2021 г.).
По сведениям, предоставленным ООО «Шипуновская тепловая компания» Алейскому межрайонному прокурору, запас угля по состоянию на 29 ноября 2021 г. на складах котельных общества составил 358 тонн, на складе поставщика по адресу:- 722 тонны, а всего 1 080 тонн. Срок расходования имеющегося запаса топлива 10 суток.
Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края не утверждены нормативы запасов топлива на источниках тепловой энергии на источниках тепловой энергии ООО «Шипуновская тепловая компания» на 2021-2022 гг.
По расчетам нормативов запаса топлива на указанных истцом муниципальных котельных г.Алейска на осенне-зимний период 2021-2022 годов, представленных ООО «Шипуновская тепловая компания», следует, что неснижаемого нормативного запаса топлива на 14 суток для котельных №№, №, №, №, №, а также расположенных по совокупно составляет 1 944 тыс/т (1 944 тонны).
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался п. 11 ст. 2, ч.5 ст.20 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», п.4.1.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации № 115 от 24 марта 2003 г., п. 2, п. 15, п. 17, п. 19, п. 20 Порядка определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), утвержденного Приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ№, исходил из того, что в эксплуатации ООО «Шипуновская тепловая компания» находятся: котельная № – ; котельная № – ; котельная № – ; котельная № – ; котельная № – ; котельная – ; котельная – .; ООО «Шипуновская тепловая компания» не доказало факт обращения в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края по вопросу установления неснижаемого нормативного запаса топлива на котельных в , в связи с чем суд принял во внимание представленный ООО «Шипуновская тепловая компания» расчет нормативов запаса топлива на осенне-зимний период 2021 – 2022 гг., пришел к выводу, что имеющийся запас угля на момент прокурорской проверки был ниже неснижаемого норматива запаса топлива на 14 суток; сослался на непредоставление ответчиком ООО «Шипуновская тепловая компания» сведений о вместительности склада поставщика АО «Алтайской управление водопроводов», а также на недоказанность ответчиком ООО «Шипуновская тепловая компания» факта принятия мер для организации специализированных мест хранения топлива в необходимом объеме и пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований к ООО «Шипуновская тепловая компания».
Отказывая в удовлетворении иска к администрации г. Алейска Алтайского края, суд первой инстанции руководствовался п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», исходил из того, что администрация г. Алейска Алтайского края в соответствии с предоставленными ей полномочиями организовала в границах городского округа теплоснабжение населения, заключила с ООО «Шипуновская тепловая компания» концессионное соглашение; в связи с отсутствием запасов у ООО «Шипуновская тепловая компания» провела переговоры с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края о заключении договора на получение резервного запаса угля; провела аукцион на поставку угля для формирования резервного запаса.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что состоявшиеся по делу судебные постановления приняты с нарушением норм материального и процессуального права и согласиться с ними нельзя по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 3 ст. 131 ГПК РФ в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов.
Лицо, полагающее свои права нарушенными, может избрать любой из приведенных в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способов защиты либо иной, предусмотренный законом способ, который бы обеспечил восстановление этих прав. Выбор способа защиты должен соответствовать характеру нарушенного права.
Согласно указанной норме защита гражданских прав осуществляется, в частности, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения, принуждения к исполнению обязанности в натуре, возмещения убытков и иными способами, предусмотренными законом.
Требование о соблюдении законодательства не является способом защиты, обеспечивающим восстановление нарушенного права, поскольку соблюдение закона является обязанностью всех граждан и организаций Российской Федерации.
По настоящему делу прокурор обратился в суд с требованием о возложении на ответчиков обязанности устранить нарушения законодательства, устанавливающего нормативы запасов топлива в отопительный сезон, которое не относится к способам защиты, приведенным в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, выбранный прокурором способ защиты нарушенного права не соответствует закону и характеру нарушенного права.
Суду необходимо было установить, о защите какого права ставится вопрос прокурором, какой способ его защиты им выбран и соответствует ли он закону, что судом при разрешении данного спора не сделано.
Так, прокурором заявлено требование о возложении на ООО «Шипуновская тепловая компания» обязанности по соблюдению законодательства в области осуществления теплоснабжения, при этом основанием для предъявления этого требования указано концессионное соглашение от 18 февраля 2019 г., заключенное между муниципальным образованием город Алейск Алтайского края, МУП «Тепло-1», МУП «Тепло-2» (Концедент), ООО «Шипуновская тепловая компания» (Концессионер); субъектом Российской Федерации – Алтайским краем (третья сторона), согласно которому общество обязалось осуществлять теплоснабжение и горячее водоснабжение потребителей.
При указанных обстоятельствах суду надлежало установить, какие обязательства возложены соглашением на ООО «Шипуновская тепловая компания» и перед кем они возникли: перед государством или перед муниципальным образованием город Алейск, в то время как администрация муниципального образования указана прокурором в качестве ответчика.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения относится утверждение нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более.
В соответствии с п. 2.12.7. Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края, утвержденного Указом Губернатора Алтайского края от 20 декабря 2018 г. № 214, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края утверждает нормативы запасов топлива на источниках тепловой энергии и нормативы удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии на источниках тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.
Приказом Минстроя Алтайского края от 14 мая 2020 г. № 162 утвержден Административный регламент предоставления Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края государственной услуги по утверждению нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.
Приказом Минэнерго России от 10 августа 2012 г. № 377 утвержден Порядок определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе в целях государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в пункте 2 которого определено, что норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (НЭЗТ).
ОНЗТ определяются не позднее 1 октября года, предшествующего планируемому (п. 15 Порядка).
ННЗТ определяется для котельных в размере, обеспечивающем поддержание плюсовых температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях в режиме "выживания" с минимальной расчетной тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года (п. 3 Порядка).
ННЗТ на отопительных котельных определяется в размере, рассчитываемом в соответствии с пунктом 3 настоящего Порядка, а также с учетом необходимости обеспечения их работы в условиях непредвиденных обстоятельств при невозможности использования или исчерпании НЭЗТ (п. 4 Порядка).
В расчете ННЗТ учитываются следующие объекты: объекты социально значимых категорий потребителей - в размере максимальной тепловой нагрузки за вычетом тепловой нагрузки горячего водоснабжения; центральные тепловые пункты, насосные станции, собственные нужды источников тепловой энергии в осенне-зимний период (п. 5 Порядка).
ННЗТ рассчитывается один раз в три года, результаты расчетов рекомендуется оформлять по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку (п. 6 Порядка).
В течение трехлетнего периода ННЗТ подлежит корректировке в случаях изменения состава оборудования, структуры топлива, а также нагрузки социально значимых категорий потребителей тепловой энергии, не имеющих питания от других источников (п. 7 Порядка).
Судом установлено, что ООО «Шипуновская тепловая компания» не обращалось в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края с заявлением об утверждении нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, в связи с чем нормативы запасов топлива на источниках тепловой энергии ООО «Шипуновская тепловая компания» на 2021-2022 гг. в установленном порядке утверждены не были.
В отсутствие утвержденных в установленном порядке нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии ООО «Шипуновская тепловая компания» на 2021-2022 гг., суд в обоснование своих выводов сослался на расчеты нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, представленные ответчиком ООО «Шипуновская тепловая компания», в которых ответчик приводил также данные о вместимости складов твердого топлива и ссылался как в суде первой, так и в суде апелляционной инстанции на то, что вместимость переданных по концессионному соглашению складов твердого топлива существенно ниже рассчитанных ООО «Шипуновская тепловая компания» неснижаемого норматива запаса топлива на 14 суток, в связи с чем Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края не утверждает нормативы запасов топлива (т. 2 л.д. 163).
Согласно п. 14 Порядка определение нормативов осуществляется на основании следующих данных:
1) данные о фактическом основном и резервном топливе, его характеристика и структура на 1 октября последнего отчетного года;
2) способы и время доставки топлива;
3) данные о вместимости складов для твердого топлива и объеме емкостей для жидкого топлива;
4) показатели среднесуточного расхода топлива в наиболее холодное расчетное время года предшествующих периодов;
5) технологическая схема и состав оборудования, обеспечивающие работу котельных в режиме "выживания";
6) перечень неотключаемых внешних потребителей тепловой энергии;
7) расчетная тепловая нагрузка внешних потребителей (не учитывается тепловая нагрузка котельных, которая по условиям тепловых сетей может быть временно передана на другие электростанции и котельные);
8) расчет минимально необходимой тепловой нагрузки для собственных нужд котельных;
9) обоснование принимаемых коэффициентов для определения нормативов запасов топлива на котельных;
10) размер ОНЗТ с разбивкой на ННЗТ и НЭЗТ, утвержденный на предшествующий планируемому год;
11) фактическое использование топлива из ОНЗТ с выделением НЭЗТ за последний отчетный год.
Суд в нарушение требований ст. ст. 67, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учётом заявленных прокурором оснований иска, не дал оценку доводу ООО «Шипуновская тепловая компания» о том, что вместимость складов для твердого топлива, переданных по концессионному соглашению в составе объектов коммунального хозяйства не позволяет обеспечить хранение твердого топлива в объеме, соответствующем неснижаемому нормативу запаса топлива; а также доводу ООО «Шипуновская тепловая компания» о том, что отсутствие складов для твердого топлива в г. Алейске необходимой вместимостью не позволяет Обществу в установленном порядке установить нормативы запасов топлива на источниках тепловой энергии.
При таких обстоятельствах для решения вопроса о наличии или отсутствии с действиях ответчиков незаконного бездействия суду следовало установить, позволяла ли вместимость переданных ООО «Шипуновская тепловая компания» складов для твердого топлива по концессионному соглашению обеспечить хранение твердого топлива в объеме, соответствующем неснижаемому нормативу запаса топлива; предусматривалась ли условиями концессионного соглашения реконструкция складов для хранения твердого топлива; осуществлялся ли администрацией г. Алейска Алтайского края контроль за готовностью ООО «Шипуновская тепловая компания» к отопительному периоду, в частности за формированием Обществом на 1 октября 2021 г. основного и резервного видов топлива (ОНТЗ), включающего неснижаемый нормативный запас топлива (ННЗТ) и нормативный эксплуатационный запас топлива (НЭЗТ)
В соответствии с ч. 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в пунктах 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, и его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств.
В связи с этим в нем должно быть четко и понятно сформулировано, что именно постановил суд как по первоначально заявленному иску, так и по встречному требованию, если оно было заявлено; кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести; за какой из сторон признано оспариваемое право. Должны быть разрешены судом и остальные вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало споров при исполнении.
Судебное постановление, которое не может быть исполнено, не отвечает требованиям, предъявляемым к судебному акту.
Кроме того, решение суда об удовлетворении требований о защите нарушенного или предполагаемого права должно быть исполнимо и основано на обстоятельствах, которые не могут носить вероятностный характер, поскольку только в этом случае нарушенное право будет восстановлено.
По настоящему делу решение суда первой инстанции названным выше требованиям не соответствует.
Указанные нарушения, допущенные судом первой инстанции, судом апелляционной инстанции не исправлены.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает необходимым отменить состоявшиеся по делу судебные постановления и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь ст. ст.390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Алейского городского суда Алтайского края от 11 января 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 23 марта 2022 г. отменить; направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции – Алейский городской суд Алтайского края.
Кассационную жалобу представителя ООО «Шипуновская тепловая компания» - ФИО1 удовлетворить.
Председательствующий
Судьи