ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-170/2022 от 11.01.2022 Второго кассационного суда общей юрисдикции

I инстанция – Андреева О.В.

II инстанция – Лобова Л.В. (докладчик), Пильганова В.М., Дегтерева О.В.

Дело №88-28506/2021

Уникальный идентификатор дела 77RS0020-02-2021-001104-40

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

11 января 2022 года город Москва

Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Байбакова М.А.,

судей Бибеевой С.Е. и Захаровой С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2, ФИО1 к ООО «Новоангарский обогатительный комбинат» о признании отношений трудовыми, взыскании заработной платы и неустойки (номер дела, присвоенный судом первой инстанции, 2-2005/2021)

по кассационной жалобе ФИО2 и ФИО1 на решение Перовского районного суда г. Москвы от 19.03.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 02.09.2021,

которыми в удовлетворении исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции Байбакова М.А., объяснения истца ФИО1, представителя истцов ФИО2, ФИО1ФИО9, действующего по ордеру, поддержавших доводы кассационной жалобы,

судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

у с т а н о в и л а:

Истцы ФИО2, ФИО1 обратились в суд с иском ответчику ООО «Новоангарский обогатительный комбинат», в котором просили признать отношения между истцами и ООО «Новоангарский обогатительный комбинат» - трудовыми, взыскать с ответчика в пользу ФИО2 заработную плату за отработанное время в размере 432 610 руб. и неустойку в размере 25 091,38 руб., взыскать с ООО «Новоангарский обогатительный комбинат» в пользу ФИО1 заработную плату за отработанное время в размере 372 390 руб. и неустойку в размере 21 598 руб. 62 коп.

В обоснование заявленных требований истцы указали, что между ФИО2, ФИО1 и ООО «Новоангарский обогатительный комбинат» были заключены договоры оказания услуг от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Возникшие правоотношения между истцами и ответчиком носят характер трудовых, так как в соответствии с п. 1.1 данных договоров, истцы обязаны были выполнять одну и туже функцию, а именно: своим иждивением оказывать ответчику консультационные услуги, связанные с внедрением конфигурации 1C ERP «Управление предприятием 2. Бухгалтерский и налоговый учет». Согласно п. 2.1. данных договоров, истцы были обязаны использовать все свои профессиональные умения и опыт, а так же приложить максимальные усилия для оказания качественной услуги и достижения желаемого Заказчиком результата. При этом оплата по данным договорам осуществлялась ежемесячно. Таким образом, исходя из анализа данных пунктов договоров следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ предмет договора и обязанности истцов не изменялись, что свидетельствует об интересе ответчика в выполнении истцами трудовой функции, а не в конечном результате их работы. Также, согласно п. 2.2 настоящих договоров, ответчик обязан был предоставить истцам рабочее место в своем офисном помещении и жилье, на время оказания услуг. Согласно п.3.1, настоящих договоров, истцы при исполнении настоящих договоров обязаны были учитывать режим работы ответчика, а именно находиться на рабочем месте и подчиняться трудовому распорядку ответчика, иначе выполнение работы, по настоящим договорам, не представлялось возможным. Кроме того, между истцами, ответчиком и другими работниками ответчика постоянно велась переписка по электронной почте в рамках исполнения настоящих договоров. При таких обстоятельствах, из условий договоров оказания услуг от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, и фактически сложившихся правоотношений между истцами и ответчиком следует, что истцы оказывая услугу ответчику, находились на рабочем месте ответчика, проживали в арендованной ответчиком квартире, подчинялись трудовому распорядку ответчика, вели постоянную деловую переписку не только с ответчиком, но и с другими работниками ответчика, сдавали ежемесячные отчеты и подписывали акты выполненных работ, получали ежемесячную плату, что свидетельствует, о наличии длительных трудовых отношений. Кроме этого, ответчик не произвел истцам оплату по договору оказания услуг от ДД.ММ.ГГГГ за первый этап работы и необоснованно уклонился от подписания акта выполненных работ.

Решением Перовского районного суда г. Москвы от 19.03.2021, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 02.09.2021, в удовлетворении исковых требований отказано.

В кассационной жалобе ФИО2 и ФИО1, поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене решения Перовского районного суда г. Москвы от 19.03.2021 и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 02.09.2021, как незаконных.

ФИО2 и ФИО1 указывают, что судами обеих инстанций спор разрешен без учета доводов истцов, то есть нарушен принцип законности, полноты и всестороннего исследования обстоятельств дела.

В судебном заседании объявлялся перерыв с ДД.ММ.ГГГГ до 14 часов 55 минут ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно статье 379? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителей.

Как установлено судом и следует из обжалуемых судебных постановлений, ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1, ФИО2 и ООО «Новоангарский обогатительный комбинат» был заключен договор оказания услуг -У, согласно которого истцы приняли на себя обязательство оказать ответчику своим иждивением консультационные услуги, связанные с внедрением конфигурации 1C ERP «Управление предприятием 2.Бухгалтерский учет». Услуги оказываются в три этапа и включают в себя:

A) Первый этап: изучение существующих на предприятии систем 1C (физическое состояние баз данных, анализ заведенных данных, анализ обменов между базами данных); создание тестовых баз данных 1C ERP «Управление предприятием 2»; планирование процесса перехода на 1C ERP «Управление предприятием 2»; формирование требований по закупке оборудования, лицензий для программного обеспечения;

Срок выполнения этапа: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Б) Второй этап: разработка процедур переноса первичной справочной информации; сопровождение пользователей в процессе перехода на конфигурацию 1C ERP «Управление предприятием 2»:

а. Составление справочной документации;

в. Согласование и выставление требований по ведению документов в 1C ERP «Управление предприятием 2»;

<адрес> за вносимыми пользователями данными на этапе внедрения;

Срок выполнения этапа: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

B) Третий этап: разработка процедур переноса остатков взаиморасчетов с

контрагентами и номенклатуры по складу. Разработка требований к заполнению данных после переноса в новую базу данных. Сопровождение пользователей в процессе перехода на конфигурацию 1C ERP «Управление предприятием 2»: составление справочной документации; Согласование и выставление требований по ведению документов в 1C ERP «Управление предприятием 2»; контроль за вносимыми пользователями данными на этапе внедрения. Срок выполнения этапа: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Услуги могут быть оказаны исполнителем досрочно.

В соответствии с п.3.2 договора размер вознаграждения исполнителя составляет 695 000,00 руб. за каждый этап оказанных услуг. Указанный размер оплаты включает в себя все расходы исполнителя. По распоряжению исполнителя оплата за оказанные услуги производится в следующем порядке: ФИО1 производится оплата 321 500,00 руб., ФИО2 производится оплата 321 500,00 руб.

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1, ФИО2 и ООО «Новоангарский обогатительный комбинат» был заключен договор оказания услуг -У, согласно которого истцы приняли на себя обязательство оказать ответчику своим иждивением консультационные услуги, связанные с внедрением конфигурации 1C ERP «Управление предприятием 2.Бухгалтерский учет». Услуги оказываются в три этапа и включают в себя:

A) Первый этап: разработка процедур создания документов для переноса остатков по контрагентам и номенклатуре согласно проработанным инструкциям и правилам от декабря 2019 года; разработка процедур переноса остатков «расходов будущих периодов»; создание схемы профилей прав пользователей по разрезам учета в системе ERP для ограничения доступа согласно должностным обязанностям; заведение пользователей в систему ERP и выдача подготовленных профилей доступов; обновление системы ERP и УАТ до актуальных версий от поставщиков 1C; сопровождение пользователей в процессе перехода на конфигурацию 1C ERP «Управление предприятием 2»:

a. Выставление требований по переносу остатков счетов бухгалтерского учета;

b. Контроль за вносимыми пользователями данными на этапе внедрения;

в. Помощь пользователей по бизнес-процессам: заказ материалов, заказ денежных средств, перемещение и выдача материалов со склада, кадровый учет, зарплата, продажа.

Срок выполнения этапа: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Б) Второй этап: корректировка автоматических переносов остатков, автоматический перенос дополнительных данных; разработка дополнительной справочной информации для ведения бухгалтерского учета, закупки, продажи, казначейства, складского учета, кадрового учета; заполнение модуля бюджетирования в системе ERP; обновление системы ERP и УАТ до актуальных версий от поставщиков 1C; сбор обратной связи от сотрудников предприятия и планирование создания дополнительных, автоматических отчетов и бланков в систему ERP; сопровождение пользователей в процессе перехода на конфигурацию

1C ERP «Управление предприятием 2»:

а. Контроль за вносимыми пользователями данными на этапе внедрения;

в. Помощь пользователей по бизнес-процессам: заказ материалов, заказ денежных средств, перемещение и выдача материалов со склада, кадровый учет, зарплата, продажа.

Срок выполнения этапа: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

B) Третий этап: обновление системы ERP и УАТ до актуальных версий от поставщиков 1C; разработка дополнительных форм отчетов и бланков согласно собранным в феврале 2020 года требованиям и согласованным планам разработки; сопровождение пользователей в процессе перехода на конфигурацию 1C ERP «Управление предприятием 2»:

a. Контроль за составлением бухгалтерской отчетности в системе ERP за 1 квартал 2020 года. Оперативное выявления ошибок в занесенной информации и рекомендации к устранению ошибок.

b. Контроль за вносимыми пользователями данными на этапе внедрения.

Срок выполнения этапа: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п.3.3 договора размер вознаграждения исполнителя составляет: 1-й этап - 630 000,00 руб., 2-й этап — 650 000,00 руб., 3-й этап — 805 000,00 руб. за каждый этап оказанных услуг. Указанный размер оплаты включает в себя все расходы исполнителя. По распоряжению исполнителя оплата за оказанные услуги производится в следующем порядке: ФИО1 производится оплата 964 500,00 руб., в том числе: 1-й этап — 291 430,00 руб., 2-й этап — 300 680 руб., 3-й этап — 372 390,00 руб., ФИО2 производится оплата 1 120 500,00 руб., в том числе: 1-й этап — 338 570,00 руб., 2-й этап — 349 320 руб., 3-й этап — 432 610,00 руб.

ДД.ММ.ГГГГ между истцами ФИО1, ФИО2 и ответчиком ООО «Новоангарский обогатительный комбинат» был заключен договор оказания услуг -У, согласно которого истцы приняли на себя обязательство оказать ответчику своим иждивением консультационные услуги, связанные с внедрением конфигурации 1C ERP «Управление предприятием 2.Бухгалтерский учет». Услуги оказываются в три этапа и включают в себя:

А) Первый этап: обновление системы 1C ERP, ФИО11 АТ и 1C документооборот, до актуальных версий от поставщиков 1C. Сопровождение пользователей в процессе перехода на конфигурацию 1C ERP «Управление предприятием 2»: контроль за составлением бухгалтерской отчетности в системе ERP за 1 квартал 2020 года. Оперативное выявления ошибок в занесенной информации и рекомендации к устранению ошибок. Контроль за вносимыми пользователями данными на этапе внедрения. Помощь в чистке коллизий некорректно помеченных на удаление объектов. Помощь в запуске блока производства 1C (составление списка требований для работы в блоке). Настройка интеграции систем 1C ERP и 1C документооборот: настройка периодической синхронизации, настройка первичной интеграции 1C ERP и 1C, первичная настройка системы 1C документооборот для возможности ведения входящей и исходящей официальной почты.

Срок выполнения этапа: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Б) Второй этап: настройка интеграции систем 1C ERP и 1C документооборот:

a. Настройка связи документов 1C документооборот и 1C ERP для целей

согласования заявок.

b. Создание и настройка групп и прав доступа по пользователям в системе 1C документооборот.

Обновление системы 1C ERP, РАРУС УАТ и 1C документооборот, до актуальных версий от поставщиков 1C. Сопровождение пользователей в процессе перехода на конфигурацию 1C ERP «Управление предприятием 2»: контроль за составлением бухгалтерской отчетности в системе ERP за 1 квартал 2020 года. Оперативное выявления ошибок в занесенной информации и рекомендации к устранению ошибок; контроль за вносимыми пользователями данными на этапе внедрения; помощь в чистке коллизий некорректно помеченных на удаление объектов.

Срок выполнения этапа: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

в) Третий этап:

Настройки интеграции систем 1С ERP и 1С документооборот:

a. Помощь в разработке блок схем бизнес-процессов (согласование договоров, согласование заявок на внутреннее потребление, согласование заявок на расходование денежных средств, согласование закупки.

b. Создание бизнес-процессов в системе 1C документооборот согласно разработанным блок схемам.

c. Настройка связи документов 1C документооборот и 1C ERP для целей согласования заявок.

d. Создание и настройка групп и прав доступа по пользователям в системе 1C документооборот.

Обновление системы 1C ERP, ФИО11 АТ и 1C документооборот, до актуальных версий от поставщиков 1C; сопровождение пользователей в процессе перехода на конфигурацию 1C ERP «Управление предприятием 2»: помощь в запуске блока бюджетирования в системе 1C ERP; контроль за вносимыми пользователями данными на этапе внедрения; помощь в чистке коллизий некорректно помеченных на удаление объектов.

Срок выполнения этапа: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Услуги могут быть оказаны исполнителем досрочно.

В соответствии с п.3.3 договора размер вознаграждения исполнителя составляет: 1-й этап - 805 000,00 руб., 2-й этап — 650 000.00 руб., 3-й этап — 630 000,00 руб. За каждый этап оказанных услуг. Указанный размер оплаты включает в себя все расходы исполнителя. По распоряжению исполнителя оплата за оказанные услуги производится в следующем порядке: ФИО1 производится оплата 964 500,00 руб., в том числе: 1-й этап — 372 390,00 руб., 2-й этап — 300 680 руб., 3-й этап — 291 430,00 руб., ФИО2 производится оплата 1 120 500,00 руб., в том числе: 1-й этап — 432 610,00 руб., 2-й этап — 349 320 руб., 3-й этап — 338 570,00 руб.

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1, ФИО2 и ООО «Новоангарский обогатительный комбинат» был заключен договор оказания услуг -У, согласно которого истцы приняли на себя обязательство оказать ответчику своим иждивением консультационные услуги, связанные с внедрением конфигурации 1C ERP «Управление предприятием 2.Бухгалтерский учет». Услуги оказываются в три этапа и включают в себя:

А) Первый этап: обновление системы 1C ERP, РАРУС УАТ и 1C документооборот, до актуальных версий от поставщиков 1C; сопровождение пользователей в процессе перехода на конфигурацию 1C ERP «Управление предприятием 2»: контроль за составлением бухгалтерской отчетности в системе ERP за 1 и 2 кварталы 2020 года. Оперативное выявления ошибок в занесенной информации и рекомендации к устранению ошибок. Контроль за вносимыми пользователями данными на этапе внедрения. Помощь в чистке коллизий некорректно помеченных на удаление объектов. Обновление системы ERP до версии 2.5 при условии корректности введенных данных в систему 2.4 (списки для корректировки будут предоставляться в бухгалтерию).

Помощь в запуске блока бюджетирования в системе 1C ERP: настройка интеграции систем 1C ERP и 1C документооборот; помощь в разработке блок схем бизнес-процессов (согласование договоров, согласование заявок на внутреннее потребление, согласование заявок на расходование денежных средств, согласование закупки); создание бизнес-процессов в системе 1C документооборот согласно разработанным блок схемам; настройка связи документов 1C документооборот и 1C ERP для целей согласования заявок; создание и настройка групп и прав доступа по пользователям в системе 1С документооборот.

Срок выполнения этапа: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Б) Второй этап: сопровождение пользователей в процессе перехода на конфигурацию 1C ERP «Управление предприятием 2»: контроль за составлением бухгалтерской отчетности в системе ERP за 1 и 2 кварталы 2020 года. Оперативное выявления ошибок в занесенной информации и рекомендации к устранению ошибок. Контроль за вносимыми пользователями данными на этапе внедрения. Помощь в чистке коллизий некорректно помеченных на удаление объектов. Исправление ошибок после обновления системы ERP до версии 2.5. Настройка интеграции систем 1C ERP и 1C документооборот: помощь в разработке блок схем бизнес-процессов (согласование договоров, согласование заявок на внутреннее потребление, согласование заявок на расходование денежных средств, согласование закупки); создание бизнес-процессов в системе 1C документооборот согласно разработанным блок схемам; создание и настройка групп и прав доступа по пользователям в системе 1C документооборот; обновление системы 1C ERP, ФИО11 АТ и 1C документооборот, до актуальных версий от поставщиков 1C.

Срок выполнения этапа: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В) Третий этап: настройка интеграции систем 1C ERP и 1C документооборот: Запуск процесса электронного согласования служебных записок. Создание бизнес-процессов в системе 1C документооборот согласно разработанным блок схемам; Настройка связи документов 1C документооборот и 1C ERP для целей согласования заявок; создание и настройка групп и прав доступа по пользователям в системе 1C документооборот; обновление системы 1C ERP, ФИО11 АТ и 1C документооборот, до актуальных версий от поставщиков 1C; сопровождение пользователей в процессе перехода на конфигурацию 1C ERP «Управление предприятием 2»: помощь в запуске блока бюджетирования в системе 1C ERP; контроль за вносимыми пользователями данными на этапе внедрения; помощь в чистке коллизий некорректно помеченных на удаление объектов.

Срок выполнения этапа: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Услуги могут быть оказаны исполнителем досрочно.

В соответствии с п.3.3 договора размер вознаграждения исполнителя составляет: 1-й этап - 650 000,00 руб., 2-й этап — 805 000,00 руб., 3-й этап — 630 000,00 руб. За каждый этап оказанных услуг. Указанный размер оплаты включает в себя все расходы исполнителя. По распоряжению исполнителя оплата за оказанные услуги производится в следующем порядке: ФИО1 производится оплата 964 500,00 руб., в том числе: 1-й этап — 300 680 руб., 2-й этап — 372 390,00 руб., 3-й этап — 291 430,00 руб., ФИО2 производится оплата 1 120 500,00 руб., в том числе: 1-й этап — 349 320 руб., 2-й этап — 432 610,00 руб., 3-й этап — 338 570,00 руб.

ДД.ММ.ГГГГ между истцами ФИО1, ФИО2 и ответчиком ООО «Новоангарский обогатительный комбинат» был заключен договор оказания услуг, согласно которого истцы приняли на себя обязательство оказать ответчику своим иждивением консультационные услуги, связанные с внедрением конфигурации 1C ERP «Управление предприятием 2.Бухгалтерский учет».

Услуги оказываются в три этапа и включают в себя:

А) Первый этап: обновление системы 1C ERP, ФИО11 АТ и 1C документооборот, до актуальных версий от поставщиков 1C; сопровождение пользователей в процессе перехода на конфигурацию 1C ERP «Управление предприятием 2»: контроль за составлением бухгалтерской отчетности в системе ERP

за 1 и 2 квартал 2020 года. Оперативное выявления ошибок в занесенной информации и рекомендации к устранению ошибок. Контроль за вносимыми пользователями данными на этапе внедрения. Помощь в чистке коллизий некорректно помеченных на удаление объектов. Написание процедуры автоматической замены номенклатуры и характеристик без перепроведения документов. Помощь в запуске блока бюджетирования в системе 1C ERP.

Настройка интеграции систем 1C ERP и 1C документооборот: настройка системы 1C документооборот согласно новым требованиям заказчика; помощь в разработке блок схем бизнес-процессов (согласование договоров, согласование заявок на внутреннее потребление, согласование заявок на расходование денежных средств, согласование закупки); создание бизнес-процессов в системе 1C документооборот согласно разработанным блок схемам; настройка связи документов 1C документооборот и 1C ERP для целей согласования заявок; создание и настройка групп и прав доступа по пользователям в системе 1C документооборот.

Срок выполнения этапа: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ октября 2020.

Б) Второй этап: обновление системы 1C ERP, РАРУС УАТ и 1C документооборот, до актуальных версий от поставщиков 1C; сопровождение пользователей в процессе перехода на конфигурацию 1C ERP «Управление предприятием 2»: контроль за составлением бухгалтерской отчетности в системе ERP за 3 и 4 квартал 2020 года. Оперативное выявления ошибок в занесенной информации и рекомендации к устранению ошибок. Контроль за вносимыми пользователями данными на этапе внедрения. Помощь в чистке коллизий некорректно помеченных на удаление объектов. Исправление ошибок после обновления системы ERP до версии 2.5. Сопровождения пользователей в системе 1C документооборот: настройка системы 1C документооборот согласно новым требованиям заказчика; помощь в разработке блок схем бизнес-процессов (согласование договоров, согласование заявок на внутреннее потребление, согласование заявок на расходование денежных средств, согласование закупки); создание бизнес-процессов в системе 1C документооборот согласно разработанным блок схемам; создание и настройка групп и прав доступа по пользователям в системе 1С документооборот.

Срок выполнения этапа: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В) Третий этап: обновление системы 1C ERP, ФИО11 АТ и 1C документооборот, до актуальных версий от поставщиков 1C; обновление системы 1C ERP, ФИО11 АТ и 1C документооборот, до актуальных версий от поставщиков 1C; сопровождение пользователей в процессе перехода на конфигурацию 1C ERP «Управление предприятием 2»: контроль за составлением бухгалтерской отчетности в системе ERP за 2020 год. Оперативное выявления ошибок в занесенной информации и рекомендации к устранению ошибок. Контроль за вносимыми пользователями данными на этапе внедрения. Помощь в чистке коллизий некорректно помеченных на удаление объектов. Исправление ошибок после обновления системы ERP до версии 2.5. Сопровождения пользователей в системе 1C документооборот: настройка системы 1C документооборот согласно новым требованиям заказчика; помощь в разработке блок схем бизнес-процессов (согласование договоров, согласование заявок на внутреннее потребление, согласование заявок на расходование денежных средств, согласование закупки); создание бизнес-процессов в системе 1C документооборот согласно разработанным блок схемам; создание и настройка групп и прав доступа по пользователям в системе 1C документооборот.

Срок выполнения этапа: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Услуги могут быть оказаны исполнителем досрочно.

В соответствии с п.3.3 договора размер вознаграждения исполнителя составляет: 1-й этап - 805 000,00 руб., 2-й этап — 630 000,00 руб., 3-й этап — 650 000,00 руб. За каждый этап оказанных услуг. Указанный размер оплаты включает в себя все расходы исполнителя. По распоряжению исполнителя оплата за оказанные услуги производится в следующем порядке: ФИО1 производится оплата 964 500,00 руб., в том числе: 1-й этап — 372 390,00 руб., 2-й этап — 291 430,00 руб., 3-й этап — 300 680 руб., ФИО2 производится оплата 1 120 500,00 руб., в том числе: 1-й этап — 432 610,00 руб., 2-й этап — 338 570,00 руб., 3-й этап — 349 320 руб.

Разрешая спор и отказывая ФИО2, ФИО1 в удовлетворении исковых требований к ООО «Новоангарский обогатительный комбинат» об установлении факта трудовых отношений и других, суд первой инстанции указал, что доказательств возникновения именно трудовых отношений между сторонами не представлено; имеющиеся доказательства не свидетельствуют о возникновении между сторонами трудовых отношений, о выполнении истцами обязанностей в соответствии со ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации, соблюдении ими правил внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, режима рабочего времени, выполнении установленных норм труда, а также наличии со стороны ответчика обязанностей работодателя в соответствии со ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации; кадровых решений в отношении истцов ответчиком не принималось.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что наличие данных договоров не свидетельствует о трудовых отношениях между сторонами, поскольку их предметом являлось поэтапное оказание консультационных услуг с внедрением конфигурации 1C ERP «Управление предприятием 2. Бухгалтерский и налоговый учет»; при этом, каждый из трех этапов по указанным договорам предусматривал конкретный и самостоятельный комплекс услуг, отличающийся друг от друга, в то время как при возникновении трудовых отношений на работника возлагаются трудовые обязанности, выполняемые в течение всего периода трудовых отношений.

Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований согласился.

Судебная коллегия находит выводы по существу данного спора судов первой и апелляционной инстанций основанными на неправильном применении норм материального права и сделанными с нарушением норм процессуального права.

В соответствии с частью 4 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации, если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии в порядке, установленном Кодексом, другими федеральными законами, были признаны трудовыми отношениями, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается (статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

В статье 57 Трудового кодекса Российской Федерации приведены требования к содержанию трудового договора, в котором, в частности, указываются: фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя - физического лица), заключивших трудовой договор, место и дата заключения трудового договора. Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия: место работы; трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы); дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, - также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с данным кодексом или иным федеральным законом; условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя); гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте, условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы); условия труда на рабочем месте; условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами.

Трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, если иное не установлено названным кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или трудовым договором, либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя (часть 1 статьи 61 Трудового кодекса Российской Федерации).

Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами (часть 1 статьи 67 Трудового кодекса Российской Федерации).

Трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе, а если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии были признаны трудовыми отношениями, - не позднее трех рабочих дней со дня признания этих отношений трудовыми отношениями, если иное не установлено судом (часть 2 статьи 67 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 определения от 19.05.2009 № 597-О-О, в целях предотвращения злоупотреблений со стороны работодателей и фактов заключения гражданско-правовых договоров вопреки намерению работника заключить трудовой договор, а также достижения соответствия между фактически складывающимися отношениями и их юридическим оформлением федеральный законодатель предусмотрел в части четвертой статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации возможность признания в судебном порядке наличия трудовых отношений между сторонами, формально связанными договором гражданско-правового характера, и установил, что к таким случаям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Данная норма Трудового кодекса Российской Федерации направлена на обеспечение баланса конституционных прав и свобод сторон трудового договора, а также надлежащей защиты прав и законных интересов работника как экономически более слабой стороны в трудовом правоотношении, что согласуется с основными целями правового регулирования труда в Российской Федерации как социальном правовом государстве (статья 1, часть 1 Трудового кодекса Российской Федерации; статьи 2 и 7 Конституции Российской Федерации).

Указанный судебный порядок разрешения споров о признании заключенного между работодателем и лицом договора трудовым договором призван исключить неопределенность в характере отношений сторон таких договоров и их правовом положении, а потому не может рассматриваться как нарушающий конституционные права граждан. Суды общей юрисдикции, разрешая подобного рода споры и признавая сложившиеся отношения между работодателем и работником либо трудовыми, либо гражданско-правовыми, должны не только исходить из наличия (или отсутствия) тех или иных формализованных актов (гражданско-правовых договоров, штатного расписания и т.п.), но и устанавливать, имелись ли в действительности признаки трудовых отношений и трудового договора, указанные в статьях 15 и 56 Трудового кодекса Российской Федерации. Из приведенных в этих статьях определений понятий «трудовые отношения» и «трудовой договор» не вытекает, что единственным критерием для квалификации сложившихся отношений в качестве трудовых является осуществление лицом работы по должности в соответствии со штатным расписанием, утвержденным работодателем, - наличие именно трудовых отношений может быть подтверждено ссылками на тарифно-квалификационные характеристики работы, должностные инструкции и любым документальным или иным указанием на конкретную профессию, специальность, вид поручаемой работы.

Таким образом, по смыслу статей 11, 15 и 56 Трудового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с положением части второй статьи 67 названного кодекса, согласно которому трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя, отсутствие в штатном расписании должности само по себе не исключает возможности признания в каждом конкретном случае отношений между работником, заключившим договор и исполняющим трудовые обязанности с ведома или по поручению работодателя или его представителя, трудовыми - при наличии в этих отношениях признаков трудового договора.

В силу части 3 статьи 19.1 Трудового кодекса Российской Федерации неустранимые сомнения при рассмотрении судом споров о признании отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями толкуются в пользу наличия трудовых отношений.

Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце третьем пункта 8 и в абзаце втором пункта 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», если между сторонами заключен договор гражданско-правового характера, однако в ходе судебного разбирательства будет установлено, что этим договором фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям в силу части четвертой статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации должны применяться положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. Если трудовой договор не был оформлен надлежащим образом, однако работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного представителя, то трудовой договор считается заключенным и работодатель или его уполномоченный представитель обязан не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения к работе оформить трудовой договор в письменной форме (часть вторая статьи 67 Трудового кодекса Российской Федерации).

Приведенные нормы трудового законодательства, определяющие понятие трудовых отношений, их отличительные признаки и особенности, форму трудового договора и его содержание, механизмы осуществления прав работника при разрешении споров с работодателем по квалификации сложившихся отношений в качестве трудовых, судами первой и апелляционной инстанций применены неправильно, без учета правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 определения от 19.05.2009 № 597-О-О, и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2.

Вместе с тем, вывод суда о том, что между сторонами сложились гражданско-правовые отношения, судом сделан без указания на конкретный вид гражданско-правовых договоров, имевших место между ФИО1, ФИО2 и ООО «Новоангарский обогатительный комбинат», и без применения норм Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающих конкретные виды гражданско-правовых договоров. Не определив, какой вид гражданско-правовых договоров был заключен между сторонами, суд соответственно не установил содержание и признаки этих договоров в сравнении с трудовым договором и трудовыми отношениями, допустив тем самым формальный подход к рассмотрению настоящего дела, в котором разрешается спор, связанный, по сути, с реализацией права гражданина на труд.

Согласно части 3 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (часть 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Между тем, суды первой и апелляционной инстанций отдали приоритет юридическому оформлению отношений между истцами и ответчиком, не выясняя при этом, имелись ли в действительности между сторонами, несмотря на заключенные договоры оказания услуг, признаки трудовых отношений и трудового договора, предусмотренные в статьях 15 и 56 Трудового кодекса Российской Федерации, и не было ли со стороны ответчика - ООО «Новоангарский обогатительный комбинат» - злоупотребления при заключении с ФИО1, ФИО2 договоров оказания услуг вопреки намерению работников, являющихся экономически более слабой стороной в этих отношениях, заключить трудовой договор.

Довод жалобы о нарушении судом норм процессуального права, выразившиеся в отказе в удовлетворении ходатайства о допросе свидетеля заслуживает внимания, поскольку в силу ст. 12, 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истцы имеют право на представление доказательств. Тем самым судом были нарушены принцип состязательности сторон, право сторон на представление доказательств, а также статья 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в которой указано на всестороннее, полное и объективное исследование имеющихся в деле доказательств.

Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав заявителей, в связи с чем решение Перовского районного суда г. Москвы от 19.03.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 02.09.2021 подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом суду первой инстанции следует учесть изложенное, установить обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора и вынести решение в соответствии с требованиями закона.

Руководствуясь статьями 379?, 379?, 390, 390? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Перовского районного суда г. Москвы от 19.03.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 02.09.2021 отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Перовский районный суд г. Москвы.

Председательствующий

Судьи