ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№88-17159/2021
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 9 ноября 2021 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гордиенко А.Л.,
судей Попова А.А., Папушиной Н.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 42RS0009-01-2020-008766-80 по исковому заявлению ФИО1 к ООО «РЭУ-21» о защите прав потребителей
по кассационной жалобе ООО «РЭУ-21» на решение Центрального районного суда города Кемерово Кемеровской области от 11 марта 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 29 июня 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Попова А.А., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
установила:
ФИО1 обратился с иском к обществу с ограниченной ответственностью «РЭУ-21» (далее ООО «РЭУ-21») о защите прав потребителей.
Требования мотивированы тем, что он проживает в жилом многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, который обслуживается ответчиком - управляющей компанией ООО «РЭУ-21».
В платежных документах на оплату коммунальных услуг, начиная с апреля 2020 г., дополнительно к плате за услугу «Обращение с твердыми коммунальными отходами», управляющей компанией отдельной строкой выставляется сумма налога на добавленную стоимость 20 % к данной услуге.
В этом же месяце ответчиком произведен перерасчет и истцу выставлена дополнительно к уплате сумма налога за период с января по март 2020 г.
Из выставляемых платежных документов следует, что получателем платы за обращение с ТКО является региональный оператор - ООО «Чистый город Кемерово», получателем суммы налога - управляющая компания ООО «РЭУ-21».
Полагает, что взимание ответчиком дополнительно к плате за обращение с твердыми коммунальными отходами суммы налога на добавленную стоимость с него, как потребителя коммунальной услуги, является незаконным и нарушает его права.
На основании Федерального закона от 26 июля 2019 г. № 211-ФЗ «О внесении изменений в главы 21 и 25 части 2 Налогового кодекса Российской Федерации» региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами с 1 января 2020 г. освобождены от уплаты НДС.
Согласно пп. 36 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ), к операциям, не подлежащим налогообложению (освобождаемым от налогообложения) относится реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Единые тарифы на услугу регионального оператора ООО «Чистый Город Кемерово» по обращению с ТКО на 2020 - 2022 г. утверждены постановлением Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 20 декабря 2019 г. № 691 «Об утверждении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Чистый Город Кемерово» и с 1 января 2020 г. для населения составляют 332,43 руб./м3 в год или 57,43 руб./чел. в месяц (НДС не облагается).
Полагает, что дополнительное взимание платы на 20% больше утвержденного размера приводит к нарушению ч. 2 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которой размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
К аналогичному выводу пришла Государственная жилищная инспекция Кузбасса в ответе от 25 сентября 2020 г. № 4609-кп, направленном на обращение его супруги по данной спорной ситуации.
В целях соблюдения претензионного порядка 7 октября 2020 г. ФИО1 направлено заявление в ООО «РЭУ-21» с просьбой прекратить предъявление к оплате в платежных документах суммы налога к стоимости услуги по обращению ТКО, а также произвести соответствующий перерасчет и возвратить переплату, начиная с 1 января 2020 г.
Ответом от 8 октября 2020 г. № 437 ответчик отказал в удовлетворении вышеуказанных требований, сославшись на то обстоятельство, что управляющая компания является плательщиком НДС, отказавшись от применения льготы, предусмотренной пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ, на основании п. 5 ст. 149 НК РФ. В связи с этим, полагает, что управляющая компания в силу п. 1 ст. 168 НК РФ обязана предъявлять к оплате покупателю сверх тарифа сумму НДС.
Считает изложенную в ответе позицию управляющей компании несостоятельной.
Сумма налога, неправомерно предъявленная ответчиком и оплаченная им, составляет: апрель 2020 г. - <данные изъяты> руб. и <данные изъяты> руб. (перерасчет за январь - март 2020), май 2020 г. - <данные изъяты> руб., июнь 2020 г. - <данные изъяты> руб., июль 2020 г. - <данные изъяты> руб., август 2020 г. - <данные изъяты> руб., сентябрь 2020 г. - <данные изъяты> руб. Итого: <данные изъяты> руб.
На основании изложенного, уточнив исковые требования, просил обязать ответчика прекратить предъявление к оплате в платежных документах по лицевому счету № суммы налога на добавленную стоимость к стоимости услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, произвести соответствующий перерасчет платы за коммунальную услугу и возвратить ему переплату в сумме <данные изъяты> руб., начиная с 1 января 2020 г. по 24 февраля 2021 г.
Решением Центрального районного суда города Кемерово Кемеровской области от 11 марта 2021 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 29 июня 2021 г., исковые требования удовлетворены. На ООО «РЭУ-21» возложена обязанность прекратить предъявление к оплате в платежных документах по лицевому счету № суммы налога на добавленную стоимость к стоимости услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, произвести перерасчет платы за коммунальную услугу, начиная с 1 января 2020 г. в сумме <данные изъяты> руб. по 24 февраля 2021 г.
ООО «РЭУ-21» подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанных судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, постановленных с нарушением норм процессуального и материального права. Указывают, что судом не дана оценка нормативно установленной обязанности управляющей компании начислять и уплачивать в бюджет НДС со стоимости реализуемых населению услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. При предоставлении с 1 января 2020 г. услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, приобретённых у регионального оператора без НДС, управляющая компания обязана исчислять и предъявить к оплате потребителям этих услуг соответствующую сумму НДС, поскольку отказалась от применения этой льготы (освобождения от налогообложения), направив в 2019г. в ИФНС России по г. Кемерово отказ от освобождения операций, оказываемых собственникам на основании пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ, от обложения НДС.
Полагают, что ссылка судов на п. 6 ст. 168 НК РФ не подтверждает обоснованность заявленных требований, поскольку данная норма права адресована не управляющей компании (исполнителю услуг), а органу тарифного регулирования, который единственно правомочен утверждать тарифы.
На кассационную жалобу ФИО1 направил возражения.
На кассационную жалобу представитель третьего лица МРИ №15 ФНС по Кемеровской области-Кузбасса направил отзыв.
В судебном заседании представитель ООО «РЭУ-21» адвокат Лякин В.Е., действующий на основании доверенности, настаивал на доводах кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений не допущено.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО «Чистый Город Кемерово» является региональным оператором по обращению с ТКО.
Деятельность регионального оператора осуществляется по регулируемым тарифам, которые устанавливаются РЭК Кузбасса.
Государственное регулирование тарифов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. N 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами».
Государственное регулирование тарифов на территории Кемеровской области-Кузбасса на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с постановлением РЭК Кузбасса от 20 декабря 2019 г. N 691 «Об утверждении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами» ООО «Чистый Город Кемерово».
Указанным нормативным правовым актом установлен тариф для населения с 1 января 2020 г. по 30 июня 2020 г. в размере <данные изъяты> руб./м3, с 1 июля 2020 г. по 31 декабря 2020 г. в размере <данные изъяты> руб./м3, который является предельным.
ФИО1 является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>.
ООО «РЭУ-21» является управляющей организацией, осуществляющей деятельность по управлению МКД по адресу: <адрес>, осуществляет оказание жилищных, коммунальных услуг, содержание и ремонт жилых помещений.
Между ООО «Чистый город Кемерово» и ООО «РЭУ-21» заключен договор от 1 июля 2019 г. N 101268 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, по условиям которого региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и местах, определенных в договоре, обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание и захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а ООО «РЭУ-21» обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Оплата услуг ООО «Чистый Город Кемерово» по обращению с ТКО с 2020 г. производится без учета НДС.
В свою очередь стоимость коммунальной услуги по вывозу ТКО предъявляется ООО «РЭУ-21» собственникам жилых помещений, с учетом НДС 20%, что следует из представленных истцом платежных документов.
Так, сумма налога, предъявленная ответчиком и оплаченная истцом, составляет: апрель 2020 г. - <данные изъяты> руб. и <данные изъяты> руб. (перерасчет за январь - март 2020), май 2020 г. - <данные изъяты> руб., июнь 2020 г. - <данные изъяты> руб., июль 2020 г. - <данные изъяты> руб., август 2020 г. - <данные изъяты> руб., сентябрь 2020 г. - <данные изъяты> руб. Итого: <данные изъяты> руб.
Суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, установив обстоятельства по делу, дав оценку представленным доказательствам, пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных ФИО1 требований, исходя из того, что операции по реализации услуг по обращению с ТКО, предусмотренные ч. 2 ст. 149 НК РФ освобождаются от обложения НДС при установлении органом регулирования тарифов введенного с 1 января 2020 г. предельного единого тарифа на услуги регионального оператора без учета НДС.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы судов отвечают требованиям законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно ч. 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Государственное регулирование тарифов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами".
Пунктом 2 статьи 24.8 Закона N 89-ФЗ определено, что регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО осуществляются по ценам, которые определены соглашением сторон, но не должны превышать предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО, установленные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области регулирования тарифов.
Согласно подпункту 36 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг по обращению с ТКО, оказываемых региональными операторами по обращению с ТКО.
В соответствии с подпунктом 29 пункта 3 статьи 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, региональных операторов по обращению с ТКО.
При этом частью 3 статьи 2 Федерального закона от 26 июля 2019 г. N 211-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй НК РФ" разъяснено, что положения подпункта 36 пункта 2 и подпункта 29 пункта 3 статьи 149 НК РФ применяются в отношении операций по реализации услуг по обращению с ТКО, оказываемых региональными операторами по обращению с ТКО, по предельным единым тарифам, вводимым в действие с 1 января 2020 г.
Пунктом 5 статьи 149 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные пунктом 3 данной статьи, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.
Реализация права общества на отказ от освобождения от налогообложения операций в соответствии с подпунктом 29 пункта 3, пунктом 5 статьи 149 НК РФ не может влечь негативных последствий для иных лиц.
В соответствии с п.6 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы). При этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцами, сумма налога не выделяется.
Согласно пояснениям РЭК Кузбасса при установлении единых тарифов на услуги регионального оператора по обращению с ТКО на 2020 г. соответствующая сумма НДС включена в расходы организации, тем самым единые тарифы, установленные РЭК, являются конечными (расходы включают сумму НДС), о чем свидетельствует пометка - "НДС не облагается".
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия находит обоснованными выводы судов о том, что включение в оплату работ (услуг) ежемесячной суммы налога на добавленную стоимость противоречит действующему законодательству, в связи с чем имеют место правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
Довод кассатора на положения п. 5 ст. 149 Налогового кодекса РФ не может быть признана обоснованной, так как предусмотренное этим пунктом ст. 149 НК право налогоплательщика, осуществляющего операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные пунктом 3 статьи 149 НК РФ, отказаться от освобождения осуществляемых операций от налогообложения не может являться основанием для возложения на потребителя услуг управления многоквартирным домом обязанности производить уплату налога на добавленную стоимость при получении услуг, реализация которых от налогообложения освобождена.
Доводы кассационной жалобы повторяют правовую позицию ответчика, тщательно исследованную судебными инстанциями и нашедшую верное отражение и правильную оценку в судебных постановлениях, и сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
При этом, согласно ч. 3 ст. 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Выводы суда мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела и закону. Нарушений норм материального, процессуального права не допущено. Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Кемерово Кемеровской области от 11 марта 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 29 июня 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ООО «РЭУ-21» - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: