ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-17475/2022 от 22.09.2022 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово 22 сентября 2022 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Зайцевой Е.Н.

судей Шабаловой О.Ф., Попова А.А.

старшего прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Афонина А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании посредством видео-конференц-связи гражданское дело по иску и.о. прокурора Северо-Енисейского района к Муниципальному унитарному предприятию «Управление коммуникационным комплексом Северо-Енисейского района», администрации Северо-Енисейского района об обязании устранения допущенных нарушений федерального законодательства в области природопользования и промышленной безопасности,

по кассационной жалобе администрации Северо-Енисейского района на решение Северо-Енисейского районного суда Красноярского края от 13 октября 2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 18 мая 2022 г.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Зайцевой Е.Н., выслушав представителя администрации Северо-Енисейского района Ходанову А.Н. поддержавшую доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Афонина А.В., возражавшего против доводов кассационной жалобы,

судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

И. о. прокурора Северо-Енисейского района обратился в суд с иском к МУП «Управление коммуникационным комплексом Северо-Енисейского района» об обязании устранения допущенных нарушений федерального законодательства в области природопользования и промышленной безопасности. Требования мотивированы тем, что МУП «УККР» с ДД.ММ.ГГГГ осуществляет хранение котельно-печного топлива - нефти на складе временного хранения нефти, расположенном в Северо-Енисейском районе на земельном участке, с кадастровым , , с нарушением требований Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". В соответствии с п. 2.6 Правил технической эксплуатации нефтебаз, утвержденных Приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ, здания, сооружения, технологическое и энергетическое оборудование, а также вспомогательные устройства и оборудование нефтебазы эксплуатируются в соответствии с разработанной на них проектно-эксплуатационной документацией. По результатам прокурорской проверки, с участием специалиста Енисейского управления Ростехнадзора, установлено, что при эксплуатации склада временного хранения нефти, МУП «УККР» допущены грубые нарушения требований федерального законодательства и нормативно-правовых актов в сфере промышленной безопасности опасных производственных объектов, а именно:

1) отсутствует регистрация опасного производственного объекта - склада временного хранения нефти и склада временного хранения нефти в государственном реестре в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

2) допущена эксплуатация опасного производственного объекта склада временного хранения нефти и склада временного хранения нефти при отсутствии лицензии;

3) допущена эксплуатация опасного производственного объекта склада временного хранения нефти и склада временного хранения нефти при отсутствии проектной документации;

4) резервуары №№ склада временного хранения нефти и склада временного хранения нефти эксплуатируются при отсутствии положительных заключений экспертизы промышленной безопасности;

5) не заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта (касаемо склада временного хранения нефти и склада временного хранения нефти ) за причинение вреда в результате аварии на опасном производственном объекте;

6) склад временного хранения нефти не оборудован специальными устройствами (светофорами, шлагбаумами или другими средствами, ограничивающими несогласованное движение транспорта) для предотвращения выезда заполненных нефтепродуктами автомобильных цистерн с опущенными в их горловины наливными устройствами пункт налива в автомобильные цистерны в установленном порядке;

7) склад временного хранения нефти не оснащен в установленном порядке ограничителями налива, позволяющими автоматически прекращать налив в автоцистерны при достижении заданного значения в целях исключения перелива нефтепродуктов через край горловины цистерны;

8) резервуары склада временного хранения нефти не оборудованы техническими системами и средствами, предотвращающими образование взрывоопасных смесей и возможность взрыва внутри резервуара для исключения образования взрывоопасной концентрации паров и сокращения потерь нефти и нефтепродуктов;

9) резервуары для нефти РВС , , , , склада временного хранения нефти, не оснащены газоуравнительной системой, не предусмотрены средства дистанционного отключения каждого резервуара от этой системы в случае его аварийного состояния;

10) резервуары для хранения нефти, находящиеся в эксплуатации склада временного хранения нефти, не оснащены устройствами для отбора проб и удаления подтоварной воды, приборами контроля и сигнализации, устройствами заземления и защиты от статического электричества контрольно-измерительными приборами;

И) на складе временного хранения нефти отсутствует пункт управления (операторная) и контроля процессами перекачки и слива-налива;

12) на складе временного хранения нефти отсутствует технологическая схема резервуарного парка;

13) на территории склада временного хранения нефти не предусмотрены технические средства, обеспечивающие оповещение об обнаружении аварийных выбросов горючих паров или разливов нефтепродуктов;

14) приемо-раздаточный патрубок резервуара РВС не защищён от коррозии;

15) на складе временного хранения нефти допущена эксплуатация без периодической оценки технического состояния (ревизии) линий технологических трубопроводов, включая арматуру;

16) допущена эксплуатация резервуаров с многочисленными локальными повреждениями обвалования, нарушающие его целостность, фактическое состояние устройства обвалования резервуарного парка не позволяет удержать объем нефтепродукта при разрушении наибольшего резервуара;

17) на складе временного хранения нефти сливо-наливная эстакада не оснащена в установленном порядке датчиками загазованности, не обеспечено автоматическое прекращение слива и налива при достижении загазованности воздушной среды выше 50% объемных от нижнего концентрационного предела распространения пламени;

18) на складе временного хранения нефти не предусмотрены специально оборудованные места для выполнения операций по аварийному освобождению неисправных цистерн от нефтепродуктов;

19) на складе временного хранения нефти не оборудована в установленном порядке сливоналивная эстакада средствами дистанционного отключения насосов, предназначенных для проведения операций налива нефтепродуктов в резервуары;

20) площадка склада нефтепродуктов не оборудована производственной и дождевой канализацией;

21) на складе временного хранения нефти отсутствует исполнительный план коммуникаций;

22) не разработана техническая документация, определяющая объем, периодичность и порядок организации и проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту оборудования, резервуаров и технологических трубопроводов;

23) на территории склада временного хранения нефти отсутствует прибор, определяющий направление и скорость ветра;

24) не предусмотрены на всех площадках опасного производственного объекта технические средства, обеспечивающие оповещение об обнаружении аварийных выбросов горючих паров или разливов нефтепродуктов;

25) не разработаны технические документы, регламентирующие обслуживание и эксплуатацию технологических трубопроводов;

26) не проводится периодическая ревизия технологических трубопроводов;

27) склад временного хранения нефти не оснащен в установленном порядке ограничителями налива, позволяющими автоматически прекращать налив в автоцистерны при достижении заданного значения в целях исключения перелива нефти продуктов через край горловины цистерны;

28) резервуары на складе временного хранения нефти не оборудованы техническими системами и средствами, предотвращающими образование взрывоопасных смесей и возможность взрыва внутри резервуара для исключения образования взрывоопасной концентрации паров и сокращения потерь нефтепродуктов;

29) резервуары РВС-2000 зав. , РВС-2000 зав. , РВС-500 зав. на складе временного хранения нефти , не оснащены газоуравнительной системой, не предусмотрены средства дистанционного отключения каждого резервуара от этой системы в случае его аварийного состояния;

30) на складе временного хранения нефти , не разработана техническая документация, определяющая объем, периодичность и порядок организации и проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту оборудования, резервуаров и технологических трубопроводов;

31) на территории склад временного хранения нефти отсутствует прибор, определяющий направление и скорость ветра;

32) на складе временного хранения нефти не предусмотрены на всех площадках опасного производственного объекта технические средства, обеспечивающие оповещение об обнаружении аварийных выбросов горючих паров или разливов нефтепродуктов;

33) на складе временного хранения нефти не разработаны технические документы, регламентирующие обслуживание и эксплуатацию технологических трубопроводов;

34) на складе временного хранения нефти не проводится периодическая ревизия технологических трубопроводов;

35) на складе временного хранения нефти отсутствует противопожарное оборудование;

36) на складе временного хранения нефти отсутствует система дренирования подтоварной воды.

С учетом изложенного, генеральному директору МУП «УККР» ДД.ММ.ГГГГ было внесено представление, однако до настоящего времени МУП «УККР» не выполнены действия по устранению нарушений действующего законодательства. Уточнив исковые требования, просил обязать МУП «УККР», в течении 3 месяцев, со дня вступления решения суда в законную силу, устранить нарушения законодательства о природопользовании и промышленной безопасности, а именно: зарегистрировать опасные производственные объекты в государственном реестре в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; получить лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасного объекта; разработать проектно-эксплуатационную документацию на склад временного хранения нефтепродуктов; получить положительное заключение экспертизы промышленной безопасности эксплуатирующихся резервуаров РВС-; заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном производственном объекте; разработать план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий. В отношении объекта - временного склада хранения ГСМ, расположенного: : оборудовать склад ГСМ, в установленном порядке, ограничителями налива, позволяющими автоматически прекращать налив в автоцистерны при достижении заданного значения в целях исключения перелива нефтепродуктов через край горловины цистерны; оборудовать резервуары техническими системами и средствами, предотвращающими образование взрыва опасных смесей и возможность взрыва внутри резервуара для исключения образования взрывоопасной концентрации паров и сокращения потерь нефти и нефтепродуктов; оборудовать РВС , , , , газоуравнительной системой, установить средства дистанционного отключения каждого резервуара от этой системы в случае его аварийного состояния; оборудовать резервуары для хранения ГСМ, находящиеся в эксплуатации устройствами, для отбора проб и удаления подтоварной воды, приборами контроля и сигнализации, устройствами заземления и защиты от статического электричества контрольно-измерительными приборами; установить пункт управления (операторная) и контроля процессами перекачки и слива-налива; обеспечить территорию склада ГСМ техническими средствами, обеспечивающие оповещение об обнаружении аварийных выбросов горючих паров или разливов нефтепродуктов; организовать проведение периодической оценки технического состояния (ревизии) линий технологических трубопроводов, включая арматуру; установить систематическое наблюдение за осадкой основания резервуаров, ежегодное проведение нивелирование окрайки днища резервуаров в абсолютных отметках не менее чем в восьми точках, но не реже чем через 6 метров; устранить многочисленные локальные повреждения обвалования, нарушающие его целостность; оборудовать сливо-наливную эстакаду в установленном порядке датчикам загазованности, обеспечить автоматическое прекращение слива и налива при достижении загазованности воздушной среды выше 50 % объемных от нижнего концентрационного предела распространения пламени; оборудовать специальное место для выполнения операций по аварийному освобождению неисправных цистерн от нефтепродуктов; установить отдельно стоящие молниеприемники (стержневые или тросовые) обеспечивающие в зоне налива нефтепродуктов (дизельного топлива) защиту железнодорожной эстакады от прямых ударов молнии и минимизацию вторичных её проявлений; оборудовать в установленном порядке сливоналивную эстакаду средствами дистанционного отключения насосов, предназначенных для проведения операций налива нефтепродуктов в резервуары; оборудовать площадку склада ГСМ производственной и дождевой канализацией; разработать исполнительный план коммуникаций; разработать техническую документацию, определяющую объем, периодичность и порядок организации и проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту оборудования, резервуаров и технологических трубопроводов; оборудовать все площадки опасного производственного объекта техническими средствами, обеспечивающими оповещение об обнаружении аварийных выбросов горючих паров или разливов нефтепродуктов; разработать технические документы, регламентирующие обслуживание и эксплуатацию технологических трубопроводов; организовать проведение периодической ревизии трубопроводов. В отношении объекта - склада ГСМ, расположенного в оборудовать резервуары техническими системами и средствами, предотвращающими образование взрывоопасных смесей и возможность взрыва внутри резервуара для исключения образования взрывоопасной концентрации I паров и сокращении потерь нефти и нефтепродуктов; оборудовать РВС газоуравнительной системой, средствами дистанционного отключения каждого резервуара от этой системы в случае его аварийного состояния; обеспечить системой дренирования подтоварной воды.

Определением суда от 17.05.2021 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечена администрация Северо-Енисейского района.

Решением Северо-Енисейского районного суда Красноярского края от 13 октября 2021 г. исковые требования и. о. прокурора Северо-Енисейского района Красноярского края удовлетворены, постановлено обжалуемое решение.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 18 мая 2022 г. постановлено указанное решение оставить без изменения.

В кассационной жалобе глава администрация Северо-Енисейского района Рябцев А.Н. просит судебные акты отменить. Указывает на нарушение судами норм материального и процессуального права, неверное определение обстоятельств по делу, на отсутствие должной оценки доводам администрация Северо-Енисейского района. Ссылается на то, что судами не идентифицирован спорный объект, поскольку объект, указанный в решении суда не совпадает с объектом заявленным прокурором.

Относительно кассационной жалобы от прокуратуры Красноярского края поступили возражения.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив дело в пределах доводов кассационной жалобы, в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия оснований для отмены обжалуемых судебных актов не находит.

В силу части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований не имеется.

Так, согласно положениям ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ (далее Федеральной закон N 116-ФЗ) определены правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов. Пунктом 1 статьи 5 данного Федерального закона орган государственного регулирования промышленной безопасности, уполномоченный Правительством Российской Федерации, осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики, по нормативно-правовому регулированию в области промышленной безопасности, разрешительные, контрольные и надзорные функции в этой области. Таким органом является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), действующая на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 401. Согласно Положению Ростехнадзор в числе прочего осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на этих объектах, транспортировании на них опасных веществ (подпункт 5.3.1.5), а равно за соблюдением в пределах своей компетенции теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями требований безопасности в сфере теплоснабжения (подпункт 5.3.1.21) и наделен правом проводить в пределах своей компетенции необходимые расследования, организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления контроля (надзора) в установленной сфере деятельности (подпункт 6.2).

Согласно ст. 2 Федерального закона № 116-ФЗ и п.1 приложения № 1 к нему, опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в Приложении 2 к настоящему закону количествах опасные вещества следующих видов: воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные, высокотоксичные, вещества, представляющие опасность для окружающей среды.

В соответствии с п. 2 статьи 2 Федерального закона N 116-ФЗ, опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Присвоение класса опасности опасному производственному объекту осуществляется при его регистрации в государственном реестре (пункт 4 статьи 2 Федерального закона N 116-ФЗ).

Согласно п. п. "а" - "ж" пункта 1 Приложения 1 к Федеральному закону N 116-ФЗ к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 к названному закону количествах опасные вещества следующих видов: воспламеняющиеся вещества, окисляющие вещества, горючие вещества, взрывчатые вещества, токсичные вещества, высокотоксичные вещества, вещества, представляющие опасность для окружающей среды.

Согласно п. п. 1, 2 ст. 6 Федерального закона N 116-ФЗ, к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности. Отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обязательным требованием к соискателю лицензии для принятия решения о предоставлении лицензии на эксплуатацию опасных производственных объектов является наличие документов, подтверждающих ввод опасных производственных объектов в эксплуатацию, или положительных заключений экспертизы промышленной безопасности на технические устройства, применяемые на опасных производственных объектах, здания и сооружения на опасных производственных объектах, а также в случаях, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона, деклараций промышленной безопасности.

В соответствии с п. 12 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" для эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, требуется лицензия.

Установлены ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" требования к организации, эксплуатирующей опасный производственный объект.

На основании ч. 1 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" экспертизе промышленной безопасности подлежат: документация на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта; документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности; технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона; здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий; декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта, или вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности; обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта.

Порядок разработки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах (далее - планы мероприятий) и требования к содержанию таких планов установлен Положением о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1437.

Приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ N 529 утверждены федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов".

Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что объект незавершенного строительства, расположенный по адресу:, находится в муниципальной собственности Муниципального образования Северо-Енисейского района Красноярского края. Указанный объект незавершенного строительства на основании распоряжения администрации Северо-Енисейского района от ДД.ММ.ГГГГ-р передан в хозяйственное ведение МУП «Управление коммуникационным комплексом Северо- Енисейского района».

Прокуратурой Северо-Енисейского района Красноярского края совместно со специалистами Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в присутствии генерального директора МУП «УККР» ФИО7, первого заместителя главы Северо-Енисейского района ФИО6, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения законодательства о промышленной безопасности при эксплуатации МУП «УККР» опасного производственного объекта - склада временного хранения нефти, расположенного в Северо-Енисейском районе на земельном участке с кадастровым номером , , а также трех дополнительных резервуаров , расположенных в гп. Северо-Енисейский, в ходе которой были выявлены нарушения требований законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов. По итогам проведенной проверки генеральному директору МУП «УККР» ФИО7 было внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды, о природопользовании и промышленной безопасности на опасных производственных.

Согласно постановлению Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ, генеральный директор МУП «УККР» - ФИО7 привлечена к административной ответственности по ч. 3 ст. 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ на предприятии создана комиссия для проведения служебного расследования, которой было установлено, что нарушения, изложенные в представлении, действительно имеются.

Приказом генерального директора МУП «УККР» от ДД.ММ.ГГГГ утвержден график работы по устранению нарушений на складе временного хранения котельно-печного топлива, расположенного на земельном участке Новокаламинского участкового лесничества (Енашимо), выявленных в ходе прокурорской проверки.

Приказом и. о. генерального директора МУП «УККР» от ДД.ММ.ГГГГ о выведении из эксплуатации с ДД.ММ.ГГГГ РВС -2000 м.куб. в количестве 1 ед., РВС-500 м. куб. в количестве 1 ед., расположенных в

Приказом генерального директора МУП «УККР» от ДД.ММ.ГГГГ утвержден план мероприятий по устранению нарушений, выявленных в результате оценки технического состояния резервуаров для хранения нефти по складу временного хранения котельно-печного топлива и на котельной ЦТВС в гп. Северо-Енисейский.

Ответчиком МУП «УККР» в подтверждении о частичном устранении выявленных недостатков, представлены договор от ДД.ММ.ГГГГ МУП «УККР» на приобретение шлагбаума AN-Motors ; договор от ДД.ММ.ГГГГ МУП «УККР» на приобретение магнитноэлектрического датчика ветра (2 комплекта); договоры от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, заключенные между МУП «УККР» и ИП ФИО8 на выполнение работ по усилению железобетонных фундаментов вертикальных стальных резервуаров РВС; договор поставки № от ДД.ММ.ГГГГ МУП «УККР» расходомера-счетчика ультразвукового ВЗЛЕТ МР исполнение УРСВ-744, ключа для монтажа/демонтажа крышки электронного блока «ВЗЛЕТ ТЭР»; договор от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между МУП «УККР» и ООО «Соврудник» об оказании маркшейдерских услуг для проведения нивелирования окрайки днищ резервуаров; акт от ДД.ММ.ГГГГ производства работ по установке молнеприемников; акт о приемке выполненных работ за октябрь ДД.ММ.ГГГГ, на складе временного хранения нефти в .

ДД.ММ.ГГГГ главным инженером МУП «УККР» утвержден технологический регламент по эксплуатации резервуаров расходного склада нефтепродуктов на территории котельной ЦТВС.

Согласно представленным в материалы дела отчетам о техническом освидетельствовании ), подготовленным ООО «ЭПБ» по заданию МУП «УККП», на основании результатов проведенного частичного обследования резервуаров для хранения нефти объемом 3000 м.куб., объемом 2000 м.куб., объемом 2000 м.куб., объемом 2000 м.куб. расположенных по адресу: ; резервуаров объемом 500 м.куб., объемом 1000 м.куб., объемом 2000 м.куб., расположенных по адресу:, состояние резервуаров определено как работоспособное; состояние резервуара для хранения нефти объемом 3000 м.куб., расположенного по адресу: определено как ограниченно-работоспособное. Рекомендуемый срок следующего технического обследования не позднее ДД.ММ.ГГГГ (т. 2 л.д. 220-259, т. 3).

ДД.ММ.ГГГГ генеральным директором МУП «УККР» ФИО7 в адрес прокуратуры района направлено информационное письмо о частичном устранении нарушений, выявленных в ходе проверки, а именно: разработан технический регламент по эксплуатации резервуаров расходного склада нефти, расположенного на территории котельной в гп. Северо-Енисейский; сменный журнал осмотра сливоналивных и раздаточных устройств не ведется по причине отсутствия их на расходном складе нефти; произведена закупка прибора для определения направления и скорости ветра; расходный склад нефти оборудован системой оповещения об обнаружении аварийных выбросов горючих паров или разливов нефти, которая состоит из кнопки, размещенной на резервуаре; утверждена форма журнала «Осмотров и ремонтов зданий, сооружений и оборудования расходного склада нефти на котельной гп. Северо-Енисейский; на каждую емкость централизованного водоснабжения установлены стволы для тушения пожаров и систем орошения, имеется установка ценообразования, размещены огнетушители; на корпуса резервуаров нанесены порядковые номера, согласно технической схеме; на котельной установлена система видеонаблюдения.

В подтверждении доводов о том, что склад временного хранения нефти по адресу: , не эксплуатируется, стороной ответчика представлены договор № хранения нефти от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между АО «Полюс Красноярск» и МУП «УККР»; проектная документация консервации объекта «Временный склад хранения котельно-печного топлива (сырая нефть)», расположенного вблизи ; приказ генерального директора МУП «УККР» от ДД.ММ.ГГГГ о консервации расходного склада хранения котельно-печного топлива сроком на 3 года, а также заключение экспертизы соответствия нормам и требованиям безопасности № консервации объекта «Временный склад хранения котельно-печного топлива (сырая нефть)», расположенного вблизи от ДД.ММ.ГГГГ.

Итоговая проверка опасного производственного объекта, эксплуатируемого МУП «УККР», на предмет устранения нарушений требований законодательства в области промышленной безопасности проведена специалистами Ростехнадзора Енисейского управления ДД.ММ.ГГГГ, с участием помощника прокурора Северо-Енисейского района ФИО9, начальника строительства МУП «УККР» - ФИО10, начальника юридического отдела МУП «УККР» - ФИО11

По результатам проверки составлена справка специалистами Ростехнадзора, из которой следует, что в ходе контрольно-надзорных мероприятий, поименованы выполненные мероприятия.

Установив обстоятельства по делу, дав оценку представленным доказательствам, доводам и возражениям сторон, руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд первой инстанции, пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, о ненадлежащей эксплуатации ответчиком складов временного хранения нефти, обследованных в рамках проведенной проверки, возложив на МУП «УККР» обязанность устранить вышеуказанные нарушения, в соответствии со ст. 206 ГПК РФ, в течении трех месяцев, со дня вступления решения суда в законную силу.

Суд кассационной инстанции полагает, что при постановлении решения суда и апелляционного определения, вопреки доводам кассационной жалобы администрации Северо-Енисейского района, судами верно определены обстоятельства по делу, выводы судов мотивированы, правовая позиция, основана на нормах права, регулирующих спорные правоотношения, учитывает характер этих правоотношений, а также конкретные обстоятельства дела.

Выводы судов основаны на всесторонней оценке представленных сторонами доказательств, с приведением мотивов, по которым суд отдает предпочтение одним доказательствам и отвергает другие, в соответствии с требованиями статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не противоречат требованиям действующего законодательства.

Доводы кассационной жалобы не содержат обстоятельств, которые могли повлиять на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергнуть выводы суда.

Выводы судов о том, что ответчиком при эксплуатации опасных производственных объектов, допущены нарушения, которые могут привести к возникновению аварийной ситуации с серьезными последствиями для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, нарушают требования законодательства о промышленной безопасности и создают угрозу причинения вреда окружающей среде, основаны на представленных в материалы дела доказательствах, согласуются с положениями Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» N 116-ФЗ от 21.07.1997 г., Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 27.04.2011 № 99, Правил промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов, утв. Приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 N 529, Приказа Ростехнадзора от 15.12.2020 N 533 "Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности».

Доводы кассационной жалобы о том, что судами не идентифицирован спорный объект, и что указанный в решении суда объект не совпадает с объектом заявленным прокурором, не соответствуют действительности. В тесте судебных актов содержится указание как на опасные производственные объекты, так и их характеристике, содержится указание на кадастровый номер земельного участка, на котором находятся объекты, так и на характеристике объектов недвижимости.

Доводы кассационной жалобы о том, что ответчиком были частично устранены недостатки, в связи с чем исковые требования подлежали уточнению прокурором либо подлежали удовлетворению в части, а не в полном объеме, являются несостоятельными, поскольку судами верно определено, что наличие проекта организации работ по консервации временного склада хранения нефти и заключения экспертизы о его соответствии нормам и требованиям безопасности, а также издание приказа МУП УККР о выведении с ДД.ММ.ГГГГ из эксплуатации РВС-2000, РВС- 500, не свидетельствуют о прекращении и невозможности эксплуатации опасных объектов. При этом, данные доводы могут быть приведены на стадии исполнительного производства.

Кроме того, консервация опасного производственного объекта в соответствии с требованиями ч.1 ст.8, ч.1 ст.13, ч.5 ст.14 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» МУП УККР не произведена, заключение экспертизы соответствия нормам и требованиям безопасности № ДП-2021-007.1 для внесения его в соответствующий реестр в Ростехнадзор не предоставлялось, МУП УККР не определено, какое количество резервуаров планируется законсервировать, сведений о проведении работ по консервации, в том числе сведений о том, что резервуары объемом 2000 куб.м, и 500 куб.м выедены из эксплуатации, в материалы дела не представлено.

Также, суды учитывая представленную в материалы дела документацию пришли к правильному выводу, что суммарный объем резервуаров, расположенных на складе ГСМ , позволяет одновременно находится на опасном производственном объекте такого количества опасного вещества, при котором в соответствии с классификацией опасных производственных объектов данный склад ГСМ подпадает под категорию опасных производственных объектов, в связи с чем, подлежит регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов.

Указание кассатора на недостоверность сведений, указанных в справке Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ, нарушении порядка проведения проверки и оформлением ее результатов, были в полной мере проверены и оценены судом апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку. С учетом материалов дела судом верно определено, что ДД.ММ.ГГГГ специалистами Ростехнадзора проведена документарная проверка на предмет устранения ранее выявленных нарушений в области промышленной безопасности, отраженных в справке от ДД.ММ.ГГГГ, были запрошены документы, при этом доказательств устранения нарушений в полном объеме МУП «УККР» в Ростехнадзор не представлено, что также подтверждается показаниями свидетеля ФИО12

С учетом изложенного следует, что доводы кассационной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были проверены и учтены судами при рассмотрении дела, фактически направлены на переоценку доказательств и выводов судов об установленных по делу обстоятельствах, иное толкование норм права.

Выраженное несогласие с выводами суда в части оценки доказательств и установленных обстоятельств в соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ не может являться основанием для пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений, поскольку отмена или изменение судебного постановления в кассационном порядке возможна лишь в случае допущения судебными инстанциями существенных нарушений норм материального или процессуального права, имевших место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита существенно нарушенных прав, свобод и законных интересов.

Оспариваемые судебные акты являются законными и обоснованными, постановленными в соответствии с нормами процессуального и материального права, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов не имеется.

Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Северо-Енисейского районного суда Красноярского края от 13 октября 2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 18 мая 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Северо-Енисейского района без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи