ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-18121/2021 от 19.08.2021 Шестого кассационного суда общей юрисдикции

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-18121/2021

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

кассационного суда общей юрисдикции

19 августа 2021 года г.Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Юровой О.В.,

судей Бросовой Н.В., Пияковой Н.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Смирнова И.Л. на решение Первомайского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 28 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 12 мая 2021 года по гражданскому делу № 2-2786/2020 по иску Смирнова И.Л. к АО «Ижевские электрические сети» о взыскании пособия в связи с увольнением.

Заслушав доклад судьи Юровой О.В., объяснения представителя АО «Ижевские электрические сети» Учаева А.П., действующего на основании доверенности от 09 ноября 2020 года, проверив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Смирнов И.Л. обратился в суд с иском к АО «Ижевские электрические сети», которым просил взыскать компенсацию (ежемесячное пособие) в связи с увольнением, ежемесячно по 24260 руб., начиная с 05 октября 2020 года. В обоснование требований указал, что с 07 февраля 2019 года являлся работником АО «Ижевские электрические сети» в должности юрисконсульта, с 24 апреля 2019 года - в должности специалиста МТО, совмещая должность юрисконсульта.

05 июня 2020 года истец уволен по сокращению штатов, на дату увольнения истец достиг возраста 60 лет, в связи с чем истец обратился в службу занятости по месту жительства для постановки на учёт.

В соответствии с пунктом 5.9 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2017-2019 годы предусмотрены социальные гарантии работникам, увольняемым по сокращению штатов или ликвидации предприятия, предусмотрено, что работникам предпенсионного возраста, но не более чем за два года до наступления установленного законодательством срока выхода на пенсию выплата ежемесячного пособия в размере двухкратной минимальной тарифной ставки в РФ, но не ниже прожиточного минимума в регионе до наступления пенсионного возраста или момента трудоустройства. Действие данного Соглашение продлено до декабря 2022 года. Минимальная тарифная ставка рабочих первого разряда не может быть менее минимального размера оплаты труда, установленного действующим законодательством (пункт 2.3.1 Соглашения). По состоянию на 01 июля 2020 года минимальный размер оплаты труда в РФ составляет 12130 рублей.

22 июня 2007 года на федеральном уровне заключено Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2008-2010 годы между Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения, Общероссийским отраслевым Объединением работодателей «Союз коммунальных предприятий» и федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, ответчик с письменным отказом о неприсоединении к данному Соглашению в ЖКХ в федеральный орган исполнительной власти не обращался.

Как следует из устава ответчика, основной целью и предметом деятельности предприятия является поставка коммунальной услуги по электроснабжению, следовательно, данное Соглашение обязательно к применению на данном предприятии.

Действие коллективного договора в АО «ИЭС» окончилось 25 марта 2019 года, продление или принятие нового коллективного договора не производилось. 16 марта 2017 года вступила в силу новая редакция Отраслевого тарифного соглашения в ЖКХ в РФ, действующего по 31 декабря 2022 года с сохранением прав работников.

При увольнении истца по сокращению штатов у ответчика есть обязанность по выплате заработной платы истцу не позднее 5 августа и 5 сентября 2020 года при условии постановки на учет в службу занятости, в службе занятости истец зарегистрирован в качестве безработного, вакансий по специальности служба занятости не имеет.

Решением Первомайского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 28 октября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 12 мая 2021 года, в удовлетворении исковых требований Смирнова И.Л. к АО «Ижевские электрические сети» о взыскании пособия в связи с увольнением.

В кассационной жалобе Смирнов И.Л. просит решение и апелляционное определение отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылается на неправильное применение судом норм материального права, неправильную оценку обстоятельств дела.

В возражениях на кассационную жалобу АО «Ижевские электрические сети» просит решение и апелляционное определение оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Выслушав объяснения представителя АО «Ижевские электрические сети» Учаева А.П., просившего судебные акты оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Иные лица, участвующие в деле, правом участия в судебном заседании кассационной инстанции не воспользовались, надлежащим образом уведомлены о принятии кассационной жалобы к производству и назначении судебного заседания, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с частью 2.1. статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения кассационной жалобы до начала судебного заседания не представили.

В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка участвующих в деле лиц в заседание суда кассационной инстанции не является препятствием в рассмотрении жалобы.

Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Из материалов дела следует и судом установлено, что с 07 февраля 2019 года истец работал в АО «ИЭС» на должности юрисконсульта.

В соответствии с дополнительным соглашением к трудовому договору от 24 апреля 2019 года истец с 24 апреля 2019 года переведён на должность специалиста материально-технического обеспечения (МТО).

Согласно приказа о сокращении численности (штата) работников от 21 мая 2020 года , должность истца (специалиста МТО) исключена из организационно-штатной структуры.

Соглашением о расторжении трудового договора от 05 июня 2020 года, стороны договорились расторгнуть 05 июня 2020 года трудовой договор между истцом и АО «ИЭС» от 07 февраля 2019 года на основании заявления истца от 04 июня 2020 года.

В соответствии с приказом о прекращении трудового договора и увольнении сотрудника от 05 июня 2020 года истец уволен в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (сокращение численности или штата работников организации).

В судебном заседании установлено, что на момент увольнения истцу ДД.ММ.ГГГГ года рождения исполнилось 60 лет.

В связи с изменением законодательства, достижение пенсионного возраста для выхода на пенсию истца перенесено на два года до 62 лет.

Разрешая спор, суд первой инстанции оставил исковые требования Смирнова И.Л. без удовлетворения, при этом исходил из того, чтоСмирновым И.Л. не представлено достаточно достоверных доказательств того, что Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы распространяется на ответчика. На дату принятия Смирнова И.Л. на работу ответчик не осуществлял экономическую деятельность, направленную на обеспечение жизнедеятельности населения, создание комфортных условий проживания граждан в своих жилищах и на благоустроенных территориях (пункты 1.3 -1.4 Соглашения).

Достаточно достоверных доказательств того, что заявленная истцом компенсация была предусмотрена в коллективном договоре ответчика, последним суду не представлено и судом не установлено.

Трудовым кодексом Российской заявленная истцом компенсация, при увольнении истца по инициативе работодателя, не предусмотрена. На дату увольнения истца (05 июня 2020 года) каких-либо компенсационных соглашений, а также коллективных договоров непосредственно у ответчика не действовало.

Суд апелляционной инстанции согласился с такими выводами суда первой инстанции.

При этом апелляционная инстанция указала, что Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 08 декабря 2016 года утверждено «Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы».

Данное соглашение 08 декабря 2016 года прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости.

Пунктом 1.13 указанного соглашения установлено, что настоящее Соглашение вступило в силу с 1 января 2017 года и пролонгировано согласно положениям части 2 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации до 31 декабря 2022 года включительно. Факт пролонгации настоящего Соглашения в соответствии с законодательством установлен уведомительной регистрацией.

Пунктом 1.2 соглашения предусмотрено, что настоящее Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений между полномочными представителями работников и работодателей Организаций, на которые распространяется действие Соглашения, вне зависимости от форм собственности Организаций, общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам, а также определяющий права, обязанности и ответственность сторон социального партнерства. Соглашение направлено на совершенствование системы взаимоотношений и согласования интересов между работниками, органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями по вопросам регулирования социально-трудовых и иных связанных с ними экономических отношений в жилищной и коммунальной сферах, а также на повышение эффективности работы организаций жилищно-коммунального хозяйства, на реализацию социально-экономических, трудовых прав и законных интересов работников данной отрасли.

В пункте 1.3 соглашения указано, что жилищно-коммунальное хозяйство - вид экономической деятельности, направленной на обеспечение жизнедеятельности населения, создание комфортных условий проживания граждан в своих жилищах и на благоустроенных территориях; жилищно-коммунальные хозяйства включают в себя виды деятельности, услуги, работы, поименованные в квалификационных характеристиках видов деятельности в Приказе Минстроя России от 27 апреля 2016 года № 286/пр «Об утверждении собирательных классификационных группировок отрасли ЖКХ» и иных нормативных правовых актах, регулирующих деятельность в сфере ЖКХ.

Пунктом 1.4 соглашения определено, что организации жилищно-коммунального хозяйства - юридические лица, осуществляющие виды экономической деятельности, услуги, работы, приведенные в Приложениях № 1, 4 и 5 к настоящему Соглашению.

На данные Организации жилищно-коммунального хозяйства распространяется действие Соглашения, в случае их присоединения к Соглашению в порядке, предусмотренном действующим законодательством и настоящим Соглашением, (пункт 1.4 в ред.Дополнительного соглашения, утв.Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 27 февраля 2018 года).

В приложении №4 к Соглашению указана Собирательная классификационная группировка видов экономической деятельности «Жилищно-коммунальное хозяйство» на основе общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС ред. 2) включены код по ОКВЭД 35.12, 35.13.

Пунктом 5.9 соглашения предусмотрено, что в случае расторжения трудового договора с работником, подлежащим увольнению в связи с сокращением численности или штата, с ликвидацией Организации работодатель выплачивает ему все виды вознаграждений, положенных работникам Организации и носящих квартальный, полугодовой, годовой и иной характер в размерах пропорционально отработанному времени, а также производит компенсационные выплаты, денежные вознаграждения в порядке и на условиях, закрепленных в компенсационных соглашениях или коллективных договорах, действующих непосредственно в Организациях:

а) увольняемым работникам - не менее 3-кратного среднего месячного заработка;

б) работникам предпенсионного возраста, но не более чем за два года до наступления установленного законодательством срока выхода на пенсию, - выплата ежемесячного пособия в размере двукратной минимальной тарифной ставки в Российской Федерации, но не ниже прожиточного минимума в регионе до наступления пенсионного возраста или момента трудоустройства.

Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз коммунальных предприятий», Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 16 марта 2017 года утверждено «Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы». Данное Отраслевое соглашение от 16 марта 2017 года прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости.

Пунктом 1.2 указанного соглашения установлено, что соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений между полномочными представителями работников и работодателей организаций установленных в соответствии с пунктом 1.4. настоящего Соглашения, на которые распространяются условия настоящего Соглашения, вне зависимости от форм собственности Организаций. Настоящее Соглашение определяет общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам, а также права, обязанности и ответственность сторон социального партнерства.

Настоящее Соглашение направлено на совершенствование системы взаимоотношений и согласования интересов между работниками, органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями по вопросам регулирования социально-трудовых и иных связанных с ними экономических отношений в жилищной и коммунальной сфере, а также на повышение эффективности работы организаций жилищно-коммунального хозяйства, на реализацию социально-экономических, трудовых прав и законных интересов работников данной отрасли.

В приложении №1 к отраслевому соглашению установлена Собирательная классификационная группировка видов экономической деятельности «Жилищно-коммунальное хозяйство» на основе общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС ред.2). Указаны виды экономической деятельности по ОКВЭД2 35.12.1, 35.12.2,35.13.

Пунктом 5.9 соглашения предусмотрено, что в случае расторжения трудового договора с работником, подлежащим увольнению в связи с сокращением численности или штата, с ликвидацией Организации в порядке и на условиях, закрепленных в трудовых договорах, локальных нормативных актах или коллективных договорах, действующих непосредственно в Организациях работодатель выплачивает ему рекомендуемые компенсационные выплаты (если они предусмотрены в коллективном договоре Организации).

К рекомендуемым компенсационным выплатам относятся выплаты, в том числе, работникам предпенсионного возраста, но не более чем за два года до наступления установленного законодательством срока выхода на пенсию, - выплата ежемесячного пособия в размере двукратной минимальной тарифной ставки (минимального оклада), установленной в Организации, но не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения в регионе до наступления пенсионного возраста или момента трудоустройства.

Таким образом, в настоящее время действует два отраслевых тарифных соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы, а именно Отраслевое тарифное соглашение от 08 декабря 2016 года и Отраслевое тарифное соглашение от 16 марта 2017 года, которые устанавливают возможность компенсационных выплат работникам организаций, относящихся к отрасли ЖКХ и присоединившимся к указанным Соглашениям.

В отношении присоединившихся к Соглашениям организаций формируется Общероссийский федеральный реестр участников Соглашения.

Истец в обоснование иска ссылается на оба Соглашения.

Сведений о том, что АО «Ижевские электрические сети» включено в региональный или Общероссийский федеральный реестр участников указанных соглашений не имеется. Поэтому данные Соглашения могут распространяться на АО «Ижевские электрические сети» в случае если оно входит в отрасль организаций жилищно-коммунального хозяйства, то есть является организацией жилищно-коммунального хозяйства и непосредственно осуществляет вид экономической деятельности, направленный на обеспечение жизнедеятельности населения, создание комфортных условий проживания граждан в своих жилищах и на благоустроенных территориях при условии если оно не отказалось в установленном порядке присоединится к Соглашениям.

Суд апелляционной инстанции, проанализировав выписку из ЕГРЮЛ от 26 октября 2020 года АО «Ижевские электрические сети», Устав указанного общества, коллективный договор АО «Ижевские электрические сети» на 2016 -2019 годы, договор аренды электросетевого имущества от 01 января 2019 года между АО «Ижевские электрические сети» (Арендодатель) и ПАО «МРСК Центра и Приволжья» (Арендатор), отчетность (сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг за отчетные месяцы) в ТОФСГС по Республике Удмуртия (Удмуртсгат) для осуществления федерального статистического наблюдения в соответствии с установленными формами, пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах АО «Ижевские электрические сети» за 2019 год и за 2020 год, ответ 07.05.2021 председателя Удмуртской республиканской организации профсоюза работников жизнеобеспечения, пришел к выводу, что с 01 января 2019 года АО «Ижевские электрические сети» не осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, связанную с жилищно-коммунальным хозяйством.

В отношении АО «Ижевские электрические сети» тарифное регулирование не осуществляется, расходы, которые предусмотрены пунктом 1.9 указанных Соглашений, не компенсируются.

До 01 января 2019 года ответчик оказывал услуги по передаче электрической энергии и покупку электрической энергии для компенсации потерь в электрических сетях по договору №К-146, заключенному 29 марта 2009 года между ответчиком и ОАО «МРСК Центра и Приволжья».

Данный договор расторгнут 01 января 2019 года в связи с продажей 27 декабря 2018 года электросетевого имущества, с помощью которого оказывались соответствующие услуги.

В связи с отсутствием электросетевого имущества, с помощью которого услуги по передаче электрической энергии могут оказываться, с 01 января 2019 года каких-либо иных договоров по оказанию услуг по передаче электрической энергии у ответчика не имеется, деятельности, подпадающей под тарифное регулирование в отношении ответчика, не осуществляется.

01 января 2019 года между Ответчиком (Арендодатель) и ПАО «МРСК Центра и Приволжья» (Арендатор) заключен договор аренды электросетевого имущества от 01 января 2019 года, согласно которому все оставшееся электросетевое имущество передано во временное владение и пользование на срок с 01 января 2019 года по момент продажи арендованного имущества (Дополнительное соглашение от 15 апреля 2019 года).

Таким образом, все имущество, посредством которого осуществляются действия по передаче электрической энергии и технологическому присоединению было передано с 01 января 2019 года в собственность и аренду ПАО «МРСК Центра и Приволжья». Ответчик с 01 января 2019 года не осуществлял финансово-хозяйственной деятельности, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством.

В связи с чем, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что из совокупности приведенных доказательств следует, что в период принятия истца на работу в АО «Ижевские электрические сети» и до его увольнения с 07 февраля 2019 года по 05 июня 2020 года АО «Ижевские электрические сети» не входило в отрасль организаций жилищно-коммунального хозяйства, не являлось организацией жилищно-коммунального хозяйства, поскольку не осуществляло вид экономической деятельности, направленный на обеспечение жизнедеятельности населения, создание комфортных условий проживания граждан в своих жилищах и на благоустроенных территориях (передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям (35.12), распределение электроэнергии (35.13)), в связи с чем на него не распространялось действие Отраслевых тарифных соглашений от 08 декабря 2016 года и от 16 марта 2017 года.

Коллективный договор АО «Ижевские электрические сети» заключен между работодателем в лице представителя генерального директора общества и работниками в лице представителя председателя Профкома общества.

В соответствии с пунктом 7.1 Коллективный договор заключен сроком на три года и вступает в силу с 01 апреля 2016 года.

Таким образом, срок действия Коллективного договора до 31 марта 2019 года, Коллективный договор прекратил свое действие с 01 апреля 2019 года. Кроме того, каких-либо положений по заявленной истцом компенсации, в Коллективном договоре не предусматривалось.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения (часть 4 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации).

Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты груда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства (часть 8 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением. Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет. Соглашение действует в отношении: всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением; работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения; органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств (часть 3 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации). Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях 3 и 4 статьи 48 Трудового кодекса (часть 5 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации). В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников (часть 6 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации). Как указано в части 7 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации, соглашением может быть предусмотрено, что в случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера отдельных положений соглашения работодатель и выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представитель (представительный орган), избранный работниками в случаях, предусмотренных Трудового кодекса Российской Федерации, вправе обратиться в письменной форме к сторонам соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя. Стороны рассматривают это предложение и могут принять соответствующее решение о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя. По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере груда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования (часть 8 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации). Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя (часть 9 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).

Статьей 49 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что изменение и дополнение соглашения производится в порядке, установленном данным кодексом для заключения соглашения, либо в порядке, установленном соглашением.

Исходя из приведенных выше положений Трудового кодекса Российской Федерации, подлежащих применению к спорным отношениям сторон, в отраслевых соглашениях и коллективных договорах могут устанавливаться условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам конкретной отрасли (промышленности), подлежащие применению работодателями при возникновении обстоятельств, оговоренных в отраслевом соглашении и коллективном договоре.

Судебная коллегия кассационного суда находит выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованными и не усматривает оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы, поскольку приведенные выше выводы судов предыдущих инстанций соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения и обстоятельствам данного гражданского дела.

Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией суда кассационной инстанции необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов судов первой и апелляционной инстанций не опровергли.

Вопреки доводам кассационной жалобы, из материалов дела следует, что в соответствии со статьями 12, 56, 57, 59 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суды правильно установили обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне, полно и объективно исследовали представленные сторонами по делу доказательства, дали им надлежащую правовую оценку с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности доказательств в их совокупности, отразив результаты их оценки в судебных актах.

Доводы кассационной жалобы о том, что договор купли-продажи сетевого имущества и договор от 01 января 2019 года аренды электросетевого имущества заключены с нарушением действующего законодательства подлежат отклонению, поскольку предметом настоящего спора являются иные правоотношения, возникшие между Смирновым И.Л. и АО «Ижевские электрические сети».

Иные доводы кассационной жалобы приводились заявителем ранее, являлись предметом исследования судов предыдущих инстанций, были обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в судебных постановлениях, по существу направлены на иную оценку представленных сторонами доказательств и иное толкование норм материального права.

Кассационная инстанция при проверке законности судебных постановлений нижестоящих судов не вправе входить в обсуждение фактической стороны дела. Исследование и оценка представленных лицами, участвующими в деле, доказательств в подтверждение своих доводов и возражений, установление обстоятельств, на которых основаны изложенные в судебных постановлениях выводы, отнесены законом к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций.

Кассационная жалоба не содержит указаний на обстоятельства, которые не были учтены судами и не получили правовую оценку.

При таких данных судебная коллегия суда кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы Смирнова И.Л.

Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Первомайского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 28 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 12 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Смирнова И.Л. - без удовлетворения.

Председательствующий О.В.Юрова

Судьи Н.В.Бросова

Н.А.Пиякова

Определение06.09.2021