ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-18272/2022 от 01.09.2022 Шестого кассационного суда общей юрисдикции

УИД 16RS0-34

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-18272/2022

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

кассационного суда общей юрисдикции

1 сентября 2022 г. г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Непопалова Г.Г.,

судей Федотовой Е.В. и Арзамасовой Л.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление прокурора Республики Татарстан на решение Новошешминского районного суда Республики Татарстан от 25 января 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 16 мая 2022 г. по гражданскому делу № 2-18/2022 по иску прокурора Новошешминского района Республики Татарстан в интересах Российской Федерации, муниципального образования «Новошешминский муниципальный район Республики Татарстан» и неопределенного круга лиц к Исполнительному комитету Новошешминского муниципального района Республики Татарстан о признании незаконным распоряжения о применении дисциплинарного взыскания в виде выговора, возложении обязанности уволить заместителя руководителя Исполнительного комитета Новошешминского муниципального района Республики Татарстан по социальным вопросам Еронтьева Александра Леонидовича в связи утратой доверия и расторжении трудового договора, обязании внести в трудовую книжку формулировку увольнения и направлении сведений об увольнении для включения в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия.

Заслушав доклад судьи Непопалова Г.Г., объяснения третьего лица Еронтьева А.Л., заключение прокурора четвертого отдела апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гуляевой Е.С., полагавшей обжалуемые судебные постановления подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, проверив материалы дела, судебная коллегия

установила:

прокурор Новошешминского района Республики Татарстан обратился в суд в интересах Российской Федерации, муниципального образования «Новошешминский муниципальный район Республики Татарстан» и неопределенного круга лиц с вышеуказанным иском к ответчику, мотивируя тем, что на основании распоряжения от 11 января 2013 г. № 2л/с Еронтьев А.Л. был принят на должность начальника МУ «Отдел образования Исполнительного комитета Новошешминского муниципального района Республики Татарстан», в последующем на основании распоряжения от 14 декабря 2020 г. л/с принят на должность заместителя руководителя Исполнительного комитета Новошешминского муниципального района Республики Татарстан по социальным вопросам.

В ходе проведения прокурорской проверки было установлено, что Еронтьев А.Л., занимая должность начальника, а в последующем заместителя руководителя, не принял меры по урегулированию конфликта интересов и лично заключал муниципальные контракты со своей супругой – индивидуальным предпринимателем Еронтьевой И.А.: в 2017 г. – 2 контракта на сумму 66090 рублей; в 2018 г. – 7 контрактов на сумму 73797 рублей; в 2019 г. – 6 контрактов на сумму 51990 рублей, в 2020 г. – 3 контракта на сумму 14426 рублей. Всего муниципальными учреждениями Новошешминского муниципального района Республики Татарстан, в том числе подотчетными Еронтьеву А.Л. учреждениями образования и культуры, с 2017 г. по настоящее время было заключено 616 контрактов с ИП Еронтьевой И.А. на сумму 3815212 рублей 88 копеек.

Данные обстоятельства были подтверждены 28 апреля 2018 г. на заседании Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в Новошешминском муниципальном районе Республики Татарстан и руководителю Исполнительного комитета Фасахову Р.Р. рекомендовано привлечь Еронтьева А.Л. к дисциплинарной ответственности, а также последнему прекратить перечисление денежных средств на расчетный счет ИП Еронтьевой И.А., однако, решение Комиссии указанными лицами было проигнорировано.

Еронтьев А.Л., используя должностное положение, создавал условия для поставки товаров супругой, с целью получения последней дополнительного материального вознаграждения, что расценивается как конфликт интересов. При таких обстоятельствах, к Еронтьеву А.Л. надлежало применить взыскание в виде увольнения с муниципальной службы в связи с утратой доверия.

Вместе с тем, 16 ноября 2021 г. материалы проверки о соблюдении заместителем Еронтьевым А.Л. требований к служебному поведению и требований к урегулированию конфликта интересов по фактам, изложенным в представлении прокуратуры района, рассмотрены на заседании Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, по итогам заседания которой было установлено, что Еронтьев А.Л. не соблюдал требования к служебному поведению об урегулировании конфликта интересов, было рекомендовано применить к нему меру дисциплинарного взыскания в виде выговора.

По мнению прокурора, принятое Комиссией решение противоречит принципу неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений и является незаконным.

С учетом изложенного, прокурор Новошешминского района Республики Татарстан просил суд: признать незаконным распоряжение о применении к Еронтьеву А.Л. дисциплинарного взыскания в виде выговора; а также обязать ответчика уволить Еронтьева А.Л. в связи утратой доверия, расторгнуть с ним трудовой договор по указанному выше основанию, внести в трудовую книжку соответствующую формулировку увольнения и направить сведения для включения в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия.

Решением Новошешминского районного суда Республики Татарстан от 25 января 2022 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 16 мая 2022 г., в удовлетворении исковых требований прокурора Новошешминского района Республики Татарстан отказано.

В кассационном представлении прокурором Республики Татарстан ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений как незаконных. Основаниями для отмены судебных актов заявитель указывает нарушения норм материального и процессуального права, поскольку судами неверно определены юридически значимые обстоятельства по делу и не дана надлежащая оценка представленным доказательствам.

В судебном заседании третье лицо Еронтьев А.Л. возражал против удовлетворения кассационного представления, обжалуемые судебные акты полагает законными, обоснованными и не подлежащими отмене.

Представитель Исполнительного комитета Новошешминского муниципального района Республики Татарстан в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просил.

В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационное представление рассмотрено в отсутствие указанного выше неявившегося лица, участвующего в деле.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, заслушав объяснения третьего лица Еронтьева А.Л., заключение прокурора, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такого характера нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций.

Как установлено судами и усматривается из материалов дела, распоряжением от 11 января 2013 г. л/с Еронтьев А.Л. был назначен начальником отдела образования Исполнительного комитета Новошешминского муниципального района Республики Татарстан и в тот же день с ним заключен трудовой договор № 2.

Из копий договоров поставки № 1 от 31 октября 2017 г., № 3 от 28 ноября 2017 г., № 4 от 22 января 2018 г., № 5 от 23 января 2018 г., № 49 от 19 апреля 2018 г., № 59 от 17 мая 2018 г., № 71 от 6 июня 2018 г., № 376 от 21 июня 2018г., № 86 от 24 июля 2018 г., № 4 от 21 января 2019 г., № 98 от 7 мая 2019г., № 122 от 10 июня 2019 г., № 6 от 28 января 2019 г., № 76 от 4 апреля 2019 г., № 70 от 25 марта 2020 г., № 192 от 13 ноября 2020 г., № 193 от 13 ноября 2020г. следует, что в их заключении принимали участие с одной стороны начальник отдела образования Исполнительного комитета Новошешминского муниципального района Республики Татарстан Еронтьев А.Л. и с другой его супруга – ИП Еронтьева И.А. Суммы по договорам составляли от 1080 рублей до 46000 рублей, а всего на общую сумму 206303 рубля, оплата в последующем перечислением по платежным поручениям за подписью бухгалтера Павловой Е.М.

Судами также установлено, что 24 мая 2018 г. Еронтьев А.Л. обратился в Комиссию по координации работы по противодействию коррупции в Новошешминском муниципальном районе Республики Татарстан с вопросом о конфликте интересов по заключению прямых договоров с поставщиком на приобретение канцелярских товаров между МУ «Отдел образования Исполнительного комитета Новошешминского муниципального района Республики Татарстан» и ИП Еронтьевой И.А.

Из протокола заседания Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих к урегулированию конфликта интересов в Новошешминском муниципальном районе Республики Татарстан от 28 апреля 2018 г. следует, что руководителю Исполнительного комитета Новошешминского муниципального района Республики Татарстан рекомендовано привлечь Еронтьева А.Л. к дисциплинарной ответственности в виде выговора.

Распоряжением руководителя Исполнительного комитета Новошешминского муниципального района Республики Татарстан от 14 декабря 2020 г. Еронтьев А.Л. принят на должность заместителя руководителя Исполнительного комитета Новошешминского муниципального района Республики Татарстан по социальным вопросам.

Из материалов дела также следует, что 22 октября 2021 г. в адрес Исполнительного комитета Новошешминского муниципального района Республики Татарстан было направлено представление прокурора об урегулировании конфликта интересов, по итогам рассмотрения которого Комиссия рекомендовала представителю нанимателя применить к муниципальному служащему Еронтьеву А.Л. меру дисциплинарного взыскания в виде выговора.

Распоряжением № 122л/с от 17 ноября 2021 г. Еронтьев А.Л. был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора за нарушение требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.

Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора Новошешминского района Республики Татарстан, суд первой инстанции исходил из того, что факт неисполнения Еронтьевым А.Л. обязанностей, установленных законом в целях противодействия коррупции, не нашел своего подтверждения, в связи с чем правовых оснований для применения более жесткого дисциплинарного взыскания, чем выговор, у работодателя не имелось.

При этом, суд первой инстанции исходил из того, что действительно, при исполнении должностных обязанностей на должности начальника МУ «Отдел образования Исполнительного комитета Новошешминского муниципального района Республики Татарстан» в период с 31 октября 2017 г. по 13 ноября 2020 г. Еронтьев А.Л. непосредственно заключал договоры поставок со своей супругой ИП Еронтьева И.А. в качестве стороны. Вместе с тем, каких-либо сведений о наличии таких договоров в период исполнения истцом обязанностей с 14 декабря 2020 г. в должности заместителя руководителя Исполнительного комитета Новошешминского муниципального района Республики Татарстан по социальным вопросам, материалы дела не содержат.

С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что правовые основания для увольнения ответчика с должности заместителя руководителя Исполнительного комитета Новошешминского муниципального района Республики Татарстан по социальным вопросам в порядке исполнения требований, установленных положениями статьи 14.1 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», у работодателя отсутствовали.

С приведенными выше выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.

Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции считает, что приведенные выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права к спорным отношениям и сделаны с существенным нарушением норм процессуального права.

Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, граждан иностранных государств – участников международных договоров Российской Федерации, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе (далее – граждане), прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих урегулированы Федеральным законом от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ).

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 2 марта 2007 г. №25-ФЗ правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (далее – законодательство о муниципальной службе), уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (часть 1). На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом (часть 2).

Согласно части 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

В силу пункта 7.1 части 1 и части 7 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя. Сведения о применении к работнику дисциплинарного взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия на основании пункта 7.1 части 1 настоящей статьи включаются работодателем в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, предусмотренный статьей 15 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Пунктом 11 части 1 статьи 12 Федерального закона от 2 марта 2007 г. №25-ФЗ установлено, что муниципальный служащий обязан уведомлять в письменной форме представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.

Порядок урегулирования конфликта интересов на муниципальной службе предусмотрен статьей 14.1 Федерального закона от 2 марта 2007 г. №25-ФЗ, из которой следует, что предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в его отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов (часть 2.1). Непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы (часть 2.3).

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 19 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ помимо оснований для расторжения трудового договора, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, трудовой договор с муниципальным служащим может быть также расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случае несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных статьями 13, 14, 14.1 и 15 настоящего Федерального закона.

Согласно статье 27 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ за совершение дисциплинарного проступка – неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей – представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить дисциплинарное взыскание в виде увольнения с муниципальной службы по соответствующим основаниям (пункт 3 части 1). Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (часть 3).

При этом, в соответствии с частью 2 статьи 27.1 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения правонарушений, установленных статьями 14.1 и 15 настоящего Федерального закона.

Вместе с тем, основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее по тексту – Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ).

В силу статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий) (часть 1). В части 1 настоящей статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (часть 2). Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается на государственных и муниципальных служащих (пункт 1 части 3).

Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов установлен статьей 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ, из которой следует, что лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов (часть 1). Лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно (часть 2). Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов (часть 4). Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, осуществляются путем отвода или самоотвода указанного лица в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации (часть 5). Непринятие лицом, указанным в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 6).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ, в случае непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является, лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия.

Из приведенных выше взаимосвязанных положений Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ и Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ следует, что федеральный законодатель создал правовой механизм, обеспечивающий реализацию мер по предупреждению коррупции и борьбе с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений, который предусматривает обязанность муниципального служащего принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, в том числе путем отвода или самоотвода указанного лица. При этом, под конфликтом интересов действующее правовое регулирование предусматривает ситуацию, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) самим муниципальным служащим и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми муниципальный служащий и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями. Непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица с муниципальной службы в связи с утратой доверия.

Следовательно, применение к муниципальному служащему, не исполнившему свою обязанность по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, дисциплинарного взыскания в виде увольнения с муниципальной службы в связи с утратой доверия имеет целью предупреждение совершения муниципальными служащими коррупционных правонарушений и является обязанностью представителя нанимателя (работодателя). Возможность применения к муниципальному служащему иных видов дисциплинарного взыскания, в случае непринятия им мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, действующим правовым регулированием не предусмотрена.

Таким образом, обстоятельствами, имеющими значение для дела при разрешении настоящего спора, являются: содержится ли в действиях Еронтьева А.Л. конфликт интересов; принимались ли им меры по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов; сообщал ли Еронтьев А.Л. представителю нанимателя (работодателю) о наличии в его действиях конфликта интересов и какие в связи с этим были приняты меры как самим муниципальным служащим, так и представителем нанимателя (работодателем); соблюден ли представителем нанимателя (работодателем) порядок привлечения Еронтьева А.Л. к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного правонарушения.

Содержание обжалуемых судебных постановлений дает основание для вывода о том, что нормативные положения, регулирующие порядок привлечения муниципального служащего к дисциплинарной ответственности за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, применены судебными инстанциями при рассмотрении настоящего дела неправильно, требования процессуального закона к доказательствам и доказыванию не соблюдены. Вследствие этого спор по иску прокурора Новошешминского района Республики Татарстан разрешен с нарушением норм права, регулирующих спорные отношения, при неустановлении обстоятельств, имеющих значение для дела.

Так, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что: факт неисполнения Еронтьевым А.Л. обязанностей, установленных законом в целях противодействия коррупции, не нашел своего подтверждения, так как в 2018 г. вопрос о наличии в его действиях конфликта интересов уже разрешался работодателем; выбор вида дисциплинарного взыскания за совершение коррупционного правонарушения является правом работодателя; с 14 декабря 2020 г. Еронтьев А.Л. работает в должности заместителя руководителя Исполнительного комитета Новошешминского муниципального района Республики Татарстан по социальным вопросам; сведений о заключении Еронтьевым А.Л. со своей супругой договоров в период исполнения обязанностей с 14 декабря 2020 г. в должности заместителя руководителя Исполнительного комитета Новошешминского муниципального района Республики Татарстан по социальным вопросам материалы дела не содержат.

Между тем, из материалов дела следует, что решением Комиссии по соблюдение требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в Новошешминском муниципальном районе (протокол от 28 апреля 2018 г. № 2) признано, что при исполнении должностных обязанностей начальника отдела образования Исполнительного комитета Новошешминского муниципального района Республики Татарстан Еронтьевым А.Л. в части перечисления денежных средств на расчетный счет ИП Еронтьевой И.А., являющейся супругой Еронтьева А.Л., за подарочные наборы и бумагу для принтера в сумме 66090 рублей конфликт интересов присутствовал. Руководителю Исполнительного комитета Новошешминского муниципального района Республики Татарстан рекомендовано принять распорядительный акт о привлечении начальника отдела образования Исполнительного комитета Новошешминского муниципального района Республики Татарстан Еронтьева А.Л. к дисциплинарной ответственности в виде выговора. Кроме того, Еронтьеву А.Л. рекомендовано прекратить перечисление денежных средств отдела образования Исполнительного комитета Новошешминского муниципального района Республики Татарстан на расчетный счет ИП Еронтьевой И.А.

Несмотря на это, из материалов дела следует, что после принятия указанного выше решения Еронтьев А.Л. продолжил лично заключать муниципальные контракты со своей супругой – ИП Еронтьевой И.А.: в 2018 г. – 7 контрактов на сумму 73797 рублей; в 2019 г. – 6 контрактов на сумму 51990 рублей; в 2020 г. – 3 контракта на сумму 14426 рублей. При этом, заключение указанных выше контрактов не было обусловлено проведением соответствующих конкурсов и победой в них ИП Еронтьевой И.А., в связи с чем Еронтьев А.Л. не имел бы возможности отказаться от их заключения.

Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях Еронтьева А.Л. конфликта интересов, как до принятия решения от 28 апреля 2018 г. № 2, так и после этого, вплоть до 13 ноября 2020 г., а также о непринятии указанным выше муниципальным служащим мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

Факт обращения Еронтьева А.Л. в Комиссию по координации работы по противодействию коррупции в Новошешминском муниципальном районе Республики Татарстан с вопросом о конфликте интересов по заключению прямых договоров с поставщиком на приобретение канцелярских товаров между МУ «Отдел образования Исполнительного комитета Новошешминского муниципального района Республики Татарстан» и ИПЕронтьевой И.А. не свидетельствует о принятии муниципальным служащим мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, поскольку принятое по обращению формальное решение и последующие действия Еронтьева А.Л. (заключение контрактов с ИП Еронтьевой И.А. в период 2018-2020 г.г.) указывают лишь на то, что обращение в Комиссию преследовало цель придания законности продолжающимся действиям муниципального служащего по заключению муниципальных контрактов со своей супругой.

Также, суды предыдущих инстанций необоснованно сослались на то обстоятельство, что с 14 декабря 2020 г. Еронтьев А.Л. работает в должности заместителя руководителя Исполнительного комитета Новошешминского муниципального района Республики Татарстан по социальным вопросам и с указанного момента не заключал муниципальные контракты со своей супругой, поскольку, по смыслу приведенных выше положений закона, непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица с муниципальной службы в связи с утратой доверия. То обстоятельство, что муниципальный служащий перешел на другую работу и продолжает проходить муниципальную службу на иной должности, не является основанием для освобождения от дисциплинарной ответственности за совершенное коррупционное правонарушение. Иное толкование приведенных выше положений закона противоречит принципу неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений, установленному пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 25 декабря 2008г. № 273-ФЗ.

Ввиду неправильного толкования и применения норм материального права к спорным отношениям приведенные выше обстоятельства не были учтены судами предыдущих инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов.

Вместе с тем, согласно части 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, конкретизирующей статью 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В развитие указанных принципов статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

По данному делу юридически значимым и подлежащим определению и установлению с учетом исковых требований прокурора Новошешминского района Республики Татарстан и их обоснования, возражений ответчика и третьего лица Еронтьева А.Л. относительно иска и регулирующих спорные отношения норм материального права являлся, в том числе, факт соблюдения представителем нанимателя (работодателем) порядка привлечения муниципального служащего к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного правонарушения.

В результате неправильного применения норм права, регулирующих спорные отношения, указанные выше юридически значимые обстоятельства для правильного разрешения спора судами первой и апелляционной инстанций определены и установлены не были, предметом исследования и оценки судебных инстанций в нарушение приведенных требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не являлись.

Изложенное, по мнению судебной коллегии по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, свидетельствует о формальном подходе судов первой и апелляционной инстанций к рассмотрению настоящего дела.

При таких обстоятельствах обжалуемые судебные постановления судов первой и апелляционной инстанций нельзя признать законными, поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов Российской Федерации, муниципального образования «Новошешминский муниципальный район Республики Татарстан» и неопределенного круга лиц, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.

Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Новошешминского районного суда Республики Татарстан от 25 января 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 16 мая 2022 г. отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции – Новошешминский районный суд Республики Татарстан.

Председательствующий Г.Г. Непопалов

Судьи Е.В. Федотова

Л.В. Арзамасова

Определение30.09.2022