ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-1835/2021 от 18.02.2021 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

Дело № 88-1835/2021

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Челябинск 18 февраля 2021 года

Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Козиной Н.М., рассмотрев гражданское дело № 2-709/2020 по иску заместителя прокурора Горнозаводского района Пермского края в интересах Закирзянова Мубаракжена к Государственному учреждению – Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании компенсации расходов на приобретение лекарственных средств и изделий медицинского назначения,

по кассационной жалобе Государственного учреждения – Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение мирового судьи судебного участка № 4 Свердловского судебного района города Перми от 28 мая 2020 года и апелляционное определение Свердловского районного суда города Перми от 25 сентября 2020 года,

установил:

Заместитель прокурора Горнозаводского района Пермского края обратился в суд с иском в интересах Закирзянова Мубаракжена к Государственному учреждению - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее по тексту - Фонд) о взыскании компенсации расходов на приобретение лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

В обоснование исковых требований указал, что Закирзянов М. является инвалидом I группы бессрочно, инвалидность получена в связи с несчастным случаем на производстве. На основании программы реабилитации ему требуются лекарственные средства и изделия медицинского назначения в дозировках и количестве, указанных в программе реабилитации. На основании рецептов Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края «Горнозаводская районная больница» (далее по тексту – ГБУЗ ПК «Горнозаводская районная больница») Закирзяновым М. были приобретены за собственные средства, прописанные ему лекарственные средства и изделия медицинского назначения на общую сумму 7 291 руб. 10 коп. Закирзянов М. дважды обращался к ответчику с заявлением об оказании государственной услуги по компенсации расходов на приобретение лекарственных средств приложив копии рецептов, кассовых и товарных чеков, бланков заказов. Ответчик отказал Закирзянову М. в оплате, сославшись на то, что оформление представленных кассовых чеков не соответствует требованиям законодательства.

Решением мирового судьи судебного участка № 4 Свердловского судебного района города Перми от 28 мая 2020 года исковые требования заместителя прокурора Горнозаводского района Пермского края в интересах Закирзянова М. к Государственному учреждению - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации удовлетворены, с Фонда в пользу Закирзянова М. взыскана с компенсация расходов на приобретение лекарственных средств и изделий медицинского назначения на сумму 7 291 руб. 10 коп.

03 июля 2020 года мировым судьей судебного участка № 4 Свердловского судебного района города Перми по вышеуказанному иску принято дополнительное решение, которым Государственное учреждение - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины.

Апелляционным определением Свердловского районного суда города Перми от 25 сентября 2020 года решение мирового судьи судебного участка № 4 Свердловского судебного района города Перми от 28 мая 2020 года оставлено без изменения.

Обратившись в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции Государственное учреждение - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в своей кассационной жалобе ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.

В своих возражениях заместитель прокурора Горнозаводского района Пермского края просит оставить кассационную жалобу Государственного учреждения - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации без удовлетворения, указывая на обоснованность выводов судов и фактическое исполнение вынесенного решения.

В соответствии с частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу судебные приказы, решения мировых судей и апелляционные определения районных судов, определения мировых судей, районных судов, гарнизонных военных судов и вынесенные по результатам их обжалования определения, решения и определения судов первой и апелляционной инстанций, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.

Изучив состоявшиеся по делу судебные акты, оценив доводы кассационной жалобы, Седьмой кассационный суд общей юрисдикции не находит оснований для ее удовлетворения, исходя из следующего.

Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Нарушений, влекущих отмену или изменение судебных постановлений в кассационном порядке, по данному делу судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела допущено не было.

При рассмотрении возникшего спора судами установлено, что Закирзянов М. является инвалидом I группы в результате несчастного случая, произошедшего на производстве. Инвалидность установлена с 17 марта 2011 года бессрочно.

По результатам освидетельствования Закирзянову М. составлена Программа реабилитации пострадавшего от 27 мая 2019 года, согласно которой ему было рекомендовано обеспечение следующими лекарственными препаратами: церебролизин 5,0 20 ампул в год; комбипилен 2,0 20 ампул в год; мидокалм 150 миллиграмм 150 таблеток в год; шприцы 20,0 20 штук в год; шприцы 5,0 20 штук в год; эмоксипин 1% -5,0 6 флаконов в год; таурин 5,0 6 флаконов в год.

ГБУЗ ПК «Горнозаводская районная больница» Пашийская амбулатория Закирзянову М. были выписаны рецепты на указанные лекарственные препараты.

31 июля 2017 года вышеназванные лекарственные препараты были приобретены Закирзяновым М. за счет собственных средств.

Закирзянов М. дважды обращался в Государственное учреждение – Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлениями о возмещении расходов, понесенных им на приобретение необходимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Ответами Государственного учреждения – Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 02 декабря 2019 года и от 23 января 2020 года Закирзянову М. отказано в удовлетворении вышеназванных заявлений, поскольку представленные заявителем кассовые чеки, подтверждающие расходы на приобретение лекарственных средств не соответствуют требованиям действующего законодательства.

В связи с этим Закирзянов М. обратился в Прокуратуру Горнозаводского района Пермского края с заявлением о проведении проверки, по результатам которой было подано вышеуказанное исковое заявление.

В силу части 1 статьи 55 и статей 67, 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств, при оценке которых он руководствуется статьями 59 и 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об относимости и допустимости доказательств.

Исследовав и оценив в совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства по делу и имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 493 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федеральным законом от 24 июля 1998 года №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве профессиональных заболеваний», Положением об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2006 года №286, установив, что Закирзяновым М. на основании Программы реабилитации пострадавшего и выписанных рецептов были приобретены за свой счет лекарственные препараты на сумму 7 291 руб. 10 коп., пришел к выводу о правомерности заявленных прокурором требований и взыскал с Государственного учреждения – Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Закирзянова М. понесенные им материальные затраты в размере 7 291 руб. 10 коп.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного Федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Из приведенных нормативных положений законодательства в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относится оказание определенной категории граждан государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи без взимания платы лекарственными препаратами. При этом указанные лица подлежат обеспечению необходимыми им лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам бесплатно, вне зависимости от наименования и стоимости препарата.

Проверяя законность решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, их правовым обоснованием.

Оставляя без изменения решение суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции исходил из того, что пунктом 22 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2006 года № 286 предусмотрено, что компенсация произведенных расходов производится, не только на основании товарных и (или) кассовых чеков, но и на основании иных подтверждающих оплату товаров документов, выданных аптечными организациями, в связи с чем, представленные Закирзяновым М. кассовые чеки с указанием «товар под заказ» не могут являться основанием для отказа ему в компенсации расходов на приобретение лекарственных средств и изделий медицинского назначения, так как в каждом кассовом чеке указан номер заказа, в соответствующем бланке заказа с соответствующим номером заказа указано конкретное лекарственное средство (изделие медицинского назначения), кроме того имеется товарный чек, в котором указано соответствующее лекарственное средство (изделие медицинского назначения). Представленными документами подтверждено приобретение Закирзяновым М. именно тех наименований (в указанных дозировках) и количество лекарственных средств и изделий медицинского назначения, которые были рекомендованы в Программе реабилитации.

Вышеприведенные выводы суда первой и апелляционной инстанций о правомерности заявленных истцом требований и наличии оснований для их удовлетворения сомнений в законности не вызывают, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и обстоятельствам дела.

Доводы кассационной жалобы о том, что в кассовых чеках, представленных Закирзяновым М. указан «товар под заказ», их оформление не соответствует требованиям действующего законодательства, вместо оригинала кассового чека представлена его копия основаны на неверном толковании заявителем норм материального права и противоречат требованиям законодательства, направленного на социальную защиту граждан, в связи с чем, мотивированно отклонены судом апелляционной инстанции.

Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра вступивших в силу и правильных по существу судебных постановлений, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.

При указанных обстоятельствах Седьмой кассационный суд общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы Государственного учреждения – Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.

Руководствуясь частью 10 статьи 379.5, статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

определил:

решение мирового судьи судебного участка № 4 Свердловского судебного района города Перми от 28 мая 2020 года и апелляционное определение Свердловского районного суда города Перми от 25 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения – Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.

Судья Козина Н.М.