ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-18467/20 от 03.08.2020 Первого кассационного суда общей юрисдикции

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-18467/2020

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Саратов 3 августа 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего судьи Юдиной С.В.,

судей Скоковой Д.И., Улитиной Е.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 3 августа 2020 года гражданское дело по иску Валдаева Эдуарда Викторовича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Мордовия о взыскании денежного содержания, компенсации морального вреда

по кассационной жалобе Валдаева Эдуарда Викторовича

на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республика Мордовия от 10 декабря 2019 года по гражданскому делу № 2-3391/2019 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия от 3 марта 2020 года по гражданскому делу № 33-358/2020,

заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В.,

установила:

Валдаев Э.В. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Мордовия (далее по тексту – Управление Росреестра по Республике Мордовия) о взыскании денежного содержания, компенсации морального вреда.

Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республика Мордовия от 10 декабря 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия от 3 марта 2020 года, в удовлетворении исковых требований Валдаева Э.В. отказано.

В поданной кассационной жалобе Валдаев Э.В. просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не допущено.

Как установлено судом, Валдаев Э.В. с 1 сентября 2018 года по 1 октября 2019 года проходил гражданскую службу с замещением должности начальника отдела государственной регистрации недвижимости №1 в Управлении Росреестра по Республике Мордовия.

Пунктом 8 служебного контракта от 2 октября 2018 года № 63-2018 Валдаеву Э.В. установлено денежное содержание в размере и порядке, определенным Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, связанные с прохождением гражданской службы, которое состоит, в том числе, из премии за выполнение особо важных и сложных заданий, выплачиваемой в случае и порядке, установленных Положением о премировании, установлении надбавок к должностным окладам, оказании материальной помощи, утвержденным представителем нанимателя;

Как следует из приказов руководителя Управления Росреестра по Республике Мордовия от 27 сентября 2018 года № 341-лс, от 30 октября 2018 года № 384-лс, от 29 ноября 2018 года № 414-лс, от 30 января 2019 года № 20-лс, от 28 февраля 2019 года № 47-лс, от 24 марта 2019 года № 71-лс, от 29 апреля 2019 года № 106-лс, от 28 мая 2019 года № 210-лс, от 27 июня 2019 года № 266-лс, от 30 июля 2019 года № 303-лс, от 29 августа 2019 года № 340-лс, от 27 сентября 2019 года № 370-лс, от 30 октября 2019 года № 397-лс в период с сентября 2018 года по сентябрь 2019 года, сотрудникам учреждения ежемесячно выплачивались премии за выполнение особо важных и сложных заданий, в том числе, Валдаеву Э.В.

Так, за выполнение особо важных и сложных заданий Валдаеву Э.В. начислена премия: в 2018 году: за август - 2920 рублей 17 копеек, сентябрь - 1902 рубля 98 копеек, октябрь - 11194 рубля, ноябрь - 90671 рубль 40 копеек; в 2019 году: за март - 5597 рублей, апрель – 5189 рублей 95 копеек, май – 6716 рублей 40 копеек, июль – 6813 рублей 74 копеек.

За декабрь 2018 года, январь, февраль, июнь, август, сентябрь 2019 года премии за выполнение особо важных и сложных заданий Валдаеву Э.В. не начислялась.

Согласно материалам дела, в спорный период Валдаеву Э.В. предоставлялись очередные отпуска: с 11 по 18 марта 2019 года, с 30 марта по 6 апреля 2019 года, с 22 июля по 18 августа 2019 года.

Как следует из материалов дела, в 2019 году Валдаев Э.В. находился на листке нетрудоспособности с 14 по 27 февраля 2019 года, с 18 по 29 марта 2019 года, 11 сентября по 4 октября 2019 года, с 7 по 18 октября 2019 года.

Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 10 июля 2019 года, вступившим в законную силу 16 августа 2019 года, установлено, что в период с 31 мая 2019 года по 10 июля 2019 года Валдаев Э.В. не работал, в связи с прекращением контракта, и увольнением с государственной гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части первой статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В соответствии с частью 4 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», порядок выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента. При этом ни минимальный, ни максимальный размер премий Законом не установлен.

Согласно пункту 1.1. Положения о порядке премирования и поощрения федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Приказом Росреестра от 27 декабря 2011 года № П/534 (далее – Положение), премирование федеральных государственных гражданских служащих производится за выполнение особо важных и сложных заданий при подведении итогов работы управлений и самостоятельных отделов центрального аппарата и территориальных органов за определенный период времени (месяц, квартал, полугодие, год) и по итогам исполнения проектов.

В силу пункта 1.2. Положения, выплата премий производится в пределах лимитов бюджетных обязательств на оплату труда, доведенных Росреестру на соответствующий финансовый год. Размер премии максимальными размерами не ограничивается

Пунктом 1.3. указанного Положения установлен целый ряд критериев, которые учитываются при принятии решения о премировании гражданских служащих: личный вклад гражданского служащего в обеспечение выполнения задач и реализации функций, возложенных на Росреестр; степень сложности выполнения гражданским служащим заданий, эффективности достигнутых результатов за определенный период работы; оперативность и профессионализм федерального государственного гражданского служащего в решении вопросов, входящих в его компетенцию, в подготовке документов, выполнении поручений; участие в подготовке, организации и реализации проектов (этапов проектов); своевременное, добросовестное и качественное выполнение обязанностей, предусмотренных должностным регламентом, и соблюдение служебного распорядка Росреестра, выполнение норм выработки (в случае их установления).

В соответствии с подпунктом «б» пункта 1.5. и пунктом 1.6. Положения решение о выплате, размере премий и единовременного поощрения в отношении федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Росреестра принимается их руководителями; решение о выплате, размере премий и единовременного поощрения оформляется приказами руководителя территориальных органов Росреестра.

Приказом Управления Росреестра по Республике Мордовия от 29 июля 2018 года № П/119 (с последующими изменениями, внесенными приказом от 31 августа 2018 года № П/169) утвержден прилагаемый порядок оценки показателей деятельности федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы Управления Росреестра по Республике Мордовия.

Данный порядок регламентирует, что оценка показателей деятельности производится за фактически отработанное время до 10 числа каждого месяца следующего за отчетным, в том числе заместителями руководителя - в отношении начальников курируемых отделов по форме согласно приложению № 2 (пункт 1).

В приложении № 2 указаны базовые показатели: добросовестное и качественное выполнение обязанностей, предусмотренных должностным регламентом (до 20%), своевременное выполнение обязанностей, предусмотренных должностным регламентом (до 20 %), организация деятельности вверенного подразделения, контроль за сотрудниками (до 50%), соблюдение служебного распорядка (до 10%), дополнительные показатели (степень сложности выполнения федеральным государственным гражданским служащим заданий, эффективности достигнутых результатов за определенный период работы; оперативность и профессионализм федерального государственного гражданского служащего в решении вопросов, входящих в его компетенцию, в подготовке документов, выполнении поручений; личный вклад гражданского служащего в обеспечение выполнения задач и реализации функций, возложенных на Управление; иное).

Разрешая спор, отказывая в удовлетворении заявленных Валдаевым Э.В. исковых требований, суды правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, исследовав необходимые юридически значимые обстоятельства, руководствуясь положениями локальных нормативных актов Управления Росреестра по Республике Мордовия, пришли к правильному выводу, что премия за выполнение особо важных и сложных заданий, не входит в заработную плату, а является поощрительной выплатой по усмотрению работодателя и выплачивается при условии соблюдения определенных условий, указанных выше, в связи с чем, выплата премии является правом, а не безусловной обязанностью работодателя, с учетом объема и качества выполнения своих трудовых обязанностей работником.

В судебных актах приведено толкование норм материального права (Федерального закона № 79-ФЗ от 27 июля 2004 года «О государственной гражданской службе в Российской Федерации», Положения о порядке премирования и поощрения федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Приказом Росреестра от 27 декабря 2011 года № П/534, Порядка оценки показателей деятельности федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы Управления Росреестра по Республике Мордовия, утвержденного приказом Управления Росреестра по Республике Мордовия от 29 июля 2018 года № П/119), подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Изложенные Валдаевым Э.В. в кассационной жалобе доводы об отсутствии оснований для лишения его премии за выполнение особо важных и сложных заданий, являлись предметом исследования судебных инстанций, по существу сводятся к несогласию с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене решения суда и определения судебной коллегии являться не могут, т.к. в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Ссылку в кассационной жалобе Валдаева Э.В. о выплате премии за выполнение особо важных и сложных заданий другим работникам за ту же работу, которая выполнялась им, судебная коллегия находит несостоятельной, поскольку определение конкретного размера премии относится к исключительной компетенции работодателя, который вправе по своему усмотрению оценить результаты исполнения работниками должностных обязанностей в период, за который производится

дополнительное материальное стимулирование.

Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленными судами. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам

определила:

решение Ленинского районного суда г. Саранска Республика Мордовия от 10 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия от 3 марта 2020 года – оставить без изменения, кассационную жалобу Валдаева Эдуарда Викторовича – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: