ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-18547/2020
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 15 декабря 2020 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шефер И.А.,
судей Богдевич Н.В. и Новожиловой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №42RS0005-01-2019-002695-59 (2-715/2020) по иску ФИО1 к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Кемерово о включении в стаж службы периодов работы и понуждении выплатить недополученную часть единовременного пособия
по кассационной жалобе ФИО1 на решение Заводского районного суда г. Кемерово от 10 марта 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 23 июля 2020 г., которыми в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Шефер И.А., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Кемерово (далее- Управление МВД России по г. Кемерово), в котором просил обязать Управление МВД России по г. Кемерово включить в стаж его службы для выплаты ему единовременного пособия период с 1 декабря 2013 г. по 27 ноября 2014 г. (11 месяцев 27 дней) службы в должности федеральной государственной гражданской службы, а именно ведущего специалиста-эксперта информационно-аналитического отдела Управления ФСКН России по Кемеровской области; обязать Управление МВД России по городу Кемерово выплатить ему невыплаченную часть единовременного пособия в размере пяти окладов денежного содержания; взыскать с Управления МВД России по городу Кемерово судебные расходы в размере 300 руб. за оплату госпошлины, расходы на оплату услуг представителя 15 000 руб.
В обоснование заявленных требований ФИО1 указал на то, что 1 марта 2019 г. на основании приказа УМВД России по городу Кемерово от 28 февраля 2019 г. №л/с уволен со службы в органах внутренних дел по выслуге лет, дающей право на получение пенсии. На момент увольнения его выслуга лет в календарном исчислении составила 20 лет 3 месяца 12 дней, в льготном исчислении - 20 лет 4 месяца 24 дня. В стаж службы для выплаты единовременного пособия включено 19 лет 3 месяца 17 дней, выплачено единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания. В указанный стаж не включен период службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в должности федеральной государственной гражданской службы с 1 декабря 2013 г. по 27 ноября 2014 г. (11 месяцев 27 дней) как ведущего специалиста-эксперта информационно-аналитического отдела Управления ФСКН России по Кемеровской области.
Полагает, что названные действия ответчика являются незаконными, сделаны без учета положений статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016г. № 305-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции», а также Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции».
Решением Заводского районного суда г. Кемерово от 10 марта 2020 г. в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 23 июля 2020 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе ФИО1 ставится вопрос об отмене решения Заводского районного суда г. Кемерово от 10 марта 2020 г., апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 23 июля 2020 г., как незаконных.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО1 с 1 января 2011 г. по 31 марта 2016 г. проходил службу в УФСКН России по Кемеровской области на различных должностях, в том числе с 1 декабр2013г. по 27 ноября 2014 г. в должности федеральной государственной гражданской службы ведущего специалиста-эксперта информационно-аналитического отдела. С 28 ноября 2014 г. ФИО1 проходил службу в УФСКН России по Кемеровской области в качестве сотрудника.
Приказом ликвидационной комиссии УФСКН России по Кемеровской области от 30 июня 2016 г. №-лс/лк ФИО1 уволен со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на основании подпункта 7 пункта 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 г. № 613 «О службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» (в связи с переводом в другой государственный орган), исключён из списков сотрудников и снят со всех видов обеспечения 30 июня 2016 г. Общая выслуга лет для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ составила 17 лет 9 месяцев 00 дней, в том числе: в календарном исчислении - 15 лет 1 месяц 17 дней, в льготном исчислении - 00 лет 1 месяц 13 дней, учёба - 2 года 6 месяцев 00 дней.
Согласно заключению о стаже службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), утверждённому и.о. начальника УФСКН России по Кемеровской области 4 апреля 2016 г., по состоянию на 1 апреля 2016 г. выслуга лет ФИО1 для назначения выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного содержания за стаж службы (выслугу лет) составила 15 лет 00 месяцев 00 дней. В стаж службы (выслугу лет) ФИО1 в том числе включён период его службы в УФСКН России по Кемеровской области в должности федеральной государственной гражданской службы с 1 декабря 2013 г. по 27 ноября 2014 г. (11 месяцев 27 дней).
Из расчёта выслуги лет, подлежащего зачёту для назначения пенсии, составленного специалистом УФСКН России по Кемеровской области, следует, что по состоянию на 31 мая 2016 г. общая выслуга ФИО1 для назначения пенсии составила 17 лет 8 месяцев 00 дней, в том числе с учётом периода его службы с 1 декабря 2013 г. по 27 ноября 2014 г.
Приказом Главного управления МВД России по 1 декабря 2013 г. по 27 ноября 2014 г. от 21 июля 2016 г. №л/с ФИО1 в соответствии с подпунктом «б» пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков назначен в порядке перевода на должность оперуполномоченного отдела уголовного розыска отдела полиции «Заводский» Управления МВД России по г. Кемерово с 18 июля 2016 г.
С 19 июня 2017 г. ФИО1 проходил службу в органах внутренних дел в должности инженера-электроника дежурной части Управления МВД России по г. Кемерово (л.д. 117).
Приказом Управления МВД России по г. Кемерово от 28февраля 2019г. №л/с ФИО1 уволен со службы в органах внутренних дел по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) 1 марта 2019 г. Выслуга лет в календарном исчислении составила: 20 лет 3 месяца 12 дней; в льготном исчислении: 20 лет 4 месяца 24 дня. Стаж службы для выплаты единовременного пособия - 19 лет 3 месяца 17 дней.
Не согласившись с произведённым Управлением МВД России по г.Кемерово расчётом стажа службы для исчисления единовременного пособия при увольнении, ФИО1 4 апреля 2019 г. обратился в Министерство внутренних дел Российской Федерации с заявлением о полном зачёте его выслуги лет в УФСКН России по Кемеровской области для исчисления единовременного пособия при увольнении, внесении изменений в соответствующие приказы и выплате недостающей части единовременного пособия и компенсации за форменное обмундирование.
Письмом Главного управления МВД России по Кемеровской области от 23 апреля 2019 г. ФИО1 было разъяснено, что в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в стаж службы для выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника органов внутренних дел включаются периоды, указанные в части 2 этой статьи. Период службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на должностях федеральной государственной гражданской службы в указанный перечень не входит.
ФИО1 Управлением МВД России по Кемеровской области начислено и выплачено единовременное пособие при увольнении в размере двух окладов денежного содержания в сумме 41 660 руб. 82 коп.
Разрешая настоящий спор суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», Положением о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 г. № 613, которое утратило силу 8 мая 2018 г., Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральным законом от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не нашел правовых оснований для удовлетворения иска, поскольку доводы истца основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Представителем ФИО1 ФИО2 была подана апелляционная жалоба на решение Заводского районного суда г. Кемерово от 10 марта 2020 г., в которой он просил отменить решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело по апелляционной жалобе представителя ФИО1 ФИО2, согласился с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не соглашаться с указанными выводами не находит.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел, регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (часть 1 статьи 2 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Правоотношения, связанные с прохождением в органах внутренних дел федеральной государственной гражданской службы, регулируются законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, а трудовые отношения - трудовым законодательством (часть 2 статьи 2 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, названным Федеральным законом, Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Статьей 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлены как общие правила, касающиеся исчисления стажа службы (выслуги лет) в органах внутренних дел посредством включения в него конкретных периодов трудовой деятельности и обучения граждан, включая периоды прохождения гражданином военной службы, так и специальные правила, применяемые при исчислении стажа службы (выслуги лет) в целях предоставления той или иной социальной гарантии, в том числе предусматривает, что такой порядок определяется Правительством Российской Федерации в отношении тех социальных гарантий, которые непосредственно не указаны в пунктах 1 - 4 части 4 этой же статьи.
Частью 1 статьи 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что стаж службы (выслуга лет) в органах внутренних дел исчисляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки за стаж службы (выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника органов внутренних дел, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в органах внутренних дел, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 38 Федерального закона №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел для выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника органов внутренних дел включаются периоды, указанные в части 2 данной статьи (в календарном исчислении).
Частью 2 статьи 38 указанного Федерального закона предусмотрен перечень периодов, засчитываемых в стаж службы (выслугу лет).
При этом перечень периодов, засчитываемых в стаж службы (выслугу лет), указанный в части 2 статьи 38 Федерального закона №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Пунктом 5 части 2 статьи 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включается период прохождения гражданином военной службы, службы в федеральной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» федеральная государственная служба – это отдельный самостоятельный вид государственной службы (с присвоением классных чинов), отличный от военной службы или службы в органах внутренних дел на должностях рядового и начальствующего состава, отнесенный к иным видам государственной службы.
Правовая основа и порядок прохождения гражданами Российской Федерации службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (на время спорных отношений - службы ФИО1 на должности федеральной государственной гражданской службы Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Кемеровской области с 1 декабря 2013г. по 27 ноября 2014 г.), регулировались, в том числе Положением о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 г. № 613, которое утратило силу 8 мая 2018 г.
Согласно пункту 1 данного Положения (в ред. до 19 декабря 2015 г.) правоохранительная служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ является видом государственной службы граждан Российской Федерации, замещающих должности правоохранительной службы в Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и ее территориальных органах.
Данным Положением регламентировано положение сотрудников органов наркоконтроля, Федеральной государственной гражданской службы в органах наркоконтроля, а также работников органов наркоконтроля.
Согласно пункту 3 Положения сотрудниками органов наркоконтроля (далее именуются - сотрудники) являются граждане, проходящие службу в органах наркоконтроля, которым в порядке, установленном настоящим Положением присваиваются специальные звания.
В соответствии с пунктом 6 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральная государственная гражданская служба в органах наркоконтроля является видом федеральной государственной службы граждан, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы в ФСКН России и ее территориальных органах, которые вводятся в пределах их штатной численности, установленной нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также - гражданский служащий), регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (статья 2 этого закона; далее также - Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» классные чины гражданской службы присваиваются гражданским служащим в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» должности в органах внутренних дел учреждаются в целях непосредственного исполнения, организации и обеспечения исполнения полномочий федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальных органов, подразделений либо полномочий лица, замещающего государственную должность Российской Федерации.
Перечень типовых должностей в органах внутренних дел и соответствующих им специальных званий утверждается Президентом Российской Федерации (часть 2 статьи 6 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
В статье 7 Федерального закона Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» закреплена классификация должностей в органах внутренних дел. В частности, предусмотрено, что должности отдела внутренних дел подразделяются на должности высшего начальствующего состава, старшего начальствующего состава, среднего начальствующего состава, младшего начальствующего состава и рядового состава.
Перечень специальных званий содержится в статье 8 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»:
- рядовой состав: рядовой полиции, рядовой внутренней службы, рядовой юстиции;
- младший начальствующий состав: младший сержант полиции, младший сержант внутренней службы, младший сержант юстиции; сержант полиции, сержант внутренней службы, сержант юстиции; старший сержант полиции, старший сержант внутренней службы, старший сержант юстиции; старшина полиции, старшина внутренней службы, старшина юстиции; прапорщик полиции, прапорщик внутренней службы, прапорщик юстиции; старший прапорщик полиции, старший прапорщик внутренней службы, старший прапорщик юстиции;
- средний начальствующий состав: младший лейтенант полиции, младший лейтенант внутренней службы, младший лейтенант юстиции; лейтенант полиции, лейтенант внутренней службы, лейтенант юстиции; старший лейтенант полиции, старший лейтенант внутренней службы, старший лейтенант юстиции; капитан полиции, капитан внутренней службы, капитан юстиции;
- старший начальствующий состав: майор полиции, майор внутренней службы, майор юстиции; подполковник полиции, подполковник внутренней службы, подполковник юстиции; полковник полиции, полковник внутренней службы, полковник юстиции;
- высший начальствующий состав: генерал-майор полиции, генерал-майор внутренней службы, генерал-майор юстиции; генерал-лейтенант полиции, генерал-лейтенант внутренней службы, генерал-лейтенант юстиции; генерал-полковник полиции, генерал-полковник внутренней службы, генерал-полковник юстиции; генерал полиции Российской Федерации.
При этом специальное звание присваивается сотруднику органов внутренних дел в соответствии с замещаемой должностью.
Кроме того, установлен предельный возраст поступления на службу в органы внутренних дел: для замещения должностей рядового состава и младшего начальствующего состава - 35 лет, должностей среднего, старшего и высшего начальствующего состава - 40 лет (пункт 1 части 3 статьи 17 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации»).
Для государственных гражданских служащих, в том числе поступающих в органы внутренних дел, таких ограничений не существует.
На основании части 7 статьи 3 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудникам, общая продолжительность службы в органах внутренних дел которых составляет 20 лет и более, при увольнении со службы в органах внутренних дел выплачивается единовременное пособие в размере семи окладов денежного содержания, а сотрудникам, общая продолжительность службы в органах внутренних дел которых составляет менее 20 лет, при увольнении со службы в органах внутренних дел выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания. При этом оклад денежного содержания определяется исходя из должностного оклада и оклада по специальному званию, установленных сотруднику на день увольнения со службы.
Аналогичная норма действовала (до упразднения Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков) в отношении сотрудников по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в Федеральном законе от 30 декабря 2012 г. № 283- ФЗ «О социальных гарантиях сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которой сотрудникам, общая продолжительность службы в учреждениях и органах которых составляет 20 лет и более, при увольнении со службы в учреждениях и органах выплачивается единовременное пособие в размере семи окладов денежного содержания, а сотрудникам, общая продолжительность службы в учреждениях и органах которых составляет менее 20 лет, при увольнении со службы в учреждениях и органах выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания исходя из должностного оклада и оклада по специальному званию, установленных сотруднику на день увольнения со службы (часть 7 статьи 3 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), в редакции до внесения изменений Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 305-ФЗ, и на лиц, проходящих службу на должностях гражданской службы, в том числе и в органах по контролю за оборотом наркотиков не распространялась.
Для сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, увольняемых со службы, с учётом их правового статуса положениями специального законодательства установлены дополнительные социальные гарантии в виде выплаты единовременного пособия в размере, определяемом исходя из продолжительности службы в органах внутренних дел Российской Федерации, при этом учитывается служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Назначение соответствующих льгот и гарантий определённым категориям сотрудников, служащих и работников может осуществляться в случае прямого указания на это в законе. Однако, для выплаты единовременного пособия при увольнении включение в общий стаж службы периоды службы на должностях федеральной государственной гражданской службы законом не предусмотрено. Указанный период согласно Указу Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» подлежит включению в выслугу лет для назначения пенсии.
Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» упразднена Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156) (далее - Указ Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156).
Министерству внутренних дел Российской Федерации переданы функции, полномочия и штатная численность упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (подпункты «а», «б» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156).
Согласно подпункту «б» пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156 сотрудники органов наркоконтроля, изъявившие желание поступить на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, принимаются на службу в указанные органы в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации. Таким сотрудникам единовременное пособие не выплачивается.
Сотрудникам органов наркоконтроля, принятым на службу в органы внутренних дел в порядке перевода выслуга лет в органах наркоконтроля засчитывается в выслугу лет в органах внутренних дел для назначения пенсии, выплаты денежного содержания и предоставления иных мер социальной поддержки (абзац 4 подпункта «в» пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156).
В соответствии с частью 10 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 305-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» (далее -Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 305-ФЗ) стаж службы (выслуга лет) сотрудников органов наркоконтроля, принятых на службу в органы внутренних дел в порядке перевода, исчисленный в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, в указанных органах на момент их увольнения в связи с переводом в другой государственный орган засчитывается в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел и в стаж государственной службы в полном объёме и пересчёту не подлежит.
За сотрудниками органов наркоконтроля, с которыми заключён контракт, сохраняются расчётные периоды для исчисления пособий и компенсаций, исчисленные во время их службы в органах наркоконтроля, периоды и сроки предоставления основных и дополнительных отпусков, которые предоставляются с учётом времени службы в органах наркоконтроля и периода со дня увольнения в связи с переводом в другой государственный орган до дня приёма на службу в органы внутренних дел при отсутствии другой работы (службы) в указанный период (часть 12 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 305-ФЗ).
В силу части 1 статьи 35 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 305-ФЗ на Министерство внутренних дел Российской Федерации распространено действие нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции в части, не противоречащей нормативным правовым актам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, регламентирующим деятельность органов внутренних дел, впредь до издания соответствующих нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации; нормативных правовых актов и актов управления упраздненных Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной миграционной службы по вопросам исполнения законодательства Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах, в сфере миграции в части, не противоречащей нормативным правовым актам Министерства внутренних дел Российской Федерации, впредь до издания соответствующих нормативных правовых актов Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников органов наркоконтроля, членов их семей и лиц, находящихся на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных выплат регулировались Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (часть 1 названного федерального закона).
Частью 7 статьи 3 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции; действовавшей до даты увольнения ФИО1 со службы в УФСКН по Кемеровской области в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков – 30 июня 2016 г.) предусматривалось, что сотрудникам, общая продолжительность службы в учреждениях и органах которых составляет 20 лет и более, при увольнении со службы в учреждениях и органах выплачивается единовременное пособие в размере семи окладов денежного содержания, а сотрудникам, общая продолжительность службы в учреждениях и органах которых составляет менее 20 лет, при увольнении со службы в учреждениях и органах выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания исходя из должностного оклада и оклада по специальному званию, установленных сотруднику на день увольнения со службы.
Для целей, предусмотренных частями 7 и 10 настоящей статьи, периоды, подлежащие включению в общую продолжительность службы в учреждениях и органах, и порядок исчисления общей продолжительности службы в учреждениях и органах устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 13 статьи 3 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Порядок расчёта общей продолжительности службы в органах наркоконтроля для исчисления единовременного пособия при увольнении установлен Правилами исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2014 г. №254, и постановлением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2013 г. № 303 «Об определении периодов, подлежащих включению в общую продолжительность службы, и порядка исчисления общей продолжительности службы для выплаты сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации единовременного пособия при увольнении, выплаты оклада по специальному званию гражданам, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах без права на пенсию и имеющим общую продолжительность службы в них менее 20 лет, а также для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения».
Таким образом, приведёнными нормативными актами определены периоды, подлежащие включению в общую продолжительность службы для исчисления единовременного пособия при увольнении, подлежащего выплате сотруднику органов наркоконтроля при его увольнении.
Как установлено судом, расчёт общей продолжительности службы ФИО1 в УФСКН России по г. Кемерово для целей расчёта единовременного пособия при увольнении Управлением МВД России по г.Кемерово произведён правильно и положениям приведённых нормативных актов не противоречит. По расчёту Управления МВД России по г. Кемерово общая продолжительность службы ФИО1 в органах наркоконтроля и органах внутренних дел Российской Федерации для выплаты единовременного пособия составила менее 20 лет (19 лет 3 месяца 17 дней), в связи с чем единовременное пособие ему было выплачено в размере двух окладов денежного содержания исходя из должностного оклада и оклада по специальному званию, установленных сотруднику на день увольнения со службы.
Выводы судов соответствуют положениям норм материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон, сделаны на основании совокупности проанализированных судом доказательств и при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение по делу.
Доводы жалобы о том, что при осуществлении выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника органов внутренних дел учитываются периоды прохождения им службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ вне зависимости от занимаемой им должности федеральной государственной гражданской службы несостоятельны, поскольку основаны на неверном толковании законодательства.
Судом апелляционной инстанции проверен довод истца о том, что Управлением МВД России по г. Кемерово неправомерно не был включён в расчёт общей продолжительности службы в органах наркоконтроля и органах внутренних дел Российской Федерации период его федеральной государственной гражданской службы в УФСКН России по Кемеровской области в должности ведущего эксперта-специалиста информационно-аналитического отдела (с 1 декабря 2013 г. по 27 ноября 2014 г.), который был отклонен по мотивам, указанным в обжалуемом апелляционном определении.
Довод кассационной жалобы о применении к спорным правоотношениям статьи 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», частью 1 которой предусмотрено, что исчисление стажа службы (выслуги лет) в органах внутренних дел для различных целей, в том числе для выплаты единовременного пособия при увольнении установлен единый порядок, нельзя признать состоятельным, поскольку в части 2 названной статьи указан исчерпывающий перечень периодов, включаемых в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел, в который периоды прохождения сотрудником федеральной государственной гражданской службы не включены.
Выводы судов соответствуют положениям норм материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон, сделаны на основании совокупности проанализированных судом доказательств и при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение по делу.
Оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает, поскольку выводы судов не опровергают, не подтверждают нарушений норм материального права и процессуального права,
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом проверки суда апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку с учетом установленных обстоятельств дела.
Несогласие стороны с выводами судов первой и апелляционной инстанций и иное толкование заявителем норм законодательства не свидетельствуют о неправильном применении их судами или допущенной ошибке.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены решения Заводского районного суда г. Кемерово от 10 марта 2020г., апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 23 июля 2020 г.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Заводского районного суда г. Кемерово от 10 марта 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 23 июля 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи