ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-18657/20 от 22.12.2020 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-18657/2020

(8г-19996/2020)

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово 22 декабря 2020 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Бойко В.Н.

судей Ларионовой С.Г., Кравченко Н.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело УИД54RS0031-01-2019-001299-47 по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области о признании имущества бесхозяйным,

по кассационной жалобе Новосибирской таможни на решение Обского городского суда Новосибирской области от 22 января 2020 г., на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 7 июля 2020 г.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Ларионовой С.Г., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области обратилось в суд с заявлением о признании имущества бесхозяйным.

Заявитель просил признать бесхозяйным задержанное (безвозмездно изъятое) имущество: набор для шлифовки CamAMACR – 2 шт., муфта соединительная 20 SMT – 10 шт., тройник Muitl Pass – переходник с тремя выходами и одним входом – 2 шт., муфта соединительная Xin He - 6 шт., муфта соединительная – 10 шт., краны полуоборотные HPb 58-2 –кран шаровой – 15 шт., краны полуоборотные ? 300 – кран шаровой – 2 шт., тройник с маркировкой на корпусе изделия «М» – 1 шт., муфта соединительная SH- 9 шт., резиновые заплатки для ремонта колес «Rubber patch» размер 128х128 – 60 шт., резиновые заплатки для ремонта колес «Rubber patch» размер 170х170 – 30 шт., резиновые заплатки для ремонта колес «Rubber patch» размер 220х220 – 5 шт., резиновые заплатки для ремонта колес «Rubber patch» размер 100х100 – 10 шт., резиновые заплатки для ремонта колес «Rubber patch» размер 80х80 – 15 шт., металлическая струбцина – 1 шт., резиновая пластина для ремонта колес - 1 шт., «Грибок» для ремонта колес «QUiLL SEAL 236» - грибок шиномонтажный- 24 шт., резиновая заплатка для ремонта колес «Centech» ст-10 HD – резиновая армированная заплата – 20 шт., резиновая заплатка для ремонта колес «2-wey» 12-резиновая двустороння заплата – 180 шт., резиновая заплатка для ремонта колес «2-wey» 11-резиновая двустороння заплата – 40 шт., резиновая заплатка для ремонта колес «2-wey» 10-резиновая двустороння заплата – 50 шт., станок для прикатки заплат – ролик для резки резины- 2 шт., мелок восковой – 2 шт., резиновая заплатка «overlord» размером 170х170- 10 шт., металлическая деталь «DCEC» насос топливоподкачивающий – 1 шт., шланг резиновый черный – отрез резинового шланга без фитингов – 5 шт., пластины из желтого пластика – панели пластиковые размером 470х6 – 40 шт., металлический уголок- кронштейн- металлический уголок – 3 шт., кран шаровый FM – 6 шт., трубка металлическая с резьбой (переходник) – 3 шт., лента ФУМ – 1 шт., хомут – стальной силовой хомут (стяжка)- 12 шт., болт металлический – 12 шт.;

-обратить указанное имущество в собственность Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области.

В обоснование заявленных требований указано, что в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области из Новосибирской таможни поступили материалы на задержанные товары.

В соответствии с уведомлением Новосибирской таможни о наличии и месте нахождения конфискованного имущества от 23 августа 2018 года № 30 поручением Территориального управления от 31 августа 2018 года № 30/ФТС/3-54/08.18, ООО «Спектр» приняло по акту приема-передачи следующее имущество: набор для шлифовки CamAMACR – 2 шт., муфта соединительная 20 SMT – 10 шт., тройник Muitl Pass – переходник с тремя выходами и одним входом – 2 шт., муфта соединительная Xin He - 6 шт., муфта соединительная – 10 шт., краны полуоборотные HPb 58-2 –кран шаровой – 15 шт., краны полуоборотные ? 300 – кран шаровой – 2 шт., тройник с маркировкой на корпусе изделия «М» – 1 шт., муфта соединительная SH- 9 шт., резиновые заплатки для ремонта колес «Rubber patch» размер 128х128 – 60 шт., резиновые заплатки для ремонта колес «Rubber patch» размер 170х170 – 30 шт., резиновые заплатки для ремонта колес «Rubber patch» размер 220х220 – 5 шт., резиновые заплатки для ремонта колес «Rubber patch» размер 100х100 – 10 шт., резиновые заплатки для ремонта колес «Rubber patch» размер 80х80 – 15 шт., металлическая струбцина – 1 шт., резиновая пластина для ремонта колес - 1 шт., «Грибок» для ремонта колес «QUiLL SEAL 236» - грибок шиномонтажный- 24 шт., резиновая заплатка для ремонта колес «Centech» ст-10 HD – резиновая армированная заплата – 20 шт., резиновая заплатка для ремонта колес «2-wey» 12-резиновая двустороння заплата – 180 шт., резиновая заплатка для ремонта колес «2-wey» 11-резиновая двустороння заплата – 40 шт., резиновая заплатка для ремонта колес «2-wey» 10-резиновая двустороння заплата – 50 шт., станок для прикатки заплат – ролик для резки резины- 2 шт., мелок восковой – 2 шт., резиновая заплатка «overlord» размером 170х170- 10 шт., металлическая деталь «DCEC» насос топливоподкачивающий – 1 шт., шланг резиновый черный – отрез резинового шланга без фитингов – 5 шт., пластины из желтого пластика – панели пластиковые размером 470х6 – 40 шт., металлический уголок- кронштейн- металлический уголок – 3 шт., кран шаровый FM – 6 шт., трубка металлическая с резьбой (переходник) – 3 шт., лента ФУМ – 1 шт., хомут – стальной силовой хомут (стяжка)- 12 шт., болт металлический – 12 шт.

Согласно акту об истечении сроков хранения задержанных товаров от 29 декабря 2017 года № 20-02-09/0159 срок хранения задержанных товаров по протоколу задержания от 28 ноября 2017 года № 26 находившихся на СВХ таможенного поста аэропорта Толмачево и помещенных на хранение на склад временного хранения таможенного поста Аэропорт Толмачево Новосибирской таможни по адресу <адрес>, административное здание таможенного поста, на основании акта приема-передачи от 28 ноября 2017 года, истек 28 декабря 2017 года.

В отношении данной категории имущества отсутствует нормативно регламентированный порядок распоряжения, имущество передается без экспертных заключений, документов, сертификатов, позволяющих выпускать данное имущество в оборот с учетом его безопасности.

Указанное выше имущество принято ООО «Спектр» и фактически находится по месту его хранения <адрес>.

Решением Обского городского суда Новосибирской области от 22 января 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 7 июля 2020 г., заявление Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области о признании имущества бесхозяйным удовлетворено. Признано бесхозяйным задержанное (безвозмездно изъятое) имущество: набор для шлифовки CamAMACR - 2 шт., муфта соединительная 20 SMT - 10 шт., тройник Muitl Pass - переходник с тремя выходами и одним входом - 2 шт., муфта соединительная Xin Не - 6 шт., муфта соединительная - 10 шт., краны полуоборотные НРЬ 58-2 -кран шаровой - 15 шт., краны полуоборотные Vi 300 - кран шаровой - 2 шт., тройник с маркировкой на корпусе изделия «М» - 1 шт., муфта соединительная SH- 9 шт., резиновые заплатки для ремонта колес «Rubber patch» размер 128x128 - 60 шт., резиновые заплатки для ремонта колес «Rubber patch» размер 170x170 - 30 шт., резиновые заплатки для ремонта колес «Rubber patch» размер 220x220 - 5 шт., резиновые заплатки для ремонта колес «Rubber patch» размер 100x100 - 10 шт., резиновые заплатки для ремонта колес «Rubber patch» размер 80x80 - 15 шт., металлическая струбцина - 1 шт., резиновая пластина для ремонта колес - 1 шт., «Грибок» для ремонта колес «QUiLL. SEAL 236» - грибок шиномонтажный- 24 шт., резиновая заплатка для ремонта колес «Centech» ст-10 HD - резиновая армированная заплата - 20 шт., резиновая заплатка для ремонта колес «2-wey» 12-резиновая двустороння заплата - 180 шт., резиновая заплатка для ремонта колес «2-wey» 11-резиновая двустороння заплата - 40 шт., резиновая заплатка для ремонта колес «2-wey» 10-резиновая двустороння заплата - 50 шт., станок для прикатки заплат - ролик для резки резины- 2 шт., мелок восковой - 2 шт., резиновая заплатка «overlord» размером 170x170- 10 шт., металлическая деталь «DCEC» насос топливоподкачивающий - 1 шт., шланг резиновый черный - отрез резинового шланга без фитингов - 5 шт., пластины из желтого пластика - панели пластиковые размером 470x6 - 40 шт., металлический уголок- кронштейн- металлический уголок - 3 шт., кран шаровый FM - 6 шт., трубка металлическая с резьбой (переходник) - 3 шт., лента ФУМ - 1 шт., хомут - стальной силовой хомут (стяжка) -12 шт., болт металлический - 12 шт. Данное имущество обращено в собственность Российской Федерации и передано Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области.

В кассационной жалобе Новосибирская таможня просит отменить решение Обского городского суда Новосибирской области от 22 января 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 7 июля 2020 г., направить дело на новое рассмотрение. В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает, что судами неправильно применены нормы материального права, не установлены имеющие значения для разрешения спора по существу обстоятельства. Приводит доводы о том, что вследствие допущенной судебной ошибки произошла подмена понятия «задержанные товары» на понятие «бесхозяйные товары», что является недопустимым, поскольку товары, задержанные Новосибирской таможней, обладают особым правовым статусом, влекущим необходимость распоряжения ими и последующего зачисления соответствующих сумм таможенных платежей в федеральный бюджет, а также необходимость возврата оставшихся денежных средств от реализации товаров - собственнику. Признание «задержанных» товаров бесхозяйными прямо нарушает требование федерального законодательства, а также нрава декларантов - собственников товаров. У суда отсутствовали правовые основания для признания движимого имущества бесхозяйным и его обращения в федеральную собственность, поскольку в силу прямого указания закона, за собственником товаров сохраняется возможность осуществления юридически значимых действий до фактической реализации задержанных товаров уполномоченным органом (ТУФАУГИ в НСО). Суд фактически лишил собственника задержанных товаров гарантированного законодательством (статьей 320 Федерального закона № 289-ФЗ) права на распоряжение товарами до его фактической реализации, признав товар бесхозяйным и обратив его в федеральную собственность. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управление государственным имуществом» у ТУФАУГИ в НCO имелись достаточные полномочия для исполнения предписаний Главы 55 Федерального закона № 289-ФЗ. Правовые основания для признания задержанных товаров бесхозяйными отсутствовали. Заявитель обращает внимание суда, что 23.10.2020 г. вступили в силу Правила распоряжения товарами, задержанными таможенными органами, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 №1493 «Об утверждении Правил распоряжения товарами, задержанными таможенными органами, и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», в связи, с чем у ФАУГИ появляется возможность руководствоваться Порядком при реализации товаров, не нарушая прав и законных интересов собственников товара.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.

В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.

В соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вещь, не имеющая собственника или собственник которой неизвестен, либо если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался, является бесхозяйной.

Согласно ст. 226 ГК РФ движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном п. 2 настоящей статьи.

Другие брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.

В соответствии с п. 3 ст. 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

Разрешая спор и удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными положениями норм права, исходил из того, что поскольку собственник имущества не принял мер к его получению, срок хранения данного товара истек, в связи с чем, имеются основания полагать, что собственник устранился от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Следовательно, товар приобретает признаки бесхозяйного имущества и подлежит обращению в федеральную собственность.

Суд апелляционной интенции согласился с выводами суда первой инстанции, поскольку судом полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, представленные доказательства, нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению спора, судом первой инстанции не допущено.

Оснований не согласиться с выводами судов не имеется, поскольку положения гражданского и таможенного законодательства не содержат запрета для обращения задержанных либо изъятых таможенными органами товаров в собственность государства.

Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон.

Так, в соответствии с п. 1 Положения о распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2019 г. № 1238, настоящее Положение определяет порядок распоряжения обращенными в соответствии с законодательством Российской Федерации в собственность Российской Федерации конфискованным, движимым бесхозяйным и изъятым имуществом, товарами, в отношении которых при перемещении через таможенную границу Евразийского экономического союза была заявлена таможенная процедура отказа в пользу государства, и кладами. Для распоряжения в порядке, установленном настоящим Положением, подлежит передаче Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, его территориальным органам (далее - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом) имущество, обращенное в собственность государства (п. 3 Положения).

На основании п. 5.5 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. № 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет реализацию конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, переработку такого имущества, а в случае невозможности его реализации в силу утраты потребительских свойств - его уничтожение.

Таким образом, в отношении товаров, признанных бесхозяйными, и обращенными в собственность государства, осуществляется реализация, а в случае невозможности реализации в силу утраты потребительских свойств - их уничтожение.

Товары, заявленные к признанию бесхозяйными, не были востребованы собственником как в период хранения товара, так и после истечения срока хранения. Уведомление № 20-02-03/1633 об истечении срока хранения данного товара собственнику товара было направлено, однако, мер по возврату данных товаров собственником не предпринималось. Данные обстоятельства позволили суду сделать вывод, что собственник товара отказался от каких-либо прав на заявленное движимое имущество, что послужило основанием для признания заявленных вещей бесхозяйными.

На основании ч. 1 ст. 293 ГПК РФ суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещи, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею.

Учитывая указанные нормы права и установленные по делу обстоятельства, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований, исходя из того, что неопределенность до настоящего времени правового статуса товаров, находящихся под таможенным контролем, влечет причинение убытков государству в виде неуплаты таможенных платежей, а также расходов, связанных с их хранением.

Доводы заявителя о нарушении порядка распоряжения суммами, вырученными от реализации задержанных товаров вследствие изменения статуса «товар задержанный» на «товар бесхозяйный» основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений являться не могут, поскольку безотносительно того, какой государственный орган осуществляет распоряжение имуществом, задержанным в рамках таможенных процедур, полученные доходы подлежат зачислению в федеральный бюджет.

Утверждение в кассационной жалобе о неправильном применении судами норм материального права ошибочно, поскольку судами принято решение с учетом действующих правовых норм, регулирующих рассматриваемые правоотношения, при правильном их толковании, в связи с чем оснований к удовлетворению кассационной жалобы по доводам кассационной жалобы не имеется.

Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся истцом ранее в судах первой и апелляционной инстанций, были предметом рассмотрения судов и получили соответствующую оценку, о наличии оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не свидетельствуют.

Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Обского городского суда Новосибирской области от 22 января 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 7 июля 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Новосибирской таможни оставить без удовлетворения.

Председательствующий В.Н. Бойко

Судьи С.Г. Ларионова

Н.Н. Кравченко