I инстанция - Соловьева Е.М.
II инстанция - Споршева С.В. (докладчик), Кондакова О.В., Тихонин Ю.В.
Дело №88-19030/2022
2-611/2021
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
30 августа 2022 года город Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Лысовой Е.В.
судей: Шамрай М.С., Анненковой К.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Рязанской области о назначении досрочной страховой пенсии, взыскании компенсации морального вреда,
по кассационной жалобе ОПФР по Рязанский области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от 06 апреля 2022 года.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Шамрай М.С., выслушав объяснения истца ФИО1, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда в Рыбновском районе Рязанской области (межрайонному) о назначении досрочной страховой пенсии, компенсации морального вреда, указав в обоснование заявленных требований, что в специальный стаж истца пенсионным органом не включены: период обучения на дневном отделении Технического училища с сентября 1982 года по июль 1983 года (Республика Киргизия); период работы телеграфистом с 01 августа 1983 года по 10 октября 1984 года и с 27 ноября 1984 года по 06 января 1986 года (Список №2) (Республика Киргизия); период службы в армии в условиях высокогорья с 08 августа 1991 года по 01 августа 1999 года (Республика Киргизия); работа на междугородней телефонной станции в цехе №Б-1 с 06 января 1986 года по 01 августа 1991 года (запасной пункт Управления - подземный, работа день в ночь, через трое суток, отпуск 42 дня, Список № 2) (Республика Киргизия); период отпуска по уходу за ребенком с 16 мая 1989 года по 16 ноября 1990 года (Республика Киргизия).
С учетом уточненных в порядке статьи 39 ГПК РФ требований, истец просила суд обязать ответчика включить в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости и в стаж для валоризации следующие периоды: обучение на дневном отделении Технического училища с сентября 1982 года по июнь 1983 года (республика Киргизия); с 01 августа 1983 года по 10 октября 1984 года и с 27 ноября 1984 года по 06 января 1986 года - телеграфистом (Список №2) (республика Киргизия); с 08 августа 1991 года по 01 августа 1999 года - служба в армии в условиях высокогорья (республика Киргизия); с 06 января 1986 года по 01 августа 1991 года - работа на междугородней телефонной станции в цехе №Б-1. Обязать ответчика рассчитать работу на телефонной станции по повышенному коэффициенту, так как работа была под землей в подвале; обязать ответчика рассчитать службу в армии по повышенному коэффициенту, так как служба проходила в отдаленной местности; назначить досрочную страховую пенсию с 04 апреля 2020 года; включить в общий стаж период работы с 15 июня 2004 года по 01 сентября 2004 года (2 месяца 17 дней) - в ОАО швейная фабрика «Русалочка»; включить в трудовой стаж работу с 18 апреля 2003 года по 30 июня 2003 года в ООО «Кожгалантерея» (2 месяца 12 дней), а также включить в общий стаж и в стаж для валоризации период ухода за ребенком с 16 мая 1989 года по 16 ноября 1990 года.
Определением Рыбновского районного суда Рязанской области от 21 октября 2021 года произведена замена ответчика Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рыбновском районе Рязанской области (межрайонное) на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Рязанской области в связи с реорганизацией.
Решением Рыбновского районного суда Рязанской области от 14 декабря 2021 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от 06 апреля 2022 года решение Рыбновского районного суда Рязанской области от 14 декабря 2021 года отменено в части отказа во включении в страховой стаж ФИО1 периодов службы в армии в войсковой части № 68311 с 08 августа 1991 года по 05 мая 1993 года, в войсковой части № 28238 с 10 мая 1993 года по 01 августа 1999 года, в отмененной части постановлено новое решение, которым на ответчика возложена обязанность включить в стаж ФИО1, дающий право на пенсию по старости, периоды ее службы в войсковой части № 68311 с 08 августа 1991 года по 05 мая 1993 года, в войсковой части 28238 - с 10 мая 1993 года по 01 августа 1999 года.
С Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации в пользу ФИО1 взысканы судебные расходы в размере 3 450 руб.
В кассационной жалобе представитель ОПФР по Рязанский области просит апелляционное определение отменить в части включения в стаж периодов службы в армии в войсковой части № 68311 с 08 августа 1991 года по 05 мая 1993 года, в войсковой части 28238 - с 10 мая 1993 года по 01 августа 1999 года, взыскании судебных расходов, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, нарушение судами норм материального и процессуального права. Ссылаясь на Соглашение от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсии в РСФСР, утвержденного приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04 октября 1991 года № 190, кассатор указывает на то, что периоды работы за границей после 01 января 1992 года засчитываются в трудовой стаж, при условии уплаты установленных страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР, если иное не предусмотрено соответствующими соглашениями. Все периоды работы истца, имевшие место до 31 декабря 1990 года включены в страховой стаж при назначении истцу пенсии, оснований для включения иных периодов, в том числе спорного, по мнению кассатора, не имеется.
Согласно части 5 статьи 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явился представитель ответчика.
С учетом положений статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, в том числе, принимая во внимание, что информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Второго кассационного суда общей юрисдикции.
Из кассационной жалобы следует, что пенсионным органом оспаривается апелляционное определение только в части включения в страховой стаж периодов службы истца в армии в войсковой части № 68311 с 08 августа 1991 года по 05 мая 1993 года, в войсковой части 28238 - с 10 мая 1993 года по 01 августа 1999 года, в остальной части судебные постановления сторонами не обжалуются, в связи с чем, предметом проверки судебной коллегии является апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от 06 апреля 2022 года в части разрешения требований истца о включении в страховой стаж периодов службы в армии в войсковой части № 68311 с 08 августа 1991 года по 05 мая 1993 года, в войсковой части 28238 - с 10 мая 1993 года по 01 августа 1999 года. Оснований для выхода за пределы доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 2 статьи 379.6 ГПК РФ судебная коллегия не усматривает.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ, для отмены либо изменения судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения судом апелляционной инстанции при разрешении настоящего дела не допущено.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 10 июля 2003 года зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации.
10 сентября 2021 года ФИО1 обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии.
Решением УПФР в Рыбновском районе Рязанской области (межрайонное) от 16 сентября 2021 года ФИО1 назначена страховая пенсия по старости с 04 октября 2021 года бессрочно в соответствии со статьей 8 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
При назначении пенсии ответчиком не включены в страховой стаж, в том числе, спорные периоды службы в армии в войсковой части № 68311 с 08 августа 1991 года по 05 мая 1993 года, в войсковой части 28238 - с 10 мая 1993 года по 01 августа 1999 года.
Из трудовой книжки ФИО1, ее послужного списка и военного билета усматривается, что в период с 08 августа 1991 года по 05 мая 1993 года ФИО1 проходила службу в войсковой части № 68311 телеграфистом, с 10 мая 1993 года по 01 августа 1999 года - в войсковой части № 28238 экспедитором, линейным надсмотрщиком и начальником секретной части. Служба проходила на территории Республики Кыргызстан.
Разрешая спор в части требований истца о включении вышеуказанных периодов в страховой стаж, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Соглашением от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденного приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04 октября 1991 года № 190 о периодах работы за границей после 01 января 1991 года, и исходил из того, что периоды службы в армии на территории Республики Кыргызстан, имевшие место после 01 января 1992 года не подлежат включению в стаж истца для назначения пенсии.
С такими выводами суда первой инстанции не согласился суд апелляционной инстанции, признав их основанными на неправильном применении норм материального права.
Приняв во внимание положения Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», Соглашения между государствами-участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей", заключенного 14 февраля 1992 года, подписанного, в том числе Российской Федерацией и Республикой Кыргызстан, Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств", заключенного 15 мая 1992 года, Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР», Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 03 августа 1972 года № 590, Постановление Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года «О денонсации договора об образовании СССР», суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для включения указанных периодов в стаж истца для назначения пенсии, исходя из того, что распад СССР произошел 12 декабря 1991 года, период службы истца в войсковой части № 68311 на территории Республики Кыргызстан имел место как до распада СССР, так и после его распада. В соответствии с ранее действовавшим законодательством период службы истца до распада СССР подлежит включению в стаж для назначения страховой пенсии по старости, так как его включение предусматривалось нормами действовавшего в то время пенсионного законодательства. Периоды службы истца после распада СССР, как указал суд апелляционной инстанции, также подлежат включению в страховой стаж, поскольку такое включение предусматривается положениями Закона Российской Федерации № 4468-1 и международными соглашениями, участниками которых является Российская Федерация и Республика Кыргызстан (Кыргызская Республика). Судом апелляционной инстанции также учтено, что на протяжении длительного периода пенсионным органом признавались указанные периоды работы истца и только с 2021 года указанный стаж перестал признаваться пенсионным органом, о чем свидетельствуют сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о возможности зачета в страховой стаж спорных периодов службы истца в календарном порядке, указав, что ни ранее действовавшим законодательством, регулирующим вопросы назначения пенсий по старости, ни действующим в настоящее время пенсионным законодательством, регулирующим вопросы назначения страховой пенсии по старости, не предусмотрена возможность учета выслуги службы в отдаленной местности в льготном размере для назначения пенсии по старости на общих основаниях.
С учетом приведенных мотивов, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отмене решения суда в части разрешения требований истца о включении в страховой стаж спорных периодов службы с постановлением в отмененной части нового решения о включении периодов по их фактической продолжительности в стаж ФИО1
С учетом положений статей 88, 98 ГПК РФ суд апелляционной инстанции взыскал в пользу истца с ответчика понесенные расходы по оплате госпошлины при подаче иска и апелляционной жалобы в размере 300 руб. и 150 руб., а также расходы на юридические услуги в размере 3 000 руб., сославшись на требования разумности.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции о наличии оснований для включения в стаж истца спорных периодов службы, ввиду следующего.
Согласно копии военного билета N 6247276, выданного ФИО1 01 августа 1991 года Московским районным военным комиссариатом Чуйской области, истец 01 августа 1991 года была призвана на действительную военную службу и направлен в войсковую часть № 68311. 01 августа 1991 года присвоено звание рядовой, с 16 августа 1999 года ФИО1 уволена в запас Вооруженных Сил Российской Федерации из войсковой части № 28238. Из материалов дела также следует, что присяга истцом принята единожды, при поступлении на службу в ряды Вооруженных Сил СССР.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно частям 2 и 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с названным Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в данный Федеральный закон. В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные указанным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного Закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей".
При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях" и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (часть 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Как следует из положений статьи Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на следующие категории лиц:
а) на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, во внутренних и железнодорожных войсках, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, органах государственной охраны, федеральном органе исполнительной власти в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей);
б) на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, во внутренних и железнодорожных войсках, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, федеральном органе исполнительной власти в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации, других воинских формированиях Российской Федерации и бывшего Союза ССР и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, созданных в соответствии с законодательством, в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, а также на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации и бывшего Союза ССР, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Государственной противопожарной службе и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и семьи этих лиц, которые проживают в государствах - бывших республиках Союза ССР, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, если законодательством указанных государств не предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения на основаниях, установленных для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей.
Согласно статье 4 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).
К числу международных договоров в сфере пенсионного регулирования относится Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины), в соответствии с положениями которого, пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников Соглашения. Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
07 октября 1977 года Верховным Советом СССР была принята Конституция (Основной закон) СССР (действовала в период поступления истца на действительную военную службу в ряды Вооруженных Сил СССР), в статье 63 которой устанавливалось, что воинская служба в рядах Вооруженных Сил СССР - почетная обязанность советских граждан.
В статье 70 Конституции (Основной закон) СССР от 07 октября 1977 года провозглашалось, что Союз Советских Социалистических Республик есть единое союзное многонациональное государство, образованное на основе принципа социалистического федерализма, в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных Советских Социалистических Республик. В Союзе Советских Социалистических Республик объединялись 15 союзных республик, в том числе Киргизская Советская Социалистическая Республика (статья 71).
Территория СССР была едина и включала территории союзных республик. Суверенитет СССР распространялся на всю его территорию (статья 75 Конституции (Основной закон) СССР от 07 октября 1977 года).
В статье 59 Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Прохождение военной службы гражданами в спорный период (с 08 августа 1991 года по 01 августа 1999 года) регулировалось Законом СССР от 12 октября 1967 года N 1950-VII "О всеобщей воинской обязанности", впоследствии Законом Российской Федерации от 11 февраля 1993 года N 4455-1 "О воинской обязанности и военной службе" и Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Статьями 5 и 8 Закона СССР от 12 октября 1967 года N 1950-VII "О всеобщей воинской обязанности" предусматривалось, что воинская обязанность состоит из действительной военной службы и службы в запасе Вооруженных Сил СССР. Солдаты, матросы, сержанты и старшины, проходящие действительную военную службу в пределах сроков, установленных настоящим Законом, считаются состоящими на действительной срочной военной службе, а проходящие военную службу сверх установленных Законом сроков, - состоящими на действительной сверхсрочной военной службе.
В статье 73 Закона СССР от 12 октября 1967 года N 1950-VII "О всеобщей воинской обязанности" закреплялось, что время нахождения граждан на действительной военной службе в рядах Вооруженных Сил СССР засчитывается в их трудовой стаж.
Пенсионное обеспечение граждан СССР в спорный период регулировалось Законом СССР от 15 мая 1990 года "О пенсионном обеспечении граждан в СССР" и Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590, Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации"
Согласно статье 90 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1, действовавшего в период с 01 января 1992 года по 01 января 2002 года, служба в составе Вооруженных Сил Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формирований, Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил бывшего СССР, в органах внутренних дел, органах внешней разведки, органах контрразведки Российской Федерации, министерствах и ведомствах Российской Федерации, в которых законом предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также органах государственной безопасности и внутренних дел бывшего СССР (в том числе в период, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской и Великой Отечественной войн включаются в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона.
В соответствии с подпунктом "к" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в общий стаж работы.
Из изложенного следует, что гражданин СССР, гражданин Российской Федерации, проходивший действительную военную службу в составе Вооруженных Сил СССР, Вооруженных Сил Российской Федерации выполнял возложенную на него Конституцией (Основным законом) СССР обязанность советского гражданина, Конституцией Российской Федерации обязанность гражданина Российской Федерации.
Период прохождения службы в рядах Вооруженных Сил СССР подлежал включению в трудовой стаж гражданина независимо от места призыва его на военную службу в ряды Вооруженных Сил СССР, в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации и места прохождения им военной службы.
В данном случае, положения международного договора подлежат применению в системном единстве и взаимосвязи с нормами Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и положениями законодательства, действовавшего в период прохождения истцом действительной военной службы в Вооруженных Силах СССР, Вооруженных Сил Российской Федерации.
В связи с этим суждение ответчика о том, что для решения вопроса об отнесении периода действительной военной службы истца в составе Вооруженных Сил СССР и Российской Федерации с 08 августа 1991 года по 01 августа 1999 года, имевшего место на территории Республики Кыргызстан, к страховому стажу юридическое значение имеет место несения такой службы, и на Российскую Федерацию не может быть возложена обязанность исчисления и выплаты пенсии за стаж, приобретенный гражданином не на территории Российской Федерации, не основано на законе, поскольку прохождение службы в рядах Вооруженных Сил СССР, Вооруженных Сил Российской Федерации соответственно гражданином Союза ССР - государства, имевшего единую территорию, включавшую территории союзных республик, и гражданина Российской Федерации засчитывалось в трудовой стаж независимо от того, на территории какой союзной республики (в том числе бывшей) гражданин проходил военную службу.
Принимая во внимание изложенное, спорный период действительной военной службы ФИО1 в составе Вооруженных Сил Российской Федерации с учетом норм Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" подлежал включению в страховой стаж пенсионного органа при определении права истца на пенсионное обеспечение и размера подлежащей выплате страховой пенсии. Иное разрешение данного вопроса приводило бы к умалению прав ФИО1 на социальное обеспечение по возрасту, гарантированное Конституцией Российской Федерации и относящееся к основным правам и свободам человека и гражданина.
То обстоятельство, что войсковые части, в которых истец проходила службу в спорный период времени в рядах Вооруженных Сил СССР и Российской Федерации, дислоцировалась на территории Республики Киргизия, не может влиять на реализацию ею права на пенсионное обеспечение в Российской Федерации.
При таких обстоятельствах выводы суда апелляционной инстанции о наличии оснований для включения ФИО1 в ее страховой стаж периода прохождения действительной военной службы в рядах Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации в войсковой части № 68311 с 08 августа 1991 года по 05 мая 1993 года, в войсковой части 28238 - с 10 мая 1993 года по 01 августа 1999 года, дислоцировавшихся в Республике Кыргызстан являются правильными.
Доводы кассационной жалобы ответчика, со ссылкой на Соглашение от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсии в РСФСР, утвержденного приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04 октября 1991 года № 190, о том, что периоды работы за границей после 01 января 1992 года засчитываются в трудовой стаж, при условии уплаты установленных страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР, поскольку юридическое значение имеет место несения такой службы и на Российскую Федерацию не может быть возложена обязанность исчисления и выплаты пенсии за стаж, приобретенный гражданином не на территории Российской Федерации, не основано на законе, поскольку прохождение службы в рядах Вооруженных Сил СССР, Вооруженных Сил Российской Федерации гражданином Союза ССР, гражданином Российской Федерации засчитывалось в трудовой стаж гражданина независимо от того, на территории какой союзной республики (в том числе бывшей) гражданин проходил военную службу. Указанные суждения ответчика не учитывает всю совокупность правовых норм, регулирующих спорные правоотношения.
В целом, приведенные ответчиком в жалобе доводы по существу сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции, изложенными в обжалуемом судебном постановлении и направлены на иную оценку доказательств по делу, иное толкование норм материального права, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут, так как в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, допущено не было.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от 06 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ОПФР по Рязанский области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи