ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88 – 1937/2021
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 5 апреля 2021 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Петровой Ю.Ю.
судей Ирышковой Т.В., Замарацкой Е.К.
с участием прокурора Кичаевой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Октябрьского районного суда г. Мурманска от 19 марта 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 8 октября 2020 г. по делу № 2-186/2020 по иску ФИО1 к Правительству Мурманской области, Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области о признании незаконными и отмене приказа от 7 августа 2019 г. № 160 и распоряжения от 5 ноября 2019 г. №421-лс, восстановлении в ранее занимаемой должности, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции ФИО11, участников процесса: ФИО1 и его представителя адвоката ФИО12, поддержавших доводы жалобы, заключение старшего прокурора второго отдела (апелляционно- кассационного) (с дислокацией в г. Санкт- Петербурге) апелляционно- кассационного управления Главного гражданско- судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кичаевой О.А., полагавшей, что оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Правительству Мурманской области, Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области о признании незаконными и отмене приказа от 7 августа 2019 г. №160 и распоряжения от 5 ноября 2019 г. №421-лс, восстановлении в ранее занимаемой должности, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указал, что в период с 26 января 2015 г. по 5 ноября 2019 г. проходил государственную гражданскую службу Мурманской области в Министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области в должности заместителя министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства.
7 августа 2019 г. на основании приказа №160 «О проведении организационно-штатных мероприятий в Министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области» принято решение о сокращении замещаемой истцом должности.
8 августа 2019 г. истец был уведомлен о сокращении замещаемой им должности с 10 октября 2019 г., 6 сентября 2019 г. ему были предложены для замещения две должности государственной гражданской службы.
На основании распоряжения Врио Губернатора Мурманской области от 5 ноября 2019 г. №421-лс бессрочный служебный контракт расторгнут, истец освобожден от замещаемой должности заместителя министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства и уволен с государственной гражданской службы с 5 ноября 2019 г., в связи сокращением должностей гражданской службы.
Решением Октябрьского районного суда г. Мурманска от 19 марта 2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 8 октября 2020 г., в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано в полном объеме.
В кассационной жалобе ФИО1 просит отменить вышеуказанные судебные постановления, как незаконные и вынести новый судебный акт об удовлетворении его исковых требований.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения дела; судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения заявителя жалобы и его представителя, участвовавших в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на жалобу, с учетом заключения прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции таких оснований при принятии обжалуемых судебных постановлений не усматривает.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 26 января 2015 г. между ФИО1 и представителем нанимателя, в лице министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области, действующим на основании Положения о Министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области, заключен служебный контракт о прохождении государственной службы Мурманской области и замещении должности государственной гражданской службы Мурманской области №1 (приказ № 11 от 26 января 2015 г.).
По условиям контракта, ФИО1 принял на себя обязательства, связанные с прохождением государственной гражданской службы Мурманской области по должности заместителя министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области.
Согласно Реестру должностей государственной гражданской службы Мурманской области, утвержденному Законом Мурманской области от 1 октября 2005 г. № 668-01-ЗМО, должность заместителя министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области относится к категории «руководители» высшей группы должностей государственной гражданской службы.
Приказом министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области от 23 сентября 2018 г. №218, изданным во исполнение постановления Правительства Мурманской области от 23 апреля 2014 г. №210-ПП «Об утверждении Положения о Министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области» (в редакции постановления Правительства Мурманской области от 30 мая 2018 г. №242-ПП), распределены обязанности между первым заместителем министра ФИО8, двумя заместителями министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области - ФИО9 и ФИО10
Распоряжением Правительства Мурманской области от 20 мая 2015 г. №133-РП утверждена предельная штатная численность работников исполнительных органов государственной власти Мурманской области, в том числе Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области в количестве 31 должности государственной гражданской службы и государственные должности.
В соответствии с распоряжением Правительства Мурманской области от 22 июля 2019 г. № 172-ПП в целях совершенствования организационной структуры исполнительных органов государственной власти Мурманской области, эффективного использования кадрового состава и в соответствии со статьей 67 Устава Мурманской области предельная штатная численность работников Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства сокращена на три единицы, одна из которых - должность заместителя министра.
Во исполнение указанного распоряжения министром энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области издан приказ № 62-лс от 7 августа 2019 г. о внесении с 10 октября 2019 г. изменений в штатное расписание, утвержденное приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области от 15 января 2018 г. №6-лс, в соответствии с которыми штатным расписанием Министерства с 10 октября 2019 г. предусматриваются должности: первый заместитель министра – 1, заместитель министра - 1.
7 августа 2019 г. министром энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области издан приказ №160 «О проведении организационно-штатных мероприятий и утверждении штатного расписания».
Согласно Приложению № 1 к приказу №160 из штатного расписания Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области подлежала исключению одна из двух должностей заместителя министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства.
На основании приказа министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области №161 от 7 августа 2019 г. создана комиссия по определению преимущественного права оставления на государственной гражданской службе при сокращении численности государственных гражданских служащих.
Согласно протоколу заседания комиссии по определению преимущественного права оставления на государственной гражданской службе при сокращении численности государственных гражданских служащих Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области №161 от 7 августа 2019 г., комиссией, в том числе, рассматривались вопросы определения уровня квалификации служащих, подлежащих сокращению, и определения служащих, обладающих преимущественным правом на оставление на гражданской службе.
В целях определения лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе, комиссией проведены оценочные мероприятия методом бальной оценки государственных служащих по следующим характеристикам: стаж работы в Министерстве, стаж государственной службы, данные о квалификации: образование, опыт, знания, навыки; награды за период работы в Министерстве; оценка соблюдения служебной дисциплины за последние три года; дополнительные доходы; наличие иждивенцев; периоды возложения обязанностей министра за последствие три года; перечень основных и наиболее важных вопросов, в решении которых гражданский служащий принимал участие; количество направляемых в работу документов в системе электронного документооборота правительства Мурманской области за последние три года.
По результатам рейтинга преимущественное право на оставление на государственной гражданской службе предоставлено заместителю министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области ФИО10
8 августа 2019 г. ФИО1 уведомлен о сокращении должности заместителя министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области с 10 октября 2019 г.
28 августа 2019 г. ФИО1 предложена для замещения вакантная должность ведущего специалиста управления энергетической эффективности, экономики и финансов Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области, 6 сентября 2019 г. – вакантная должность главного специалиста управления обеспечения деятельности энергетической и жилищно-коммунальной инфраструктуры Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области.
Согласия на замещение предложенных вакансий должностей, имеющихся в Министерстве, ФИО1 не выразил.
Распоряжением врио Губернатора Мурманской области от 7 октября 2019 г. №344-лс в соответствии с пунктом 7 статьи 31, пунктом 8.2 части 1 статьи 37, пунктом 3.1 статьи 37, пунктом 12 статьи 46 Закона Мурманской области от 13 октября 2005 г. № 660-01-ЗМО «О государственной гражданской службе Мурманской области» служебный контракт с ФИО1 расторгнут; ФИО1 освобожден от замещаемой должности заместителя министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области; уволен с государственной гражданской службы Мурманской области 9 октября 2019 г. в связи с сокращением должностей гражданской службы.
В связи с временной нетрудоспособностью ФИО1 в период с 8 октября по 1 ноября 2019 г. распоряжением Губернатора Мурманской области от 8 октября 2019 г. №354-лс отменено вышеуказанное распоряжение об увольнении истца.
Впоследствии, на основании распоряжения врио Губернатора Мурманской области от 5 ноября 2019 г. №421-лс служебный контракт с ФИО1 расторгнут, он освобожден от замещаемой должности и уволен с государственной гражданской службы Мурманской области 5 ноября 2019 г. в связи с сокращением должностей гражданской службы.
Суд первой инстанции, разрешая спор, руководствовался положениями Конституции Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального Закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации, Закона Мурманской области от 13.10.2005 №660-01-ЗМО «О государственной гражданской службе Мурманской области», на основании оценки представленных сторонами спора доказательств, признал установленным, что со стороны нанимателя отсутствовали нарушения порядка увольнения истца, влекущие признание увольнения незаконным и восстановление его в ранее занимаемой должности, пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований истца в полном объеме.
При постановлении решения суд исходил из права ответчика определять структуру и штатную численность работников (служащих), то есть принять решение о сокращении должности заместителя министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства, также судом установлено, что ответчиком надлежащим образом исполнена обязанность по предупреждению ФИО1 о сокращении замещаемой им должности, с соблюдением установленного законом двухмесячного срока; проведена оценка преимущественного права на оставление на работе, в ходе которой преимущественное право признано за иным лицом. При этом вакантных должностей в рамках той категории и группы, в которую включалась замещаемая истцом должность, в Министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области не имелось. В иных государственных органах согласно ответам руководителей исполнительных органов государственной власти Мурманской области вакантные должности, соответствующие категории и группе занимаемой должности, образованию и квалификации истца также отсутствовали. Согласия на занятие предложенных вакантных должностей, не соответствующих категории и группе замещаемой им должности гражданской службы, уровню его квалификации и профессионального образования, в том числе в иных государственных органах, истец не выразил.
Проверяя доводы истца в части несогласия с результатами оценки преимущественного права, суд первой инстанции исходил из того, что в интересах объективного рассмотрения вопросов преимущественного права, возникающих в ходе организационно-штатных мероприятий, состоялось заседание комиссии, состав и численность которой подтверждены приказом № 161 от 7 августа 2019 г. Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства, комиссия пришла к выводу по результатам рейтинга, что преимущественное право на оставление на государственной гражданской службе имеет ФИО10 Оснований для признания Положения о комиссии по определению преимущественного права на оставление на государственной гражданской службе, состава комиссии незаконными судом первой инстанции не установлено.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований истца.
Отклоняя доводы истца о не предложении истцу вакантных в спорный период должностей в иных государственных органах, в том числе, должностей председателя Комитета государственных закупок Мурманской области, заместителя министра строительства и территориального развития Мурманской области, заместителя министра развития промышленности и предпринимательства, председателя Комитета по развитию информационных технологий и связи Мурманской области, а также начальника управления бюджетного учета и отчетности – главный бухгалтер Министерства финансов Мурманской области, суд апелляционной инстанции исходил из положений Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Закона Мурманской области от 13 октября 2005 г. № 660-01-ЗМО «О государственной гражданской службе Мурманской области», разъяснений Президиума Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в Обзоре судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими от 22 июня 2016 г., указав, что в случае проведения в государственном органе организационно-штатных мероприятий, влекущих сокращение должности, гражданскому служащему законом обеспечивается возможность продолжения службы в другой равнозначной должности в том же государственном органе. В этих целях представитель нанимателя обязан предложить гражданскому служащему все имеющиеся у него вакантные должности в рамках той категории и группы, в которую включалась замещаемая гражданским служащим должность, с учетом уровня его квалификации, специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направления подготовки.
Обязанность предложить вакантные должности гражданской службы гражданскому служащему должна быть исполнена представителем нанимателя в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении до дня предстоящего увольнения.
При этом, в силу положений части 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предложение вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах является правом, а не обязанностью представителя нанимателя.
Указание суда первой инстанции о применении к спорным правоотношениям Правил, регламентирующих предоставление гражданскому служащему вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2013 г. №822, суд апелляционной инстанции признал не влияющими на существо принятого судом решения об отказе в иске, поскольку данные Правила лишь определяют порядок реализации представителем нанимателя своего права предложить должности в иных государственных органах применительно к части 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции принял во внимание, что вышеуказанные должности председателей Комитетов, заместителей министров являются должностями руководителей исполнительных органов, заместителей руководителей исполнительных органов.
В соответствии с пунктом 19.2.3 Регламента Правительства Мурманской области и иных исполнительных органов государственной власти Мурманской области от 30 января 2014 г. № 32-ПП (в редакции, действовавшей в период увольнения истца) руководители исполнительных органов назначаются на должность и освобождаются от должности Губернатором по представлению заместителя Губернатора - куратора с обязательным согласованием с первыми заместителями Губернатора.
Заместители руководителей исполнительных органов назначаются на должность (по согласованию с заместителем Губернатора - куратором и Губернатором) и освобождаются от должности Губернатором. При согласовании назначения на должность в адрес Губернатора направляются представление на кандидата и справка-объективка по форме согласно приложению № 4 к настоящему Регламенту (пункт 19.2.4 Регламента).
Согласно пункту 4.1 Положения о Комитете государственных закупок Мурманской области, утвержденному Постановлением Правительства Мурманской области от 19 декабря 2013 г. № 747-ПП (в ред. от 30 августа 2019 г.) председатель Комитета назначается на должность Губернатором.
Аналогичный порядок был предусмотрен и пунктом 5.1 Положения о Комитете по развитию информационных технологий и связи Мурманской области, утвержденного Постановлением Правительства Мурманской области от 27 февраля 2014 г. № 88-ПП (в ред. от 26 сентября 2019 г.).
Пунктом 5.3 Положения о Министерстве строительства и территориального развития Мурманской области, утвержденного Постановлением Правительства Мурманской области от 30 июня 2009 г.№ 278-ПП (в ред. от 27 сентября 2019 г.) устанавливалось, что заместители министра назначаются на должность Губернатором Мурманской области (по согласованию с соответствующим заместителем Губернатора Мурманской области - куратором и Губернатором Мурманской области).
Аналогичный порядок предусматривался пунктом 5.1 Положения о Министерстве развития промышленности и предпринимательства Мурманской области, утвержденного Постановлением Правительства Мурманской области от 2 апреля 2015 г. № 123-ПП (в ред. от 23 сентября 2019 г.).
Принимая во внимание положения приведенных нормативных правовых актов, суд апелляционной инстанции сделал вывод, что для назначения на должности руководителей и заместителей руководителей органов государственной власти Мурманской области установлен специальный порядок, который на период возникновения спорных правоотношений предусматривал назначение на указанные должности Губернатором Мурманской области, а не представителем нанимателя, при этом на должности заместителей руководителя - по согласованию с соответствующим заместителем Губернатора Мурманской области - куратором и Губернатором Мурманской области, в отсутствие которого назначение на должность не производится.
Поскольку назначение на вышеуказанные должности не является безусловным и производится в особом порядке, суд апелляционной инстанции указал на отсутствие у ответчика правовых оснований предлагать истцу вышеприведенные должности при проведении процедуры сокращения.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отметил несоответствие истца дополнительным требованиям, предъявляемым к кандидату на должность начальника управления бюджетного учета и отчетности – главный бухгалтер Министерства финансов Мурманской области в силу положения части 4 статьи 7 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», а именно наличия необходимого стажа работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью.
Отклоняя доводы истца в части не предложения ему вакантной должность первого заместителя министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области по состоянию на 7 августа 2019 г., судами установлено не соответствие истца квалификационным требованиям по указанной должности (образования и специальности).
Поскольку должностным регламентом первого заместителя министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области, утвержденным 1 июля 2019 г., к кандидатам на замещение указанной должности предъявляются квалификационные требования: к магистрам по укрепленной группе специальностей и к специалистам по укрепленной программе направления подготовки (специальности) «Электро- и теплоэнергетика», «Техника и технологии строительства», в то время как ФИО1 имеет высшее образование по специальности «Планирование народного хозяйства» и «Руководитель в условиях рынка», суды пришли к выводу об отсутствии у представителя нанимателя обязанности предлагать истцу указанную должность.
Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит обжалуемые судебные акты, основанными на правильном применении норм материального и процессуального права.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Мурманской области в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами «О системе государственной службы Российской Федерации» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает Закон Мурманской области от 13 октября 2005 г. № 660-01-ЗМО «О государственной гражданской службе Мурманской области».
В соответствии с положениями пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», подпункта 8.2 пункта 1 статьи 37 Закона Мурманской области от 13 октября 2005 г. № 660-01-ЗМО «О государственной гражданской службе Мурманской области» служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
В силу статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом:
- уровня его квалификации, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки;
- уровня его профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы.
О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
В течение срока, указанного в части 2 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих в соответствии со статьей 48 настоящего Федерального закона. По результатам внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.
Преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, который имеет более высокую квалификацию, специальность, направление подготовки, соответствующие области и виду его профессиональной служебной деятельности, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.
Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.
Аналогичные положения предусматривает Закон Мурманской области от 13 октября 2005 г. № 660-01-ЗМО «О государственной гражданской службе Мурманской области».
Согласно разъяснениям Президиума Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в Обзоре судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими от 22 июня 2016 г., представитель нанимателя обязан предлагать гражданскому служащему в случае сокращения замещаемой им должности государственной гражданской службы все имеющиеся в государственном органе вакантные должности в рамках той категории и группы, в которую включалась замещаемая им должность, с учетом уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки.
С учетом характера спорных правоотношений, правильного применения судами приведенных в решении и апелляционном определении норм материального права, при установлении на основании представленных сторонами спора в материалы дела доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, права ответчика определять структуру и штатную численность работников (служащих), надлежащего исполнения нанимателем обязанности по предупреждению ФИО1 о сокращении замещаемой им должности, как и оценки преимущественного права на оставление на работе, в ходе которой преимущественное право признано за иным лицом, предложения имеющихся вакантных должностей, судом сделан правомерный вывод об отказе в удовлетворении требований ФИО1
Приведенные в кассационной жалобе доводы о необоснованности проведения организационно-штатных мероприятий подлежат отклонению, поскольку принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников (служащих), в том числе о сокращении вакантных должностей, относится к исключительной компетенции работодателя (нанимателя), который вправе расторгнуть трудовой договор (контракт) с работником (служащим) в связи с сокращением численности или штата при условии соблюдения закрепленного законодательством порядка увольнения и гарантий, нарушений которых материалами дела не установлено.
При этом законодательством Российской Федерации не предусмотрено право работников оспаривать решения работодателя по вопросам, входящим в его исключительную компетенцию. Вопрос о целесообразности сокращения тех или иных должностей также относится к компетенции работодателя, а не суда, как и принятие в последующем нанимателем решений о новых организационно-штатных мероприятиях, включая введение в штат новых должностей.
Доводы кассационной жалобы в части нарушения нанимателем обязанности предложить истцу вакантные должности гражданской службы в иных исполнительных органах государственной власти Мурманской области, которые, по его мнению, могли быть ему предложены с учетом категории, уровня его квалификации, специальности, стажа работы, являлись предметом оценки суда апелляционной инстанции и правомерно отклонены с приведением приведенных выше мотивов, не согласиться с которыми у судебной коллегии оснований не имеется.
Из материалов дела не усматривается нарушений трудовых прав истца при увольнении со службы, вопреки доводам его кассационной жалобы.
В целом, доводы кассационной жалобы заявителя сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленными обстоятельствами по делу.
Между тем, в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства по делу, которые не были установлены либо были отвергнуты судами первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Доводам жалобы заявителя о несогласии с решением суда судом апелляционной инстанции была дана надлежащая оценка, оснований для переоценки выводов суда апелляционной инстанции в этой части судебная коллегия не находит.
Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра вступивших в силу и правильных по существу судебных постановлений, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Мурманска от 19 марта 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 8 октября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи