ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-19392/2021
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
кассационного суда общей юрисдикции
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Серебряковой О.И.,
судей Рипка А.С., Речич Е.С.,
при участии прокурора Шестого отдела апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО1,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФКУ ИК-10 УФСИН России по Самарской области на апелляционное определение Самарского областного суда от 30 июня 2021 года, по гражданскому делу № 2-897/2015 по исковому заявлению Самарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ ИК - 10 УФСИН России по Самарской области о признании незаконным бездействия ФКУ ИК - 10,
Заслушав доклад судьи Рипка А.С., объяснения представителя ФКУ ИК-10 УФСИН России по Самарской области ФИО2, действующей на основании доверенности от 22.01.2021, заключение прокурора Шестого отдела апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО1, в отсутствии иных лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени проведения судебного заседания, проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
30.12.2014 Самарский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Самарской области (ФКУ ИК-10), выразившегося в не обеспечении осужденных надлежащими материально-бытовыми условиями при отбывании ими уголовного наказания.
Решением Красноярского районного суда Самарской области от 18 мая 2015 года исковые требования Самарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области к ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Самарской области о признании незаконным бездействия ФКУ ИК-10 - удовлетворены. Суд обязал ФКУ ИК-10 в лице начальника учреждения в срок до 31.10.2020 года оборудовать помещения для проведения длительных свиданий дополнительными 9 (девятью) комнатами, доведя их общее количество до 23 (двадцати трех).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 13.07.2015 года решение Красноярского районного суда Самарской области от 18 мая 2015 года изменено, резолютивная часть решения изложена в следующей редакции:
"Исковые требования Самарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области к ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Самарской области о признании незаконным бездействия ФКУ ИК-10 - удовлетворить.
В срок до 31.10.2020 обязать ФКУ ИК-10 в лице начальника учреждения оборудовать помещения для проведения длительных свиданий дополнительными 10 (десятью) комнатами, доведя их общее количество до 24 (двадцати четырех)".
ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Самарской области в лице представителя ФИО3 обратился в областной суд с заявлением о пересмотре апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 13.07.2015 года по вновь открывшимся обстоятельствам.
В обоснование своих требований указал, что основанием для принятия решения по делу № 2-897/15 и дальнейшем изменении его апелляционной инстанции являлся приказ Минюста России от 30.01.2015 № 20 «Об установлении лимита наполнения исправительных учреждений Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области», в настоящее время данный приказ отменен в связи с вступлением в силу приказа Минюста России от 16.03.2021 № 38 «О ликвидации федеральных казенных учреждений, создании, ликвидации изолированных участков с различными видами режима, помещений функционирующих в режиме следственных изоляторов, изменении вида режима исправительных учреждений и следственных изоляторов, утверждении Перечня исправительных учреждений, на территориях которых созданы помещения, функционирующие в режиме следственных изоляторов», которым доведены лимиты подведомственных учреждений: лимит ФКУ ИК-10 УФСИН России по Самарской области установлен для колонии общего режима 958 мест (вместо колонии строгого режима 1045 мест), также указал, что судами не исследовался вопрос о наличии возможности осуществить оборудование помещения для проведения длительных свиданий дополнительными 10 комнатами, учитывая техническое состояние указанного здания. Отсутствие финансирования на строительство дополнительных помещений является обстоятельством, не зависящим от учреждения, которое не праве самостоятельно решать вопрос о проектировании и строительстве дополнительных комнат длительны свиданий, такое строительство может быть осуществлено в рамках Федеральной целевой программы за счет средств бюджета, поскольку само учреждение не располагает необходимыми средствами для исполнения возложенной на нее судом обязанности.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просил о пересмотре апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 13.07.2015 года по новым обстоятельствам.
В дополнениях к заявлению о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся и новым обстоятельствам заявитель в связи с направлением в отдел судебных приставов Красноярского района Самарской области исполнительного листа и возбуждения исполнительного производства, просит суд приостановить исполнительное производство до рассмотрения заявления о пересмотре судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 30 июня 2021 года в удовлетворении заявления и дополнений к заявлению ФКУ ИК-10 УФСИН России по Самарской области о пересмотре апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 13.07.2015 года по новым или вновь открывшимся обстоятельствам по делу №2-897/2015 по исковому заявлению Самарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ ИК - 10 УФСИН России по Самарской области о признании незаконным бездействия ФКУ ИК-10 отказано.
В кассационной жалобе ФКУ ИК-10 УФСИН России по Самарской области ставится вопрос об отмене апелляционного определения Самарского областного суда от 30 июня 2021 года.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, судебная коллегия находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судом апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьей 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 31 "О применении судами норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении судами заявлений, представлений о пересмотре по вновь открывшимся или новым обстоятельствам вступивших в законную силу судебных постановлений", суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что все приведенные заявителем обстоятельства, к отмене судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам не относятся, сводятся к оспариванию выводов суда, изложенных в решении суда от 18.05.2015 года и апелляционном определении судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 13.07.2015 года.
Вместе с тем, судом апелляционной инстанции не учтено следующее.
В соответствии с частью 4 статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к новым обстоятельствам относится, в том числе, отмена постановления государственного органа или органа местного самоуправления, послуживших основанием для принятия судебного постановления по данному делу.
В основу апелляционного определения положен приказ Минюста РФ от 30.01.2015 № 20 «Об установлении лимита наполнения исправительных учреждений Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области» согласно которому лимит наполнения в ФКУ ИК-10 составлял 1045 мест и Инструкция по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России от 02.06.2003 № 130-дсп на основании которой было рассчитано количество комнат для проведения длительных свиданий при наполняемости 1045 человек.
В апелляционной жалобе, в судебном заседании ФКУ ИК-10 УФСИН России по Самарской области было указано, что приказ Минюста России от 30.01.2015 № 20 «Об установлении лимита наполнения исправительных учреждений Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области» в настоящее время отменен в связи с вступлением в силу приказа Минюста России от 16.03.2021 №38 «О ликвидации федеральных казенных учреждений, создании, ликвидации изолированных участков с различными видами режима, помещений функционирующих в режиме следственных изоляторов, изменении вида режима исправительных учреждений и следственных изоляторов, утверждении Перечня исправительных учреждений, на территориях которых созданы помещения, функционирующие в режиме следственных изоляторов», в соответствии с которым для ФКУ ИК-10 УФСИН России по Самарской области установлен лимит наполняемости осужденных на 958 мест (вместо 1045 мест), количество комнат длительного свидания должно быть сокращено и исходить согласно следующим расчетам: 958 мест (лимит наполнения) *7% (общая вместимость) /3 (человека (количество лиц, прибывших на свидание) = 22 комнаты длительного свидания.
Вместе с тем, согласно материалам дела, определением Красноярского районного суда Самарской области от 21 апреля 2015 года заявление ФКУ ИК-10 России по Самарской области о пересмотре решения по новым обстоятельствам было удовлетворено, решение Красноярского районного суда Самарской области от 29.01.2015 г. по иску Самарского прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ Самарской области к ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Самарской области о признании бездействия незаконными отменено.
В обоснование решения о пересмотре судебного акта по новым обстоятельствам суд указал, что в связи со вступлением в силу Приказа Министерства Юстиции РФ от 30.01.2015 г. №20 «Об изменении вида режима и установления лимита наполнения исправительных учреждений главного управления федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области» были доведены лимиты подведомственных учреждений - лимит ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Самарской области установлен 1045 мест вместо 1530 мест, следовательно согласно п.7 Инструкции «По проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России», утвержденной приказом Минюста России от 02.06.2003 г. № 130-дсп, количество комнат в расчете на 1000 человек должно составлять 23 комнаты из расчета 1000*0,07/3=23.
Факт вступления в силу приказа Министерства Юстиции РФ от 30.01.2015 г. №20, является новым обстоятельством, возникшим после принятия решения Красноярского районного суда Самарской области от 29.01.2015 г.
В последующем определение от 21 апреля 2015 года изменено апелляционным определением Самарского областного суда от 13 июля 2015 года.
Однако суд апелляционной инстанции данный довод не рассмотрел и не дал правовой оценки.
При таких обстоятельствах, учитывая, что суд апелляционной инстанции не в полной мере установил фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, а допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм процессуального права не могут быть устранены на стадии кассационного производства (рассмотрение доказательств по делу выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции), обжалуемый судебный акт на основании статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть вышеизложенное, в том числе, дать оценку доводам ФКУ ИК-10 УФИН России по Самарской области об отмене приказа Минюста России от 30.01.2015 № 20 «Об установлении лимита наполнения исправительных учреждений Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области» в связи с вступлением в силу приказа Минюста России от 16.03.2021 №38 «О ликвидации федеральных казенных учреждений, создании, ликвидации изолированных участков с различными видами режима, помещений функционирующих в режиме следственных изоляторов, изменении вида режима исправительных учреждений и следственных изоляторов, утверждении Перечня исправительных учреждений, на территориях которых созданы помещения, функционирующие в режиме следственных изоляторов», изменении лимита наполняемости осужденных, в связи с чем изменяется расчет количества комнат длительного свидания и в зависимости от установленного принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение Самарского областного суда от 30 июня 2021 года по гражданскому делу № 2-897/2015 отметить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий О.И.Серебрякова
Судьи А.С.Рипка
Е.С.Речич
Постановление06.10.2021