ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-19571/2021 от 12.01.2022 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

Дело № 88-247/2022

УИД 72RS0002-01-2021-000184-49

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Родиной А.К.

судей Горбуновой О.А. и Храмцовой О.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Челябинске 12 января 2022 года дело по кассационной жалобе администрации Армизонского муниципального района Тюменской области на решение Армизонского районного суда Тюменской области от 03 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 11 августа 2021 года

по гражданскому делу №2-68/2021 по иску прокурора Армизонского района Тюменской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Армизонского муниципального района Тюменской области о возложении обязанности организовать возведение и ввод в эксплуатацию защитного сооружения гражданской обороны.

Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Горбуновой О.А., объяснения прокурора Ботева В.Ю., судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Прокурор Армизонского района Тюменской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Армизонского муниципального района Тюменской области о возложении обязанности организовать на территории района возведение и ввод в эксплуатацию защитного сооружения гражданской обороны в соответствии с действующими нормативными требованиями, создать, хранить и своевременно обновлять резерв материальных ресурсов, предусмотренных Приложением № 2 к распоряжению администрации Армизонского муниципального района Тюменской области от 23 июня 2020 года № 283-р.

В обоснование требований указал, что в Армизонском муниципальном районе Тюменской области в нарушение требований законодательства о гражданской обороне и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера фактически не созданы резервы материальных ресурсов на случай ликвидации чрезвычайных ситуаций, не организована работа по созданию объектов гражданской обороны, что влечет за собой существенные нарушения прав граждан, находящихся на территории района, формирует условия для возникновения и неблагоприятного развития чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, во многом предопределяет масштаб их возможных последствий.

Решением Армизонского районного суда Тюменской области от 03 июня 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 11 августа 2021 года, на администрацию Армизонского муниципального района Тюменской области обязанность возложена обязанность организовать возведение и ввод в эксплуатацию защитного сооружения гражданской обороны на территории Армизонского муниципального района Тюменской области в соответствии с действующими нормативными требованиями в срок до 01 января 2023 года включительно, а также создать, хранить и своевременно обновлять резерв материальных ресурсов, предусмотренных Приложением №2 к распоряжению администрации Армизонского муниципального района Тюменской области от 23 июня 2020 года № 283-р в течение шестидесяти дней со дня вступления в законную силу решения суда.

В кассационной жалобе ответчик администрация Армизонского муниципального района Тюменской области просит судебные постановления отменить, считая их постановленными с существенными нарушениями норм материального и процессуального права.

В своих возражениях на кассационную жалобу прокурор просит оставить судебные постановления без изменения, считая их законными и обоснованными.

В судебном заседании прокурор Ботев В.Ю. возражал против отмены судебных постановлений по доводам, изложенным в возражениях на кассационную жалобу.

Остальные участвующие в деле лица не явились, извещены, об отложении дела не просили. С учетом требований статей 167 и 379.5 (части 5) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность судебных постановлений в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для их отмены.

В силу части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований для отмены или изменения судебных постановлений по доводам заявителя не имеется.

Судом установлено, что постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Армизонского судебного района от 29 марта 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Армизонского районного суда от 28 мая 2019 года, заведующий сектором по делам ГО и ЧС администрации Армизонского муниципального района ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны).

В районе фактически отсутствуют резервы для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций локального и муниципального характера.

Распоряжением администрации Армизонского муниципального района Тюменской области от 23 июня 2020 года № 283-р утверждено Положение о районных резервах финансовых средств и материальных ресурсов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций локального и муниципального характера и в целях гражданской обороны, приложением №2 к которому является Перечень районных резервов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций локального и муниципального характера и ответственных за их создание и содержание, приложением №4 – Инструкция об учете и отчетности за использованием финансовых средств, выделенных из районного резерва на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, возникших в границах Армизонского муниципального района.

При выборочной проверке заглубленных помещений на территории Армизонского района, проведенной помощником прокурора 02 июня 2021 года установлено, что они не соответствуют нормативным требованиям, предъявляемым к защитным сооружениям гражданской обороны.

В районе не организована работа по созданию объектов гражданской обороны (защитных сооружений гражданской обороны) как таковых, фактически не созданы резервы финансовых средств и материальных ресурсов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций локального и муниципального характера и в целях гражданской обороны.

Удовлетворяя иск прокурора, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствовался положениями статей 1, 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», пункта 21 части 1 статьи 15, пункта 28 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 2 статьи 11, части 1 статьи 25 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309 об утверждении Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, исходил из того, что администрацией Армизонского муниципального района в нарушение требований указанных норм не организовано возведение и ввод в эксплуатацию защитных сооружений гражданской обороны, не создан в целях гражданской обороны фактический резерв материальных ресурсов (продовольствия, медицинских средств и иных запасов), чем нарушаются права неопределенного круга лиц на защиту от чрезвычайных ситуаций, формируются условия для возникновения и неблагоприятного развития чрезвычайных ситуаций, максимизируются возможные негативные последствия.

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и имеющимся в деле доказательствам.

Доводы кассационной жалобы ответчика об отсутствии у него предусмотренной законом обязанности по возведению и содержанию защитных сооружений гражданской обороны, обеспечению резерва материальных ресурсов (продовольствия, медицинских средств и иных запасов) основаны на ошибочном толковании норм материального права, приводились и ранее в ходе рассмотрения дела, получили надлежащую оценку судов первой и апелляционной инстанции.

Как правильно указано судами нижестоящих инстанций, такая обязанность прямо предусмотрена приведенными положениями законодательства.

В соответствии с абзацами 4, 7 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», устанавливающей полномочия органов местного самоуправления в области гражданской обороны, органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны, создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств; в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны, необходимые для решения вопросов местного значения.

Согласно подпунктам «а», «д» пункта 2 статьи 11, пункту 2.1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, содействуют федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Согласно статье 25 названного закона резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также организациями (часть 1). Порядок создания и использования указанных в части первой настоящей статьи резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями (часть 2).

Данным нормам корреспондируют положения подпунктов 8, 23, части 1 и части 4 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которыми к вопросам местного значения муниципальных районов относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с пунктом 9 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях определяют общую потребность в объектах гражданской обороны; в мирное время создают, сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию, осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию, ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

Кроме того, статьей ст. 6.1 Устава муниципального образования предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципального района вправе участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), если это участие предусмотрено федеральными законами.

Ссылка ответчика на то, что муниципальный район не относится к зоне возможного радиационного заражения, не состоятельна, поскольку как функционирование защитных сооружений гражданской обороны, так и наличие резерва финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций обусловлено возможностью возникновения чрезвычайных ситуаций не только военного или техногенного характера, но и каких-либо стихийных бедствий.

Возложенная на ответчика обязанность организовать возведение и ввод в эксплуатацию защитного сооружения может быть исполнена не только и не столько путем строительства какого-либо объекта недвижимости, но и приспособления под защитное сооружение заглубленных помещений, которые, как установлено судом, имеются на территории района, но их состояние не пригодно для эксплуатации в качестве защитного сооружения.

Ссылка ответчика на отмену 10 августа 2021 года распоряжения от 23 июня 2020 года №283-р, которым был утвержден перечень районных резервов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, также подлежит отклонению.

Во-первых, указанное постановление действовало на момент рассмотрения дела по существу.

Во-вторых, обязанность заблаговременного создания резервов в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций за органами местного самоуправления сохранена законом (статьей 25 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ), независимо от того, что постановление Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1996 года №1340 «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», на которое сослался прокурор, утратило силу с 01 января 2021 года.

Как указано выше, частью 2 статьи 25 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ предусмотрено, что порядок создания и использования указанных в части первой настоящей статьи резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями.

Соответственно, к компетенции Правительства Российской Федерации относится утверждение порядка создания и использования резервных фондов, созданных федеральными органами исполнительной власти, в отношении резервных фондов муниципалитетов такой порядок утверждается соответствующими органами местного самоуправления.

Отсутствие правового регулирования порядка создания и использования резервных фондов и порядка восполнения использованных средств этих резервов не освобождает ответчика как орган местного самоуправления от предусмотренной федеральным законом обязанности создания резервных фондов.

Иные доводы жалобы судебная коллегия также отклоняет, поскольку они сводятся к оспариванию правильности выводов судов об установленных ими фактах, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, на иное применение и толкование закона, но не содержат новых обстоятельств, которые могут повлиять на решение суда.

Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Армизонского районного суда Тюменской области от 03 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 11 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Армизонского муниципального района Тюменской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи