ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-19797/20 от 19.01.2021 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-562/2021

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово 19 января 2021 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Фроловой Т.В.,

судей Шефер И.А. и Леонтьевой Т.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №42RS0009-01-2019-008570-70 (2-202/2020) по иску Семкин В.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) об оспаривании решения

по кассационной жалобе Семкин В.В. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 13 августа 2020 г.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Шефер И.А., объяснения представителя Семкина В.В. Бесуновой А.А., поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Семкин В.В. обратился в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Кемерово Кемеровской области (межрайонное) (далее – УПФР в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное)) об оспаривании решения.

В обоснование заявленных требований указал на то, что 30 января 2019г. он обратился в клиентскую службу (на правах отдела) в Ленинском районе г.Кемерово с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением УПФР в г.Кемерово Кемеровской области (межрайонное) от 21 марта 2019 г. ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. В стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии, ответчиком не включены периоды: с 10 июня 1988 г. по 30 сентября 1998 г. водитель в Кемеровском пассажирском автотранспортном предприятии № 2; с 1 октября 1998 г. по 28 февраля 1999 г. водитель в МП «КПАТП №» 3; с 1 марта 1999 г. по 31 января 2001 г. водитель в ОАО «Кемеровское ПАТП с 9 февраля 2001 г. по 28 февраля 2007 г. водитель в МП «КПАТП »; с 1 марта 2007 г. по 28 августа 2014 г. водитель второго класса на маршрутном такси в автоколонне № 5 ОАО «»; с 29 августа 2014 г. по 31 декабря 2014 г. водитель автобуса в ОАО «АТП »; с 2 января 2015 г. по 31 декабря 2016 г. водитель автобуса в ОАО «АТП »; с 3 января 2017 г. по 22 января 2018 г. водитель автобуса в ОАО «АТП».

Указанные периоды не включены в стаж на соответствующих видах работ, так как из представленных документов не усматривается занятость водителя на регулярных городских пассажирских маршрутах и индивидуальные сведения предоставлены работодателем без кода особых условий.

Истец просил суд признать решение УПФР в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) 21 марта 2019 г. незаконным, обязать ответчика включить в его специальный страховой стаж спорные периоды работы и назначить пенсию с 30 января 2019 г.

Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 18 марта 2020г. исковые требования Семкина В.В. удовлетворены частично, постановлено:

Обязать государственное учреждение -Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) включить Семкин В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения в стаж на соответствующих видах работ, дающим право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 30 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» следующие периоды:

- с 1 октября 1998 г. по 28 февраля 1999 г. водитель в МП «КПАТП »

- с 9 февраля 2001 г. по 28 февраля 2007 г. водитель в МП «КПАТП » (за исключением периодов отпуска без сохранения заработной платы 6 апреля 2002 г.; 16 ноября 2002 г.; 22 ноября 2002 г.; 7 января 2003 г.; 16 марта 2003г.; 4 мая 2003 г.; 7 февраля 2004г.; 8 февраля 2004 г.; 23 октября 2005 г.; 18 ноября 2005 г.; 31 декабря 2005 г.; 8 марта 2006 г.; 25 февраля 2007 г.);

- с 1 марта 2007 г. по 28 августа 2014 г. водитель второго класса на маршрутном такси в автоколонне ОАО «АТП» (за исключением периодов отпуска без сохранения заработной платы 5 апреля 2009 г.; 9 апреля 2009 г.; 23 ноября 2009 г.; 28 ноября 2009 г.; 7 февраля 2010 г.; 17 июля 2010г.; 15 ноября 2010 г.; 2 февраля 2012 г.; 4 декабря 2013 г.; 5 декабря 2013 г.; 21 декабря 2013 г.; 26 января 2014 г.);

- с 29 августа 2014 г. по 31 декабря 2014 г. водитель автобуса в ОАО «АТП »;

- с 2 января 2015 г. по 31 декабря 2016 г. водитель автобуса в ОАО «АТП »;

- с 3 января 2017 г. по 22 января 2018 г. водитель автобуса в ОАО «АТП» (за исключением периода отпуска без сохранения заработной платы 1 января 2015 г.; 1 января 2017 г. – 2 января 2017 г.).

Отказать Семкин В.В. в удовлетворении требований об обязании Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово (межрайонное) включить Семкин В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения в стаж на соответствующих видах работ, дающим право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 30 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» следующие периоды:

- с 10 июня 1998 г. по 30 сентября 1998 г. водитель в Кемеровском пассажирском автотранспортном предприятии ;

- с 1 марта 1999 г. по 31 января 2001 г. водитель в ОАО «Кемеровское ПАТП », назначении пенсии с 30 января 2019 г.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 13 августа 2020 г. решение Центрального районного суда г. Кемерово от 18 марта 2020 г. отменено в части:

- обязать Государственное учреждение -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) включить Семкин В.В. в стаж на соответствующих видах работ, дающим право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 30 Федерального закона 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», следующие периоды:

с 1 октября 1998 г. по 28 февраля 1999 г. водитель в МП «КПАТП »;

с 9 февраля 2001 г. по 28 февраля 2007 г. водитель в МП «КПАТП » (за исключением периодов отпуска без сохранения заработной платы 6 апреля 2002 г.; 16 ноября 2002 г.; 22 ноября 2002 г.; 7 января 2003 г.; 16 марта 2003г.; 4 мая 2003 г.; 7 февраля 2004г.; 8 февраля 2004 г.; 23 октября 2005 г.; 18 ноября 2005 г.; 31 декабря 2005 г.; 8 марта 2006 г.; 25 февраля 2007 г.);

с 1 марта 2007 г. по 28 августа 2014 г. водитель второго класса на маршрутном такси в автоколонне ОАО «АТП» (за исключением периодов отпуска без сохранения заработной платы 5 апреля 2009 г.; 9 апреля 2009 г.; 23 ноября 2009 г.; 28 ноября 2009 г.; 7 февраля 2010 г.; 17 июля 2010г.; 15 ноября 2010 г.; 2 февраля 2012 г.; 4 декабря 2013 г.; 5 декабря 2013 г.; 21 декабря 2013 г.; 26 января 2014 г.));

с 29 августа 2014 г. по 31 декабря 2014 г. водитель автобуса в ОАО «АТП »;

с 2 января 2015 г. по 31 декабря 2016 г. водитель автобуса в ОАО «АТП »;

с 3 января 2017 г. по 22 января 2018 г. водитель автобуса в ОАО «АТП» (за исключением периода отпуска без сохранения заработной платы 1 января 2015 г.; 1 января 2017 г. – 2 января 2017 г.).

Принято в указанной части новое решение об отказе Семкину В.В. в удовлетворении заявленных требований.

В остальной обжалуемой части решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба Семкина В.В. - без удовлетворения.

В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции Семкиным В.В. поставлен вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 13 августа 2020 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.

Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Семкин В.В., 30 января 2019 г. обратился в УПФ г. Кемерово Кемеровской районе (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении пенсии в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением УПФР г. Кемерово Кемеровской районе (межрайонное) от 22 марта 2019 г. Семкину В.В. отказано в назначении пенсии в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», так как отсутствует требуемый стаж на соответствующих видах работ в наличии 01 год 04 дня, при требуемом – 20 лет.

Согласно указанному решению ответчиком засчитаны в соответствии пунктом 10 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» следующие периоды работы:

с 24 января 2018 г. по 6 января 2019 г. (11 мес. 13 дней) - водитель автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах в АО «Кемеровская транспортная компания»; с 9 января 2019 г. по 30 января 2019г. (21 день) - водитель автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах в АО «Кемеровская транспортная компания».

Не засчитаны в соответствии пунктом 10 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» следующие периоды работы:

с 1 октября 1998 г. но 28 февраля 1999 г. (4 месяца 28 дней) - водитель автобуса в ОАО «Кемеровское ПАТП »; с 9 февраля 2001 г. по 31 декабря 2001 г. (10 месяцев 23 дня) – водитель автобуса в ОАО «Кемеровское ПАТП »; с 1 января 2002 г. по 5 апреля 2002 г. (3 месяца 5 дней); с 7 апреля 2002г. по 15 ноября 2002 г. (7 месяцев 9 дней); с 17 ноября 2002 г. по 21 декабря 2002 г. (1 месяц 5 дней); с 23 декабря 2002 г. по 6 января 2003 г. (14 дней); с 8 января 2003 г. по 15 марта 2003 г. (2 месяца 8 дней); с 17 марта 2003 г. по 3 мая 2003 г. (1 месяц 17 дней); с 5 мая 2003 г. по 6 февраля 2004 г. (9 месяцев 2 дня); с 9 февраля 2004 г. по 22 октября 2005 г. (1 год 8 месяцев 14 дней); с 24 октября 2005 г. по 17 ноября 2005 г. (24 дня); с 19 ноября 2005г. по 30 декабря 2005 г. (1 месяц 12 дней); с 1 января 2006 г. по 7 марта 2006 г. (2 месяца 7 дней); с 9 марта 2006 г. по 24 февраля 2007 г. (11 месяцев 16 дней); с 26 февраля 2007 г. по 28 февраля 2007 г. (3 дня) - водитель автобуса в ОАО «Кемеровское ПАТП »; с 29 августа 2014 г. по 31 декабря 2014 г. (4 месяца 3 дня)- водитель автобуса в ОАО «Автотранспортное предприятие »; с 2 января 2015 г. по 31 декабря 2016 г. (2 года) - водитель автобуса в ОАО «Автотранспортное предприятие »; с 3 января 2017 г. по 22 января 2018 г. (1год 20 дней) - водитель автобуса в ОАО «Автотранспортное предприятие ». Основанием для отказа во включении в специальный стаж указанных периодов послужило то обстоятельство, что из представленных документов не усматривается занятость водителя на регулярных городских пассажирских маршрутах, что предусмотрено пунктом 10 части1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Индивидуальные сведения предоставлены работодателем без кода особых условий.

Из материалов дела следует, что 10 июня 1988 г. принят водителем класса на все марки автомашин в Кемеровское пассажирское автотранспортное предприятие 30 сентября 1998 г. уволен. Согласно архивной справке от 10 июня 2019 г. выданной МБУ «Городской архив», Семкин В.В. работал в Кемеровском пассажирском автотранспортном предприятии водителем такси с 10 июня 1988 г. (приказ от 10 июня 1988 г. ) по 30 сентября 1998 г. (приказ от 30 сентября 1998 г. -ок). Из копии личной карточки работника формы Т-2 усматривается, что Семкин В.В. работал в Кемеровском ПАТП-2 с 10 июня1988 г. водителем такси 2 класса.

1 октября 1998 г. принят водителем 2 класса категории «Д, Е» в МУП «Кемеровское пассажирское автотранспортное предприятие », уволен 28 февраля 1999 г. Согласно архивной справке (содержится в пенсионном деле) от 5 февраля 2019 г. , выданной АО «Кемеровская транспортная компания», Семкин В.В. работал в МУП «Кемеровское пассажирское автотранспортное предприятие №3» в период с 1 октября 1998 г. приказ от 1 октября 1998 г. №180к) по 28 февраля 1999 г. (приказ от 28 февраля 1999 г. № 9 водителем автобуса 2 класса категории «Д, Е». В справке от 5 февраля 2019 г. № 13 также содержится информация о том, что в период с 1 октября 1998 г. по 28 февраля 1999 г. Семкин В.В. выполнялась работа в качестве водителя автобуса на маршрутном такси. Из копии личной карточки работника формы Т-2 следует, что Семкин В.В. в период с 1 октября 1998 г. но 28 февраля 1999 г. - водитель 2 класса (приказ о приеме от 1 октября 1998 г., об увольнении от 28 февраля 1999 г. к). В материалах дела содержится копия приказа МУП «Кемеровское пассажирское автотранспортное предприятие 3» об увольнении Семкин В.В. - водителя класса автоколонны .

Из записей в трудовой книжке следует, что Семкин В.В. 1 марта 1999 г. принят водителем класса в ОАО Кемеровское ПАТП-2 (приказ от 1 марта 1999 г. -а); 29 января 2001 г. уволен (приказ от 31 января 2001 г. ). Согласно архивной справке от 10 июня 2019 г. № С-1549-1550, выданной МГУ «Городской архив», Семкин В.В. работал в «Кемеровском пассажирском автотранспортном предприятии » водителем с 1 марта1999г. по 29 января 2001 г. Из копии личной карточки формы Т-2 усматривается, что Семкин В.В. с 1 марта 1999 г. по 29 января 2001 г. работал в ОАО ПАТП-2 водителем 2 класса (приказ о приеме на работу от 1 марта 1999 г. а, об увольнении 31января 2001 г. ).

В период с 9 февраля 2001 г. по 28 февраля 2007 г. истец работал водителем автобуса (водителем автобуса на маршрутном такси) 2 класса категории «Д, Е» в муниципальном унитарном предприятии «Кемеровское пассажирское автотранспортное предприятие », что подтверждается записью в трудовой книжке, архивной справкой (в материалах пенсионного дела) от 5 февраля 2019 г. Согласно архивной справке (содержится в пенсионном деле) от 5 февраля 2019 г. , выданной АО «Кемеровская транспортная компания», Семкин В.В. работал в МУП «Кемеровское пассажирское автотранспортное предприятие » в период с 9 февраля 2001 г. (приказ от 7 февраля 2001 г. к) по 28 февраля 2007 г. (приказ от 28 февраля 2007 г. к) водителем автобуса 2 класса категории «Д, Е». В справке от 5 февраля 2019 г. также содержится информация о том, что в период с 9 февраля 2001 г. по 28 февраля 2007 г. Семкиным В.В. выполнялась работа в качестве водители автобуса на маршрутном такси, а также о предоставлении отпусков без сохранения заработной платы 16 апреля 2002 г., 16 ноября 2002 г., 22 декабря 2002 г., 7 января 2003 г., 16 марта 2003 г., 4 мая 2003 г., 7 февраля 2004 г. - 8 февраля 2004 г., 23 октября 2005 г., 18 ноября 2005 г., 31 декабря 2005 г., 8 марта 2006 г., 25 февраля 2007 г.

В период с 1 марта 2007 г. по 28 августа 2014 г. Семкин В.В. работал водителем автобуса (водителем автобуса на маршрутном такси) 2 класса в ОАО «Автотранспортное предприятие №3», что подтверждается записью в трудовой книжке, архивной справкой (в материалах пенсионного дела) от 5 февраля 2019 г., трудовым договором от 1 марта 2007 г., копией приказа об увольнении от 28 февраля 2014 г. .

В периоды с 29 августа 2014 г. по 31 декабря 2014 г.; с 2 января 2015 г. по 31 декабря 2016 г.; с 3 января 2017 г. по 22 января 2018 г. Семкин В.В. работал водителем автомобиля (автобуса на маршрутное такси) в ОАО «Кемеровская транспортная компания», что подтверждается записями в трудовой книжке, архивной справкой от 5 февраля 2019 г., выданной ОАО «Кемеровская транспортная компания» (в пенсионном деле), записями в личной карточке формы Т-2 трудовым договором от 28 августа 2014 г., копиями приказов о приеме и увольнении от 28 августа 2014 г. к и от 22 января 2018 к.

Как следует из выписки из индивидуального лицевого счета, истец Семкин В.В. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования с 4 августа 1998 г., работа истца в спорные периоды указана без кода льготы.

Из справки ОАО «Кемеровская транспортная компания» от 16 марта 2020г. следует, в период работы что Семкина В.В. с 29 августа 2014 г. по 22 января 2018 г. в ОАО «Кемеровская транспортная компания» водителем автобуса на маршрутное такси первого класса льгот не имеется. Указанная справка дана на основании личной карточки формы Т-2 приказов по личному составу, платежных ведомостей.

Согласно архивной справке ОАО «Кемеровская транспортная компания» от 16 марта 2020 г., в период работы Семкина В.В. с 1 октября 1998 г. по 28 февраля 1999 г., с 9 февраля 2001 г. по 28 февраля 2007 г. в ОАО «Кемеровском ПАТП » в качестве водителя автобуса на маршрутном такси льгот не имеется.

Из указанной справки также усматривается, что с 1 мая 1998 г. МП «Кемеровское пассажирское автотранспортное предприятие №3» переименовано в МУП «Кемеровское пассажирское автотранспортное предприятие ». С 25 августа 2003 г. МУП «Кемеровское пассажирское автотранспортное предприятие » переименовано муниципальное предприятие города Кемерово «Кемеровское пассажирское автотранспортное предприятие ». Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 1 марта 2007 г. по делу № А27-16780/2006-4 муниципальное предприятие города Кемерово «Кемеровское пассажирское автотранспортное предприятие » признано несостоятельным (банкротом). Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 10 сентября 2014 г. по делу № А27-2502/2014 ОАО «Автотранспортное предприятие » признано несостоятельным (банкротом).

В материалы дела представлены путевые листы от 13 ноября 2014г., 11 ноября 2014 г., 2 июня 2014 г., 12 августа 2015 г., 11 октября 2015 г., 4 ноября 2015 г., 11 марта 2016 г., 2 мая 2016 г., 11 августа 2016 г., 1 декабря 2016г., 2 февраля 2017 г., 3 апреля 2017 г., 2 сентября 2017 г., 21 ноября 2017 г. с указанием марки автобуса, которым управлял Семкин В.В. и маршрута, справки из МБУ «Городской архив», АО «Кемеровская транспортная компания» о начисленной заработной плате за периоды с 1998 г. по 2001 г., с 2005 г. по 2007 г., с 2007 г. по 2012 г., с 2013 г. по 2014 г., с 2014 г. по 2017 г.

Согласно заключению государственной экспертизы условий труда Департамента труда и занятости населения Кемеровской области от 27 февраля 2020 г. , проведенной на основании определения суда от 15 января 2020 г. работа Семкина В.В. в периоды: с 1 октября 1998 г. по 28 февраля 1999г. водитель в МП «КПАТП »; с 9 февраля 2001 г. по 28 февраля 2007г. водитель в МП «КПАТП » (за исключением периодов отпуска без сохранения заработной платы 6 апреля 2002 г.; 16 ноября 2002 г.; 22 ноября 2002 г.; 7 января 2003 г.; 16 марта 2003 г.; 4 мая 2003 г.; 7 февраля 2004 г.- 8 февраля 2004 г.; 23 октября 2005 г.; 18 ноября 2005 г.; 31 декабря 2005 г.; 8 марта 2006 г.; 25 февраля 2007 г.); с 1 марта 2007 г. по 28 августа 2014 г. водитель 2 класса на маршрутном такси в автоколонне ОАО «АТП» (за исключением периодов отпуска без сохранения заработной платы 5 апреля 2009 г.; 9 апреля 2009 г.; 23 ноября 2009 г.; 28 ноября 2009 г.; 7 февраля 2010г.; 17 июля 2010 г.; 15 ноября 2010 г.; 2 февраля 2012 г.; 4 декабря 2013г.; 5 декабря 2013 г.; 21 декабря 2013 г.; 26 января 2014 г.); с 29 августа 2014 г. по 31 декабря 2014 г. водитель автобуса в ОАО «АТП »; с 2 января 2015 г. по 31 декабря 2016 г. водитель автобуса в ОАО «АТП »; с 3 января 2017 г. по 22 января 2018 г. водитель автобуса в ОАО «АТП№» (за исключением периода отпуска без сохранения заработной платы 1 января 2015 г.; 1 января 2017 г. – 2 января 2017 г.) относится к работам, дающим право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в вышеуказанные спорные периоды работы, а именно с 1 октября 1998 г. по 28 февраля 1999 г. водитель в МП «КПАТП №3»; с 9 февраля 2001 г. по 28 февраля 2007 г. водитель в МП «КПАТП » (за исключением периодов отпуска без сохранения заработной платы 6 апреля 2002 г.; 16 ноября 2002 г.; 22 ноября 2002 г.; 7 января 2003г.; 16 марта 2003 г.; 4 мая 2003 г.; 7 февраля 2004 г. – 8 февраля 2004 г.; 23 октября 2005 г.; 18 ноября 2005 г.; 31 декабря 2005 г.; 8 марта 2006 г.; 25 февраля 2007г.); с 1 марта 2007 г. по 28 августа 2014 г. водитель 2 класса на маршрутном такси в автоколонне ОАО «АТП» (за исключением периодов отпуска без сохранения заработной платы 5 апреля 2009 г.; 9 апреля 2009 г.; 23 ноября 2009 г.; 28 ноября 2009 г.; 7 февраля 2010 г.; 17 июля 2010г.; 15 ноября 2010 г.; 2 февраля 2012 г.; 4 декабря 2013 г.; 5 декабря 2013г.; 21 декабря 2013 г.; 26 января 2014 г.); с 29 августа 2014 г. по 31 декабря 2014г. водитель автобуса в ОАО «АТП №3»; с 2 января 2015 г. по 31 декабря 2016г. водитель автобуса в ОАО «»; с 3 января 2017 г. по 22 января 2018г. водитель автобуса в ОАО «АТП » (за исключением периода отпуска без сохранения заработной платы 1 января 2015 г.; 1 января 2017 г. – 2 января 2017 г.) истец выполнял работу на регулярном городском маршруте в течение полного рабочего времени, в связи с чем периоды работы истца подлежат включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

При этом суд не нашел оснований для включения в специальный стаж истцу для назначения пенсии в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периодов с 10 июня 1988 г. по 30 сентября 1998 г. в качестве водителя в Кемеровском пассажирском автотранспортном предприятии и с 1 марта 1999 г. по 31 января 2001 г. - водителя в ОАО «Кемеровское ПАТП », поскольку из представленных в материалы дела документов не усматривается занятость истца на регулярных городских пассажирских маршрутах в течение полного рабочего дня, то есть не менее 80% рабочего времени.

Проверяя законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с выводом суда первой инстанции о включении истцу в специальный стаж вышеперечисленных периодов работы не согласился, поскольку установил, что каких-либо допустимых доказательств того, что в спорные периоды истец осуществлял трудовую деятельность в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах, истец в соответствии с требованиями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представил.

Оснований не соглашаться с выводами суда апелляционной инстанции у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется.

Согласно пунктом 10 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 лет и 15 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости» в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 4 указанных Правил в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Письмом Минтранса России от 2 июля 1992 г. № 13-пр, согласованным с Минсоцзащиты населения России (письмо от 1 июня 1992 г. № 1-2110-15) утвержден Порядок подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов, трудившихся на регулярных городских пассажирских маршрутах.

Согласно пункту 1 указанного Порядка право на назначение пенсии в связи с особыми условиями труда имеют водители автобусов, постоянно трудившиеся на регулярном городском маршруте в течение полного рабочего времени. Под полным рабочим временем понимается выполнение работы на таких работах не менее 80% рабочего времени за месяц. Подтверждение специального трудового стажа возможно на основании приказов о назначении на работу водителя регулярных городских пассажирских маршрутов, путевых листов, справок предприятий с указанием документальных оснований (приказов, лицевых счетов, ведомостей на заработную плату, коллективных договоров и др.) (пункт 2). При суммированном учете рабочего времени рабочее время, подтверждающее занятость водителей автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах, определяется по итогам месяца. В рабочее время за месяц включается суммарное время работы на линии на регулярном городском пассажирском маршруте и связанное с этой работой суммарное время на выполнение работ по обеспечению трудовых функций: на проведение подготовительно-заключительных работ, на прохождение предрейсового и послерейсового медицинских осмотров (по норме, установленной предприятием) на участие в плановых технических обслуживаниях № 1 и № 2 и на устранение эксплуатационных неисправностей автобуса при работе на регулярных городских маршрутах. Время выполнения указанных работ также можно рассчитать на основании лицевых счетов (ведомостей на заработную плату) (пункт 3).

Согласно пунктам 3, 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. №258н Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о выполнении работ в определенном месте или структурном подразделении, о статусе населенного пункта и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными органами.

Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Пунктом 1 Порядка подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов, трудившихся на регулярных городских пассажирских маршрутах, согласованного с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации (письмо от 1 июня 1992 г. № 1-2110-15), являющегося приложением к письму Минтранса России от 2 июля 1992 г. № 13-пр, право на назначение пенсии в связи с особыми условиями труда в соответствии со статьей 12 «к» Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» имеют водители автобусов, постоянно трудившиеся на регулярном городском маршруте в течение полного рабочего времени.

Под полным рабочим временем понимается выполнение работы на таких маршрутах не менее 80 процентов рабочего времени за месяц.

Кроме того, пунктом 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъясняется, что рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации.

Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400 -ФЗ «О страховых пенсиях» подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Перевозки пассажиров и багажа, грузов осуществляются в городском, пригородном, междугородном, международном сообщении, что отражено в статье 4 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Перевозки в городском сообщении осуществляются в границах населенных пунктов. Виды перевозок пассажиров и багажа: регулярные перевозки, перевозки по заказам, перевозки легковыми такси.

Регулярные перевозки пассажиров осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок и подразделяются на перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок; перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном Правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок. Регулярные перевозки пассажиров подразделяются на перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок; перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном Правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок. Перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для каждого остановочного и пункта. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров обязательны в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок, за исключением случаев, если согласно расписанию, посадка и высадка пассажиров в остановочном пункте осуществляется по требованию пассажиров.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок. Регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования и подразделяются на перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок; перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном Правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок. Перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для каждого остановочного пункта. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров обязательны в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок, за исключением случаев, если согласно расписанию, посадка и высадка пассажиров в остановочном пункте осуществляются по требованию пассажиров. Перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном Правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для следования из начального и конечного остановочных пунктов по маршруту регулярных перевозок. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров осуществляются в начальном и конечном остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок, а также по требованию пассажиров.

Маршрут регулярных перевозок, это предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке (пункт 9 статьи 2 указанного Федерального закона).

Таким образом, к городским пассажирским маршрутам относятся маршруты, проходящие в пределах черты города (населенного пункта), выполняемые автотранспортными средствами, предназначенными для перевозки пассажиров. К регулярным пассажирским относятся перевозки, осуществляемые с определенной периодичностью по установленным маршрутам с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном Правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок. Транспортное средство осуществляет движение по расписанию, своевременно следует по всем промежуточным контрольным пунктам и прибывает на конечный пункт по расписанию с учетом допустимых отклонений.

Как установлено судом апелляционной инстанции и следует из материалов дела истец в спорные периоды работал водителем автобуса в режиме маршрутного такси, для которого не предусматривается обязательная остановка для посадки (высадки) пассажиров в пути следования, осуществляется перевозка граждан с остановкой по требованию и не осуществлял регулярные городские перевозки, к которым относятся перевозки в черте города, осуществляемые с определенной периодичностью по установленным маршрутам с обязательной остановкой на каждой из предусмотренных маршрутом остановке для посадки и высадки пассажиров.

Судом апелляционной инстанции установлено, что в материалах дела отсутствуют доказательства, что маршруты, на которых в спорные периоды времени истец исполнял трудовые функции являлись маршрутами регулярной перевозки, работавшим по утвержденному расписанию и графику движения, с осуществлением посадки (высадки) пассажиров по пути следования на предусмотренных остановках общественного транспорта. Также отсутствуют доказательства, свидетельствующие о закреплении за истцом определенных маршрутов.

Суд апелляционной инстанции дав оценку доказательствам, установил, что представленные в материалы дела, приказы о приеме на работу и увольнении, личные карточки формы Т-2, сведения о начисленной заработной плате, архивная справка и уточняющая справки ОАО «Кемеровская транспортная компания», а также путевые листы от 13 ноября 2014 г., 11 ноября 2014 г., 2 июня 2014 г., 12 августа 2015 г., 11 октября 2015 г., 4 ноября 2015 г., 11 марта 2016 г., 2 мая 2016 г., 11 августа 2016 г., 1 декабря 2016г., 2 февраля 2017 г., 3 апреля 2017 г., 2 сентября 2017 г., 21 ноября 2017 г. не подтверждают факт того, что истец работал в спорные периоды на регулярных городских маршрутах водителем автобуса.

При этом оценив заключение государственной экспертизы, условий труда Департамента труда и занятости населения Кемеровской области от 27 февраля 2020 г суд апелляционной инстанции в качестве допустимого доказательства по делу в подтверждение льготного характера работы истца не принял, поскольку выводы эксперта не подтверждены первичными документами.

В пункте16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемой должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

При этом обязанность по доказыванию особенности работ (работы в определенных условиях), дающих право на назначение пенсии на льготных условиях, на основании части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, возлагается на истца, претендующего на назначение страховой пенсии досрочно.

Судом апелляционной инстанции установлено, что каких-либо иных допустимых доказательств того, что в спорные периоды истец осуществлял трудовую деятельность в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах, истцом как в периоды до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, так и после регистрации указанной регистрации, не представлено.

Дав оценку имеющимся в деле доказательствам, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что из представленных в материалы дела доказательств не усматривается льготный характер работы истца, и работодатель не подтверждает работу истца в спорные периоды водителем автобуса на регулярных, городских пассажирских маршрутах, то есть, работу на льготных условиях, предусмотренных пунктом 10 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», а также указанные периоды после регистрации истца в системе обязательного пенсионного страхования проставлены без кода льготы.

Ввиду отсутствия в материалах дела доказательств, свидетельствующих о льготном характере работы истца суд апелляционной инстанции также отказал во включении в специальный стаж периодов работы с 10 июня 1988 г. по 30 сентября 1998 г.; с 1 марта 1999г. по 31 января 2001 г.

Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют положениям норм материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон, сделаны на основании совокупности проанализированных судом доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение по делу.

Выводы суда апелляционной инстанции являются мотивированными, судом учтены положения процессуального законодательства об относимости и допустимости доказательств (статьи 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), в апелляционном определении отражены результаты оценки доказательств с приведением мотивов, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими, что соответствует положениям части 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Доводы кассационной жалобы фактически направлены на несогласие с выводами суда апелляционной инстанции, на переоценку доказательств по делу и оспаривание правильности выводов судов об установленных ими обстоятельствах.

Однако эти доводы, сами по себе не могут служить основанием для отмены судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции, поскольку согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.

Решение вопроса исследования и оценки доказательств, установление фактических обстоятельств дела отнесено к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, поэтому связанные с ним доводы заявителя подлежат отклонению.

Поскольку доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о допущенных судом апелляционной инстанцией нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, оснований для отмены обжалуемого судебного акта, не имеется.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 13 августа 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Семкин В.В. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи