ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-20135/2022 от 29.09.2022 Шестого кассационного суда общей юрисдикции

УИД 63RS0040-01-2021-009599-85

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-20135/2022

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

кассационного суда общей юрисдикции

29 сентября 2022 г. г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Непопалова Г.Г.,

судей Ившиной Т.В., Кириченко А.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Октябрьского районного суда г. Самары Самарской области от 17 февраля 2022 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 24 мая 2022 г. по гражданскому делу № 2-365/2022 по иску ФИО1 к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Самарской области о признании действий незаконными, возложении обязанности, взыскании денежных средств, по встречному иску Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области к ФИО1 о взыскании денежных средств.

Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В., объяснения представителя ФИО1 – ФИО3, поддержавшей доводы жалобы, представителя Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области – ФИО4, возражавшей по доводам жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО1 обратилась в суд с вышеназванным иском, указав, что марта 2019 года работала в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Самарской области в должности ведущего специалиста управления финансового аудита. 20 сентября 2021 года истец написала заявление на увольнение и направила 2 заявления на причитающиеся ей выплаты, предусмотренные Конституцией РФ, трудовым законодательством Российской Федерации и нормативами локальными актами министерства. Министерством допущено нарушение её прав как гражданина государственного гражданского служащего, в предоставлении ей официального ответа на ходатайство от 14 января 2021 года руководителя управления финансового аудита о награждении ее грамотой к юбилею (55лет), предусмотренной локальным актом Министерства - Положением о почетной грамоте (приказ №339-п «Об утверждении положений о почетной грамоте и благодарственном письме министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области). По настоящее время она не получила почетную грамоту и причитающуюся к ней материальную выплату (1 оклад + чин). В данном случае имеются явные признаки дискриминационного характера со стороны министра ФИО2, который умышленно на протяжении 9 месяцев игнорировал ответ на ходатайство о награждении истца грамотой к 55-летию с причитающейся к ней материальной выплатой (1 оклад + чин).

За период работы истца в министерстве отсутствовали приказы о её депримировании, так как она добросовестно выполняла свои служебные обязанности, а проводимые ею проверки, неоднократно способствовали раскрытию и пресечению нарушений коррупционной направленности в сфере агропромышленного комплекса. Истец за работу не получила квартальную премию (2 квартал). Устно ей было разъяснено, что премия ежеквартально выплачивается за работу по нацпроектам. Во 2 квартале она проводила проверку по нацпроекту в отношении КФХ ФИО5, которую приостанавливала в виду ухода в ежегодный отпуск. Окончила проверку по нацпроекту в начале 3 квартала. В виду того, что якобы премия выплачивается ежеквартально по нацпроектам, а истец увольнялась 04 сентября 2021 года, выполнив работу, по нацпроекту в отношении КФХ ФИО5, считает, что ей должна быть выплачена премия за работу, так как она работала над данной проверкой во 2 квартале, сдав акт проверки в начале 3 квартала. Учитывая, что не существует Положения или приказа о выплате премий за нацпроекты именно по их окончании, в том числе, в критериях Положения об оплате труда и премирования ссылка на «окончание» работы над нацпроектом для премирования не содержится, а значит, истца незаконно лишили премии за работу над нацпроектом за 2 квартал, которую она выполнила.

Ей не выплатили материальную выплату за 9 месяцев, которая предусмотрена частью 1 статьи 12 Закона Самарской области №103-ГД «О государственной гражданской службе Самарской области», на основании которого фонд оплаты труда рассчитывается из 44,17 должностных окладов денежного содержания каждого сотрудника. При формировании фонда оплаты труда гражданских служащих Министерства предусматриваются средства в расчете на год, в том числе, вышеуказанных трех единовременных выплат. Ей была выплачена единовременная выплата в размере 2 окладов денежного содержания к отпуску. Третья материальная помощь не рассчитана за отработанное время 9 месяцев в 2021 году и на день увольнения не выплачена.

Выплаченная материальная помощь к юбилею в феврале 2021 года не относится к третьей выплате материальной помощи, так как последняя формируется изначально на всех сотрудников министерства независимо от жизненных событий (рождение ребенка, смерть близких, юбилеи) и выплачивается отдельно. Премии входят в составную часть заработной платы работников Министерства, об этом известно министру ФИО2, которой «по своему усмотрению» решает кому и когда платить премии (бюджетные средства).

В виду отсутствия наградной комиссии в Министерстве по вопросам награждения грамотой с причитающейся к ней материальной выплатой, единолично принимает решение только министр ФИО6 На протяжении своей работы в Министерстве до момента увольнения 04 октября 2021 года истец добросовестно выполняла свои должностные обязанности, со стороны руководства ни разу не было к ней претензий, истец не привлекалась к дисциплинарной ответственности, у нее были хорошие показатели по проводимым проверкам. Министерством на день увольнения 04 октября 2021 года не даны ответы на ходатайство от 14 января 2021 года и ее заявления от 20 сентября 2021 года, не произведены причитающиеся ей выплаты материального характера, которые составляют годовой заработок, позволяющий истцу удовлетворять свои жизненные потребности.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточненных исковых требований, ФИО1 просила суд признать действия министра сельского хозяйства и продовольствия Самарской области ФИО2 незаконными по отказу истцу ФИО1: в награждении Почетной грамотой к юбилейной дате 55 лет и материального денежного содержания к ней; в выплате премии за 2 квартал (за работу по нацпроекту в отношении КФХ «ФИО5); в выплате материальной помощи, выплачиваемой за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих Самарской области в соответствии с п.7 ч.4 ст.11 Закона Самарской области от 22 марта 2005 года №103-ГД «О государственной гражданской службе Самарской области».

Обязать ответчика Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области наградить истца ФИО1 Почетной грамотой к юбилейной дате 55 лет и выплатить единовременное денежное поощрение к указанной Почетной Грамоте.

Взыскать с ответчика Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области в пользу истца ФИО1 премию за 2 и 3 кварталы 2021 года.

Взыскать с ответчика Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области в пользу истца ФИО1 материальную помощь, выплачиваемую за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих Самарской области в соответствии с п.7 ч.4 ст.11 Закона Самарской области от 22 марта 2005 №103-ГД «О государственной гражданской службе Самарской области» (л.д.46-50).

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области обратилось в суд со встречным иском о взыскании денежных средств к ФИО1

В обоснование требований указав, что согласно расчётно - платежной ведомости за август 2021 года, ведущему специалисту управления финансового аудита ФИО1 выплачено (перечислено на карточку) денежное содержание, с учетом средств на оплату отпуска, в размере 49 209,56 рублей. Сумма постоянного начисления за сентябрь 2021 года, с учетом премии за выполнение особо важных и сложных заданий, без учета НДФЛ составила 20 318,13 рублей. Из расчётно - платежной ведомости за октябрь 2021 года следует, что ФИО1 произведена выплата (перечислена на карточку) в размере 8 701,47 рублей. При этом за счет средств представителя нанимателя (работодателя) образовалась переплата в размере 2 207,49 рублей, в связи с временной нетрудоспособностью истца в период с 28 сентября 2021 по 06 октября 2021 года, что подтверждается расчетно-платежной ведомостью за октябрь 2021.

На основании изложенного, истец просил суд взыскать с ФИО1 в пользу министерства денежные средства в размере 2 207 рублей 49 копеек (л.д.64-65, 126-128).

Решением Октябрьского районного суда г. Самара от 17 февраля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 24 мая 2022 г. исковые требования ФИО1 и встречные исковые требования Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области оставлены без удовлетворения.

В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на незаконность и необоснованность выводов судов первой и апелляционной инстанций, просит решение Октябрьского районного суда Самары от 17 февраля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 24 мая 2022 отменить, принять по делу новое решение.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлённые о месте и времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность принятых по делу решения, апелляционного определения, в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.

В соответствии с частью 7 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" ( в редакции на дату возникновения спорных правоотношений) порядок формирования фонда оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и фонда оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации с учетом положений настоящей статьи.

Как следует из статьи 12 Закона Самарской области от 06 апреля 2005 N 103-ГД "О государственной гражданской службе Самарской области" при формировании фонда оплаты труда гражданских служащих Самарской области предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчёте на год): 1) должностных окладов - в размере двенадцати должностных окладов; 2) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трёх должностных окладов; 4) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 5) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну - в размере полутора должностных окладов; 6) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 7) ежемесячного денежного поощрения - в размере трех должностных окладов; 8) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трёх окладов денежного содержания ( часть 1).

При формировании фонда оплаты труда гражданских служащих Самарской области учитываются средства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, а также средства на другие выплаты, предусмотренные федеральными законами, законами Самарской области и иными нормативными правовыми актами (часть 1.1).

При формировании фонда оплаты труда гражданских служащих Самарской области в расчет принимаются средние размеры должностных окладов, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Самарской области (часть 4).

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Закона Самарской области от 06 апреля 2005 N 103-ГД за безупречную и эффективную гражданскую службу Самарской области применяется, в том числе такой вид поощрения и награждения, как награждение почетной грамотой государственного органа Самарской области с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка.

Решение о поощрении или награждении гражданского служащего Самарской области почётной грамотой принимается соответствующим государственным органом.

Выплата гражданскому служащему Самарской области единовременного поощрения (выделение денежных средств на приобретение ценного подарка), предусмотренного пунктом 4 части 1 настоящей статьи, производится в порядке и размерах, утверждаемых соответствующим государственным органом, решение о награждении гражданских служащих Самарской области почётной грамотой оформляется правовым актом государственного органа (части 4,5 статьи 14).

В части 4 статьи 11 Закона Самарской области от 06 апреля 2005 г. № 103-ГД перечислены дополнительные выплаты гражданских служащих.

Как следует из пункта 4 части 4 статьи 11 Закона Самарской области от 06 апреля 2005 г. № 103-ГД к дополнительным выплатам гражданского служащего относятся премии, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий - максимальный размер не ограничивается.

Пунктом 6 части 4 статьи 11 Закона Самарской области от 06 апреля 2005 г. № 103-ГД предусмотрено, что единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере двух окладов денежного содержания, выплачивается один раз в год.

В соответствии с пунктом 7 части 4 статьи 11 Закона Самарской области от 06 апреля 2005 г. № 103-ГД также к дополнительным выплатам относится материальная помощь, выплачиваемая за счёт средств фонда оплаты труда гражданских служащих Самарской области

Согласно части 8 статьи 11 Закона Самарской области от 06 апреля 2005 г. № 103-ГД порядок выплаты которой определяется соответствующим положением, утверждаемым представителем нанимателя (часть 8 статьи 11 Закона №103-ГД).

В министерстве сельского хозяйства и продовольствия Самарской области действуют Положение о почётной грамоте министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области и Положение о благодарственном письме министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области, утверждённые приказом министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области от 05 октября 2015 г. № 339-п. В указанных Положениях предусмотрена возможность награждения, соответственно почётной грамотой и благодарственным письмом лиц, в связи с достижением ими юбилейных дат (50 лет,55 лет и каждые последующие 5 лет со дня рождения).

Также в министерстве сельского хозяйства и продовольствия Самарской области разработано и действует Положение о порядке выплаты материальной помощи гражданским служащим, замещающим должности государственной гражданской службы в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Самарской области.

Распоряжением министра сельского хозяйства и продовольствия Самарской области от 14 июня 2013 г. № 109-р утверждено Положение о порядках и условиях назначения дополнительных выплат гражданским служащим, замещающим должности государственной гражданской службы, и Порядков и условий назначения дополнительных выплат работникам, замещающим должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Самарской области в министерстве сельского хозяйства и продовольствия Самарской области».

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ФИО1 18 марта 2019 года принята на государственную гражданскую службу Самарской области в министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области и назначена на должность ведущего специалиста, старшая должность гражданской службы Самарской области категории «Специалисты» управления финансового аудита с окладом согласно штатного расписания, с установлением испытания продолжительностью 3 месяца, с нею был заключен служебный контракт № 710.

Согласно дополнительному соглашению №710/2 к указанному контракту ФИО1 с 01 октября 2020 года установлен месячный оклад в соответствии с занимаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (должностной оклад) в размере 10 425 рублей в месяц, месячный оклад в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы (оклад за классный чин) в размере 4 751 руб. в месяц.

04 октября 2021 года ФИО1 была освобождена от замещаемой должностей, уволена с гражданской службы по инициативе гражданского служащего по п.3 ч.1 ст.33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Принимая во внимание сведения, отраженные в ходатайстве руководителя управления финансового аудита, учитывая продолжительность стажа работы в сфере агропромышленного комплекса Самарской области 1 год 10 месяцев и характер выполняемых - государственным служащим должностных обязанностей, ведущий специалист управления финансового аудита ФИО1, в соответствии с приказом министерства от 09 февраля 2021 года № 31-п, награждена Благодарственным письмом за добросовестный труд и безупречную государственную гражданскую службу. Запись о награждении с указанием даты и номера приказа министерства внесена в трудовую книжку государственного гражданского служащего.

Наряду с иными сотрудниками министерства, ФИО1 на основании распоряжений министра сельского хозяйства и продовольствия Самарской области от 28 апреля 2021 года № 82-р «О выплате премии за выполнение особо важных и сложных заданий гражданским служащим, замещающим должности государственной гражданской службы в министерстве сельского хозяйства и продовольствия Самарской области» и от 28 апреля 2021 года № 84-р «О выплате премии за выполнение особо важных и сложных заданий гражданским служащим, замещающим должности государственной гражданской службы в министерстве сельского хозяйства и продовольствия Самарской области» в апреле 2021 года выплачена премия, в том числе за счет средств областного бюджета, на общую сумму 22 118,00 рублей.

На основании распоряжения министра сельского хозяйства и продовольствия Самарской области от 16 сентября 2021 года № 170-р «О выплате премии за выполнение особо важных и сложных заданий гражданским служащим, замещающим должности государственной гражданской службы в министерстве сельского хозяйства и продовольствия Самарской области» в сентябре 2021 года истцу выплачена премия в размере 15000,00 рублей.

Аналогичная премия на основании распоряжения министра сельского хозяйства и продовольствия Самарской области от 01 ноября 2021 года № 197-р «О выплате премии за выполнение особо важных и сложных заданий гражданским служащим, замещающим должности государственной гражданской службы в министерстве сельского хозяйства и продовольствия Самарской области» начислена сотрудникам министерства также в ноябре 2021 года.

С учётом того, что служебный контракт от 18 марта 2019 года № 710 на основании приказа министерства от 04 октября 2021 года расторгнут по инициативе гражданского служащего по п.3 ч.1 ст.33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ФИО1 освобождена от замещаемой должностей, суд пришёл к выводу о том, что правовых оснований для начисления премии в ноябре 2021 года не имеется, так как приказ о начислении премии издан после увольнения истца.

Как следует из материалов дела, у ответчика с целью дополнительного стимулирования государственных гражданских служащих в зависимости от выполнения показателей результативности, включая участие в реализации национальных проектов, предусматриваются премии за выполнение особо важных и сложных заданий, выплата которых производится за счет средств областного бюджета и на основании сведений, подаваемых руководителями структурных подразделений в срок до 25-числа отчетного месяца, следующего за кварталом, в котором завершена проверка.

В связи с непредставлением ведущим специалистом управления финансового аудита ФИО1 отчетной информации по завершенной проверке в рамках реализации национальных проектов за 2 квартал 2021 года, сведения о выполненном показателе результативности на отчетную дату не были представлены, премия за 2 квартал истцу начислена не была.

Информация о результатах завершенной проверки в рамках реализации национальных проектов представлена истцом руководителю финансового управления 18 августа 2021 года, что является основанием для предоставления сведений как о выполненном показателе результативности на отчетную дату по итогам 3 квартала 2021 года. Однако на момент представления указанных сведений, а именно на 22 октября 2021 года, ФИО1 не являлась сотрудником министерства.

При таких обстоятельствах суд согласился с доводами ответчика об отсутствии оснований для выплаты премии за указанную работу в 3 квартале 2021 г.

На основании Положения о порядке выплаты материальной помощи гражданским служащим, замещающим должности государственной гражданской службы в министерстве, в соответствии с которым выплата материальной помощи производится в случаях (в редакции распоряжения министра сельского хозяйства и продовольствия Самарской области от 13 декабря 2018 года № 267-р): вступления в брак; рождения ребёнка у служащего; юбилейных дат служащего (50, 55, 60, 65 лет со дня рождения); смерти служащего, смерти близкого родственника служащего; в иных случаях, заслуживающих внимания.

Материальная помощь выплачивается по заявлению государственного служащего, в котором указываются обстоятельства, вызвавшие необходимость получения денежной выплаты.

На основании распоряжения Министра сельского хозяйства и продовольствия Самарской области от 18 января 2021 года № 8-р «О выплате материальной помощи гражданским служащим, замещающим должности государственной гражданской службы в министерстве сельского хозяйства и продовольствия Самарской области», по заявлению ФИО1 в январе 2021 года начислена и выплачена материальная помощь в связи с достижением 55-ти лет со дня рождения в размере 10 425 рублей.

Отказывая ФИО1 в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что министерством в полном объёме произведены выплаты, предусмотренные действующим законодательством. Так за истекший период 2021 года ФИО1 начислено и выплачено, включая выплаты, рассчитываемые исходя из среднего заработка работника: должностной оклад – 71 281 руб. 43 коп.; оклад за классный чин – 32 485 руб. 18 коп.; ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе – 21 384 руб.44 коп.; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы - 57 025 руб. 16 коп.; ежемесячное денежное поощрение – 17 820 руб. 35 коп.; премия за выполнение особо важных и сложных заданий - 37 118,00 руб.; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска - 30 352,00 руб.; материальная помощь - 10 425,00 руб.; отпускные - 74 420 руб.01 коп.; компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении - 4 270 руб.78 коп.; больничный лист за счет средств работодателя - 3 193 руб.20 коп.

Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.

Отклоняя доводы ФИО1 о том, что истцом оспаривается отказ министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области в награждении ее Почетной грамотой к юбилейной дате 55 лет, она не была награждена данной Почетной грамотой и ей не было выплачено единовременное поощрение к Почетной грамоте, суд апелляционной инстанции исходил из того, что учитывая отраженные в ходатайстве руководителя управления финансового аудита сведения, продолжительность стажа работы истца в сфере агропромышленного комплекса Самарской области 1 год 10 месяцев и характер выполняемых государственным служащим должностных обязанностей, ведущий специалист управления финансового аудита ФИО1 в соответствии с Положением о Благодарственном письме министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области приказом Министерства от 09 февраля 2021 г. № 31-п награждена благодарственным письмом за добросовестный труд и безупречную государственную гражданскую службу. Кроме того, по заявлению истца, ей выплачена материальная помощь, в связи с достижением возраста 55 лет со дня рождения, в размере 10 425 рублей. Оснований для награждения истца Почетной грамотой министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области, с учётом представленных сведений руководителя управления финансового аудита и Положения о Почетной грамоте министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области, работодатель не нашёл, поскольку, как следует из Положения о Почетной грамоте министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области награждение Почетной грамотой государственных гражданских служащих осуществляется не только при праздновании юбилейный дат со дня рождения, но и за многолетний труд, за выполнение особо важных и сложных заданий, при подведении итогов работы за год.

Также суд второй инстанции не согласился с доводами истца о необоснованном отказе в выплате премии за 2, 3 кварталы 2021 года, согласившись с выводами суда первой инстанции.

Суд апелляционной инстанции отклонил доводы жалобы ФИО1 о том, что ей без законных на то оснований отказано во взыскании материальной помощи к очередному ежегодному отпуску, которая выплачивается из фонда оплаты труда и ежегодно закладывается для указанных целей в бюджет Министерства, указав, что материальная помощь, выплачиваемая за счёт средств фонда оплаты труда гражданских служащих Самарской области, относится к дополнительной выплате, порядок выплаты которой определяется соответствующим положением, утверждаемым представителем нанимателя. Все положенные выплаты, включая материальную помощь, премии, истцу выплачены.

Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены апелляционного определения.

В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Вопреки доводам кассационной жалобы такие нарушения судами первой, апелляционной инстанции не допущены.

Суды правильно установили по делу юридически значимые обстоятельства, надлежащим образом, с учётом требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оценили собранные по делу доказательства, нормы материального права применены верно, нарушений норм процессуального права судами не допущено.

Доводы подателя жалобы об обоснованности заявленных требований повторяют позицию истца, заявленную в суде первой инстанции, поддержанную в суде апелляционной инстанции, являлись предметом надлежащей оценки судов предыдущих инстанций.

Руководствуясь статьями 390,390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Самары Самарской области от 17 февраля 2022 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 24 мая 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий Г.Г. Непопалов

Судьи Т.В. Ившина

А.Д. Кириченко

Постановление08.10.2022