ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-20389/2021
№ дела суда 1-й инстанции 2-4783/2020
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 12 августа 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н.,
судей Руденко Ф.Г., Бетрозовой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара Краснодарского края о включении периодов работы в трудовой стаж, назначении досрочной трудовой пенсии, по кассационной жалобе ФИО2, поступившей с делом 29 июня 2021 г., на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 14 апреля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н., выслушав истца ФИО2, его представителя ФИО6, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО2 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара Краснодарского края (далее также ГУ УПФР) о включении периодов работы в трудовой стаж, назначении досрочной трудовой пенсии.
С учетом уточненных исковых требований просил суд обязать ГУ УПФР в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара включить в специальный трудовой стаж периоды работы: с 1 января 1997 г. по 12 сентября 1997 г. (8 месяцев 12 дней) - артиста оркестра (регулятора 1-й трубы) Краснодарского госцирка; с 15 сентября 1997 г. по 14 июля 2009 г. - артист оркестра 11 тр, с 15 июля 2009 г. по 31 сентября 2019 г. артист высшей категории военного оркестра Краснодарского высшего военного училища им. генерала армии ФИО7, назначить ФИО2 досрочную страховую пенсию по старости с 1 мая 2020 г.
Решением Советского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 12 октября 2020 г. исковые требования ФИО2 удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 14 апреля 2021 г. решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО2
В кассационной жалобе истец просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда. В обоснование доводов ссылается на неправильное применение судом норм материального права.
Представитель ответчика ГУ УПФР, надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явился, причина неявки суду неизвестна.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.
Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено, что 31 октября 2019 г. ФИО2 обратился в ГУ УПФР с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктом 21 части 1 статьи 30 Федерального закона РФ от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ».
Решением ГУ УПФР от 6 февраля 2020 г. N 200000010569/1480818/19 в назначении досрочной страховой пенсии было отказано в связи с отсутствием документально подтвержденного стажа на соответствующих видах работ и продолжительности требуемого стажа на соответствующих видах работ. В стаж работы не зачтены периоды: с 1 января 1997 г. по 12 сентября 1997 г. - в качестве артиста оркестра (регулятор 1-й трубы) Краснодарский государственный цирк; с 15 сентября 1997 г. по 14 июля 2009 г. - в качестве артиста оркестра 11 тр, с 15 июля 2009 г. по 31 декабря 2018 г. - в качестве артиста высшей категории военного оркестра, так как Списком профессий и должностей №447 от 28 сентября 1991 г. (в редакции Постановления Правительства от 12 сентября 1993 г. № 953) предусмотрены работники театров и других театрально-зрелищных предприятий коллективов.
Согласно трудовой книжке истца, трудовая деятельность ФИО2 состоит из следующих периодов:
с 1 сентября 1989 г. по 10 июня 1994 г. - учеба в Краснодарском высшем музыкальном училище им. ФИО8;
с 1 октября 1994 г. по 12 сентября 1997 г. - артист оркестра (регулятор 1-й трубы) Краснодарского госцирка;
с 15 сентября 1997 г. по 14 июля 2009 г. - артист оркестра 11 тр; с 15 июля 2009 г. по 31 декабря 2018 г. - артист высшей категории военного оркестра, Краснодарского высшего военного училища им. Генерала армии ФИО7.
Ответчик включил в трудовой стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение стаж работы с 1 октября 1994 г. по 31 декабря 1996 г. (2 года 3 месяца) - артист оркестра (регулятор 1 -й трубы) Краснодарский госцирк.
Однако стаж периода работы с 1 января 1997 г. по 12 сентября 1997 г. - артист оркестра (регулятор первой трубы) Краснодарский госцирк не засчитан в специальный стаж ввиду отсутствия подтверждения код льготы в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Из трудовой книжки ФИО2 усматривается, что в ней отражены записи о его трудовой деятельности в спорный период в должности артиста оркестра (регулятора 1-й трубы), также стаж работы в данной должности подтверждается справкой от 17 сентября 2019 г. № 551 ФКП Российская государственная компания, филиал ФКП «Росцирк» «Краснодарский государственный цирк» из которой следует, что ФИО2 работал полный рабочий день в Краснодарском госцирке в качестве артиста оркестра (регулятор 1-й трубы) полный рабочий день, играл на духовом инструменте с 1 октября 1994 г. по 12 сентября 1997 г. Данная работа предусмотрена списком профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов.
Удовлетворяя исковые требования ФИО2, суд первой инстанции исходил из того, что истец, не являясь непосредственной стороной в системе правоотношений, связанных с предоставлением сведений в систему персонифицированного учета в Пенсионный фонд Российской Федерации, не имел реальной возможности обеспечить предоставление данных сведений работодателем и его права не должны ущемляться и ставиться в зависимость от выполнения либо не выполнения работодателем своих обязанностей, возложенных законом.
Также суд первой инстанции пришел к выводу, что трудовая деятельность ФИО2 с период с 1 января 1997 г. по 14 июля 2009 г., с 15 июля 2009 г. по 31 декабря 2018 г. подтверждается записью в трудовой книжке (запись 5-8), а также справками Краснодарского военного училища им. генерала армии С.М. Штеменко, уточняющими особый характер работы или условий труда, необходимые для начисления льготной пенсии и подтверждающими постоянную занятость на льготной работе, в которых указано, что ФИО2 с 15 сентября 1997 г. по настоящее время работает в качестве артиста военного оркестра (духовой инструмент труба) полный рабочий день.
Проанализировав приказ Министра обороны Российской Федерации от 13 января 2012 г. №13 «Об утверждении руководства по организации деятельности военных оркестров вооруженных сил РФ», суд первой инстанции пришел к выводу, что служебно-творческая деятельность военного оркестра соответствует Списку профессий, должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 82 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 28 августа 1991 г. N 447.
Заявление о назначении пенсии подано ФИО1 31 октября 2019 г.
С 1 января 2019 г. право на назначение досрочной пенсии в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Закона от 28 декабря 2013 г. (с учетом переходных положений части 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. №350-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий») возникает не ранее чем через 6 месяцев со дня приобретения требуемой продолжительности стажа на соответствующих работах.
Положением части 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. №350-Ф3 установлено, что гражданам, которые в период с 1 января по 31 декабря 2020 г. достигнут возраста либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее наступления возраста (сроков), предусмотренных положениями 5.6 и 7 к Закону №400-ФЗ, но не более чем за шесть месяцев до наступления таких сроков. Таким образом, право на обращение за назначением страховой пенсии по старости указанной категории граждан при наличии требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ является отложенным.
Таким образом, поскольку заявление о назначении досрочной пенсии подано истцом 31 октября 2019 г., право на пенсию у истца является отложенным 6 месяцев и наступает с 1 мая 2020 г.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, что в спорный период с 15 сентября 1997 г. по 30 сентября 2019 г. истец осуществлял деятельность, предусмотренную Списком профессий и должностей работников театров и других театрально - зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию выслугу лет по правилам статьи 82 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».
Вместе с тем, пришел к выводу, что указанный стаж не подлежит включению в специальный стаж, поскольку по данным индивидуального персонифицированного учета спорный период работы отражен без указания кода льготных условий труда.
Кроме того, суд апелляционной инстанции указал на нарушение судом первой инстанции норм процессуального права при принятии уточненного искового заявления ФИО2, выразившееся в отсутствии в материалах дела сведений о направлении либо вручении копии уточненного искового заявления ответчику, не предоставлении ответчику времени для ознакомления с уточненными исковыми требованиями и пришел к выводу, что поскольку ГУ УПФР не рассматривало заявление ФИО2 о назначении досрочной страховой пенсии с 1 мая 2020 г., не отказывало в ее назначении с указанного срока, основания для обращения в суд с требованиями у истца отсутствовали.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции ошибочными.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
До 1 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
С 1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". В силу части 3 статьи 36 данного Закона со дня вступления его в силу Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей Федеральному закону N 400-ФЗ.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом. Среди этих условий законодатель называет достижение застрахованным лицом определенного возраста (статья 8 Закона N 400-ФЗ).
В соответствии с пунктом 21 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15 - 30 лет, по достижении возраста 55 - 60 лет либо независимо от возраста с применением положений части 1.1 данной статьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются: при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) применяется Список профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 82 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 28 августа 1991 г. N 447 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного Постановления.
Пунктом 3 названного Списка предусмотрено, что право на пенсию за выслугу лет при стаже творческой работы в должностях, предусмотренных в настоящем пункте, не менее 25 лет (в этот стаж засчитывается также работа, предусмотренная в пунктах 1 и 2 настоящего Списка) имеют артисты, играющие на духовых инструментах (в том числе на старинных духовых народных инструментах) в профессиональных художественных коллективах.
Пунктом 2 Постановления Совмина РСФСР от 28 августа 1991 г. N 447 установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет отдельным категориям работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, засчитываются все виды творческой деятельности, предусмотренной прилагаемым Списком, в том числе в должности артистов, играющих на духовых инструментах в профессиональных художественных коллективах (абзац 4 пункта 3 Постановления Совмина РСФСР от 28 августа 1991 г. N 447 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет").
Приведенное нормативное регулирование вопросов назначения пенсии за выслугу лет в связи с осуществлением творческой деятельности предусматривает, что учету в специальный стаж, дающий право на назначение страховой пенсии досрочно, подлежат периоды работы в театрах и других театрально-зрелищных предприятиях, а также в творческих коллективах. Однако необходимым условием учета периода творческой деятельности для артиста, играющего на духовых инструментах (в том числе, на старинных духовых народных инструментах), является работа именно в профессиональных художественных коллективах.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судебных инстанций, что работа истца в период с 15 сентября 1997 г. по 14 июля 2009 г. - артист оркестра 11 тр; с 15 июля 2009 г. по 31 декабря 2018 г. - артист высшей категории военного оркестра, Краснодарского высшего военного училища им. Генерала армии С.М. Штеменко соответствует работе, указанной в пункте 3 Списка профессий и должностей работников театров и других театрально - зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию выслугу лет по правилам статьи 82 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».
Справками Краснодарского военного училища им. генерала армии С.М. Штеменко уточняющими особый характер работы или условий труда, подтверждено, что ФИО2 с 15 сентября 1997 г. по настоящее время работает в качестве артиста военного оркестра (духовой инструмент труба) полный рабочий день и данная работа предусмотрена пунктом 3 Списка Список профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 82 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 28 августа 1991 г. N 447 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет".
Вместе с тем, судебная коллегия не соглашается с выводами суда апелляционной инстанции об отказе в удовлетворении требований ФИО2 о включении спорных периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с отсутствием кода льготы в сведениях индивидуального персонифицированного учета застрахованного лица.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В силу части 1 статьи 11 Федерального закона № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
На основании части 8 статьи 13 Закона № 400-ФЗ при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 ФЗ от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированного) учете, в системе обязательного пенсионного страхования» установлена обязанность работодателей один раз в год, но не позднее 1 марта, представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, необходимые для ведения индивидуального персонифицированного) учета, при этом сведения должны быть достоверными и представлены в полном объеме.
Статьями 8 и 8.1 Федерального закона № 27-ФЗ закреплено общее правило, в соответствии с которым сведения о застрахованных лицах в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации представляются страхователями (работодателями). Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 2 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015, в страховой стаж включаются (засчитываются): периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - застрахованные лица), при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - страховые взносы).
В силу пункта 4 указанных Правил при подсчете страхового стажа подтверждаются: периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил (далее соответственно - периоды работы, периоды иной деятельности, иные периоды), до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - регистрация гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно трудовой книжке истца, в период с 1 октября 1994 г. по 12 сентября 1997 г. ФИО2 осуществлял трудовую деятельность в качестве артиста оркестра (регулятор 1-й трубы) Краснодарского госцирка.
Вместе с тем, период с 1 октября 1994 г. по 31 декабря 1996 г. засчитан ответчиком в специальный стаж без документального подтверждения работы в профессиональном художественном коллективе на духовом инструменте, учитывая то, что «Краснодарский государственный цирк», где работал заявитель, является театрально-зрелищной организацией, а оркестр, сопровождающий программу, является профессиональным художественным коллективом (л. д.10).
ФИО2 зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования 26 августа 1997 г., следовательно, с этой даты для учета страхового стажа для назначения страховой пенсии по старости учитываются периоды работы, за которые уплачивались страховые взносы, подтверждаемые на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
На основании изложенного, вывод суда апелляционной инстанции, что период работы истца с 1 января 1997 г. по 12 сентября 1997 г. в связи с отсутствием кода льготных условий является ошибочным, сделанным без надлежащего исследования и должной оценки имеющихся в материалах дела доказательствах.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 г. № 9-П неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию".
Таким образом, Конституционный Суд постановил, что ответственность за не уплату страховых взносов работодателем за своего работника, ложится именно на работодателя, а не на работника. То есть, не зависимо от того были уплачены взносы работодателем или нет и по какой причине эта неуплата произошла, эти периоды обязательно должны быть включены в страховой стаж.
В пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", указано: "...уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношений по обязательному социальному страхованию (статьи 1 и 22 Трудового кодекса РФ). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию. В связи с этим суд вправе удовлетворить требования граждан о перерасчёте страховой части трудовой пенсии с учётом указанных периодов".
Из приведенных норм права и их толкования во взаимосвязи следует, что истец является добросовестным участником гражданских правоотношений и его права не должны ущемляться и ставиться в зависимость от выполнения либо невыполнения работодателем, своих обязанностей, возложенных законом.
Истец, не являясь непосредственной стороной в системе правоотношений, связанных с предоставлением сведений в систему персонифицированного учета в Пенсионный фонд Российской Федерации, не имел реальной возможности обеспечить предоставление данных сведений работодателем.
На основании изложенного, вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для включения спорных периодов работы истца в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с отсутствием кода льготы в сведениях индивидуального персонифицированного учета застрахованного лица является преждевременным.
Кроме того, судебная коллегия не соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, что истец не имел права обращаться в суд с указанным иском, поскольку не обращался к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости с 1 мая 2020 г., поскольку в случае установления наличия у истца специального стажа не менее 25 лет суд вправе сам определить дату назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Учитывая изложенное, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит, что допущенные судом апелляционной инстанции нарушения являются существенными, поскольку непосредственным образом повлияли на результат рассмотрения дела.
Данные нарушения не могут быть устранены без отмены судебного постановления и нового рассмотрения дела.
С учетом изложенного, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит нужным отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 14 апреля 2021 г. и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела, суду необходимо учесть изложенное, определить обстоятельства, имеющие значение для дела, дать оценку представленным доказательствам и доводам сторон с соблюдением требований статей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и разрешить спор в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 14 апреля 2021 г. отменить, дело направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи Ф.Г. Руденко
Н.В. Бетрозова
Постановление30.09.2021