ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-20441/2022 от 04.10.2022 Шестого кассационного суда общей юрисдикции

63MS0094-01-2021-002292-12

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-20441/2022

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

кассационного суда общей юрисдикции

Шестой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Емелина А.В., рассмотрев единолично кассационную жалобу Шипулина Дмитрия Алексеевича на решение мирового судьи судебного участка № 94 Автозаводского судебного района г. Тольятти Самарской области от 20.10.2021 г. и апелляционное определение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 23.05.2022 г. по гражданскому делу № 2-1649/2021 по иску Шипулина Дмитрия Алексеевича к обществу с ограниченной ответственностью «ЛГ Электроникс Рус» о защите прав потребителя.

УСТАНОВИЛ:

Шипулин Д.А. обратился в суд с иском к ООО «ЛГ ЭЛЕКТРОНИКС РУС» о защите прав потребителей, указав, что 03.12.2017 г. между истцом и ООО «ДНС-Волга» был заключен договор купли-продажи телевизора LG 43LJ595V, серийный номер: , стоимостью 29 999 руб. Обязательства по оплате товара истцом выполнены полностью.

Гарантийный срок на товар составляет 1 год.

В период эксплуатации, за пределами гарантийного срока, но в пределах срока службы, в телефоне проявился недостаток - не работает.

18.05.2021 года истец обратился в ООО «Сервис-Групп» с целью определения причин недостатка. Согласно заключению специалиста, в товаре имеется дефект - выход из строя модуля системной платы. Также установлено, что дефект носит производственный характер.

03.06.2021 г. истец обратился к ответчику с претензией о безвозмездном устранении недостатка, которая оставлена без удовлетворения.

01.07.2021 г. истец снова обратится к ответчику с претензией и требованием о возврате уплаченных за товар денежных средств, которая была получена ответчиком 02.07.2021 г.

12.07.2021 г. ответчиком в адрес истца был направлен ответ на претензию, в котором ответчик просил предоставить товар для проведения диагностики с указанием на то, что обязанность по доставке товара лежит на потребителе.

До настоящего времени требования истца в добровольном порядке не удовлетворены.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил взыскать с ответчика стоимость некачественного товара в размере 29 999 руб., расходы по проведению экспертизы в размере 12 000 руб., расходы на оказание юридической помощи по досудебному урегулированию спора в размере 5 000 руб., неустойку за просрочку удовлетворения требования о безвозмездном устранении недостатка в размере 2 399 руб. 92 коп., неустойку за просрочку удовлетворения требования о возврате стоимости товара в размере 15 599 руб. 48 коп., неустойку за просрочку удовлетворения требования о возмещении убытков в размере 23 999 руб. 20 коп., неустойку в размере 1% от стоимости товара за каждый день просрочки удовлетворения требования о возврате стоимости товара начиная со дня, следующего за днем вынесения решения по день фактического исполнения обязательства, неустойку в размере 1% от стоимости товара за каждый день просрочки удовлетворения требования о возмещении убытков начиная со дня, следующего за днем вынесения решения по день фактического исполнения обязательства, компенсацию морального вреда в размере 7 000 руб., расходы по составлению искового заявления в размере 2 000 руб., расходы да оплате услуг представителя s размере 10 000 руб., штраф за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя.

Решением мирового судьи судебного участка № 94 Автозаводского судебного района г. Тольятти Самарской области от 20.10.2021 г., оставленным без изменения апелляционным определением Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 23.05.2022 г., в удовлетворении исковых требований отказано.

В кассационной жалобе Шипулиным Д.А. ставится вопрос об отмене судебных постановлений как незаконных и удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В соответствии с ч. 10 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба, представление на вступившие в законную силу судебные приказы, решения мировых судей и апелляционные определения районных судов, определения мировых судей, районных судов, гарнизонных военных судов и вынесенные по результатам их обжалования определения, решения и определения судов первой и апелляционной инстанций, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.

Исследовав материалы дела, проверив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судья находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения были допущены судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.

Судом первой инстанции установлено, что 03.12.2017 г. между истцом и ООО «ДНС-Волга» был заключен договор купли-продажи телевизора LG 43LJ595V, серийный номер: , стоимостью 29 999 руб. Обязательства по оплате товара истцом выполнены полностью.

Гарантийный срок на товар составляет 1 год.

В период эксплуатации, за пределами гарантийного срока, но в пределах срока службы, в телефоне проявился недостаток - не работает.

18.05.2021 года истец обратился в ООО «Сервис-Групп» с целью определения причин недостатка. Согласно заключению специалиста, в товаре имеется дефект - выход из строя модуля системной платы. Также установлено, что дефект носит производственный характер.

03.06.2021 г. истец обратился к ответчику с претензией о безвозмездном устранении недостатка, которая оставлена без удовлетворения.

01.07.2021 г. истец обратится к ответчику с претензией и требованием о возврате уплаченных за товар денежных средств, которая была получена ответчиком 02.07.2021 г.

12.07.2021 г. ответчиком в адрес истца был направлен ответ на претензию, в котором ответчик просил предоставить товар для проведения диагностики с указанием на то, что обязанность по доставке товара лежит на потребителе.

До настоящего времени требования истца в добровольном порядке не удовлетворены, что и послужило основанием для обращения истца в суд.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что истец фактически уклонился предоставления товара ответчику, до настоящего времени товар импортеру не передал. Доказательств уклонения ответчика от принятия товара материалы дела не содержат.

С данными выводами судов первой и апелляционной инстанций согласиться нельзя.

В соответствии с положениями п. 1 ст. 18 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара.

По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев: обнаружение существенного недостатка товара; нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара; невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

В соответствии с пунктом 7 Перечня технических сложных товаров, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2011 г. N 924, приобретенный истцом товар относится к технически сложным товарам.

Согласно п. 2 ст. 18 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» требования, указанные в пункте 1 настоящей статьи, предъявляются потребителем продавцу либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю.

Потребитель вправе предъявить требования, указанные в абзацах втором и пятом пункта 1 настоящей статьи, изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру.

Вместо предъявления этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю или импортеру товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы (п.3 указанной статьи).

В соответствии с п. 5 ст. 18 Закона о защите прав потребителей продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.

В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

В силу п. 1 ст. 19 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель вправе предъявить предусмотренные ст. 18 настоящего Закона требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.

Согласно п. 6 ст. 19 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» в случае выявления существенных недостатков товара потребитель вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) требование о безвозмездном устранении таких недостатков, если докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Указанное требование может быть предъявлено, если недостатки товара обнаружены по истечении двух лет со дня передачи товара потребителю, в течение установленного на товар срока службы или в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю в случае неустановления срока службы. Если указанное требование не удовлетворено в течение двадцати дней со дня его предъявления потребителем или обнаруженный им недостаток товара является неустранимым, потребитель по своему выбору вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) иные предусмотренные пунктом 3 статьи 18 настоящего Закона требования или возвратить товар изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) и потребовать возврата уплаченной денежной суммы.

В соответствии с пунктом 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», исходя из преамбулы и п. 1 ст. 20 Закона Российской Федерации от 07.02.1992г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» под существенным недостатком товара (работы, услуги), при возникновении которого наступают правовые последствия, предусмотренные статьями 18 и 29 Закона, следует понимать:

а) неустранимый недостаток товара (работы, услуги) - недостаток, который не может быть устранен посредством проведения мероприятий по его устранению с целью приведения товара (работы, услуги) в соответствие с обязательными требованиями, предусмотренными законом или в установленном им порядке, или условиями договора (при их отсутствии или неполноте условий - обычно предъявляемыми требованиями), приводящий к невозможности или недопустимости использования данного товара (работы, услуги) в целях, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцом и (или) описанием при продаже товара по образцу и (или) по описанию;

б) недостаток товара (работы, услуги), который не может быть устранен без несоразмерных расходов, - недостаток, расходы на устранение которого приближены к стоимости или превышают стоимость самого товара (работы, услуги) либо выгоду, которая могла бы быть получена потребителем от его использования.

В отношении технически сложного товара несоразмерность расходов на устранение недостатков товара определяется судом исходя из особенностей товара, цены товара либо иных его свойств;

в) недостаток товара (работы, услуги), который не может быть устранен без несоразмерной затраты времени, - недостаток, на устранение которого затрачивается время, превышающее установленный соглашением сторон в письменной форме и ограниченный сорока пятью днями срок устранения недостатка товара, а если такой срок соглашением сторон не определен, - время, превышающее минимальный срок, объективно необходимый для устранения данного недостатка обычно применяемым способом;

г) недостаток товара (работы, услуги), выявленный неоднократно, - различные недостатки всего товара, выявленные более одного раза, каждый из которых в отдельности делает товар (работу, услугу) не соответствующим обязательным требованиям, предусмотренным законом или в установленном им порядке, либо условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий - обычно предъявляемым требованиям) и приводит к невозможности или недопустимости использования данного товара (работы, услуги) в целях, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию;

д) недостаток, который проявляется вновь после его устранения, - недостаток товара, повторно проявляющийся после проведения мероприятий по его устранению.

В качестве доказательств наличия в товаре существенного недостатка, позволяющего истцу, в силу положения п. 6 ст. 19 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей», заявлять требование о безвозмездном устранении недостатка в материалы дела представлено заключение ООО «Сервис-Групп» от 18.05.2021г., в соответствии с которым в товаре имеется недостаток – выход из строя модуля системной платы, выход из строя матрицы. Дефект носит производственный характер. Стоимость восстановительного ремонта телевизора, путем замены комплектующих, составляет 18 090 руб. (при покупной стоимости 29 999 руб.). Временные затраты на устранение недостатка – от 2 недель и более.

Доказательств, опровергающих данное заключение, ответчиком ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представлено.

Судами установлено, что требование о безвозмездном устранении недостатка истец направил ответчику 03.06.2021 г., данное требование ответчиком получено 04.06.2021г.

Таким образом, в силу положений п. 6 ст. 19 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» срок для устранения ответчиком выявленных недостатков истекал 24.06.2021г.

Однако ООО «ЛГ ЭЛЕКТРОНИКС РУС» каких-либо действий (по проведению проверки качества, по безвозмездному устранению недостатка) не произведено. Ответ на претензию в адрес истца направлен также не был.

Таким образом, ответчиком в сроки, установленные законом, выявленные недостатки устранены не были.

В соответствии с п. 6 ст. 19 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» Если требование о безвозмездном устранении недостатка не удовлетворено в течение двадцати дней со дня его предъявления потребителем или обнаруженный им недостаток товара является неустранимым, потребитель по своему выбору вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) иные предусмотренные пунктом 3 статьи 18 настоящего Закона требования или возвратить товар изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) и потребовать возврата уплаченной денежной суммы.

01.07.2021 г. истец обратится к ответчику с претензией и требованием о возврате уплаченных за товар денежных средств, которая была получена ответчиком 02.07.2021 г.

12.07.2021 г. ответчиком в адрес истца был направлен ответ на претензию, в котором ответчик просил предоставить товар для проведения диагностики с указанием на то, что обязанность по доставке товара лежит на потребителе.

Отказывая в удовлетворении требований суды указали, что истец фактически уклонился предоставления товара ответчику, до настоящего времени товар импортеру не передал.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.

Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками (п. 1 ст. 18 названного закона).

Абзацем 2 п. 5 ст. 18 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» установлена обязанность продавца (изготовителя), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.

Согласно абз. 3 п. 5 указанной статьи в случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные ст. 20, 21 и 22 Закона о защите прав потребителей.

По общему правилу, установленному в п. 7 ст. 18 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей», доставка крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограммов для ремонта, уценки, замены и (или) возврат их потребителю осуществляются силами и за счет продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера).

В случае неисполнения данной обязанности, а также при отсутствии продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в месте нахождения потребителя доставка и (или) возврат указанных товаров могут осуществляться потребителем. При этом продавец обязан возместить потребителю расходы, связанные с доставкой и (или) возвратом указанных товаров.

Таким образом, обязанность покупателя по доставке крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограммов к месту проведения проверки его качества, а также в случае возврата некачественного товара законом не установлена. Напротив, данная обязанность возложена и осуществляется за счет продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера), в связи с чем выводы судов первой и апелляционной инстанции о том, что истец, не возвратив ответчику некачественный крупногабаритный товар, злоупотребил своим правом и лишил ответчика возможности организовать проверку качества товара и добровольно удовлетворить требования потребителя, противоречат приведенным нормам права.

Такая правовая позиция изложена в Обзоре судебной практики по делам о защите прав потребителей, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.10.2021 г. (вопрос 6).

Данным обстоятельствам, имеющим существенное значение для рассмотрения дела, судом первой инстанции оценка не дана, напротив судом первой инстанции сделан вывод, противоречащий вышеуказанным положениям закона, а также установленным по делу обстоятельствам, что свидетельствует о неприменении закона, подлежащего применению, а также о нарушении судом требований о полном и всестороннем исследовании обстоятельств, имеющих значение для правильного решения спора, и привело к вынесению судебного акта, не отвечающего принципу законности.

Согласно ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного кодекса.

Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2021г. N 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции»).

Названные выше требования закона и разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела выполнены не были, допущенные судом первой инстанции нарушения не устранены, в то время как на данные обстоятельства заявителем прямо указывалось в апелляционной жалобе.

С учетом изложенного, а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судья находит нужным отменить апелляционное определение Автозаводского районного суда г.Тольятти Самарской области от 23.05.2022 г. с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть вышеизложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права и установленными по делу обстоятельствами.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 379.7, 390, 390.1, 390.4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья

ОПРЕДЕЛИЛ:

апелляционное определение Автозаводского районного суда г.Тольятти Самарской области от 23.05.2022 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Судья: А.В. Емелин

Постановление21.10.2022