ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-2062/20 от 27.01.2020 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

№88-2062/2020

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Челябинск 27 января 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Давыдовой Т.И.,

судей Галимовой Р.М., Грудновой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело № 2-3410/2018 по иску Государственного автономного учреждения Тюменской области «Центр государственной жилищной политики» к ФИО1 о взыскании социальной выплаты, процентов за пользование чужими денежными средствами,

по кассационной жалобе ФИО1 на решение Калининского районного суда г.Тюмени от 04 октября 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 14 января 2019 года.

Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Галимовой Р.М. о принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия

установила:

Государственное автономное учреждение Тюменской области «Центр государственной жилищной поддержки» (далее - ГАУ ТО «Центр государственной жилищной поддержки») обратилось в суд с иском (с учетом уточнения) к ФИО1 о взыскании социальной выплаты 600 000 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 17 января 2017 года по 27 июля 2018 года в размере 78 554 руб. 17 коп.

В обоснование заявленных требований ГАУ ТО «Центр государственной жилищной поддержки» ссылалось на то, что 06 февраля 2012 года ФИО1 выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты в размере 600 000 руб. как работнику бюджетной сферы (ГБУЗ ТО «Областная клиническая психиатрическая больница») на приобретение жилого помещения. ФИО1 перечислены денежные средства. Приказом ГБУЗ ТО «Областная клиническая психиатрическая больница» от 14 ноября 2016 года ФИО1 уволен. Поскольку ФИО1 не отработал пять лет с момента получения социальной выплаты в бюджетном учреждении Тюменской области и не предоставил сведения о трудоустройстве в ином бюджетном учреждении области, социальная выплата подлежит возврату на основании п.1.4 Положения о порядке предоставления социальных выплат и займов работникам бюджетной сферы на приобретение жилого помещения, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 09 марта 2011 года №60-п. 14 ноября 2017 года в адрес ФИО1 направлено уведомление о наличии оснований для возврата выплаты в течение 45 дней с момента получения уведомления. Денежные средства ФИО1 не возвращены, в связи с чем начислены проценты за пользование чужими денежными средствами с 17 января 2017 года по 27 июля 2018 года в размере 78 554 руб.17 коп.

Решением Калининского районного суда г.Тюмени от 04 октября 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 14 января 2019 года, исковые требования удовлетворены частично. С ФИО1 взыскана в доход бюджета Тюменской области социальная выплата в размере 600 000 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 21 629 руб. 16 коп., расходы по уплате государственной пошлины в сумме 9 416 руб. 29 коп., в остальной части иска отказано.

В кассационной жалобе ФИО1 просит об отмене состоявшихся по делу судебных актов как незаконных.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. Информация о рассмотрении дела заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились представитель ГАУ ТО «Центр государственной жилищной поддержки», ФИО1, сведения о причинах неявки не представили. Судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит жалобу не подлежащей удовлетворению.

В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не имеется.

В соответствии с Положением о порядке предоставления социальных выплат и займов работникам бюджетной сферы на приобретение жилого помещения, утвержденным Постановлением Правительства Тюменской области от 09 марта 2011 года №60-п, определен порядок предоставления социальных выплат и займов на приобретение жилого помещения за счет средств областного бюджета (далее - социальная выплата, заем) работникам организаций бюджетной сферы, имеющим право на их получение в соответствии со статьями 4.2, 5.2 Закона Тюменской области «О предоставлении субсидий и займов гражданам на строительство или приобретение жилья в Тюменской области за счет средств областного бюджета» (п.1.1 указанного Положения).

Социальная выплата предоставляется при условии работы получателя социальной выплаты в течение пяти лет с даты получения социальной выплаты (но не более чем до достижения возраста, дающего права на страховую пенсию по старости) в созданных Тюменской областью, муниципальными образованиями Тюменской области государственных и муниципальных учреждениях всех типов (автономные, бюджетные, казенные), в организациях, образованных в результате реорганизации таких учреждений, в хозяйственных обществах, в уставном капитале которых доля участия Тюменской области составляет 100%, а также в органах государственной власти Тюменской области или органах местного самоуправления Тюменской области в случае поступления на государственную или муниципальную службу после получения социальной выплаты. Данное условие не применяется в отношении получателей социальной выплаты, достигших на дату получения социальной выплаты возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, а также в случае утраты получателем социальной выплаты трудоспособности в связи с инвалидностью после получения социальной выплаты (абзац первый п.1.4 Положения).

В силу абзаца второго п.1.4 Положения о порядке предоставления социальных выплат и займов работникам бюджетной сферы на приобретение жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Тюменской области от 09 марта 2011 года №60-п, социальная выплата подлежит возврату в областной бюджет в полном объеме в случае, в том числе, незаключения в течение двух месяцев со дня прекращения срочного трудового договора в соответствии со статьей 79 Трудового кодекса Российской Федерации с организацией, определенной в абзаце первом настоящего пункта, до истечения пятилетнего срока - трудового договора с организацией бюджетной сферы или служебного контракта с органом государственной власти Тюменской области либо органом местного самоуправления Тюменской области.

Согласно п.1.6 Положения о порядке предоставления социальных выплат и займов работникам бюджетной сферы на приобретение жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Тюменской области от 09 марта 2011 года №60-п, в течение 10 рабочих дней со дня выявления обстоятельств, указанных в абзацах третьем - пятом пункта 1.4 настоящего Положения, исполнительный орган извещает гражданина о необходимости возврата средств социальной выплаты в областной бюджет в течение 45 рабочих дней со дня получения уведомления о возврате средств. Возврат средств социальной выплаты в областной бюджет производится гражданином по платежным реквизитам, указанным в уведомлении о возврате денежных средств. В случае невозврата средств социальной выплаты взыскание средств производится в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченной организацией.

Судом установлено и следует из материалов дела, что 06 февраля 2012 года ГАУ ТО «Центр государственной жилищной поддержки» выдало ФИО1 свидетельство о предоставлении социальной выплаты в размере 600 000 рублей на приобретение жилья, как работнику бюджетной сферы – Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тюменской области «Областная клиническая психиатрическая больница» в соответствии с положениями статьи 74 Бюджетного кодекса Российской Федерации, закона Тюменской области от 03 августа 1999 года № 128 «О предоставлении субсидий и займов гражданам на строительство или приобретение жилья в Тюменской области за счет средств областного бюджета», постановления Правительства Тюменской области № 60-п от 09 марта 2011 года «Об утверждении положения о порядке предоставления социальных выплат и займов работникам бюджетной сферы на приобретение жилого помещения».

30 мая 2012 года денежные средства в размере 600 000 рублей были перечислены в ООО «СМУ «Тюменьоблстрой» для приобретения объекта долевого строительства ФИО1

Приказом Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тюменской области «Областная клиническая психиатрическая больница» от 14 ноября 2016 года № 2087-к ФИО1 уволен с занимаемой должности на основании пункта 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (по инициативе работника).

15 ноября 2017 года Департаментом здравоохранения Тюменской области ФИО1 было направлено уведомление о необходимости возврата социальной выплаты в течение 45 дней в случае непредставления сведений о заключенном с бюджетным учреждением Тюменской области трудовым договором.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования ГАУ ТО «Центр государственной жилищной поддержки», суд первой инстанции, руководствуясь положениями постановления Правительства Тюменской области от 09 марта 2011 года №60-п, пришел к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ФИО1 социальной выплаты с процентами в связи с неисполнением им условий предоставления данной выплаты о работе в учреждениях бюджетной сферы Тюменской области не менее 5 лет после получения социальной выплаты.

Отклоняя доводы ФИО1 о трудоустройстве в ГБУЗ ЯНАО «Психиатрическая больница» с 15 ноября 2016 года, то есть в течение двух месяцев после увольнения из Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тюменской области «Областная клиническая психиатрическая больница», суд указал, что учредителем нового работодателя является Департамент здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа, данное учреждение не входит в перечень учреждений, предусмотренных постановлением Правительства Тюменской области от 09 марта 2011 года №60-п.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.

Изучение материалов дела показывает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на приведенном выше правовом регулировании спорных правоотношений, установленных судами обстоятельствах, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.

Доводы кассационной жалобы ФИО1 о том, что судами были нарушены нормы процессуального права и не применены к спорным отношениям нормы материального права, подлежащие применению, так, Положением о порядке предоставления социальных выплат и займов работникам бюджетной сферы на приобретение жилого помещения, утвержденным Постановлением Правительства Тюменской области от 09 марта 2011 года №60-п, предусмотрен досудебный порядок урегулирования спора (пункт 1.6), этот порядок истцом не был соблюден, поскольку уведомление о возврате социальной выплаты было направлено по неверному адресу (указан дом 32 вместо 32а), суд первой инстанции указал, что дома расположены рядом, ответчик иногда получает корреспонденцию дома 32, тем самым судом нарушены его права; неверно применены положения пункта 1.4 Положения, поскольку данный пункт не содержит ограничений по тому, к какому субъекту федерации относится организация бюджетной сферы, с которой может быть заключен трудовой договор после увольнения, он заключил трудовой договор с ГБУЗ ЯНАО «Психиатрическая больница» в 2-месячный срок после увольнения, в связи с чем оснований для понуждения к возврату социальной выплаты не имелось; по смыслу пунктов 1.1 и 1.4 Положения в их совокупности Положение не распространяется на отношения, связанные с возвратом выплаты, так как получателем социальной выплаты не являются работники органов государственных власти и органов местного самоуправления, что не было учтено судами, не могут быть признаны основанием для отмены в кассационном порядке судебных постановлений, принятых по данному делу, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права и фактически сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций по обстоятельствам дела.

Вопреки доводам кассационной жалобы, все указанные обстоятельства проверялись судами первой и апелляционной инстанций, при этом суды, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о несоблюдении ФИО1 условий предоставления ему социальной выплаты и наступлении в связи с этим обязанности по ее возврату. Изложенные в кассационной жалобе доводы заявителя являлись предметом оценки суда апелляционной инстанции. В апелляционном определении подробно изложены мотивы, по которым данные доводы ФИО1 были отклонены, приведены положения норм материального права, регулирующего спорные отношения.

Кассационный суд общей юрисдикции в силу своей компетенции при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судебными инстанциями фактических обстоятельств, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судом первой и апелляционной инстанций.

При рассмотрении данного спора судами нормы материального права применены верно, а при исследовании и оценке доказательств, собранных по делу, нарушений норм процессуального права не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Калининского районного суда г.Тюмени от 04 октября 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 14 января 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи