ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-20706/2021
№ дела суда 1-й инстанции 2-872/2020
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 12 августа 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н.,
судей Руденко Ф.Г., Бетрозовой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации города Феодосии Республики Крым, Министерству финансов Российской Федерации о признании незаконным бездействия по рассмотрению обращений, о возмещении морального и материального вреда, о выплате компенсации для приобретения жилья, о возмещении стоимости конфискованного имущества, о признании недействительным решения о постановке в общую очередь на получение жилья, о выделении земельного участка, по кассационной жалобе ФИО1, поступившей с делом 30 июня 2021 г., на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 15 марта 2021 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации города Феодосии Республики Крым, Министерству финансов Российской Федерации о признании незаконным бездействия по рассмотрению обращений, о возмещении морального и материального вреда, о предоставлении жилого помещения в первоочередном порядке либо выплате компенсации для приобретения жилья в г. Феодосия, о возмещении стоимости конфискованного имущества, о признании недействительным решения о постановке в общую очередь нуждающихся в жилье, о выделении земельного участка, о взыскании с администрации г. Феодосии и Министерства финансов РФ компенсации морального вреда в сумме 10 000 000,0 рублей, причиненного в результате репрессии, потери родных и близких в спецлагерях с 1944 по 1966 год.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 17 сентября 2020 г. в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
Определением Верховного Суда Республики Крым от 15 февраля 2021 г., изложенным в протоколе судебного заседания, судебная коллегия на основании пункта 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ перешла к рассмотрению гражданского дела по правилам суда первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Министерство финансов Российской Федерации.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 15 марта 2021 г. решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1
В кассационной жалобе истец просит отменить состоявшиеся судебные акты и вынести новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов ссылается на неправильное применение судом норм материального права, полагает, что судебные акты не мотивированы и не раскрыты, механизм реализации прав истца нарушен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, причина неявки суду неизвестна.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Проверив материалы дела, обсудив кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1. являясь греком по национальности, в малолетнем возрасте в 1944 году на основании решений государственных органов, в составе семьи был депортирован с территории Крымской области, Старо-Крымского района (в настоящее время - Кировский район Республики Крым), д. Акчора- Русская в Макатский район, Гурьевской области, Республики Казахстан.
Согласно копии свидетельства о рождении серии №, запись которого восстановлена и выдана Муниципальным учреждением Бюро ЗАГС г. Кургана 5 августа 2003 г., ФИО1 родился ДД.ММ.ГГГГ г. в д. Ачкура-Русская, Старо-Крымского района, Крымской области. Родителями истца указаны ФИО2 (грек) и ФИО3 (гречанка), актовая запись №.
Мать заявителя ФИО20 (ФИО21) Е.П. сменила отчество с ФИО11 на ФИО10. Как следует из справки от 13 декабря 2019 г. №, выданной УМВД России по Курганской области, ФИО4 (ФИО11) ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...>, по национальности гречанка, в 1944 году была выселена из д. Акчора-Русская Старо-Крымского района Крымской области в Макатский район Гурьевской области Республики Казахстан. Снята с учета спецпоселения на основании приказа МВД СССР №0580 от декабря 1955 года без права возвращения на место жительства до выселения и без возмещения стоимости конфискованного имущества.
На основании пункта «в» статьи 3 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 г. №1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» ФИО4 (ФИО11) реабилитирована.
Из архивной справки № 14/13-К-791 от 16 декабря 1992 г., выданной Управлением внутренних дел Совета министров Республики Крым следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в 1944 году в составе семьи, на основании решений государственных органов и в числе лиц разных национальностей, подвергся насильственному выселению из Крыма. При выселении семья состояла: мать ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сестра Надежда ДД.ММ.ГГГГ года рождения, брат ФИО12 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Совершеннолетние члены семьи состояли на учете спецпоселений, с ежемесячной отметкой в спецкомендатуре, до 1956 года. ФИО1 на учете спецпоселений не состоял по малолетству, так как на учет ставились лица, достигшие 16-летнего возраста включительно ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В 1956 году из спецпоселения были освобождены все граждане - переселенцы, учет отменен. В настоящее время вопрос о предоставлении льгот гражданам, подвергшимся депортации из родных мест Украинским : правительством не решен.
Вступившим в законную силу решением Курганского городского суда Курганской области от 18 октября 2001 г., ФИО1 признан пострадавшим от политических репрессий, в связи с репрессированием родителей ФИО2 и ФИО3
Согласно свидетельству реабилитации жертв политических репрессий серии №№ от 16 ноября 2001 г. ФИО1 имеет право на льготы, установленные статьей 16 Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий».
В соответствии со статьей 2 Закона РСФСР от 26 апреля 1991 г. N 1107-1 "О реабилитации репрессированных народов" репрессированными признаются народы (нации, народности или этнические группы и иные исторически сложившиеся культурно-этнические общности людей) в отношении которых по признакам национальной или иной принадлежности проводилась на государственном уровне политика клеветы и геноцида, сопровождавшаяся их насильственным переселением, упразднением национально-государственных образований, перекраивания национально-территориальных границ, установлением режима террора и насилия в местах спецпоселения.
Согласно статье 3.1 указанного Закона РСФСР на граждан из числа репрессированных народов, подвергшихся репрессиям на территории Российской Федерации по признакам национальной или иной принадлежности, распространяется действие Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий".
В соответствии со статьей 1.1 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" подвергшимися политическим репрессиям и подлежащим реабилитации признаются дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителям или лицами, их заменившими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении.
Законом РСФСР "О реабилитации репрессированных народов", государство предусмотрело территориальную, политическую, социальную, культурную реабилитацию репрессированных народов, а также возмещение ущерба, причиненного репрессированным народам и отдельным гражданам со стороны государства в результате репрессий.
Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", так же имеет своей целью реабилитацию всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 г., восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба, что согласуется с вытекающими из положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации обязательствами государства.
Согласно части 1 статьи 12 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированные лица восстанавливаются в утраченных ими в связи с репрессиями социально-политических и гражданских правах, воинских и специальных званиях, им возвращаются государственные награды, предоставляются меры социальной поддержки, выплачиваются компенсации в порядке, устанавливаемом Законом о реабилитации и законами субъектов Российской Федерации.
Порядок и условия возврата гражданам незаконно конфискованного имущества регламентированы Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" и Положением "О порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого и вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 926 (в ред. Постановлений Правительства от 9 октября 1995 г. N 988, от 21 декабря 2000 г. N 999, от 4 августа 2005 г. N489).
Отказывая в удовлетворении требований истца о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Условиями, при наличии которых жилые помещения предоставляются гражданам по договорам социального найма, по общему правилу, являются: признание их нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и признание их малоимущими (статья 49 данного Кодекса). При этом малоимущими считаются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В силу статьи 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии со статьей 13 Закона РФ от 18 октября 1991 г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", признается право реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий. В случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации. Это право распространяется также на членов их семей и других родственников, проживающих совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также на детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении. При отсутствии документального подтверждения факт вынужденного переселения, связанного с репрессиями родственников, может устанавливаться судом.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством является вопросом местного значения поселения.
В соответствии со статьей 34.1 Закона Республики Крым от 6 июля 2015 г. N 130-ЗРК/2015 "О регулировании некоторых вопросов в области жилищных отношений в Республике Крым" право на приобретение стандартного жилья, строящегося (построенного) на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляемых в безвозмездное пользование Некоммерческой организации "Крымский республиканский Фонд развития жилищного строительства и ипотечного кредитования" в целях жилищного строительства для обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, имеют постоянно проживающие на территории Республики Крым граждане из числа ранее депортированных, возвратившихся в Республику Крым на постоянное место жительства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 г. N 790 утверждена Федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2024 года», в которой в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 2014 г. №268 "О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, итальянского, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития" предусмотрено финансирование мер, направленных на национально-культурное и духовное возрождение армянского, болгарского, итальянского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов.
В рамках выполнения мероприятий Федеральной целевой программой «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года, направленных на обеспечение межнационального единства, Государственным комитетом по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым, был включен объект капитального строительства «Строительство 72-х квартирного жилого дома в пгт. Приморский г. Феодосии» в Государственную программу Республики Крым по укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию народов России «Республика Крым - территория межнационального согласия» на 2018-2021 годы, утвержденную постановлением Совета министров Республики Крым от 29 января 2018 г. №30.
Согласно пункту 4 постановления Совета министров Республики Крым от 13 октября 2015 г. №611 «Об утверждении порядка обеспечения жильем граждан из числа ранее депортированных» (далее - Порядок обеспечения жильем) жилые помещения распределяются уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с утвержденными списками граждан, сформированными в городских округах и муниципальных районах в следующих соотношениях: 25% - по списках внеочередников, 25% - по спискам первоочередников, 50% - по списку общей очереди.
Пунктом 3 Порядка обеспечения жильем регламентирован круг граждан, имеющих право на получение жилых помещений по договорам социального найма за счет бюджетных средств:
принятые по состоянию на 21 марта 2014 г. на отдельный квартирный учет депортированных граждан в органах местного самоуправления, действовавших на территории Республики Крым на момент вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации, и нуждающиеся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма;
подвергшиеся политическим репрессиям по национальному признаку с территории Крымской Автономной Советской Социалистической Республики, признанные пострадавшими от политических репрессий по национальному признаку в соответствии с Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", и члены их семей (муж, жена, дети), возвратившиеся в Республику Крым на постоянное проживание, нуждающиеся в жилых помещениях и являющиеся гражданами Российской Федерации.
Обеспечение жильем граждан реализуется путем предоставления им жилых помещений по договорам социального найма согласно контрольному списку граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, из числа ранее депортированных.
Списки, заверенные в установленном порядке, подаются органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым в Государственный комитет по делам межнациональных отношений Республики Крым ежеквартально до второго числа месяца, следующего за отчетным периодом. I
Постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым №961 от 13 марта 2019 г., ФИО1 принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, на основании пункта 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, как не являющийся нанимателем жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственником жилых помещений или членом семьи собственника жилого помещения, составом семьи 1 человек, относящегося к категориям граждан: инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов и граждане подвергшиеся политическим репрессиям.
Также, ФИО1 включен в список инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, а также в список граждан, подвергшихся политическим репрессиям по национальному признаку с территории Крымской АССР, признанных пострадавшими от политических репрессий по национальному признаку в соответствии с законом Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий», и членов их семей (муж, жена, дети), возвратившихся в Республику Крым на постоянное проживание, нуждающихся в жилых помещениях и являющихся гражданами Российской Федерации.
По справке администрации г. Феодосии, в списке граждан, подвергшимся политическим репрессиям, принятых на учет после 18 марта 2014 г., ФИО9 состоит под №257; в общегородском списке под №3191, в списке инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов под №51 (т.2 л.д.147).
Доводы истца о том, что администрация незаконно поставила его учет с целью получения жилого помещения в 2019 году, а не в 2014 году, когда все документы для этого были предоставлены ответчику, не нашли своего подтверждения в судебном заседании.
Из паспорта гражданина Российской Федерации серии №№, выданного Отделом УФМС России по Курганской области в городе Кургане 4 декабря 2012 г., код подразделения 450-002 следует, что ФИО1 был зарегистрирован по адресу: <...> с 11 марта 2013 г. по 14 ноября 2013 г. и с 9 апреля 2014 г. по 18 января 2016 г.
Согласно представленному истцом свидетельству о регистрации по месту пребывания, ФИО1 в период с 21 октября 2019 г. по 23 декабря 2019 г. был зарегистрирован по адресу: <...> (свидетельство №); в период с 5 марта 2020 г. по 13 мая 2020 г. зарегистрирован по адресу: <...> (свидетельство № от 5 марта 2020 г.); в период с 18 апреля 2019 г. по 31 декабря 2021 г. зарегистрирован по адресу: <...> (свидетельство № от 18 апреля 2019 г.).
Вышеуказанные документы подтверждают отсутствие регистрации ФИО1 на территории муниципального образования городской округ Феодосия до 2019 года, то есть до 2019 года истец не относился к лицам, возвратившимся в Республику Крым на постоянное проживание.
Проанализировав представленные документы, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу, что у ФИО1 до 2019 г. не возникло право на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии с пунктом 3 Порядка обеспечения жильем, а право на получение жилого помещения вне очереди лицами указанной категории не предусмотрено действующим законодательством.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции также соглашается с выводами суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца о возврате конфискованного имущества, возмещении его стоимости или выплаты денежной компенсации, о выделении земельного участка взамен конфискованного.
Статьей 16.1. Закона РФ от 18 октября 1991 г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" предусмотрено положение о возврате реабилитированным лицам конфискованного, изъятого и вышедшего иным путем из их владения в связи с репрессиями имущество, либо возмещается его стоимость, либо выплачиваются денежные компенсации.
Реабилитированным лицам возмещается стоимость конфискованного жилого дома в порядке и размерах, предусмотренных частью шестой настоящей статьи.
Имущество возвращают государственные и общественные организации, у которых оно находится, без возмещения износа имущества и взыскания расходов на его хранение.
При невозможности возврата реабилитированным лицам сохранившегося имущества возмещается его стоимость в соответствии с произведенной в установленном порядке оценкой, но в размере не более 4 000 рублей за имущество без жилых домов или 10 000 рублей за все имущество, включая жилые дома. В таких же размерах возмещается стоимость несохранившегося имущества.
В случаях, когда факт конфискации, изъятия или выхода имущества из владения иным путем установлен, но отсутствуют или утрачены документы о характере, состоянии и количестве этого имущества, выплачиваются денежные компенсации в размере до 4 000 рублей за имущество без жилых домов или 10 000 рублей за все имущество, включая жилые дома.
Возврат имущества, возмещение его стоимости или выплата денежных компенсаций производится реабилитированным лицам по месту нахождения или реализации этого имущества на момент применения репрессий независимо от того, где были репрессированы и проживают в настоящее время реабилитированные лица.
В случае смерти реабилитированных лиц возврат имущества, возмещение его стоимости или выплата денежных компенсаций производится их наследникам по закону первой очереди.
Споры, связанные с возвратом имущества, возмещением его стоимости или выплатой денежных компенсаций, разрешаются судом.
Постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым от 9 августа 2019 г. № 2568 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Принятие решения о возврате незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещении его стоимости или выплате денежной компенсации реабилитированным гражданам».
Указанный Административный регламент содержит нормы аналогичные нормам Положения о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации, утвержденном) Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 1994 г. N 926 (в редакции от 9 октября 1995 г.).
Из вышеуказанных норм следует, что выплата денежной компенсации производится в случаях, когда факт конфискации имущества установлен, но отсутствуют или утрачены документы о его характере, состоянии и количестве (пункт 3).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что согласно копии архивной справки, выданной Государственным архивом в Автономной Республике Крым 1 июня 2009 г. №К-8, в фонде «Коллекция дел репрессированных граждан» в архивно-уголовном деле №016100, в описи изъятого при аресте ФИО5 имущества значатся: разные письма - 35 шт., фото карточки разного вида - 12 шт. В описи изъятого при аресте ФИО6 имущества значатся: одна личная карточка, профсоюзный билет, письма - 24 шт., двуствольное охотничье ружье №41424, фото карточки - 32 шт., 2 картины, неполный рог пороха (так в документе), дробь - 50 гр. Других сведений, касающихся изъятого имущества, в том числе, его местонахождении в деле не имеется.
Согласно информации, предоставленной Государственным архивом в Автономной Республике Крым от 4 июня 2009 г. №МИД К-8, ФИО1 сообщалось, что акты об изъятии имущества на момент депортации из Крыма в 1944 году на ФИО7, ФИО2, ФИО4ФИО14 архиву в Автономной Республике Крым на хранение не поступали, в связи с этим выдать справку об изъятии имущества у ФИО7, ФИО2, ФИО4 в 1944 году в деревне Ачкара-Русская, Старо-Крымского района не представляется возможным. \
Как следует из копии архивной справки, выданной Государственным архивом в Автономной Республике Крым 15 августа 2006 г. № Л-12, в фонде «Коллекция дел репрессированных граждан» в уголовных делах ФИО6 и ФИО5 имеются сведения, что, их сестра ФИО8 в мае 1938 года проживала в <...> Крымской АССР, была домохозяйкой. Другими данными о ФИО8 Государственный архив Крыма не располагает.
Вступившим в законную силу решением Курганского городского суда Курганской области от 16 марта 2010 г. в удовлетворении заявления ФИО1 об установлении факта конфискации имущества, принадлежащего его родителям ФИО2, ФИО3, отказано.
В материалы данного дела была представлена справка из государственного архива Автономной Республики Крым от 4 июня 2009 г. №МИД К-8, согласно которой сведений об изъятии имущества на момент депортации из Крыма в 1944 году ФИО2 и ФИО3 не имеется в связи с непоступлением актов об изъятии имущества указанных граждан.
Указанным решением установлен факт конфискации общего имущества, принадлежащего ФИО6, и ФИО5 (братьям матери): дом из трех комнат, сарай, огород площадью 300 саженей; установлен факт конфискации имущества, принадлежащего ФИО6: домашний скот, установлен факт конфискации имущества, принадлежащего ФИО5: лошадь, бричка, домашний скот.
Из справки №7320 от 30 мая 2019 г., выданной администрацией Львовского сельского поселения Кировского района Республики Крым, следует что дом, где проживала семья ФИО20 находится в Кировском <...>.
В материалах дела не имеется доказательств расположения имущества семьи ФИО20 в г. Феодосия и факта конфискации такого имущества у родителей истца на дату применения репрессий. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что истец является наследником первой очереди в отношении ФИО5 и ФИО6
В ответах на обращения истца Администрации г. Феодосии Республики Крым от 24 июля 2019 г. и 20 августа 2020 г. ФИО1 разъяснено его право на обращение в Комиссию по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий по месту нахождения конфискованного имущества.
Таким образом, оснований для удовлетворения требований истца о возврате конфискованного имущества, возмещении его стоимости или выплаты денежной компенсации, о выделении земельного участка взамен конфискованного, у суда не имелось, поскольку суду не представлено доказательств конфискации имущества в 1944 году и нахождении данного имущества в административно- территориальных границах г. Феодосии.
Также судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с обоснованностью выводов суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для взыскания с Администрации г. ФИО13 компенсации морального вреда.
Так, судом верно установлено, что порядок рассмотрения обращений граждан, регулируемый Федеральным законом от 2 мая 2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», администрацией г. Феодосии Республики Крым при рассмотрении обращений истца, не нарушен.
В исковом заявлении истец не указал реквизиты своих обращений б администрацию г. Феодосии Республики Крым, в связи с этим при рассмотрении дела истцу было предложено конкретизировать свои требования в данной части, однако уточнений реквизитов заявлений, с которыми ФИО1 обращался в администрацию г. Феодосии Республики Крым, в суд не поступило.
В материалах дела имеются ответы на обращения ФИО1 в Администрацию города Феодосии Республики Крым: по вопросу получения жилья от 5 ноября 2019 г. - ответ администрации от 11 ноября 2019 г. №К-10/4928/2 (т.1 л. д.105-106), по вопросу приобретения жилья и получения компенсации от 17 сентября 2019 г. - ответ администрации №К-10/4324/2 от 8 октября 2019 г., (т.1 л. д. 110-113), по вопросу улучшения жилищных условий, как пострадавшему от политических репрессий от 24 июля 2019 г. - ответ администрации от 9 августа 2019 г. №К-10/3260/2, (т.1 л. д.115-118), на обращение ФИО1 от 10 июля 2019 г. - ответ администрации от 24 июля 2019 г. № К-10/3012/2, (т.1 л. д.121-125), на обращение ФИО1 от 13 декабря 2018 г. - ответ от 29 декабря 2018 г. №К-10/5125/2, (т. 1 л. д.139-142), на обращение ФИО1 от 13 декабря 2018 г. - ответ администрации от 29 декабря 2018 г. №К-10/5123/2, (т.1 л. д. 145-151), на заявление ФИО1, поступившее 27 августа 2018 г. по вопросу получения жилого помещения и земельного участка реабилитированными гражданами - ответ администрации от 20 сентября 2018 г. №К- 40/3690/2, (т.1 л. д. 172-177).
В материалах дела также имеется обращение депутата Государственного Совета Республики Крым ФИО17 в интересах ФИО1 поступившее в Администрацию города Феодосии Республики Крым 14 ноября 2019 г. за вх.№К-9/5054/2 по вопросу получения ФИО1 жилья как депортированным лицом, и компенсации за утраченное во время депортации имущество. ,
В ответе на указанное обращение, Администрацией города Феодосии Республики Крым были даны подробные разъяснения относительно предоставления жилых помещений в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса РФ, порядка формирования очереди граждан, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и распределения жилых помещений согласно пункту 4 Постановления Совета министров Республики Крым от 13 октября 2015 г. N 611 "Об утверждении Порядка обеспечения жильем граждан из числа ранее депортированных". По вопросу возврата незаконно конфискованного имущества, о выплате стоимости такого имущества либо о выплате компенсации также были даны разъяснения со ссылкой на статью 16.1 Закона РФ от 18 октября 1991 г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" (т.1 л. д. 158-162).
На неоднократные обращения ФИО1 до его регистрации в Крыму (до 2019 года) по вопросу получения жилья в Республике Крым, получения компенсации и выделении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, были подготовлены и направлены соответствующие ответы, в которых заявителю даны разъяснения о том, что в соответствии с действующим законодательством для разрешения вопросов, указанных в обращениях, необходима регистрации заявителя по месту жительства в муниципальном образовании городской округ ФИО13.
В ответе Администрации города Феодосии Республики Крым от 20 августа 2020 г. ЖК-10/3388/2 на обращение ФИО1 от 5 августа 2020 г. по вопросу предоставления мер социальной поддержки как жертве политических репрессий, о предоставлении денежных средств на приобретение жилья, о возврате земельного участка и дома, истцу, разъяснено, что поскольку конфискованное, имущество находилось в с. Грушевка Судакского района и в с. Долинном Кировского района, то по вопросу возврата конфискованного имущества его стоимости или выплаты денежной компенсации ему необходимо обратиться в комиссию по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации г. Судак и Кировского района, Республики Крым.
Обращения ФИО1 были рассмотрены Администрацией города Феодосии в сроки и в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и содержат разъяснения по всем вопросам, содержащимся в заявлениях, следовательно, оснований для удовлетворения исковых требований в указанной части, не имеется.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену апелляционного определения, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 15 марта 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи Ф.Г. Руденко
Н.В. Бетрозова
Постановление30.09.2021