ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-21359/2022
№ дела суда 1-й инстанции 2-938/2021
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 9 июня 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н.,
судей Руденко Ф.Г., Бетрозовой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сачка О.А. и Джемилевой Э.Ю., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних: Сачок А.О., Сачка Т.О., Сачка А.О., Сачок Д.О., Сачка А.О. к Министерству труда и социальной защиты населения Республики Крым, Управлению труда и социальной защиты населения администрации г. Красноперекопска Республики Крым о признании незаконным отказа в принятии заявления о выдаче сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий, по кассационной жалобе Сачка О.А. и Джемилевой Э.Ю., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних: Сачок А.О., Сачка Т.О., Сачка А.О., Сачок Д.О., Сачка А.О., поступившей с делом 5 мая 2022 г., на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 16 февраля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н., судебная коллегия
установила:
Сачок О.А. и Джемилева Э.Ю. в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Сачок А.О., Сачка Т.О., Сачка А.О., Сачок Д.О., Сачка А.О. обратились с иском к Управлению :уда и социальной защиты населения администрации города Красноперекопска Республики Крым и Министерству труда и социальной защиты Республики Крым, в котором обжаловали отказ в принятии заявления о предоставлении меры социальной поддержки. Уточнив исковые требования, истцы просили суд признать незаконным отказ Управления труда и социальной защиты населения администрации города Красноперекопска Республики Крым в принятии заявления о выдаче сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий; обязать Управление труда и социальной защиты населения администрации города Красноперекопска Республики Крым выдать сертификат на единовременную выплату для улучшения жилищных условий; предоставить сведения о выплаченных их семье суммах пособий и денежном эквиваленте льгот по коммунальным услугам за этот же период для разрешения вопроса о праве.
Решением Красноперекопского районного суда Республики Крым от 2 декабря 2021 г. иск Джемилевой Э.Ю. удовлетворен частично: решение Управления труда и социальной защиты населения администрации г. Красноперекопска Республики Крым от 28 июля 2021 г. №08.01-26/1760 об отказе в принятии заявления Джемилевой Э.Ю. о предоставлении государственной услуги по назначению «Выдача сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий» признано неправомерным; на Управления труда и социальной защиты населения администрации г. Красноперекопска Республики Крым возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Джемилевой Э.Ю. от 28 июля 2021 г. о предоставлении государственной услуги по назначению «Выдача сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий» в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 г. №631-ЗРК/2019, постановлением Совета министров Республики Крым от 10 октября 2019 г. №574 «Об утверждении положения о мерах по реализации Закона Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей в Республике Крым». В иной части иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 16 февраля 2022 г. решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе истцы просят отменить апелляционное определение в связи с неправильным применением норм материального права. В обоснование доводов указывают, что приостановление действия Закона Республики Крым от 14 августа 2019 г. № 631 -ЗРК/2019, путем принятия Закона Республики Крым от 14 октября 2020 г. №116-ЗРК/2020 не может являться основанием для отказа в реализации права, поскольку право возникло до момента приостановления Закона.
Кроме того статьей 2 Закона Республики Крым от 14 октября 2020 г. №116-ЗРК/2020 установлено, что порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 г. N631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" до вступления в силу настоящего Закона, устанавливается Советом министров Республики Крым.
На момент приостановления действия Закона действовало постановление Совета министров Республики Крым от 10 октября 2019 г. №574 «Об утверждении Положения о мерах по реализации Закона Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» в котором содержались и положения о порядке обращения за сертификатом и порядок его выдачи.
16 октября 2020 г. было принято Постановление Совета Министров Республики Крым №656 «О приостановлении действия постановления Совета министров Республики Крым от 10 октября 2019 г. №574 Об утверждении Положения о мерах по реализации Закона Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» и было принято Постановление Совета министров Республики Крым от 16 октября 2020 г. № 659 «Об утверждении Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 г. № 631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» до вступления в силу Закона Республики Крым от 14 октября 2020 г. № 116-ЗРК/2020 «О приостановлении действия Закона Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым». Однако в данном постановлении в нарушение требования статьи 2 Закона от 14 октября 2020 г. №116-ЗРК/2020 был урегулирован механизм реализации права только тех лиц, которые успели на дату принятия Закона обратиться за выдачей сертификата.
Закон от 14 октября 2020 г. №116-ЗРК/2020 содержит прямое указание на то, что права, возникшие до его принятия не приостанавливаются. Отсутствие надлежащей процедуры реализации гражданином права, гарантированного законом, не может служить препятствием к реализации этого права.
Постановление Совета министров Республики Крым от 16 октября 2020 г. №659 в данном случае является подзаконным нормативным актом по отношению к Закону Республики Крым №116-ЗРК/2020 и должно соответствовать статье 2 Закона Республики Крым №116-ЗРК.
Поскольку круг получателей мер социальной поддержки устанавливается Законами Республики Крым от 14 августа 2019 г. № 631-ЗРК/2019, статьей 2 Закона Республики Крым от 14 октября 2020 г. №116-ЗРК/2020, то устанавливая в Порядке (Постановление №659) механизм предоставления дополнительной меры социальной поддержки Совет министров Республики Крым не вправе сужать установленный данными законами Республики Крым круг лиц, которые имеют право на получение этой меры поддержки.
Порядок утвержденный Постановлением Совета министров Республики Крым №659 сужает круг лиц, механизм реализации права которых он должен регулировать с «лиц право которых возникло до вступления в силу Закона Республики Крым №116-ЗРК/2020» до «лиц обратившихся в орган труда и социальной зашиты населения за её получением до вступления в силу Закона Республики Крым №116-ЗРК/2020».
Таким образом, Порядок в части указания на то, что он распространяется «на лиц. обратившихся в орган труда и социальной защиты населения за её получением до вступления в силу Закона Республики Крым №116-ЗРК/2020» является незаконным и не соответствующим статье 2 Закона Республики Крым №116-ЗРК/2020.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. От истцов поступило заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Законом Республики Крым от 14 августа 2019 г. N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" установлены дополнительные меры социальной поддержки, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий семей, имеющих детей, в Республике Крым.
В соответствии со статьей 3 Закона Республики Крым от 14 августа 2019 г. N 631-ЗРК/2019 (ред. от 17 апреля 2020 г.), право на дополнительную меру социальной поддержки имеет один из родителей (одинокий родитель) при рождении в семье после 31 декабря 2018 г. ребенка, гражданина Российской Федерации, в случае регистрации его рождения в государственных органах записи актов гражданского состояния на территории Республики Крым при условии их совместного проживания.
Право на дополнительную меру социальной поддержки возникает в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает двукратную величину прожиточного минимума на душу населения, установленного в Республике Крым за третий квартал года, предшествующего году обращения за получением сертификата на единовременную выплату, а также распоряжения единовременной выплатой.
Обеспеченность такой семьи общей площадью жилых помещений должна составлять не более 18 квадратных метров в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего с гражданином члена его семьи.
Согласно положениям статьи 4 Закона, лица, указанные в статье 3 настоящего Закона, их законные представители вправе обратиться в орган труда и социальной защиты по месту жительства за получением сертификата на единовременную выплату на бумажном носителе после возникновения права на дополнительную меру социальной поддержки, предусмотренную настоящим Законом, путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, перечень которых устанавливается Советом министров Республики Крым, в течение 12 месяцев со дня рождения ребенка, а при рождении ребенка в 2019 году - в течение 12 месяцев со дня вступления настоящего Закона в силу.
ДД.ММ.ГГГГ в семье истцов родился ребенок Сачка А.О..
27 июля 2021 г. Джемилева Э.Ю. обратилась в Управление труда и социальной защиты населения администрации г. Красноперекопска Республики Крым с заявлением о выдаче сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 г. N 631-ЗРК/2019, поскольку общая обеспеченность семьи жилыми помещениями составила не более 18 м на каждого ее члена, размер среднедушевого дохода семьи не превышает двукратную величину прожиточного минимума на душу населения, установленного в Республике Крым, т.е. возникло право на получение сертификата на единовременную выплату в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 г. № 631-ЗРК/2019.
28 июля 2021 г. Управление труда и социальной защиты населения администрации города Красноперекопска Республики Крым отказало в принятии этого заявления в связи с приостановлением действия Закона от 14 августа 2019 г. № 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" до 1 января 2024 г.
В качестве основания отказа указаны Закон Республики Крым от 14 октября 2020 г. N 116-ЗРК/2020 "О приостановлении действия Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" и постановление Совета министров Республики Крым №656 от 16 октября 2020 г. "О приостановлении действия постановления Совета министров Республики Крым от 10 октября 2019 г. N 574".
Признавая неправомерным отказ Управления труда и социальной защиты населения администрации города Красноперекопска Республики Крым в принятии заявления Джемилевой Э.Ю. о выдаче сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий, суд исходил из того, что по смыслу Закона Республики Крым от 14 октября 2020 г. № 116-ЗРК/2020 "О приостановлении действия Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" и постановления Совета министров Республики Крым от 16 октября 2020 г. № 656 "О приостановлении действия постановления Совета министров Республики Крым от 10 октября 2019 года N.574", Закон Республики Крым от 14 августа 2019 г. N 631-ЗРК/2019 не отменен и является действующим.
В целях организации работы органов труда и социальной защиты населения муниципальных образований Республики Крым по предоставлению дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, обратившимся за получением сертификата на единовременную выплату в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 г. N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" до дня вступления в силу Закона Республики Крым "О приостановлении действия Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" от 14 октября 2020 г. N 116-ЗРК/2020 постановлением Совета министров Республики Крым от 16 октября 2020 г. N 659 утвержден Порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 г. N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" до вступления в силу Закона Республики Крым от 14 октября 2020 г. N 116-ЗРК/2020 "О приостановлении действия Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым".
Данный Порядок определяет механизм предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, обратившимся в орган труда и социальной защиты населения за ее получением до вступления в силу Закона Республики Крым N 116-ЗРК/2020.
Удовлетворяя исковые требования суд первой инстанции исходил из того, что право Джемилевой Э.Ю. и ее семьи было нарушено формальным отказом в принятии заявления, поданного в порядке Закона Республики Крым №631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" от 14 августа 2019 г., с учетом Положения 574 приостановленных, но не отмененных и в рамках которых разработано Положение №659, являющиеся действующими на момент обращения с заявлением истца в УТСЗН администрации г. Красноперекопска.
Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Крым не согласилась с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В силу статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
9 августа 2019 г. Государственным Советом Республики Крым принят Закон Республики Крым от 14 августа 2019 г. N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым".
Настоящий Закон устанавливает дополнительную меру социальной поддержки, обеспечивающую возможность улучшения жилищных условий семей, имеющих детей, в Республике Крым, при рождении в семье после 31 декабря 2018 г. ребенка, гражданина Российской Федерации, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает двукратную величину прожиточного минимума на душу населения, установленного в Республике Крым за третий квартал года, предшествующего году обращения за получением сертификата на единовременную выплату, при обеспеченности такой семьи общей площадью жилых помещений не более 18 квадратных метров в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего и зарегистрированного с гражданином члена его семьи (ст. 3).
В соответствии с частью 1 статьи 4 лица, указанные в статье 3 настоящего Закона, их законные представители вправе обратиться в орган труда и социальной защиты по месту жительства за получением сертификата на единовременную выплату (далее - сертификат) на бумажном носителе после возникновения права на дополнительную меру социальной поддержки, предусмотренную настоящим Законом, путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, перечень которых устанавливается Советом министров Республики Крым, в течение 12 месяцев со дня рождения ребенка, а при рождении ребенка в период с 25 августа 2019 г. до 31 декабря 2019 г. - по 31 декабря 2020 г. включительно.
Форма сертификата, правила подачи заявления о выдаче сертификата и порядок выдачи сертификата (его дубликата) устанавливаются Советом министров Республики Крым (часть 3 статьи 4 Закона Республики Крым N 631- ЗРК/2019).
В целях организации работы органов труда и социальной защиты населения муниципальных образований Республики Крым по предоставлению дополнительной меры социальной поддержки, обеспечивающей возможность улучшения жилищных условий семей, имеющих детей, в Республике Крым, определения порядка выдачи сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий постановлением Совета министров Республики Крым от 10 октября 2019 г. N 574 утверждено Положение о мерах по реализации Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым".
Законом Республики Крым от 14 октября 2020 г. N 116-ЗРК/2020 "О приостановлении действия Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым", вступившим в силу со дня опубликования 15 октября 2020 г., приостановлено до 1 января 2024 г. действие Закона Республики Крым от 14 августа 2019 г. N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым".
На основании статьи 2 Закона Республики Крым от 14 октября 2020 г. N116-ЗРК/2020 постановлением Совета министров Республики Крым от 16 октября 2020 г. N 656 "О приостановлении действия постановления Совета министров Республики Крым от 10 октября 2019 г. N 574" приостановлено до 1 января 2024 г. действие постановления Совета министров Республики Крым от 10 октября 2019 г. N 574 "Об утверждении Положения о мерах по реализации Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым".
Одновременно постановлением Совета министров Республики Крым от 16 октября 2020 г. N 659 утвержден Порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 г. N631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" до вступления в силу Закона Республики Крым от 14 октября 2020 г. N 116-ЗРК/2020 "О приостановлении действия Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым".
Данный Порядок определяет механизм предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, обратившимся в орган труда и социальной защиты населения за ее получением до вступления в силу Закона Республики Крым N 116-ЗРК/2020 (то есть по заявлениям о выдаче сертификата, принятым органами труда и социальной защиты населения до опубликования Закона Республики Крым от 14 октября 2020 г. N 116- ЗРК/2020 "О приостановлении действия Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым", и по заявлениям о распоряжении средствами единовременной выплаты).
Как усматривается из материалов дела, Джемилева Э.Ю. обратилась в Управление труда и социальной защиты населения администрации города Красноперекопска Республики Крым с заявлением о выдаче сертификата 27 июля 2021 г., то есть после приостановления действия Закона Республики Крым от 14 августа 2019 г. N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым".
Сущность приостановления действия правового акта заключается в том, что оно освобождает участников, во взаимоотношениях которых приостанавливается действие закона, от обязанностей выполнять закон в течение периода приостановления. Приостановление не влечет за собой каких-либо изменений в тексте закона и не приводит к автоматической утрате актом юридической силы. Оно лишь приводит к отложению реализации прав и обязанностей в определенных временных пределах.
При таких обстоятельствах судебная коллегия суда апелляционной инстанции не согласилась с выводом суда о том, что отказ в принятии заявления Джемилевой Э.Ю. о выдаче сертификата нарушает права истцов, поскольку с приостановлением действия вышеуказанных актов у Управления труда и социальной защиты населения администрации г. Красноперекопска Республики Крым отсутствовали правовые основания для осуществления действий по рассмотрению такого заявления, проверки документов и принятия решения.
Ссылаясь на постановление Совета министров Республики Крым от 16 октября 2020 г. N 659 "Об утверждении Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 г. N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" до вступления в силу Закона Республики Крым от 14 октября 2020 г. N 116-ЗРК/2020 "О приостановлении действия Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым", суд не принял во внимание, что данный Порядок не регулирует спорные правоотношения, поскольку Джемилева Э.Ю. не относится к числу лиц, обратившихся с заявлением о выдаче сертификата, до опубликования Закона Республики Крым от 14 октября 2020 г. N 116- ЗРК/2020.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с обоснованностью выводов суда апелляционной инстанции, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, не противоречат действующему законодательству, подробно аргументированы в оспариваемом судебном акте.
Доводы кассационной жалобы истцов о несоответствии Постановления Совета министров Республики Крым от 16 октября 2020 г. №659, имеющему меньшую юридическую силу по отношению к Закону Республики Крым №116-ЗРК/2020, статье 2 Закона Республики Крым №116-ЗРК/2020, судебной коллегией отклоняются, как основанные не неправильном толковании норм материального права.
Указанное постановление в установленном порядке не отменено и незаконным не признано, кроме того, принято с целью организации работы органов труда и социальной защиты населения муниципальных образований Республики Крым обратившимся в орган труда и социальной защиты населения за получением сертификата на единовременную выплату до 14 октября 2020 г., истцы же обратились с соответствующим заявлением 27 июля 2021 г., следовательно, не относятся к числе лиц, на которых распространяется действие данного постановления.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, а также касаются обстоятельств, установленных судом апелляционной инстанции, были предметом судебного рассмотрения, сводятся к переоценке выводов, а потому не могут служить поводом к отмене судебного постановления.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 16 февраля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Сачка О.А. и Джемилевой Э.Ю., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних: Сачок А.О., Сачка Т.О., Сачка А.О., Сачок Д.О., Сачка А.О. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи Ф.Г. Руденко
Н.В. Бетрозова