ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-2164/2021 от 01.02.2021 Первого кассационного суда общей юрисдикции

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-2164/2021

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Саратов 01 февраля 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего судьи Макаровой Н.А.,

судей Матросовой Г.В., Юдиной С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к администрации Грайворонского городского округа Белгородской области о признании действий и постановления незаконными и восстановлении на жилищном учете,

по кассационной жалобе ФИО1, ФИО2

на решение Грайворонского районного суда Белгородской области от 10 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 18 августа 2020 года

заслушав доклад судьи Матросовой Г.В.,

установила:

ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с иском к администрации Грайворонского городского округа Белгородской области о признании действий и постановления незаконными и восстановлении на жилищном учете.

Требования мотивировали тем, что Б. с членами семьи: женой ФИО2 и сыном ФИО1 был принят на учет граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, как имеющий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, на основании представленных им документов. ДД.ММ.ГГГГБ. умер, в связи с чем на учет, как получатель субсидии, был поставлен ФИО1 с учетом ФИО2 Истцы проживают и зарегистрированы в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности близкому родственнику С. который получателем жилья не является. Б. также был зарегистрирован и проживал в доме С.

На основании протокола заседания жилищной комиссии при администрации Грайворонского округа от 20 февраля 2020 года, утвержденного постановлением администрации Грайворонского городского округа №125 от 20 февраля 2020 года, ФИО1, ФИО2 сняты с учета. Основанием для принятия решения послужило отсутствие у истцов нуждаемости в улучшении жилищных условий.

Считают постановление №125 от 20 февраля 2020 года незаконным и подлежащими отмене, полагают необходимым восстановить их на жилищном учете, как граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и имевших право на получение социальной выплаты для приобретения жилья (порядковый номер 2).

Решением Грайворонского районного суда Белгородской области от 10 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 18 августа 2020 года, ФИО1 и ФИО2 отказано в удовлетворении исковых требований.

В кассационной жалобе ФИО1 и ФИО2 поставлен вопрос об отмене принятых по делу судебных актов, указывая на допущенные судами нарушения норм материального и процессуального права и принятии нового решения об удовлетворении иска.

В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений по делу судами первой и апелляционной инстанций допущено не было.

Как следует из материалов дела и установлено судами, с 15 июня 2005 года Б. совместно с членами семьи: сыном - ФИО1 и женой - ФИО2 включен в список граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». ДД.ММ.ГГГГБ. умер.

ФИО1 обратился с заявлением в администрацию Грайворонского городского округа о внесении изменений в список граждан – участников мероприятий, в связи со смертью отца - Б.

Исходя из протокола №4 от 15 мая 2019 года заседания жилищной комиссии, принято решение внести изменения в список участников мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» как граждан, выезжающих (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов крайнего Севера и приравненных к ним местностей», заявителем указать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Протоколом №1 от 20 февраля 2020 года заседания жилищной комиссии при администрации Грайворонского городского округа, утвержденным постановлением администрации Грайворонского городского округа №125 от 20 февраля 2020 года, ФИО1, ФИО2 сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях и исключены из списка граждан, выехавших с районов Крайнего Севера, состоящих на жилищном учете на территории Грайворонского городского округа (порядковый номер 2), по основаниям статьи 16 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку истцы зарегистрированы и проживают в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности близкому родственнику, ученая норма на одного человека превышает установленную норму.

Постановлением Совета депутатов Грайворонского городского округа Первого Созыва «Об утверждении учетной нормы принятия на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях на территории Грайворонского городского округа», от 28 февраля 2019 года № 155 учетная норма на одного члена семьи составляет 15 кв.м.

Согласно выписке из похозяйственной книги по жилому дому: <адрес>, по состоянию на дату постановки на учет в 2005 году зарегистрированы ФИО2, ФИО3 А.Н., С.

По состоянию на 8 июня 2005 года за Б. по Грайворонскому району собственного жилого дома, части дома или приватизированной квартиры не зарегистрировано.

В соответствии с выпиской ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости, жилой дом по адресу: <адрес> – был приобретен Б. 7 мая 2002 года.

27 июня 2002 года между Б. (поставлен на учет для получения жилищной субсидии) и С.. был заключен договор купли-продажи земельного участка и расположенного на нем дома, по условиям пункта 9 договора купли-продажи в указанном жилом доме сохраняют право проживания с согласия покупателя: ФИО3 Л.В. и ФИО1

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют, в том числе, инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет.

В силу положений статей 3 и 4 Федерального закона от 25 октября 2002 года №125-ФЗ постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с данным Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются по месту жительства таких граждан. Право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.

Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с указанным Федеральным законом, установлен Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года №879 (далее - Положение).

Пунктами 2, 8 указанного Положения предусматривается, что регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания.

В соответствии с пунктом 20 Положения основанием для отказа в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, является несоответствие гражданина требованиям, указанным в статье 1 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» либо в статье 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», Жилищным кодексом от 29 декабря 2004 № 188-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года №879 «Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», постановлением Совета депутатов Грйворонского городского округа Первого Созыва от 28 февраля 2019 года №155 «Об утверждении учетной нормы принятия на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях на территории Грайворонского городского округа», пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку независимо от перехода права собственности, ФИО3 Л.В. и ФИО1 постоянно по своему усмотрению проживали в вышеуказанном жилом доме, реализуя свое право пользования, сохраняли регистрацию по месту жительства, требований об их выселении и прекращении права пользования собственником дома не предъявлялось.

Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал на то, что сам по себе переход права собственности к близкому родственнику Б. не свидетельствуют о наличии оснований считать, что между Б.. и собственником, который является его сыном, отсутствуют семейные отношения в связи с отсутствием совместного проживания, либо они прекращены. При этом следует учитывать, что данное обстоятельство от воли Б. не зависит.

Исследованными по делу доказательствами подтверждена обоснованность выводов суда об отсутствии истцов нуждаемости в жилом помещении. Несмотря на отсутствие в настоящее время в собственности иного жилого помещения, они сохраняет свое право пользования прежним жилым помещением площадью 86,8 кв.м., что свидетельствует об их обеспеченности жилой площадью выше учетной нормы, принятой на территории Грайворонского городского округа - 15 кв.м. площади жилого помещения на одного человека.

Судебная коллегия не согласиться с данными выводами суда апелляционной инстанции не имеет оснований, поскольку они основаны на тщательной оценке всех установленных по делу обстоятельств, при правильном применении норм материального и процессуального права.

Изложенные кассатором доводы являлись предметом исследования судебных инстанций, по существу сводятся к несогласию с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене решения суда и определения судебной коллегии являться не могут, так как в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам

определила:

решение Грайворонского районного суда Белгородской области от 10 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 18 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1, ФИО2 – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: