ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-2167/20 от 26.03.2020 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

№ 88-2167/2020

13-2236/2019

ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

26 марта 2020 года город Владивосток

Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Старовойт Р.К., изучив гражданское дело по заявлению представителя Министерства по делам молодежи и социальным коммуникациям Республики Саха (Якутия) об изменении способа и порядка исполнения решения суда,

по кассационной жалобе, дополнительной кассационной жалобе ФИО1 на определение Якутского городского суда от 20 сентября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 18 ноября 2019 года об изменении способа и порядка исполнения решения суда,

У С Т А Н О В И Л:

Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 12 апреля 2006 года признан незаконным отказ Министерства по молодежной политике Республики Саха (Якутия) в постановке ФИО1 и ФИО2 на учет по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. На Министерство по молодежной политике Республике Саха (Якутия) и Потребительский жилищно-строительный кооператив «Молодежные жилые комплексы Республики Саха (Якутия)» возложена обязанность поставить ФИО1 и ФИО2 на учет по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

09 сентября 2019 года представитель Министерства по делам молодежи и социальным коммуникациям Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением об изменении способа и порядка исполнения решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 12 апреля 2006 года, в обоснование, указав, что в связи с отсутствием надлежащего должника и соответствующей программы единственным способом исполнения решения суда является возложение на Министерство по делам молодежи и социальным коммуникациям Республики Саха (Якутия) обязанности по выплате семье А-ных денежных средств, исходя из расчета по действующему Порядку предоставления молодым семьям социальных выплат о формирования списков молодых семей, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, утвержденному постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 11.04.2018 № 100, в рамках реализации государственной программы Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2018-2022 годы», утвержденной Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 25.10.2017 № 2165, в размере 1 887 845 рублей.

Определением Якутского городского суда от 20 сентября 2019 года заявление представителя Министерства по делам молодежи и социальным коммуникациям Республики Саха (Якутия) об изменении способа и порядка исполнения решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 12 апреля 2006 года удовлетворено. На должника Министерство по делам молодежи и социальным коммуникациям Республики Саха (Якутия) возложена обязанность произвести в пользу ФИО1, ФИО2 в установленные действующими нормативными правовыми актами порядке и сроки выплату денежных средств в размере 2 202 486 руб. 30 коп.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 18 ноября 2019 года определение Якутского городского суда от 20 сентября 2019 года оставлено без изменения, частная жалоба ФИО1 – без удовлетворения.

В кассационной жалобе и дополнительной кассационной жалобе ФИО1 просит отменить определение Якутского городского суда от 20 сентября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 18 ноября 2019 года, принять новое решение по делу. В доводах кассационной жалобы ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам, установленным по делу, применение нормативного правового акта, не подлежащего применению, нарушение процессуальных норм в связи рассмотрением заявления в отсутствие ФИО2 Полагает, что определение принято без учета позиции Европейского Суда по правам человека, изложенной в Постановлении от 08.02.2018. Соглашаясь с изменением способа исполнения решения суда на выплату денежных средств, выражает несогласие с размером суммы определенной судом.

В соответствии с пунктом 10 статьи 379.5 ГП РФ кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу судебные приказы, решения мировых судей и апелляционные определения районных судов, определения мировых судей, районных судов, гарнизонных военных судов и вынесенные по результатам их обжалования определения, решения и определения судов первой и апелляционной инстанций, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.

Проверив материалы дела, изучив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции полагает кассационную жалобу ФИО1 обоснованной, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 18 ноября 2019 года подлежащим отмене с направлением дела в целях процессуальной экономии на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Согласно статье 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такого рода нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела.

В силу ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

Удовлетворяя заявление представителя Министерства по делам молодежи и социальным коммуникациям Республики Саха (Якутия) об изменении способа и порядка исполнения решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 12 апреля 2006 года, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 203 ГПК РФ, исходил из того, что указанное решение суда не исполнено до настоящего времени, Министерство по молодежной политике Республики Саха (Якутия) реорганизовано в Министерство по делам молодежи и социальным коммуникациям Республики Саха (Якутия), действие федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 и подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы прекращено. Определяя размер суммы, подлежащей выплате истцам, суд исходил из условий действующей в настоящее время федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050.

С указанными выводами суда первой инстанции согласилась судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия).

Между тем, при разрешении вопроса об изменении способа исполнения решения, судом первой инстанции применен не подлежащий применению нормативный правовой акт, регулирующий вопросы обеспечения жильем молодых семей, путем предоставления социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, и не применен подлежащий применению нормативный правовой акт.

Решением Якутского городского суда от 12.04.2006 установлено, что ФИО1 в 2003 году была включена в списки молодых семей профсоюзного комитета Станции скорой медицинской помощи г. Якутска, в 2004 году она обратилась в Министерство по молодежной политике Республики Саха (Якутия) с заявлением о выделении кредита на приобретение квартиры и постановке на учет для получения сертификата на субсидию по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Также судом установлено, что семья А-ных являлась малообеспеченной, нуждающейся в улучшении жилищных условий, возраст супругов и ребенка на момент обращения с заявлением соответствовал критериям молодой семьи по указанной подпрограмме.

Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 N 675 (ред. от 15.12.2010) «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002 - 2010 годы» определен механизм реализации подпрограммы как оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат.

Расчет размера социальной выплаты производился исходя из нормы общей площади жилого помещения, установленной для семей разной численности, количества членов молодой семьи и норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по соответствующему муниципальному образованию, в котором молодая семья состоит на учете в качестве участника подпрограммы. Норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по муниципальному образованию устанавливается органом местного самоуправления, но этот норматив не должен превышать среднюю рыночную стоимость 1 кв. м общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, определяемую уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Размер общей площади жилого помещения, с учетом которой определяется размер социальной выплаты, составляет для семьи численностью 3 и более человек, включающей помимо молодых супругов 1 и более детей (либо семьи, состоящей из 1 молодого родителя и 2 и более детей), - по 18 кв. м на каждого члена семьи.

Размер социальной выплаты составляет не менее 40 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями подпрограммы, - для молодых семей, имеющих 1 ребенка и более, а также для неполных молодых семей, состоящих из 1 молодого родителя и 1 ребенка и более (далее - неполные молодые семьи).

Аналогичные положения были закреплены в Правилах предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы», утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 N 285.

Так в соответствии с подпунктом «б» пункта 9 Правил социальная выплата предоставляется в размере не менее 40 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с настоящими Правилами, - для молодых семей, имеющих 1 ребенка и более, а также для неполных молодых семей, состоящих из 1 молодого родителя и 1 ребенка и более.

Расчет размера социальной выплаты производится исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности, количества членов молодой семьи - участницы подпрограммы и норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по муниципальному образованию, в котором молодая семья включена в список участников подпрограммы. Норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по муниципальному образованию для расчета размера социальной выплаты устанавливается органом местного самоуправления, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, определяемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п.10).

Размер общей площади жилого помещения, с учетом которой определяется размер социальной выплаты, составляет для семьи численностью 3 и более человек, включающей помимо молодых супругов 1 и более детей (либо семьи, состоящей из 1 молодого родителя и 2 и более детей) - по 18 кв. м на 1 человека (п.11).

Расчетная (средняя) стоимость жилья, используемая при расчете размера социальной выплаты, определяется по формуле: СтЖ = Н x РЖ, где: СтЖ - расчетная (средняя) стоимость жилья, используемая при расчете размера социальной выплаты; Н - норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по муниципальному образованию, определяемый в соответствии с требованиями, установленными в пункте 10 настоящих Правил; РЖ - размер общей площади жилого помещения, определяемый в соответствии с пунктом 11 настоящих Правил.

При определении размера социальной выплаты, подлежащей взысканию в пользу истцов, суд сослался на необходимость исчисления ее размера по действующей в настоящее время государственной программе Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050, государственной программе Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2018-2020 годы».

В соответствии с подпунктом «б» пункта 10 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 социальная выплата предоставляется в размере не менее 35 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с настоящими Правилами, - для молодых семей, имеющих одного ребенка или более, а также для неполных молодых семей, состоящих из одного молодого родителя и одного ребенка или более.

Расчет размера социальной выплаты производится исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного в соответствии с пунктом 15 настоящих Правил, количества членов молодой семьи - участницы мероприятий ведомственной целевой программы и норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по муниципальному образованию, в котором молодая семья включена в список участников мероприятий ведомственной целевой программы. Норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по муниципальному образованию для расчета размера социальной выплаты устанавливается органом местного самоуправления, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, определяемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (п. 13).

Размер общей площади жилого помещения, с учетом которого определяется размер социальной выплаты, составляет для семьи, состоящей из 3 или более человек, включающей помимо молодых супругов одного ребенка или более (либо семьи, состоящей из одного молодого родителя и 2 или более детей), - по 18 кв. метров на одного человека (п.п. «б» п. 15).

Таким образом, Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050, определяют размер социальной выплаты для приобретения жилья молодым семьям не менее 35 процентов от расчетной (средней) стоимости жилья, а Правила, утвержденные постановлением Правительства от 17.09.2001 № 675, определяли социальную выплату в размере не менее 40 процентов от расчетной (средней) стоимости жилья.

Государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050, а также государственная программа Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2018-2020 годы» не содержат в себе специальных положений, позволяющих распространить их применение к правоотношениям, возникшим до их принятия.

В силу ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 настоящего Кодекса.

Таким образом, прекращение с 01 января 2011 года действия федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы не является основанием для расчета размера социальной выплаты в порядке, предусмотренном Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 N 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» судам необходимо учитывать, что по смыслу статьи 327 ГПК РФ повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.

Приведенные разъяснения Верховного Суда Российской Федерации не были приняты во внимание судом апелляционной инстанции, допущенное Якутским городским судом неправильное применение норм материального права, выразившееся в применении при расчете размера социальной выплаты нормативного акта, не подлежащего применению, не было устранено судом апелляционной инстанции.

Вместе с тем, довод кассационной жалобы ФИО1 о том, что при расчете размера социальной выплаты суду следовало исходить из 100% размера средней стоимости жилья, поскольку Правилами определен только нижний предел социальной выплаты, судом кассационной инстанции отклоняется как не основанный на нормах закона. Федеральной целевой программой «Жилище» на 2002 - 2010 годы (Раздел VI «Механизм реализации подпрограммы») определена не только социальная выплата молодой семье в размере 40% от средней стоимости жилья, но и другое условие получения социальной выплаты - наличие у молодой семьи дополнительных средств - собственных средств или средств ипотечного жилищного кредита или займа, необходимых для оплаты приобретаемого жилого помещения.

В соответствии с п. 10 указанных Правил норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по муниципальному образованию для расчета размера социальной выплаты устанавливается органом местного самоуправления, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, определяемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При таких обстоятельствах довод кассационной жалобы ФИО1 о необходимости использования при расчете стоимости одного квадратного метра жилья, установленной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 21.06.2019 № 353/пр, также не основан на положениях указанных Правил, подлежащих применению к возникшим правоотношениям.

При изложенных обстоятельствах, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального права, не устраненные судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия), являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов сторон, в связи с чем, исходя из принципа процессуальной экономии, апелляционное определение подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

При новом рассмотрении суду апелляционной инстанции необходимо учесть изложенное, устранить отмеченные нарушения, правильно определить юридически значимые обстоятельства по делу, рассмотреть дело с соблюдением норм материального и процессуального права.

Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 18 ноября 2019 года отменить.

Направить гражданское дело по заявлению представителя Министерства по делам молодежи и социальным коммуникациям Республики Саха (Якутия) об изменении способа и порядка исполнения решения Якутского городского суда от 12 апреля 2006 года в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) на новое рассмотрение.

Судья